сентябрь 2018
Интервью с режиссёром Дарьей Поповой и ведущей актрисой Театра Луны Дарьей Цыпляевой
Беседу вела: Татьяна Двенадцатова
Вёрстка: Катерина Вендилло
12 октября Московский «Театр Луны» представит на суд зрителей свой новый спектакль
«Королева» в постановке Дарьи Поповой. Заглавную роль исполнит ведущая актриса театра Дарья
Цыпляева.

Мы поговорили о предстоящей премьере, а также о Средневековье, власти женщины, государственной машине, гендерных различиях и других интереснейших исторических вопросах с режиссёром и актрисой театра.
Дарья Попова
— Дарья, скажите, есть ли у средневековья в спектакле общие черты с современным миром?
Ложь и злоба миром правят,
Совесть душат, правду травят.
Мертв закон, убита честь.
Непотребных дел не счесть.
Заперты, закрыты двери доброте, любви и вере.
Мудрость учит в наши дни — укради и обмани.
Друг в беде бросает друга.
На супруга врет супруга
И торгует братом, брат.
Вот какой царит разврат.
Что ж за времечко такое
Ни порядка, ни покоя.
И Господень Сын у нас,
Вновь распят в который раз.
*Стихи примаса Гуго Орлеанского, перевод Льва Гинзбурга
Эти строки написаны около 1250 год (XII век). А теперь ответьте себе на вопрос, что-нибудь поменялось за последние 800 лет? Нет, потому что человек не меняется, человеческая природа неизменна. Остались вопросы к власти, которая использует религию как рычаг управления. Потому что институт церкви, в отличие от веры, которая в душе человека, помогает управлять людьми. Точнее не людьми, а поданными государства.
Государственная машина во все времена преследует одни цели. Человеческие пороки, как, например, корысть, самолюбие (не говоря уже о смертных грехах), остаются неизменны и переходят из столетия в столетие. И если сейчас люди соревнуются гаджетами и марками машин, то тогда всё было гораздо проще – смотрели, сколько золота навешано на шубу, какой мех ты себе можешь позволить.

А возьмем тему мальчиков-фаворитов при богатых дамах. Неужели эта тема неактуальна? Тогда богатые и знатные женщины, а сейчас наделенные властью и покупающие себе милых мальчиков. Или мужчины, не прощающие женщине место у власти...
Проблема гендерного соответствия возникла, на самом деле, приблизительно в то же самое время, что и феминизм, появление которого ошибочно относят к концу 19 – началу 20 века. Так вот феминизм возник на рубеже 13-14 веков, когда женщина задумалась, а зачем мне все это?
Мне — прекрасной, овдовевшей, с детьми, мне, которая может себе позволить самой распоряжаться деньгами, поместьем, заводить любовников, в конце концов. Может тогда половина из тех женщин и считала, что земля плоская, стоит на трех китах, но это не мешало им грешить и каяться: покупать индульгенции, верить, что господь обитает в Нотр-Даме, когда опускается на землю, невероятно любить роскошь…
Опять же, почему в свое время запылали костры инквизиции? Потому что людей поглощало желание распутства и роскоши. Какой-то далекий страх вечного суда никого не сдерживал, но поверите ли вы, если я скажу, что только в 1908 году она сменила свое название на Конгрегацию доктрины веры. А лишь в 1966 году Ватикан отменил список запрещённой инквизицией литературы?
Во Франции борьба с ересью началась как раз в тот самый период, который мы и обыгрываем в спектакле. Опять же борьба с олигархами. Самым известным на тот момент олигархическим синдикатом были тамплиеры. Они были богаче всех королей вместе взятых. Филипп IV Красивый решил разделаться с тамплиерами, сжег великого магистра тамплиеров, всю верхушку объявил
вне закона, был проклят со всеми своими потомками на 30 поколений вперед, а через год умер.

Действие спектакля происходит в период межвластия, на обломках великой династии, когда управление достается взбалмошной, эгоистичной женщине, раздираемой собственными страстями, жадной до управления людьми. Ничего удивительного для нашего времени нет. У нас, пресытившись роскошью и удовольствием, в определенном возрасте, женщины очень любят идти в политику. Ничего не меняется…
— Почему именно Дюма-отец и как вы выбирали литературную основу для спектакля?
Очень хотелось найти материал по Средневековью, что-то кроме легенд. При этом не брать эпос, не брать «Кольцо Нибелунгов». Хотелось перенестись в Западную Европу: привлекала Франция из-за её тесных связей с Россией.

Одна из прародительниц всех великих королей – это наша Анна Ярославна (дочь Ярослава Мудрого). С её появлением в XI веке все французские короли короновались по привезенному ею из Киева Евангелию. Эта тема меня волновала, и я стала искать материал. Единственная пьеса, которую я нашла, это Дюма-отец.

Но с этой редкой пьесой тоже очень интересная история. Авторство приписывается Фредерику Гайярде, который принес как молодой автор пьесу Дюма, а тот её посмотрел, переписал диалоги и забрал себе. Потом были долгие суды и споры. На могиле Гайярде до сих пор надпись: здесь покоится настоящий автор «Нельской башни».

Я решила отойти от части, что была у Дюма: его мало интересовал исторический подтекст, я же наоборот возвращалась к историческим событиям, к реконструкции оружия, костюмам. Я насытила ткань этой подлинной истории лирикой вагантов. Оставляя приключенческую основу Дюма, я постаралась эту историю сделать максимально аутентичной и подлинной.
— Согласны ли с позицией, что успех спектакля определяет его литературная основа?
Я всегда преклонялась перед Петром Фоменко, который говорил: «Поставить можно и телефонную книгу». Опять же, достаточно слабой пьесой считается «Барабаны в ночи» Б. Брехта, сам Брехт считал её абсолютно неудачной и провальной. Вместе с тем, в современные дни это один из лучших спектаклей, которые можно было поставить, что и сделал Юрий Бутусов. Я видела
большое количество спектаклей по гениальным пьесам, и это им не помогло.
— Какой реакции вы ожидаете от зрителя, чтобы сказать себе: «Спектакль удался»?
Полный зал и аплодисменты в конце. И если зал будет от спектакля к спектаклю наполняться, значит спектакль удался.
— В чем особенность средневековых танцев, постановкой которых Вы занимались для этого спектакля?
Танцы именно этого периода максимально свободны. В хореографии есть понятие «свободная пластика». Период до сковывающих движения корсетов, когда и мужчина, и женщина ходили в удобных платьях. В танце преобладало большое количество прыжков, мужчины поднимали на руки женщин.

Единственное, что отличало танец – мужчины никогда не расставались с оружием, они даже спали с мечом: с одной стороны — женщина, с другой – меч. Это объяснимо: действие происходит в период феодальной раздробленности, постоянных набегов на замки и нападений разбойников.
— Если бы вы ставили спектакль о современном человеке, о сегодняшнем дне, о чем бы он был?


А какой он, современный человек? Если возникает тема, которую хочется раскрыть, будь то предательство, одиночество и т.д., я подбираю антураж, который максимально помогает её раскрыть. Если брать тему одиночества, то она выигрышнее будет смотреться в урбанистической картинке, я представляю минимализм, но не сегодняшний, а конца 90-х гг. прошлого века. Что меня завтра зацепит: может что-то произойдет в стране, в моих взаимоотношениях с близкими, в личной жизни, — это возможно и станет проблемой, которую я захочу раскрыть и обыграть на сцене.
— Что вам ближе: кино, театр, танец или работа на телевидении? В какой области вам бы хотелось развиваться дальше?
Это совершенно разные вещи. Я начинала с балетного училища, потом формировалась как балетмейстер. С середины обучения в институте я оказалась в драматическом театре. Это была любовь навсегда. После был переход от балетного театра к драматическому. На телевидении я ставила номера как балетмейстер, бывала на съёмках. Меня иногда приглашали как актрису, хотя органически я это не очень люблю.
Самое интересное для меня сейчас – это то, чем я занимаюсь, — театр.
Потому что живой.
Дарья Цыпляева
— Дарья, какие работы в кино или в театре оказались для Вас самыми сложными, а какие наоборот дались легко? Расскажите про свои любимые роли.

У меня было не так много ролей в кино, все они давались относительно легко. Сложная роль была в спектакле «Гамлет – точка G», где играли одни девушки. Моя роль Гамлета далась мне тогда нелегко. И предстоящая главная роль в спектакле «Королева», по поводу которой я очень переживаю и волнуюсь. Это роль мечты для каждого артиста, и не потому, что она главная, а потому, что мне очень близок этот персонаж. Там много личных душевных переживаний, и моя задача показать все их грани.

— Что для Вас интереснее кино или театр? В чем между ними разница, не уступает ли
театр большому экрану?
В театре нет второго дубля, ты вышел и сыграл. В этом смысле театр требует большей ответственности и отдачи, чем кино. В кино я пробовала себя меньше, но мне хочется проявить себя и в кадре. Не думаю, что театр уступает кино, несмотря на то, что я не всегда согласна с некоторыми современными постановками.
— Насколько сложной оказалась подготовка к спектаклю «Королева», где Вы играете главную роль? Близка ли вам тема женщины и власти?
Женщина у власти – это скорее вообще моя полная противоположность. Мне
представляется это не очень естественным, когда женщина идёт во власть, ее предназначение, скорее, – забота о домашнем очаге. Но мы должны мириться и с современными тенденциями, когда женщина хочет быть самостоятельной, свободной. Подготовка к роли и спектаклю далась мне тяжело даже физически. Да и морально, я переживаю, смогу ли достойно её представить.
Другие публикации, которые могут быть Вам интересны: