Спуск на воду исторического корабля «Полтава»
Наш репортаж с торжественного события, которое произошло в солнечный 315-й день рождения Санкт-Петербурга
Многие из нас любят морскую романтику. Ветер, паруса, искрящееся море, дух свободы... Северная Венеция знает в этом толк, благодаря своему географическому положению и императору Петру Алексеевичу, создавшему первый в России флот.

В день рождения города, 27 мая, в романтическо-морском полку прибыло: исторический корабль «Полтава» спущен на воду после нескольких лет строительства.

Торжественная церемония получилась яркой, трогательной и жаркой. Прошла она под палящим солнцем в яхт-клубе Петербурга под гром пушек и отсвет Газпромовского гиганта, башни «Лахта Центр» — строящегося общественно-делового комплекса.


Именно эта башня наделала много шуму в городе несколько лет назад, и строительство было перенесено на Лахту из центра. Теперь остроконечная башня гордо смотрит на залив, яхты и стадион «Зенит», а саму её видно даже с Дворцовой набережной.
2013
С чего всё началось
В 2012 году главе ПАО «Газпром» пришла в голову идея строительства реплики великого петровского корабля, а годом позже на верфи исторического судостроения «Полтава», основанной яхт-клубом Санкт-Петербурга, единственной одобренной Российским Морским Регистром Судоходства верфи со своим сертифицированным конструкторским бюро, было официально объявлено о его закладке и начались первые работы.

В процессе воссоздания точной копии «Полтавы» непосредственное участие принимал Центральный Военно-Морской Музей и Центральный Военно-Морской Архив, в фондах и собраниях которых сохранились важнейшие документы об устройстве и строительстве кораблей Петровской эпохи
Без наглядного примера трудно себе представить весь масштаб освоения Россией нового корабельного ремесла, учителями в котором были лучшие морские державы того времени, и трудно вновь почувствовать радость от открывшегося водного простора.


Наш проект был создан для того, чтобы исправить эту ситуацию, воссоздав в натуральную величину первый крупный корабль Балтийского флота – 54-пушечный линейный корабль 4-го ранга «Полтава», в постройке и проектировании которого в 1712 году принимал участие сам Петр I. Это грандиозное строительство должно стать одним из самых важных культурных событий ближайших лет.
— Команда «Полтавы»
Воссоздание исторического корабля - дело сложное, на «Полтаву» не существовало практически никакой доступной документации начала XVIII века. Была проведена кропотливая работа по сбору материалов для выполнения эскизного проекта «Полтавы». Работа историков и конструкторов в конечном итоге приступить к реализации задуманного.

Конечно, реконструкция - дело сложное. Трудно найти материал – дерево, канаты и прочие материалы доставлялись спец. заказом. Специалистов отживших своё профессий совсем немного. И к тому же даже у классификационных / сертификационных служб (регистра) нет критериев оценки надежности подобных деревянных кораблей и специалистов, которые бы разбирались в их параметрах.

Но тем не менее за 5 лет корабль воссоздан практически полностью, в натуральную величину, и даже украшен выполненной вручную деревянной скульптурой.
1712
Без истории никуда
«Полтава» — русский 54-пушечный линейный корабль 4-го ранга, спущенный на воду 15 (26) июня 1712 года с верфей Санкт-Петербургского адмиралтейства.
«Полтава» стала первым полноценным линейным кораблем Балтийского флота, построенным на Адмиралтейских верфях.

В создании «Полтавы» принимал участие сам Пётр I, который поручил одному из своих мастеров – Федосею Скляеву – работу над новым линейным кораблем, а сам продолжал курировать этот проект и вносил определенные правки и изменения.
В составе Балтийского флота историческая «Полтава» активно участвовала в Северной войне. В 1713 году корабль действовал в составе Ревельской эскадры, в 1714 году сражался у мыса Гангут, где русский флот одержал первую в истории России морскую победу. В 1716—1717 годах «Полтава» участвовала в походе в Копенгаген и обеспечивала высадку десанта на остров Готланд.

После окончания Северной войны корабль патрулировал российские воды и использовался для обучения экипажей.

После 1732 года первая «Полтава» была выведена из состава русского флота и разобрана. Но ее славное название передавалось от корабля к кораблю еще семь раз, последний — линкору 1911 года постройки.
Мифология и символы
За основу декоративного убранства линейного корабля «Полтава» Петром Великим был выбран миф о Фаэтоне.
Мифический персонаж, взявший колесницу своего отца Гелиоса, бога солнца, и не сумевший с ней справиться, ассоциировался у современников с «надменным Карлом», побежденным в Полтавской баталии шведским королём.

Кроме того, на корме располагаются две скульптурные композиции, изображающие Георгия Победоносца, убивающего дракона, а на носовой части корабля изображен лев, символ мужества, власти и чести.
27 мая 2018
Собственно церемония
Спуск «Полтавы» на воду получился красочным, торжественным и атмосферным. Гости и представители прессы могли наблюдать за процессом и выступлениями либо с трибун у сцены, перед которой стояли несколько пушек и военный оркестр, а также с мола яхт-клуба. На молу было весело, приглашенные артисты и клоуны играли с детьми, продавались закуски и сладости. У сцены же царили более серьезные, но не менее радостные настроения.

Открывали церемонию губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, главком ВМФ России Владимир Королёв и глава «Газпрома» Алексей Миллер, который вручил чащу с серебряными монетами – по одному рублю за каждый пушечный порт – главному строителю корабля Михаилу Плеханову. Этот обычай был установлен ещё в Петровские времена.
Звучали гимн России, церковные песнопения и гулкие колокола, под аккомпанемент которых корабль был освящён. Бутылку шампанского о киль разбила чемпионка мира по кайтбордингу, спортсменка Академии парусного спорта яхт-клуба Санкт-Петербурга Елена Калинина.
Гвардейцы Преображенского полка в историческом обмундировании промаршировали перед публикой и встали рядом с прессой, внимательно следя за спуском, позируя и фотографируя корабль на телефоны. Их жены и дети, также в костюмах петровской эпохи, махали им из толпы.

Играл оркестр, в акватории Невской губы прошел небольшой парад капитанских гичек и ретролодок. Четверо певцов из хора «Русская морская традиция» спели про великого императора, который «сам ружьем солдатским правил, сам он пушки заряжал», и «не плачь, родная, Севастополь будет наш».
Как только корпус корабля весом около 600 тонн с помощью подъёмного крана медленно опустился на воду, раздались выстрелы из пушек, а воспитанники Нахимовского военно-морского училища выпустили в небо десятки белых воздушных шаров.
2019
Будущее «Полтавы»
Спуск на воду - это ещё не всё. уникальному кораблю предстоит достройка, которая займёт чуть меньше года: «Полтава» обзаведётся мачтами, парусами, такелажем, балластом и внутренней отделкой. В конце лета этого года на «Полтаву» вновь можно попасть в составе экскурсионной группы.

«Полтава» должна стать научным, культурным, исследовательским и педагогическим центром по изучению морской истории города и страны. В первую очередь, музейный комплекс будет направлен на будущее: на детей и молодежь, на возрождение интереса к морю и флоту.

Пожелаем удачи всем организаторам, умельцам и другим специалистам, причастным к осуществлению этого грандиозного проекта, который дарит нам всем истинную радость от здорового патриотизма и восхищения историей и мастерством.
Текст - Катерина Вендилло
Фото - Ксения Пшеничная, Катерина Вендилло, Сергей Богомяко (фото обложки, фото с Еленой Калининой), Кристина Рягузова (фото кормы)
Другие материалы, которые могут быть Вам интересны: