Беседу вела Алина Садекова Вёрстка – Катерина Вендилло
декабрь 2019
САВАИГНАТИЧ: пятый альбом уже в работе
Беседу вела Алина Садекова Вёрстка – Катерина Вендилло
Александр Савельев — лидер группы САВАИГНАТИЧ — пришёл к музыке, уже будучи состоявшимся человеком. Но успех не заставил себя долго ждать. Коллектив активно гастролирует, а его обширная армия поклонников принимает в жизни любимых музыкантов активное участие и даже пишет для них песни.
— Александр, чем Вы хотели заниматься, когда были ребенком?
В детстве у меня было особое отношение к музыке: я любил погрузиться в нее, осознать для себя что-то важное.
Я мечтал стать военным летчиком: в то время мы все росли на героических примерах: Маресьев, Покрышкин, Гастело и др., дополняя друг друга, создали в нашем сознании собирательный образ героя, который впоследствии служил ориентиром для всех нас. Но, тем не менее, музыка конечно присутствовала в моей жизни.
Я ходил на занятия духового оркестра, учился играть на гитаре, а потом практиковал полученные навыки во дворе: играли, устраивали конкурсы, учились друг у друга. Очень любили с ребятами подбирать песни и соревноваться: кто лучше сыграл и исполнил.
Был такой певец – Петлюра. Он исполнил большинство дворовых жизненных песен. Одна из моих фаворитов - «Платье белое». Мы пропускали эти песни через себя и верили в них искренне.
«Сбивая черным сапогом С травы прозрачную росу, Наш караул идет тропой, И каждый к своему посту. И каждый думает о том, Что дома ждут, что дома пишут: «Любимый, милый, дорогой, Тебя я жду, тебя я слышу»
Такая музыка помогала мне постичь жизнь в разных её проявлениях. Поэтому мое решение связать свою жизнь с музыкой - открыть музыкальный проект - не спонтанно. Но пришел я к этому уже в, так скажем, состоявшемся возрасте. К этому моменту был пройден определенный путь и прожит опыт, который подтолкнул меня начать серьезную творческую деятельность.
Одним из поводов стал тот факт, что в свое время некому было мне подсказать, как поступить в той или иной ситуации, и я, изрядно набив шишек, теперь хочу подсказать моим слушателям: может кому-то помогу. Ко мне пришло осознание того, что творческий путь наиболее гармоничен с моим внутренним содержанием.
К тому же, я окончил академию, создал семью, расставил жизненные приоритеты, и понял, что творчество – это неиссякаемый родник, оно бесконечно.
— Как Вы решились на создание группы?
Решился очень просто: в один момент я понял, что мой жизненный опыт достаточен для того, чтобы начать делиться им через творчество.
— Расскажите подробнее о том, как создавалась группа: Вы проводили кастинг для музыкантов, звали друзей?
Сначала я, конечно, дал клич друзьям и знакомым, сформировал первый состав. Основные участники первого состава остались со мной и по сей день. В дальнейшем мы не раз проводили кастинги на отрывавшиеся позиции и путем проб и ошибок пришли к тому, что имеем сейчас. Я считаю, что мне удалось собрать хороший коллектив. Мы развиваем и дополняем друг друга. Каждый из нас силен в своей сфере: мы обращаемся к друг другу за советом и «заполняем пробелы». Они творческий трамплин для меня, а я – для них.
— Вы не боялись создавать собственную группу?
Между тем, когда у тебя ничего нет, и тем, когда ничего не получилось, стоит знак равно.
Страха не было. Я не боюсь пробовать. Между тем, когда у тебя ничего нет, и тем, когда ничего не получилось, стоит знак равно. На это я смотрю с точки зрения бизнеса. Любой музыкальный проект – непростой путь, наполненный серьезными препятствиями и преградами. Так что «шишек» за сравнительно небольшой срок существования группы мы уже успели набить: состав музыкантов не раз менялся, а продвижение своего творчества – отдельная история. Думаю, коллеги по цеху меня поддержат (улыбается).
Но, я думаю, и моя команда со мной согласится, что за это время нам удалось серьезно вырасти в артистическом плане и повысить качество музыкального материала. Наша музыка транслируется на федеральных и региональных радиостанциях «Шансон», «Русское радио», «Радио Дача», «Дорожное радио» и других. Так что идем дальше, протаптываем свою тропу.
— Были моменты, когда наступал творческий кризис?
Это понятие незнакомо нашему проекту. Надеюсь, и в дальнейшем оно останется таковым. Дело в том, что у нас постоянно есть в работе музыкальный материал. Нет творческого «голодания». Конечно, периодически бывают отрицательные моменты, связанные с тем, что ожидания не всегда соответствуют реальности, а практика немного расходится с теорией.
Например, когда была написана аранжировка к песне «Недотрога», она показалась несовременной и этим оттолкнула. Но, тем не менее, я принял решение оставить её в первоначальном виде, не ожидая большого положительного отклика аудитории. Но, тем не менее, концерты показывают, что зритель от песни в восторге.
— Как проходит процесс создания песен? Какое участие Вы принимаете в этом?
Автором большинства наших песен (как стихов, так и музыки) является мой старший сын Александр, что для меня, конечно, лестно. Мое непосредственное участие проявляется в корректировке и внешнем оформлении композиций. Бывает так, что Саша развивает мои мысли или дорабатывает мои же наброски. Можно сказать, работаем в соавторстве. Зачастую песни рождаются после нашего с ним разговора на определенную тематику. Однажды мы беседовали о том, какие грани и внешние проявления есть у любви. Именно так появилась песня «Если есть любовь», приуроченная к свадьбе моего брата.
— Ваш дебютный альбом вышел несколько лет назад. Планируется ли выход ещё одного альбома?
Да, как я уже сказал, у проекта нет творческого кризиса: до конца еще не выпущен весь написанный материал. Новый, пятый альбом сейчас в работе, его выход состоится в мае 2020 года. Слава Богу, мы из года в год сохраняем стабильность, выпуская в мае-июне новый альбом. Многие песни для пятого альбома уже записаны, часть записываем сейчас, и часть – на стадии доработки. Мы усердно работаем, и очень рады будем видеть вас весной на презентации! В гастрольном туре намечены уже выступления в Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Калининграде, Самаре, Калуге, Архангельске.
— Расскажите подробнее об истории названия Вашей группы.
Эта история многим уже известна. Она, с одной стороны, ироничная, с другой стороны, банальная, с третьей - интересная. История такова: в свое время, в бытность моей службы в армии, мои боевые товарищи называли меня «Сава» (по первой части фамилии «Савельев»). Спустя много лет, на вечере встреч моих боевых друзей, «однополчан» супруга узнала об этом и вспомнила известного киногероя фильма «Покровские ворота» Савву Игнатьевича.
С тех пор его имя стало моим «домашним». Постепенно я стал замечать, что меня так называют близкие, знакомые и друзья. Псевдоним «СаваИгнатич» для меня уже приравнялся к «Александру». Соответственно, когда встал вопрос, как назвать проект, долго думать не стали и дали ему моё «второе имя».
— Насколько нам известно, одна из Ваших поклонниц написала слова к Вашей песне. Расскажите эту историю: как Вы узнали о ней, заметили ее?
На самом деле, это не одна моя знакомая и поклонница (улыбается), а уже несколько. Но об одной из них я с удовольствием расскажу поподробнее. Зовут её Вера Гаврилова. Это замечательная девушка из «города невест» Иваново. После нашего концерта в этом городе она постучалась к нам в соц. сети, добавилась в друзья, и мы стали переписываться.
Она рассказала, что пишет стихи и прислала несколько своих произведений, сказав, что если мне что-то особенно понравится, я могу взять это для своего творчества. Одна из её работ произвела на меня большое впечатление, и родилась философская песня «Дни мои, уходящие в дым…».
По секрету вам скажу, что в новом альбоме будет еще одна её работа. Уже не такая философская, более приземленная: про любовь. Очень красивая песня! Так что с нетерпением ждем релиза!
— Все воспитание человека - в том числе и духовное - идет с детства. Расскажите о своей семье: Ваши родители тоже занимаются творчеством? Как они отнеслись к Вашему выбору? И как бы Вы на их месте отреагировали на такой выбор Вашего ребенка?
Мои родители – совершенно простые приземленные люди. Единственное, что примечательно, моя мама всю жизнь пела. Она была одарена отменным слухом и прекрасно поставленным голосом. Хотя профессионально музыкой никогда не занималась. У отца же всегда были проблемы с музыкальной частью. Как говорят: «медведь на ухо наступил». Но, несмотря на это, петь он конечно любил (улыбается).
К моим музыкальным увлечениям они относились положительно: любой мой выбор они одобряли, если этот выбор не переходил грани морали и нравственности. Соответственно, и я так же отношусь к любому выбору своих детей. Они абсолютно вольны в своем выборе, если их желания и действия не конфликтуют с совестью, законом и моралью.
— Какой Ваш любимый жанр в музыке? Что Вы сам чаще всего слушаете?
Мне более близка романтика, лирика. Исходя из этого, мне по душе шансон, авторская песня и в какой-то степени романс. Лирика – основа и многих других жанров, но мне ближе эти жанры, так как я к слову тяготею не меньше, чем к музыке.
— Как Вы думаете, какую музыку нужно слушать детям и подросткам и как вообще музыка влияет на становление личности?
Я сейчас уже далек от того, что происходит в детских учреждениях. В мое время мы пели «Пусть бегут неуклюже…», «В лесу родилась ёлочка», «Во поле березка стояла» - все наши русские, добрые, народные песни, которые учат нашей генетически заложенной мелодичности, добру, свету и всему самому хорошему. Я считаю, их и сейчас должны слушать и впитывать дети.
Подростки – дети, прошедшие первые этапы формирования, могут слушать все, что им хочется. Но опять же, я глубоко убежден, что им стоит слушать те композиции, из которых они могут почерпнуть то, что положительно повлияет на их дальнейшее формирование. Нужно постоянно чему-то учиться и переходить на новую ступенечку.
— Какова ситуация с современной музыкой в России? В чем состоят главные проблемы?
Отвечу на этот вопрос с точки зрения исполнителя. Для меня очень важно смысловое наполнение песни. Сейчас среди поющей молодежи очень популярна мелизматика и западные вокальные приемы. Не спорю, эти приемы очень украшают исполнение, но в погоне за ними молодые исполнители зачастую забывают о смысловом содержании песни и теряют артистическую личность. Надеюсь, что опытным путем они постепенно придут к осознанному исполнению, в котором хорошая техника исполнения соединится со смысловым наполнением.