февраль 2019
Интервью с поэтом
Анастасией Нестеровой
Беседу вела Катерина Вендилло
Анастасия - Лауреат XX Межрегионального фестиваля бардовской песни "Песня, гитара и я" - 2018 (г. Казань) в номинации "Поэтический конкурс" и арт-фестиваля для молодёжи с инвалидностью "Творчество без ограничений" в номинации "Литература" — 2016. Автор сборника стихотворений "Не уходи из-под ног, земля".

Мы поговорили о первом детском стихотворении, идеале, о менеджерах и гламурных дивах, силе слова, отношении к поэзии сегодня и о многом другом

— Вы помните свое первое стихотворение? Как оно родилось? Оно Вас удивило?
С моим первым стихотворением связана трогательная история из детства. Мне было семь лет. В то время я, как, наверное, многие дети, мечтала о возможности завести дома котёнка. Тогда это не представлялось возможным, но ни о чём другом я не могла мечтать с той же силой. Незадолго до 8 марта мама приоткрыла мне завесу тайны, сообщив, что на праздник мне подарят-таки долгожданного четвероногого друга.

Открыв глаза на следующее утро, я обнаружила сидящего на своей подушке котёнка. Точнее, кошечку. Такую прелестную, что меня ни на секунду не расстроило то, что она была лишь мягкой игрушкой. Белоснежная пушистая шёрстка, голубые глаза, бархатный розовый носик, соломенная шляпка с цветами на голове — словом, вся такая девочка-девочка. Я так эту игрушечную кошку полюбила, что, даже укладываясь вечером спать, с нею не расставалась.

Собственно, моё первое стихотворение, написанное на третий день нашей дружбы, и было посвящено ей. Из шести строк в нём были зарифмованы всего две, но именно тот день и тот неумелый стих «про белую кису» стал отправной точкой в моей увлечённости поэзией.

Эта игрушка, однажды вдохновившая меня маленькую, до сих пор цела и невредима, осталась такой же белоснежной и очаровательной. У неё даже имя есть — Аманда (почему-то в юном возрасте я решительно не признавала русских имён и кличек, поэтому кошечка стала иностранкой). Вряд ли решусь когда-либо выбросить её, это ведь не только частичка моего детства, но и напоминание о стихотворном дебюте, состоявшемся — страшно сказать! — 20 лет назад…
— В аннотации к сборнику «Не уходи из-под ног, земля» говорится об «идеальных» поэтах. Что для Вас идеал? Соотносится ли Ваш – с навязанным сегодня?
Человек, имеющий те или иные проблемы со здоровьем — это противоречие общественному идеалу. Такое же противоречие олицетворяют не слишком успешные, или, например,
недостаточно привлекательные с точки зрения «стандартов красоты» (Боже, кто их придумал?..) люди. Огромная часть общества считает, что все они не живут, а лишь борются за возможность жить «как все».
Понятие «идеал» в принципе весьма неопределённое. А в творчестве — и подавно. Лично у меня представления об идеальных поэтах, как такового, нет. Я с интересом читаю разных авторов, даже использующих в своих стихах ненормативную лексику или нелюбимые многими борцами за чистоту нашего родного языка англицизмы. Всё это может быть интересным при правильной подаче. И имеет право на существование. Нравятся мне и стихи, несовершенные ритмически, если содержание берёт за душу…

Говоря в аннотации книги о некоем идеале, я имела в виду то, с чем на протяжении всей жизни, будучи человеком, мягко говоря, не вполне здоровым, сталкиваюсь сама — с заблуждениями. Поясню: люди свято уверены в том, что тот, кто чуть менее здоров, не способен проживать обычную человеческую жизнь — с приятными моментами и горем, обретением друзей и их потерей, романтическими
отношениями, расставаниями, проблемами и победами…

Всё это, по мнению общества, у таких людей может быть только а) в Интернете; б) в фантазиях. Но не в жизни, нет. Человек, имеющий те или иные проблемы со здоровьем — это противоречие общественному идеалу. Такое же противоречие олицетворяют не слишком успешные, или, например,
недостаточно привлекательные с точки зрения «стандартов красоты» (Боже, кто их придумал?..) люди. Огромная часть общества считает, что все они не живут, а лишь борются за возможность жить «как все». Вечно борются с трудностями.

Я не считаю себя борцом. Я просто живу и занимаюсь тем, чем хотела заниматься всегда. И считаю главным именно это, а не трудности. Когда писала аннотацию, честно говоря, ожидала вопросов в духе «Зачем ты пытаешься кому-то доказать, что все равны? Это же бесполезно». Но на самом деле я не
доказать что-то хочу, а ПОКАЗАТЬ, насколько глубоки заблуждения тех, кто придерживается вышеописанных стереотипов. Я не берусь кого-то переубеждать, но и не хочу, чтобы стереотипы эти множились. Искоренить их полностью, конечно же, не получится. Но два прежде незнакомых со мной
человека, прочитав книгу, признались мне, что полностью изменили свою точку зрения, сняли шоры с глаз. Это — маленькая, но настоящая победа. Меня услышали. И, что важно, поняли правильно.
— Каково быть поэтом в современном обществе менеджеров, гламурных див и высокомерных умников? Получается ли положительно выделяться? Не сложно ли себя не потерять?
Массовый интерес к поэзии в последнее ощутимо возрос. Люди инстинктивно тянутся к чему-то разумному, доброму и вечному, отказываясь от навязанных когда-то ценностей. Это очень приятно видеть.
На мой взгляд, в большей степени нелегко сегодня именно этим менеджерам, гламурным дивам и умникам — слишком много появилось поэтов, художников, музыкантов и прочих творческих людей — настолько талантливых и незаурядных, что на их фоне все эти псевдояркие «герои нашего времени» немножечко меркнут.

Массовый интерес к поэзии в последнее ощутимо возрос. Люди инстинктивно тянутся к чему-то разумному, доброму и вечному, отказываясь от навязанных когда-то ценностей. Это очень приятно видеть. Оттого и стали вновь популярными поэтические вечера, квартирники, творческие фестивали и форумы. И хотя я крайне редко бываю на подобных мероприятиях, знаю, что атмосфера там очень живая и тёплая. Там воздух раскаляется и пульсирует, переполненный меткими, бьющими в самое сердце словами из уст молодых творцов.
Потерять себя, когда вокруг так много таких же, как ты сам, дышащих с тобой в унисон, просто невозможно. А вот обрести для себя можно очень многое. Например, уверенность в том, что ты не один. В том, что поэзия не умерла, а сегодня существуют-таки новые Есенины, Ахматовы, Окуджавы и Высоцкие. Просто в мире, во главе которого пока ещё стоят три П: попса, пафос и пиар, им, далёким от этой мишуры, труднее быть замеченными и оценёнными по достоинству.
— Какие пять книг произвели на Вас наибольшее впечатление за последнее время и почему? Есть ли книги, которые кардинально поменяли Вашу жизнь или мировоззрение?
Книги — одно из основных моих увлечений, но заявлять о том, что какая-то из них в корне изменила мою жизнь, я бы не стала. По крайней мере, пока. Может быть, в мои руки ещё не попала та самая книга, после прочтения которой я бы иначе ответила на этот вопрос… Но топ-5 книг, которые в разное время произвели на меня сильное впечатление, я готова назвать:

Первая — «Прогулки с Бродским» Елены Якович. Не стесняюсь признаться в том, что неровно дышу к стихам Иосифа Александровича. А вот он, умело жонглируя словами, как мячиками, кажется, стесняется своего таланта, снисходительно называя собственноручно написанные строки «стишками». В этой книге, состоящей из записанных на диктофон интервью, можно заметить все его любимые словечки и речевые обороты. Создаётся ощущение, будто в самом деле говоришь с поэтом, слышишь его ответы на свои вопросы. Это ошеломляет и завораживает.

Сборник стихов молодой поэтессы Али Кудряшевой «Иногда корабли» я прочла не так давно, несмотря на то, что за творчеством этой девушки слежу уже несколько лет. Подкупает очень простой, лишённый морализаторства слог, которым она повествует о самом важном — милосердии, дружбе,
быстротечности жизни…

А несколько лет назад я случайно наткнулась на книгу «Монолог» Игоря Талькова. Многое из того, чем жил и о чём пел этот человек, близко мне. И для меня он не столько лирический певец, сколько неравнодушный талантливый
человек. О его неравнодушии к судьбам обычных людей свидетельствуют и цитаты из личного дневника, приведённые в книге, и тексты песен, и воспоминания его родных. Книга с новой стороны открыла для меня музыканта, к песням которого я всегда обращаюсь в те моменты, когда необходимо привести в порядок мысли.

Считаю нужным упомянуть в этом маленьком хит-параде и классические произведения. Роман «Мастер и Маргарита» М. Булгакова я впервые прочла в 18 лет. Считаю, что в более раннем возрасте не оценила бы его —многие нюансы (в числе которых и концепция «роман в романе») могут ускользнуть от
беглого взгляда юного читателя. Эта история мной неоднократно перечитана и пересмотрена (многосерийный фильм, снятый Владимиром Бортко, божественен!). Уже несколько лет пишу цикл собственных стихов по мотивам
«МиМ». Эмоции, возникшие при первом прочтении, не отпускают до сих пор.

В старшие школьные годы я взялась было за роман «Доктор Живаго» Б. Пастернака, но тогда он мне, как говорят тинейджеры, «не зашёл». Вероятно, из-за затронутой в нём темы Октябрьской революции. Признаюсь, на тот момент я не любила историю. Совсем. Поэтому, заметив в художественной книге хотя бы мимолётное упоминание исторических событий,
спешно прекращала чтение. Вернувшись к «Доктору Живаго» уже в период студенчества (тогда моё отношение к истории изменилось благодаря замечательным преподавателям, да и банальное взросление никто не отменял), я восприняла его иначе. И очень полюбила.
Считаю, что каждая книга должна быть прочитана человеком в своё время. Если в конкретный период времени какая-либо книга решительно не воспринимается, то не следует, наверное, читать её, преодолевая себя. Лучше отложить чтиво и подождать. Год, два… Вполне возможно, кстати, что оно и спустя время никак не откликнется внутри. Так бывает. Так бывало и у меня. Книги, как и люди, очень разные. И в их многообразии всегда можно найти что-то до дрожи своё.
— Чем для Вас стали поэтические конкурсы? Что на них сложнее всего? Какова атмосфера?
«Твои стихи должны слышать. Их должны читать. У них есть крылья, они летать хотят! Дай им полететь».
Сейчас скажу такую банальность, прямо б-р-р-р! Но скажу. Благодаря конкурсам я смогла заявить о себе и обрести единомышленников. Очень долгое время я писала «в стол». Единственным «окном в мир» для моих стихов был некогда популярный сайт Стихи.ру. Большинство пользователей этого интернет-ресурса — люди старшего поколения, как правило, ощущающие себя не вполне уютно в виртуальном пространстве. Посему размещаемые там стихотворения (это отмечаю не только я, но и многие другие авторы) крайне редко получают какой-либо отклик. На страницах не ведутся дискуссии, даже рецензии на произведения пишутся будто бы в никуда. А для молодого творческого человека особенно важен контакт с аудиторией, важна обратная связь.
В том, что участие в конкурсах может стать отличным способом получения этой самой обратной связи, меня в далёком 2013 году убедил человек, с помощью которого я смогла достичь одной из своих творческих целей — научиться играть на гитаре. Во время занятий мы ещё и много говорили. И он всегда каким-то удивительным образом безошибочно меня чувствовал и понимал. Поэтому я не слишком удивилась, когда посреди очередного разговора он вдруг спросил: «А ты стихи не пишешь случайно? Что-то мне подсказывает, что пишешь…». В общем, прочтя на следующей встрече несколько моих стихотворений, он сказал мне нечто, что по сей день не выходит из головы, ибо ничего более трепетного мне по сей день, пожалуй, не говорили. А именно: «Твои стихи должны слышать. Их должны читать. У них есть крылья, они летать хотят! Дай им полететь».

И буквально через несколько недель я почти случайно нахожу в Сети информацию о поэтическом конкурсе «Золотая строфа». Расценив эту случайность, как знак, подаю заявку. Призовое место в этом состязании поэтов я не заняла, но стала лауреатом. А через некоторое время педагог предложил мне положить на музыку именно то стихотворение, которое было отправлено мною на конкурс (причём, об этом он узнал только после создания песни). Символично получилось…

С тех пор я часто отпускала свои стихи в свободный полёт. Продолжаю это делать и сейчас. Не ради наград, но ради откликов читателей. Их бы тоже не было без многократного участия в конкурсах.
Мне нравится читать и слышать отзывы о своих стихах (как хвалебные, так и критикующие). А особенно я ценю те письма и комментарии, в которых читатели рассказывают свои истории, как-то перекликающиеся с моими строчками. Не передать словами, как ценно то, что люди из разных уголков мира делятся чем-то сокровенным, не будучи со мной знакомыми. Каждое такое откровение я храню в специально отведённом уголочке сердца. Мне важны чувства и мысли тех, кто меня читает. Точно так же, как им важно то, что чувствую я.
— Насколько сильно для Вас слово? Бывали ли ситуации, когда слово ранило почти физически или, наоборот, возвышало?
Но порой от слов и вправду бывает невыносимо больно. Боль эта физическая, вполне реальная и осязаемая. Она может годами изнутри тебя тихонечко есть, как червяк яблоко, а может и в секунду на части разорвать.
Да, мне знакомы подобные переживания. Я кинестетик, весь мир воспринимаю исключительно через призму физических ощущений. И слова тоже. Чаще они отзываются во мне чем-то приятным, радуя или заставляя задуматься и поставить на паузу привычную суету. Но порой от слов и вправду бывает невыносимо больно. И в такие моменты болит не то, что мы привыкли называть душой. Боль эта физическая, вполне реальная и осязаемая. Она может годами изнутри тебя тихонечко есть, как червяк яблоко, а может и в секунду на части разорвать.

Слово — невероятно сильное оружие. А с любым оружием надо уметь обращаться. Многие этого не умеют, но это и не та наука, которой можно в сжатые сроки овладеть, как профессией в институте. Я, например, тоже не умею правильно обращаться со словом, хотя именно с ним связана вся моя сознательная жизнь. И лишнее иногда говорю, и молчу тогда, когда надо бы высказаться… И не успеваю порой сказать что-то важное, откладывая на «потом». А «потом», по закону жанра, уже и не случается. Надеюсь, что впереди у меня ещё достаточное количество лет для того, чтобы научиться более разумному отношению к словам — и услышанным, и произнесённым.
Слово — невероятно сильное оружие. А с любым оружием надо уметь обращаться. Многие этого не умеют, но это и не та наука, которой можно в сжатые сроки овладеть, как профессией в институте.
— Эмоция грусти встречается в Ваших стихах наиболее часто. Вы печальный человек? Что может Вас порадовать?
Мне, как всякому нормальному человеку, свойственны любые эмоции. Не могу быть ни однозначно грустной, ни однозначно позитивной. Но порой использую печаль или угрюмость в качестве «маски» в общении с теми, с кем не могу быть искренней. Общество устроено так, что печальных и недовольных не любят, с ними не хотят общаться. Поэтому как только я вхожу в образ грустного и необщительного человека, те, с кем я не желаю контактировать, отстраняются от меня сами. Это удобно, хотя и тяжеловато порой.

А от тех, кто знает меня настоящую, я часто слышу реплики вроде: «Ты вообще когда-нибудь расстраиваешься?!», «Я видел тебя только смеющейся или с улыбкой, а вот как плачешь или хмуришься — ни разу…», «Ну, а ты, как всегда,
хохочешь!». У меня не получается грустить, когда я среди тех, с кем можно оставаться собой. Даже если мне в эти моменты действительно грустно, я могу искренне улыбаться и шутить, потому что со «своими» людьми всегда ощущаю себя комфортно и спокойно. И даже если они вдруг заметят на моих глазах слёзы, то непременно поймут и утешат, а не отмахнутся.

Но грусть в стихах — это отражение моего реального состояния в определённые моменты жизни. В творчестве маски неуместны, поэтому, говоря стихами, я стараюсь быть честной. В моей книге «Не уходи из-под ног, земля» собраны
стихи, написанные с период с 2013-го по 2018-й год. Разумеется, в течение пяти лет меня не раз что-то расстраивало, выбивало из колеи или причиняло мне боль.

В одной из песен С. Сургановой есть строчка: «…И переплавить боль бессмыслицы в строку. Да, я смогу». Так вот, лучше и вправду «переплавить» свою боль в стихотворные строки, нежели копить её внутри себя или делать вид, что ты этакий неуязвимый Ахиллес, которого ничто никогда не ранит. Все мы люди, всех нас что-то ранит, не нужно это отрицать.

А радости мои довольно-таки бесхитростны. Например, прогулки по историческому центру Москвы. Очень люблю старый Арбат, Остоженку с Пречистенкой, Чистые и Патриаршие пруды… Предпочитаю гулять в дневное время — тогда есть возможность рассмотреть архитектуру этих мест в
естественном свете. Визит в абсолютно любой театр также считаю огромным счастьем. А ещё люблю ходить в музеи, особенно в персонифицированные.

Встречам с дорогими моему сердцу людьми тоже искренне радуюсь. И новым знакомствам — они часто оказываются очень приятными.
— О чем чаще всего хочется писать? Сочетания слов рождаются сами по себе или появляются в ответ на какие-то события, несправедливость, красоту?
Чаще всего — сами по себе. И строки рождаются даже тогда, когда я занимаюсь чем-то обыденным. Поэтому всегда ношу с собой смартфон или обычный блокнот, чтобы успеть записать то, что пришло в голову. А любимой темы для творчества у меня нет. Мне проще назвать нелюбимую — не слишком люблю писать о природе.
— Ваше любимое собственное четверостишие о любви? Ненависти? Счастье? Баловстве? Природе?
О любви:
«…В изголовье её кровати лежит до сих пор
Отпечаток его сожжённого солнцем плеча —
Нестираемый и несмываемый (как позор,
За который теперь ей пожизненно отвечать
Перед Богом и перед увязшей во тьме собой),
На усталых плечах, как невидимый крест, влача
Обезглавленную и расхристанную любовь,
Что лежит на подушке, как Каинова печать.»;

О ненависти:
…Второсортной актрисой дешёвенького кино
C будоражащим мысли значком "18+",
Я, повесив на шею камень, иду на дно,
Закрываю глаза и солёной водой давлюсь.
Второсортной актрисой, которую не берут
Ни в Большой, ни в La Scala, ни в провинциальный ТЮЗ,
Я в валюту перевожу свой актёрский труд
В непотребном кино со значком "18+».»;

О счастье:
«…Замри, как в далёком детстве, когда мы иными были,
Когда мир казался ярким, как мыльные пузыри,
Когда мы могли услышать, как ветер листву колышет
И шепчет, срывая голос: "Замри…»»;

О баловстве:
«И даже через сотню лет у напрочь поседевшей Клары
Бессовестный воришка Карл нет-нет да украдёт кораллы,
Не зная, что она давно (так как хитрей его вдвойне)
Стащила и сдала в ломбард его потрёпанный кларнет.»;

О природе:
«Жар-птицей в распахнутое окно,
Смеясь и сверкая, влетает Осень,
И я ей, как самой желанной гостье,
В раскрытых ладонях несу пшено.
Мы с нею беседуем о былом,
С минувших событий снимаем слепки,
И, словно соскучившись, Осень крепко
Меня прижимает к себе крылом.».
— Чего не хватает современному человеку? Что бы Вы поменяли в умах, если бы могли?
Если честно, не люблю рассуждать в сослагательном наклонении. Да и что-то менять в чужих умах вряд ли стала бы. Я не Бог, не мессия. Я обычный человек, который в течение своей пока ещё не слишком длинной жизни уже совершил
много-много чудовищных ошибок. Да и в будущем я ещё не раз ошибусь в чём-либо. Поэтому не мне перекраивать чужие умы.

А современному человеку, на мой взгляд, не хватает лишь одного — тепла. Мы часто боимся делиться им друг с другом, боимся быть не согретыми в ответ… Мне бы очень хотелось, чтобы люди не скупились на тепло. Его отсутствие — это главная причина всех человеческих несчастий.
Другие публикации, которые могут быть Вам интересны: