Репортаж из дворца
II Всероссийский форум кураторов конкурса
«Живая Классика»
Три тёплых дня обмена опытом, экскурсий и лекций о литературе, психологии и образовании: в Северной столице прошёл второй форум кураторов Всероссийского конкурса юных чтецов.
Великолепный Каменноостровский дворец в Санкт-Петербурге, бывшая загородная императорская резиденция, построенная по проекту Ю. М. Фельтена и Джакомо Кваренги в 1776-1782 годах для наследника престола Павла Петровича, во второй раз принимал в своём парадном зале учителей, библиотекарей, педагогов дополнительного образования и кураторов конкурса «Живая классика» из самых разных уголков нашей страны: Хабаровский край, Дальний Восток, Новосибирская, Тюменская, Челябинская область и т. д.

Проект осуществляется при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и Агентства стратегических инициатив.
На сегодняшний день Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» объединяет десятки тысяч учителей литературы, библиотекарей, педагогов дополнительного образования из 85 регионов России. Ежегодно в конкурсе принимает участие более 2,5 миллионов школьников. Финал конкурса проходит в Международном детском центре «Артек», суперфинал – 6 июня на Красной площади.
Программа трёхдневного форума была насыщенной, разнообразной и любопытной.

В пятницу, 22 сентября, состоялось торжественное открытие. Волонтёры встречали гостей у проходной и направляли мимо аллей дворцового парка ко входу, а там, через гардероб, бессменные мягкие музейные тапочки и регистрацию, приглашённые поднимались в главный зал дворца.

Учредитель конкурса «Живая классика» Марина Смирнова со вкусом подбирала лекторов и темы для обсуждения. Первой, после вступительного слова самой Марины, прозвучала лекция доктора филологических наук М. А. Черняк о проблемах навигации в современной детской литературе: эта тема полезна для выбора текстов на конкурс.
Профессор Мария Александровна Черняк считает, что нет таких книг, которые рано читать. У каждого поколения должны быть свои главные книги. Нужно объяснить родителям и учителям, что не стоит ограничивать детей только теми книгами, которые были важны предыдущему поколению. Сегодня детская литература переживает не лучший период, но есть надежда на скорое её развитие.
Далее состоялся мастер-класс руководителя театра «Ювента» В. И. Николаева о мастерстве чтеца. Виктор Иванович показывал важность действенного анализа произведения для показа его со сцены на примере всем хорошо известной басни Крылова «Ворона и лисица». Некоторые учителя попробовали себя в роли чтецов и даже актёров: непросто было произнести текст басни от лица вороны или от лица лисицы, сохраняя личность этих персонажей. Главное для чтеца - понимать мотивацию каждого действующего лица произведения, исходить при чтении из смысла, а не только из сюжета.

Лекция психиатра В. В. Титовой касалась психологии современных подростков. Как адаптироваться в современном мире, который развивается и меняется всё быстрее и утопает в бесконечных объёмах информации? Рост неопределенности, устаревание ценностей, кризис семьи, эмоциональное отвержение, социальный эскапизм, клиповое сознание - всё это перечисляется в качестве основных психологических трудностей современных подростков. Видно, что гостей форума волнуют эти проблемы, они стараются найти верные модели поведения для того, чтобы помочь детям чувствовать себя увереннее и спокойнее.
Старшее поколение не успевает за нововведениями, а ведь именно они составляют сегодняшнюю реальность. Молодежи в нашем стремительном мире непросто найти гармонию с собой, хочется надеяться, что учителя и родители будут уважительнее относиться к молодым «информационным атлантам», а не подогревать
разобщённость поколений отказом от нового.
Закончился первый день форума интересной и необычной экскурсией на историческую верфь «Полтава»: гости полюбовались на строящееся здание Газпром-сити в петербургском районе Лахта, а после, надев каски, прогулялись по палубам 54-пушечного линейного корабля 4-го ранга «Полтава», который воссоздают по чертежам петровской эпохи. Через полтора года корабль встанет у парка 300-летия и будет работать как музей.
Второй и третий дни форума были не менее насыщенными.

Субботу, 23 сентября, участники начали с обзорной экскурсии по залам Каменноостровского дворца, а закончили посещением макета «Петровская акватория», который представляет собой реконструкцию наиболее значимых достопримечательностей Петербурга и пригородов, связанных с историей создания города и российского флота.

На лекциях этого дня шёл разговор о компьютерных технологиях как средствах интерпретации поэтического текста, о выразительных возможностях слова и о книжных новинках: какое произведение посоветовать детям, желающим участвовать в конкурсе?

Во второй половине дня участники собрались на круглом столе «Обмен опытом» - впервые на форуме для совместного детального обсуждения организации конкурса на местах. Кураторы активно высказывались и вносили предложения. Было видно, что собрались люди неравнодушные, к тому же дополнительно мотивированные приглашением и высоким уровнем организации мероприятия.
«Форум «Живая классика» необходим для перезагрузки и постановки новых целей. Лекции по подростковой психологии, современной подростковой литературе, литературоведению, лингвистике помогают кураторам конкурса посмотреть на проект под новым ракурсом. Людям, которые работают в системе образования, необходимо постоянно учиться, форум дает возможность повысить свою профессиональную квалификацию».

Марина Смирнова
Президент фонда «Живая классика»
Заключительный день форума начался с лекций. Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка филологического факультета Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена В. А. Ефремов говорил о русском языке в эпоху интернета. Валерий Анатольевич обратил внимание участников форума на постоянно увеличивающуюся скорость развития языка в интернете, познакомил с историей возникновения некоторых мемов, указал на самые частые ошибки, встречающиеся в сети (отсутствие склонения у топонимов, запятая в подписях официальных писем после слова «с уважением» и т.д.) и, обобщая, совершенно правильно назвал интернет выносной памятью человечества.
Мы знаем со школы, что существует два типа языка: устный и письменный. Так вот интернет рождает третий вид: устно-письменный или визуально-письменный язык. В сети мы по сути общаемся устно, но в письменной форме.
После краткого обзора литературы разных жанров от популярного видео-блоггера гости форума приступили к обсуждению совершенно новой задумки, предложенной организаторами конкурса, которая может стать важным дополнением к жизни школьников: «Книги класса».
«Книга класса» - это часть инновационной образовательной программы «Всероссийская школьная летопись», группы образовательных проектов, направленных на раскрытие и объединение творческого потенциала учащихся и их наставников по всей России. Цель программы - создание Летописи поколений школьников на основе коллективных книг, то есть уникальная возможность запечатлеть мгновения детства и юности, оставить память о себе и своих друзьях.

По задумке авторов «Книга класса» будет создаваться учениками каждого класса, новая для каждого года обучения. Ребята будут посвящать время созданию книги в урочные и неурочные часы. В неё будут входить рассказы, стихотворения, фотографии, рисунки, фрагменты переписки и многие другие «картинки» из жизни школьников. После утверждения содержания книга будет напечатана.

Такая книга даст возможность увековечить неповторимые моменты школьной жизни, мысли и переживания учеников, пробудить их творческую активность, ведь они смогут попробовать себя в качестве писателей, поэтов или журналистов, приобщить их к письменному слову, чувству стиля, культуре речи, пополнить библиотеку уникальными сборниками, которые отразят живую жизнь каждого ученика за каждый год его обучения и будут хранить наглядные примеры его развития, его творческого и интеллектуального роста.
Завершился форум насыщенной экскурсией по Русскому музею, подведением итогов, утверждением Положения о конкурсе и фуршетом, где участники смогли обсудить события последних трёх дней, пообщаться в непринуждённой обстановке и, конечно, сфотографироваться на память.

Идея «Живой классики», как конкурса чтецов, так и остальных новых проектов, настолько интересна всем, от учеников, учителей и родителей по всей стране до региональных и высших чиновников, что, появившись практически случайно, она развивается семимильными шагами. На второй форум прибыло в два раза больше участников, чем на первый, с каждым годом количество зарегистрированных чтецов и заинтересованных кураторов растёт.

Мы не сомневаемся, что конкурс и фонд и дальше будут свободно, активно развиваться, смогут охватить собой каждый населенный пункт, каждую школу и библиотеку и заразят огромное количество соотечественников любовью к поэзии, литературе и обучению.
Текст — Катерина Вендилло
Санкт-Петербург, сентябрь 2017
Другие публикации, которые могут быть Вам интересны: