ноябрь 2016
Интервью с композитором Евгением Соколовским
Беседу вела: Катерина Вендилло
Евгений Соколовский — пианист, исполнитель, композитор, выпускник РАМ им. Гнесиных, автор ярких произведений и аранжировок для фортепиано, которые неоднократно использовались для открытия и оформления торжественных церемоний, таких как, например, 37-й Московский Международный Кинофестиваль «Мегаполис», фестиваль искусств «Славянский Базар» и многочисленных ледовых шоу, самым ярким из которых было шоу «Одинокое сердце — год до XXII Олимпийских игр Сочи 2014».

Высокий профессионализм и эмоциональность выступлений Евгения покорил не только российских слушателей, его музыку узнают и любят в Европе и Азии. Это интервью - возможность познакомиться с Евгением поближе.
~
— Евгений, Вы из семьи музыкантов?
В моей семье нет профессиональных музыкантов. Я первый, кто начал заниматься музыкой, хотя все в семье имеют музыкальный слух. Старший брат хорошо поет и неплохо играет на гитаре и барабанах. Меня, если можно так сказать, музыка схватила с самого детства и повела за собой. Лет с 2-3 я мечтал играть на пианино, но начал заниматься в 11.
— Какое у Вас самое яркое первое впечатление, связанное с музыкой в семье?
Когда мне купили инструмент.
— Занимались ли с Вами родители?
Иногда отец садился рядом и контролировал процесс. Так как он не знал нот, он пытался вникнуть. Занятия проходили с ним в таком формате: например, сыграть пять раз чисто и без помарок, если ошибусь — ещё пять раз:)
— Вы были прилежным учеником, или Вас скорее тянуло, к примеру, во двор, играть в футбол?
К музыкальной школе я относился с уважением. Всё делал и учил. Здесь у меня был личный интерес. Но и про футбол во дворе я не забывал, мы с ребятами могли играть часами.
— Почему Вы пошли в Гнесинку?
Мне нравится этот ВУЗ. В нём какая-то особая энергетика. Ну и, что немаловажно, в нём преподает мой профессор Вера Борисовна Носина,
к которой я очень хотел поступить и поступил.
— Легко ли было учиться?
По-разному. Что -то давалось легко, что -то не очень. Но в целом интересно. Пять лет пролетели на одном дыхании.
Клип «Время»
— Почему именно фортепиано? Играете ли Вы на других музыкальных инструментах, чьё звучание Вам приятно?
У меня с детства была мечта играть на фортепиано. Немного умею играть на гитаре, но это бывает очень редко. А на других инструментах, к сожалению, играть не умею. Но я не расстраиваюсь по этому поводу, сейчас в наше время на всех любимых инструментах можно поиграть в компьютере, используя миди клавиатуру.
— Когда и почему Вы начали писать музыку?
Музыку начал писать параллельно с обучением в музыкальной школе. Сначала это были просто пробы. Мне было интересно, что можно делать с инструментом, помимо игры по нотам. Потом это переросло в хобби. И теперь я этим занимаюсь профессионально.
— Почему Вы стали играть обработку классических произведений?
Еще в школе мне очень захотелось исполнить Вивальди «Времена года», но так как ноты есть только для скрипки и я нигде не мог найти переложение для фортепиано, то решил сделать своё. А дальше ещё одно. А потом меня этот процесс затянул.
Антониo Вивальди «Зима», обработка Евгения Соколовского
— Что для Вас важно в их аранжировке?
Современное звучание.
— В чём глобальная разница между аранжировкой и композицией?
Аранжировка — это как одежда. Можно одно и то же произведение «одеть» по-разному. А композиция — это создать произведение с нуля. Придумать мелодию, форму, гармонию и аранжировку.
— Как Вы сочиняете: по графику или по вдохновению?
Иногда по графику, когда нужно доделать произведение. Но чаще всего по вдохновению.
— Есть ли специальные способы, которые погружают Вас в состояние творческой продуктивности?
Да, это тишина. Чаще всего ночная.
— Какая историческая эпоха Вам ближе?
Если брать музыку, то барокко и романтизм. В равной степени.
«Стихия». Концерт в Твери, май 2016
— Не устают ли руки и плечи во время выступления? Бывают ли у музыкантов профессиональные недуги?
Нет. Руки могут уставать на начальной стадии обучения. А если руки устают, значит неправильная постановка. Потом у меня такая большая практика, что я часами могу играть. Недуги, наверное, бывают, пианисты часто переигрывают руки.
— Был ли у Вас кумир, некая ролевая модель в композиции?
Как таковых не было. Мне нравятся несколько, к тому же я у кого-то чему-то учусь.
— Вы интересуетесь современной классической музыкой? Есть ли сейчас выдающиеся имена? Не чувствуете ли Вы себя Ванессой Мэй с фортепиано?
Да интересуюсь. Есть очень известные имена, такие как Максим Мрвица, 2Cellos, Yanni, David Garrett. Мне очень нравится их творчество. Сходствос Ванессой Мэй, конечно, есть. Но меня от неё и других отличает то, что я делаю акцент на своей авторской музыке и совсем немного играю классические обработки. У них же наоборот, в основе классическая и популярная музыка.
Токката и Фуга ре минор, И.С.Бах, обработка Евгения Соколовского
— Что Вы слушаете, кроме классики?
Ханса Циммера, Эннио Марриконе, Эдуарда Артемьева и т.п. В основном это кино-музыка.
— Есть ли у Вас хобби?
Коллекционирую сувенирные монеты из разных стран и городов.
— В чем разница Ваших концертов и, например, концертов в залах консерватории?
Мои выступления отличаются современными аранжировками. Я смешиваю классическое звучание живых инструментов с синтезированными звуками.
— Что для Вас шоу? И считаете ли Вы, что создаёте продукт в этом жанре?
Это эмоционально-зрелищное действие. Да, я считаю, что не просто играю концерт, а делаю фортепианное шоу : это эмоциональное виртуозное исполнение, современные аранжировки, видео-проекции и подчеркивающий танец света. И это только начало, интересных идей очень много.
— Какие произведения Вы предпочитаете играть и почему? Репертуарные или малоизвестные?
На концертах я играю в основном свою музыку. И немного классических обработок. А для себя разную, и классику, и современную, по настроению.
«Дыхание земли», «Вальс Калейдоскоп», «Признание»
— О чем Вы думаете, когда Выходите на сцену?
О своём исполнении. Затем, когда уже играю, полностью погружаюсь в процесс и уже мало о чём думаю. Только музыка.
— Как отреагировали Ваши близкие и друзья на появление Вашей композиции на ледовых шоу олимпийских чемпионов? Каково было работать с государственным размахом?
По-разному. Кто-то очень восхищенно, кто-то спокойнее. Но все очень рады.
Работать было ответственно и очень интересно. Иногда сыграть одно произведение на таком мероприятии эмоционально сложнее, чем сыграть сольный концерт.
«Мегаполис», «Одинокое сердце», «Вальс», композитор -Евгений Соколовский
— Чего Вы ждёте от концерта в ЦДХ и что Вы готовите?
Я представляю в ЦДХ новую концертную программу «Генезис» — это новый формат звучания, фортепианная музыка нового времени, которую еще никто не слышал, в основе программы произведения, написанные мною в разные годы, и несколько любимых классических произведений.
— Была ли у Вас сложная публика? Какая она?
Сложной не было. Все всегда уходили под впечатлением.
— О чем Вы бы поговорили с Рахманиновым?
Наверное, о композиции, о приемах, техниках. Всегда было интересно, как писали свои произведения Великие мастера.
Другие интервью, которые могут быть Вам интересны: