25 ДЕКАБРЯ 2015 ГОДА
Интервью с художником-мультипликатором
Евгенией Жирковой
Беседу вела: Катерина Вендилло
Евгения Жиркова, художник-мультипликатор, ведущий аниматор проекта "Мульттерапия", студентка Экспериментального молодежного объдинения при киностудии Союзмультфильм, педагог.

В этом искреннем и красочном интервью мы говорим о том, как оживить пластилин, фетр и другие неодушевленные материалы, что общего у мультипликатора и актера, почему маленьким нам часто не нравились кукольные мультики, почему "Бонифаций" и "Чебурашка" - идеальные мультфильмы, где взять силы, чтобы пойти учиться не "куда положено", а туда, к чему лежит душа, на что сделали ставку создатели мультфильма "Ледяное сердце", что объединяет "Американского папу", "Южный парк", Творческое объединение "420", Филла и Олега Куваева, сколько секунд мультика в день может сделать аниматор, чем взрослый отличается от ребенка - и о многом-многом другом!
«— Чего в процессе создания мультика больше: творчества или рутины?
— Мне кажется, это рутина, но насквозь пропитанная творчеством.»
~
— Женя, для начала скажи, как ты себя определяешь? Как называется своя профессия и конкретно та деятельность, которой ты занимаешься? Проще говоря — кто ты?:)
Я художник-мультипликатор, это самое верное определение. Но параллельно я еще работаю с детьми как педагог и сейчас еще учусь режиссуре мультипликации. Если другими словами, то я оживляю персонажей и объекты, учу этому детей и сама продолжаю этому учиться.
— Здорово! Тебе с детства нравились мультфильмы? Желание пойти в эту профессию сформировалось уже тогда или позже?
Я с детства любила рисовать. Помню, как я в детстве посмотрела несколько передач по телевизору о том, как делаются мультфильмы. И потом сидела и смотрела «Красавицу и Чудовище». И разглядывая внимательнее любимый мульт, подумала: «Не дай бог такую работу... Все это рисовать». Я мечтала стать модельером.
— Как так вышло, что жизнь тебя развернула от модельера к мультипликатору? Ты пробовала учиться на другие профессии?
На модельера учиться я даже не пробовала. Я продолжала просто смотреть мультфильмы и рисовать, но при этом особенно не верила в свои силы. Потом поступила учиться на экономиста. Папа был этому очень рад (он до сих пор надеется, что я возобновлю обучение), а вот мама очень скептически отнеслась к этому решению. Однажды меня встретила мама моих подружек и спросила, где я, чем планирую заниматься, я ей рассказала про экономическое образование. Полчаса она мне говорила, что это полный бред и зачем мне это, если я рисую всю жизнь... Тогда я бросила колледж при МЭСИ и пошла в Лицей Анимационной Кинематорграфии.
— Было сложно решить не идти, где «перспективно» и куда «положено», а выбрать то, что действительно по душе? Так много тех, кто мечту задвигает за шкаф...
Как только я приняла решение идти учиться рисовать, все встало на свои места.
На тот момент у меня было что-то вроде подростковой депрессии. Мне было 16, и рисовала я тоже не очень много. Я почти не ходила в школу, мне было там как-то не по себе. Это был довольно трудный период моей жизни, потому что я ничего не хотела... И как только я приняла решение идти учиться рисовать, все встало на свои места. Несмотря на то, что уже на вступительных экзаменах я поняла, что не дотягиваю и рисую действительно очень плохо. Я была счастлива и понимала, что это мое. Поэтому это не было трудным решением. Оно скорее было простым.
— Есть что посоветовать тем, кто стоит перед выбором между нежеланным и желанным обучением?
Определить свои сильные стороны, составить список того, что действительно любишь и что делает тебя счастливым и использовать это в жизни как эмоциональный компас. Списки могут меняться и пополняться. Но когда думаешь, что не можешь чего-то делать, то стоит вспомнить, как сильно ты это любишь.
— Как тебе давалась учеба, было интересно учиться? Что было интереснее всего?
Я нашла прекрасных друзей, оказалась среди своих, несмотря на то, что я рисовала очень странно: мне было важно не думать об этом, а просто идти вперед вместе с ними. Сейчас я понимаю, что допускала много ошибок. В школе я не научилась самому главному: учиться учиться. Я училась плохо, по старой школьной традиции. Мне было трудно ошибаться и анализировать свои ошибки. Но тем не менее я как-то умудрялась расти и развиваться. Я начала более осознанно расти, когда благодаря своим друзьям попала в ученицы к Алле Михайловне Соловьевой.
— А в чем для тебя разница между учебой в школе и учебой у мастера?
Я думаю, что разница даже не во внешних обстоятельствах, а во внутренних. Вопрос в том, к чему ты готов и насколько ты хочешь учиться и выкладываться. В первом случае, в школе, я очень хотела учиться, но не понимала, куда себя деть, мне нужен был конкретный человек, который бы подсказал. Во втором случае этот человек появился и научил меня расти над собой, что-то переделывать, чтобы стать лучше, определять свои ошибки и прежде всего думать головой. Благодаря этому я смогла научиться у Аллы Михайловны анимации.
— У тебя не было желания заниматься рисованием, живописью? Хотелось именно оживлять картинки и рассказывать истории?
Я пошла учиться к Алле Михайловне кукольной анимации. Рисование оказалось все-таки не совсем моей фишкой. Поэтому и живопись, и рисунок остались в стороне. Я до сих пор ими плохо владею. То, что я рисую, если и несет какую-то ценность, то только то, что рисунок обладает эмоцией. Именно это оказалось важным в профессии аниматора. Передавать ощущение, эмоцию через движение. Как только я стала работать с куклами и пластилином, моя картина мира будто сложилась на еще один паззл. Я почувствовала, что вот — моё, то, что я, кажется, люблю делать больше всего в жизни.
Эмоция
— А куклы не обладают эмоциями? Как в кукольном мультике это передать?
Ещё как обладают! Эмоцию можно вселить даже в комок бесформенного пластилина. И это не просто абстрактный навык, есть конкретные инструменты, правила, приемы.
— Интересно, можешь привести пример? Как сделать комок пластилина счастливым или несчастным?
Тут, конечно, проще показать, чем рассказать. Но тем не менее, попробую. У движения есть несколько характеристик: скорость, ритм, траектория. Грустный объект никогда не будет двигаться быстро. А счастливый пластилин — это вообще тема для мультфильма, у него может быть множество состояний. Грусть — простая эмоция, а счастье — сложное состояние. Всё это люди прекрасно знают, чувствуют, но не осознают. Это рефлексы, биомеханика, психофизиология... В общем-то все то же, что изучают актеры в театральных вузах. Это же должны знать, изучать, чувствовать и мультипликаторы.
Бег
— То есть мультипликатор должен быть немного актером?
Да, это родственные профессии, мультипликатор на проекте — как актер на съемочной площадке. И актерское мастерство — одна из тех дисциплин, которые мы должны изучать
— С какими материалами и техниками ты чаще всего работаешь? Какие больше нравятся, какие меньше?
Долгое время работала с куклами, затем с пластилином. Пластилин, наверное, самое родное и близкое сердцу и рукам. Самый терпеливый, общительный, приятный материал. Пластилиновый персонаж много умеет, у него большие способности к трансформации и притом он очень приятно, харизматично выглядит, хочется его взять в руки.
Долгое время работая на студии Пилот, я убедилась, что наши художники

могут из пластилина сделать, что угодно!
Сейчас я начала изучать классическую рисованную анимацию, это непросто. Но рисунок тем не менее несет в себе невероятную выразительную мощь, две черточки могут стать чем угодно. Из анимационных техник, которые мне никак не даются и которые я не очень люблю — это компьютерная перекладка. Я уверена, что тут я несправедлива и что это мои лень и неумение приспособиться. Но мне трудно с этим работать, потому что я не могу потрогать этот объект. Есть аниматоры, которые, работая с графиками, могут создать анимационное движение, да так, что оно будет живым. Я очень плохо владею таким способом мышления, и, наверное, поэтому компьютерная анимация для меня - белое пятно.
— А где ты сейчас учишься? И зачем стараться работать в той технике, которая не нравится? Для расширения диапазона умений?
Сейчас я заканчиваю ГИТР и учусь в Экспериментальном Молодежном Объединении на студии Союзмультфильм. И там, и там я получаю специальность режиссера. Вот я тоже думаю, что, наверное, не стоит осваивать то, что пока не получается освоить. Если вдруг это будет нужно, я как-нибудь научусь. Но просто компьютерная анимация (3d анимация, компьютерная перекладка) — это та техника, в которой делаются все современные анимационные блокбастеры, а те техники, в которых я работаю (ручная перекладка, кукольная анимация) идеальны для авторской анимации
Учебный проект Евгении Жирковой на Союзмультфильме: «Девочка, Дракон и Папа»
— Кстати, считается, что дети больше любят рисованные мультики, чем кукольные, или это стереотип?
Кукольные мультфильмы и правда трудно воспринимаются детским глазом. Они не так сильно любят ощущение «фактуры». Многие дети говорят, что кукольные мультфильмы кажутся им «грязными». Но я думаю, тут дело не совсем в куклах. Если вспомнить «Чебурашку», «Варежку», если посмотреть современные зарубежные кукольные фильмы студии LAIKA или «Талантливый мистер Лис», то видно, что куклы — это особый мир. Просто у каждой техники свое место. Как и у детского/взрослого. Но вот чего не хватает на самом деле, так это подросткового.
Персонажи мультфильма
«Летающий мальчик»,
сделанные из фетра
— Действительно, почему у нас нет сериалов типа «американского папы» или «южного парка»? Они относятся к подростковым или к уже взрослой сатире?
Да, это скорее сатира. Есть такие ребята, ТО «420», они в принципе находятся в этой нише. А вот просто фильмов для подростков мало, пока не освоили.
— Ещё Олег Куваев на ум приходит и «Атомный лес».
Это всё - как раз попытки выйти на эту территорию, и на мой вкус (мне кажется, я прям вот их зритель) — очень удачные. Но этого пока мало.
— Расскажи по студии, в которых ты работала, где было приятней, где получился хороший опыт, что они тебе дали.
Я начала свой путь на студии Анимос, там было тепло и уютно, но почему-то настоящим домом мне стала студия Пилот. Я работала еще на разных студиях (на студии Пчела, Вгик-Дебют, на студии Шар). Анимационная студия — это классно, но такого единства кучи профессионалов я, наверное, нигде и никогда не чувствовала. Сейчас на студии Союзмультфильм я иногда чую отголоски этого ощущения.
— Есть ли у аниматора возможность работать самостоятельно, без вливания в коллектив студии?
Да, так часто и работают. Но я на 100% командный игрок.
— Расскажи, сколько в твоем арсенале мультфильмов?
На сайте аниматор.ру есть список, я боюсь всё не запомнить:) Мне повезло поработать с многими очень крутыми режиссерами. Когда ты работаешь как аниматор — это невероятное удовольствие. Ты часть команды, ты обладаешь определенной силой и готов выложиться полностью. Как у режиссера у меня 1,5 фильма. В какой-то момент я сильно захотела выйти из зоны комфорта и развиваться дальше. Странно, вроде как аниматор я на своем месте, я себя нашла. Но мне зачем-то нужно было попытаться что-то сделать самой. И хотя режиссер из меня пока не очень, я чувствую, что хочу этому учиться, что мне это нужно и важно.
— В чем для тебя разница между анимацией и режиссурой, что сложнее?
Когда ты аниматор, ты автор сцены. Когда ты режиссер, ты автор маленького мира.

Этот мир будет существовать в голове другого человека, только если

ты сможешь рассказать историю.
Аниматор как бы тоже рассказчик, и если перевести этот процесс на уровень рассказывания истории, то аниматор составляет предложение. Лаконичное, понятное, если нужно, искрометное, с каким нужно настроением. Перед ним и после него есть и другие предложения, все это должно соответствовать замыслу всего рассказа. А когда ты режиссер, перед тобой чистый лист. Ты сам устанавливаешь правила игры. И это невероятные ощущения! Но это тяжелее, ответственнее и больнее.
— Чего в процессе создания мультика больше — творчества или рутины?
Мне кажется, это рутина, но насквозь пропитанная творчеством.
— Как придумываются сюжеты? Приходит в голову идея, под которую создается контекст, или наоборот, от мелочи к общему?
Идея может зародиться в мыслях или в сердце из какой-то случайной детали. Или наоборот она можеет регулярно приходить, быть навязчивой. Я не знаю рецепта хорошей идеи. Сейчас я учусь тому, чтобы, пропуская через фильтр себя самые разные идеи, учиться делать из них анимационную историю. Мне пришла в голову идея, я должна начать рисовать ее как можно больше. Рисовать, о ком это, где это, кто куда пойдет. Кроме того, нужно все это записываться в словах. Другими словами, я должна написать сценарий и изобразить эскизы персонажей. Часто первые черновики вообще ничего общего не имеют с тем, что получилось в итоге.
— Есть ли у тебя в мультиках какая-то особая тема, которая тебя волнует и которую ты бы хотела показать? Вообще что важнее - как сделан мультик или о чем он говорит?
... говорить о своих взрослых переживаниях со взрослыми намного проще, чем с детьми...
Мне хочется делать фильмы для детей. Но это, оказывается, непросто: говорить о своих взрослых переживаниях со взрослыми намного проще, но я могу ошибаться, это очень все неоднозначно и скользко. Мне кажется, в идеальном мультфильме (а таких, я думаю, достаточно: «Варежка», «Чебурашка», «Бонифаций» и многие другие) сюжет и техника должны быть тесно связаны и работать друг на друга. И это еще одна вещь, которой я учусь.
«Крокодил Гена» кукольный мультипликационный фильм Романа Качанова, выпущенный киностудией «Союзмультфильм» в 1969 году.
— Чему бы тебе хотелось научить детей через твои мультфильмы, что рассказать?
Мне хочется рассказать детям, что важно друг друга любить и друг друга слушать, быть внимательными. Я не уверена в том, что у меня точно получается то, что хочу. Но я к этому стремлюсь.
— Почему «Бонифаций» и другие, тобой перечисленные — идеальные? Как ты относишься к советской анимации?
Советскую анимацию я просто обожаю. Но не меньше обожаю японскую и очень люблю Дисней и Пиксар. Наверное, я просто в принципе люблю анимацию как факт. «Бонифаций»для меня один из «идеальных» мультфильмов, потому что он простой, понятный для любых возрастов и существует вне времени. Он до сих пор круто выглядит. Не важно, на чем его смотрят дети: на экране большого телевизора с выпуклым экраном 30 лет назад или сейчас на мамином айпаде. Этот фильм, он такой... про счастье. Про настоящие ценности.

— О, а что для тебя — настоящие ценности? Что важно в этой жизни?
Это состояние праздника, каникулы, путешествие, ощущение свободы, счастья, но вместе с тем желание помогать и дарить эти чувства другим. Вот Бонифаций вырвался на волю, уехал к бабушке, но и там работал! И хоть он насквозь измученный Лев, но по-настоящему счастливый, счастливей всех на свете. Мне кажется, мои ценности очень совпадают с его ценностями: бабушка, любимая работа, свитер, куча детей, которых нужно радовать, баловать и которым не получается отказать ни в чем...
— А тебя саму баловали в детстве? Баловать детей не вредно?
Мне кажется да. С одной стороны баловали, с другой стороны всегда обращали внимание на то, что всё, что у меня есть, нужно ценить. Меня воспитывали три женщины: прабабушка, бабушка и мама.
Я уверена, что не вредно баловать детей. Вредно не обращать на них внимания. Ребенок капризничает не от того, что у него есть все игрушки мира, а от того, что у него нет контакта со взрослым, понимания того, что взрослый с ним в эти игрушки поиграет.
— Как ты думаешь, почему сейчас современные популярные мультики, например, диснеевские, сделаны примерно по одному сценарию и в целом похожи друг на друга? Почему непохожие мультики не становятся популярными в прокате и где эти непохожие можно увидеть?
Авторскую анимацию в большом количестве можно увидеть на анимационных фестивалях. Например, в Москве каждый год проходит Большой Фестиваль Мультфильмов. Про диснеевские современные фильмы могу сказать, что это огромный конвеер и завод, который производит очень дорогие проекты, вкладывает огромные деньги, и они не хотят ошибиться. Например, Frozen, самый успешный проект за последние годы, на мой зрительский вкус имеет не очень удачный сюжет. Но продюсеры сделали ставку на песни - чем больше узнаваемых классных песен, которые полюбят дети, тем лучше. И вот получился такой продукт. Хорошо это или плохо, трудно сказать наверняка, это просто такой процесс. Зато Головоломка получилась шикарной! Мои любимые полнометражные фильмы производит студия LAIKA, они тоже зрелищные, яркие, дорогие, но они сложнее по сюжету, и прибыль от них не так велика, как у диснеевских монстров проката.
— «Конкурс снов» третьего фестиваля анимационных фильмов «Бессонница» в Калужской области и Открытый российский фестиваль анимационного кино в г. Суздаль отметили твою работу «летающий мальчик», расскажи о ней.
Это моя дебютная работа. На ней я набила много шишек и очень много про себя поняла. У меня многое не вышло в этой работе. Но мы с большим удовольствием делали этот проект, придумывали технику, в которой он выйдет в свет: фильм сделан из фетра.
— Почему ты выбрала такой материал? Какие отзывы собрал мультик от экспертов и от простых зрителей?
Фетр — необычный материал, очень теплый. Мы хотели сделать что-то максимально простое, но притом то, что мы еще не делали. Забавно, что после того, как мы закупили все материалы (просто ковры их фетра, огромные рулоны), оказалось, что у художника-постановщика на фетр аллергия:) К счастью, через две недели работы аллергия потихоньку стала проходить.



Художница Катя вышивала фоны, мой молодой человек построил мне дома анимационный станок, а еще мне помогали мои ученики из Московской Международной Киношколы, они мне за день помогли вырезать всех персонажей из фетра, что сильно сократило работу.
Работа со звуком была очень интересной: дочка моих друзей Катя озвучила мальчика своим веселым смешным голосом, Илья Небослов написал классную музыку, а звукооператор Леша Кузнецов сам записал все синхронные шумы. Но я допустила серьезную ошибку, работая над фильмом. Правильнее было бы сперва записать музыку, голоса и звуки, а затем уже на готовый звук снимать мультфильм. Вообще обычно так и делается. Но тут я не сориентировалась, и уже почти все было снято, а потом на видеоряд были записаны музыка и голоса. Я уверена, что мультфильм был бы лучше... Но первый блин комом, на то и нужен опыт. Отзывы очень разные. Большинство людей говорит: «Классный, добрый мультик»! Но есть эксперты, которые говорят: «Женя, что ты сняла, вообще ничего непонятно». Я стараюсь учитывать все мнения, мне это важно для того, чтобы освоить профессию режиссера.
«Летающий мальчик»
История о необычном мальчике, который когда кричал, пел или хохотал – начинал летать…
Режиссер и аниматор — Евгения Жиркова
— Он правда классный:) Можно сказать, что ты на Суздале получила приз за лучшую анимацию? Как это официально называется?
На Суздале у меня очень смешной получился приз! Это даже не совсем приз, это что-то типа лотереи. Есть такая традиция: после того, как раздали все призы, вызывают ребенка на сцену и предлагают вытянуть из коробки название одного фильма, режиссер которого таким образом повезет получит приз - коробку, в которую в течении всего Суздаля народ кидал деньги.
— А ещё какие призы ты получала за свои мультики?
Я получила диплом аниматора в 2012 году, призов пока немного. Но мне кажется, что это не главное. Я сама нахожусь в жюри нескольких фестивалей детской анимации и знаю, как трудно отсмотреть программу и выбрать призеров. Знаю, что часто бывает так, что фильмы понравились и запомнились, но уже нет возможности дать приз. А еще бывает, что фильмов так много, что большая часть сливается, а потом дома с чашкой чая смотришь один из таких мультфильмов и думаешь: «Как же классно! А что ж мы тогда на фестивале не отметили???» Мне кажется, что когда я делаю свои проекты, мне важнее всего, чтобы фильмы не слишком утомили зрителя. И чтобы родителю с ребенком, которые посмотрят этот фильм, было, что обсудить после.
— Я видела, что ты много работала для проекта «Мульти-Россия», расскажи, что это за проект? Я слышала только про Гору Самоцветов, они как-то связаны?
Когда Татарский задумал Гору Самоцветов, он решил, что эта серия мультфильмов должна быть объединена пластилиновой заставкой. Перелепка, пластилиновая техника в которой работал сам Татарский в фильмах «Пластилиновая Ворона» и других, стала визитной карточкой студии Пилот. И в этой технике выполнены все заставки для Горы. Создавали их три моих любимых режиссера: Сережа Меринов, Степа Бирюков и Леша Почивалов. Без этих заставок не получилось бы создать единый проект, они призваны объединить очень разные фильмы в самых разных техниках. А позже появился запрос на серию минутных роликов о нашей стране. Мне повезло поработать там. Я так долго анимировала этого медведя, что сама стала на него похожа:)
«Пластилиновая ворона» — мультипликационный фильм 1981 года Александра Татарского: его первая официальная режиссёрская работа.
— После долгой работы над мультиком нет ощущения, что и сама реальность превратилась в мультик?
Я не думала о том, что есть такая граница. Мне кажется, что всё, что мы несем в анимацию, приходит из реальности. Даже самые волшебные вещи. Просто мы их чуть-чуть меняем. Аниматоры вообще очень внимательны к окружающему миру, нам важно уметь замечать детали, интересные штуки, необычные вещи. Поэтому скорее после долгой работы над мультфильмом начинаешь замечать то, чего обычно не заметил бы, и от того становишься счастливее.
Моя учительница Алла Михайловна как-то дала мне задание посмотреть, как идут люди на улицах. Была зима, я смотрела на черные пятна прохожих на серой улице и пришла в ужас: все одинаковые! Все ни о чем. Тогда она меня попросила посмотреть внимательнее: кто-то боится подскользнуться, а вот пошла бодрая бабушка, за ней на каблуках ковыляет девушка, кто-то никак не вытащит варежку из кармана... После этого упражнения мир перестал быть прежним.
— Очень здорово и по-доброму:) Я знаю, что ты решила сделать мультик о своем детстве, так? Как пришла в голову эта идея?
Я вот его как раз сейчас доделываю, надеюсь, что он попадет на Суздаль 2016. На первом курсе в ГИТРе было задание «Автопортрет». Я стала делать этот проект, и у меня вышла история про толстую девочку. Прошло какое-то время, я стала чувствовать, что мне не хватает творчества, тогда же случился большой перерыв в работе: у аниматоров работа нерегулярная, мы полгода ждем запуска проекта, прежде чем сможем начать. Мы с моим молодым человеком стали придумывать что-то интересное, запустили свой проект. Тогда только стали появляться платформы для краундфандинга. Сейчас народ собирает по 200-300 тысяч и больше, а мы тогда как-то особо ни на что не надеялись и решили собрать всего 50 000. Сейчас это вообще смешные деньги, а тогда нам их хватило, чтобы построить станок, купить лампочки и фотокамеру. Потом мы решили попробовать свои силы с этим проектом на анимаицонном питчинге в Суздале. Мы просто хотели сделать презентацию, но так случилось, что наш проект поддержал крупный продюсер. И тогда проект стал серьезнее, перестал быть студенческой работой. Затем случились всякие жизненные перипетии. Этот проект получился не совсем таким, как я планировала... Но я не сдаюсь:)
Фрагменты проекта «Жирная-жирная», режиссер и аниматор - Евгения Жиркова
— Желаю, чтобы перипетии закончились поскорее! Как получается совмещать учебу и преподавание? Тебе нравится работать с детьми?
Мне нравится в одном месте учиться, а в другом месте использовать то, чему я научилась, передавать этот опыт ученикам. У меня сейчас было две группы: малыши от 4 до 6 лет и подростки из киношколы. В конце года все немного вышло из под контроля и смешалось, слишком много учеб и работ. Но я надеюсь, что за новогодние каникулы смогу разгрести завалы. Недавно я пришла к ученикам в киношколу и вижу, как они круто работают, не устают, не унывают, делают свои проекты с огромной любовью. Тут и мне есть, чему у них поучиться, не бояться, что что-то не выйдет, просто делать то, что делаешь.
Они меня страшно вдохновляют, я понимаю, что хочу работать как можно лучше, чтобы как можно лучше им передавать то, что я умею.
— Как проходит обычный день аниматора? Как ты работаешь и как любишь отдыхать?
У всех аниматоров по-разному, но постараюсь примерно описать что-то среднее между своим рабочим днем и рабочим днем моих коллег. Наверное, это все-таки день аниматора-кукольника. Ты просыпаешься утром, не супер рано, среди нас мало жаворонков, в основном совы. Завтракаешь, смотришь, что нового в мире, ищешь вдохновение по проектам, какие-то референсы, что тебе может пригодиться в работе. Собираешься на работу, ругаясь на себя, что все слишком долго, прибегаешь и видишь свою любимую съемочную группу. Спрашиваешь задание у режиссера, начинаешь готовить рабочее место, прикидываешь, как будет идти персонаж, какие у него будут эмоции и движения. Советуешься с режиссером. Вносишь какие-то правки. Потом наступает время перерыва, вся группа собирается, и начинается настоящий семейный обед. Вставать из-за стола трудно, но персонаж зовет, и ты утопаешь с головой в сцене.
Один день работы аниматора — это в среднем 6-8 секунд мультика. Бывает так, что кто-то снимает секунд 18 в день, зато следующие три дня ничего не получается. Все зависит от характера сцены, поставленной задачи, настроения, погоды, чего угодно:) Оторваться трудно, ты уже не имеешь права отойти от станка, ведь теперь живет твой герой. Мы не очень рано начинаем рабочий день, часов 11-12, заканчиваем около полуночи.
У меня были периоды в жизни, когда я начинала в 15 или в 16 вечера и вообще не уезжала

со студии несколько дней. Сейчас мне хочется уже более размеренного ритма.
Хочется находить время на зарядку, на бег, на йогу, на спортзал, заботиться о спине (это у аниматоров частая травма). Наверное, я взрослею, хочу быть продуктивнее и жить более размеренной жизнью. Хотя я вспоминаю с удовольствием о том состоянии, когда закончил съемки в 6 утра, стоишь на балконе и чувствуешь, что у тебя твой собственный ритм, который ни к чему не привязан.
— Расскажи о своих планах, ближайших и далеких. Чего хотелось бы достичь?
Я хочу сделать минутный мультфильм в рисованной технике, хочу сделать мультфильм-практику для своих учеников, где они могли бы поработать как аниматоры вместе со мной. Также мы запускаем серию вебинаров, где будем обучать педагогов созданию мультфильмов, и еще два очень интересных образовательных проекта для подростков и бабушек. И там, и там будем учиться делать мультфильмы вместе. Параллельно придумываем еще один проект, который хотим делать просто для себя, для души. Планов очень много. Я надеюсь, что они сбудутся, для этого я готова супер много работать. Но это, конечно, не самое главное. Главное, чтобы все были здоровы. Я уже успела понять, что нет ничего важнее семьи и здоровья.
— А глобальные мечты? Например, сделать лучший в мире мультик?
Ох, мне кажется, то, что я намереваюсь сделать, и так слишком глобально для одной меня. Наверное, в глобальном смысле я просто хочу, не смотря ни на что, делать то, что я люблю и чему учусь всю свою жизнь.
— Тогда последний, философский вопрос — в чем разница между взрослым и ребенком? Нужно ли обязательно становиться взрослым?
Я уверена, что дети не вырастают, они обрастают: опытом, оболочкой, телом взрослого. Но внутри каждого взрослого остается ребенок, он никуда не уходит. Разница для меня довольно простая: у взрослого более устойчивая нервная система, моторика, он дольше учится, но зато лучше запоминает. Мне кажется, что важно взрослеть для того, чтобы иметь возможность помочь тем, кого любишь, защитить их, поддержать их в трудный период. Я раньше думала, что взрослеть плохо. Теперь понимаю, что взрослеть нужно прежде всего для того, чтобы сохранить ребенка у себя в душе, тогда это правильное, естественное взросление... Может быть это странная точка зрения. Но я в ней уверена.
Другие интервью, которые могут быть Вам интересны: