ОКТЯБРЬ 2019
Интервью с певцом и композитором
Дмитрием Носковым
Беседу вела Алина Садекова
Вёрстка – Катерина Вендилло
Фото обложки – Алексей Горбунов
Как услышать свой внутренний голос, как связаны «Любовь — морковь 2» и Фрэнк Синатра, как получить пироженку за песни в караоке и какие выдумки удивляют московских таксистов? Об этом и многом другом поговорили с Дмитрием Носковым.

Дмитрий — известный кинокомпозитор, автор музыки к нескольким десяткам наиболее заметных отечественных фильмов. Долгое время он работал как аранжировщик для многих российских звезд поп-музыки и проектов. Одна из его авторских композиций оформляла заставку конкурса «Евровидение-2009» в Москве. Дмитрий с успехом выступает в джазовых клубах Москвы, Санкт-Петербурга, филармониях России.
Я считаю, что вдохновение — это отговорка для лентяев.
— Говорят, что у талантливых родителей талантливые дети. У Вас творческая семья, значит, родные не понаслышке знали, что искусство — это не так легко, как кажется на первый взгляд. Когда Вы в детстве занялись музыкой, это было с прицелом на будущую профессию или просто для общего развития?
Семья у меня действительно творческая. Дедушка по папиной линии играл на трубе в оркестре Леонида Утёсова. Папа играл на нескольких музыкальных инструментах, но почему-то решил, что построит карьеру закройщика, и начал шить изделия из кожи. Двоюродные братья и сестры играют в театре и поют. Так что в семье была творческая атмосфера.

Честно сказать, прицела на музыку у меня в детстве не было. Просто очень любил её слушать и пытался подбирать на фортепиано. Отец это увидел и предложил мне позаниматься с педагогом. Нанял частного преподавателя.

Фото с премьеры фильма "Герой", автор музыки - Дмитрий Носков
— Вы в детстве уже что-то писали из музыки или, может, пели на семейных праздниках, выступали на конкурсах?
Я начал писать песни, и всё получилось само собой. Лет в 14 я уже точно понимал, что свяжу свою жизнь с музыкой. На семейных праздниках я развлекал гостей тем, что изображал (под фонограмму) популярных исполнителей. Чем очень их веселил. Пел в школьном хоре, и мы регулярно выступали на разных конкурсах и концертах. Это, несомненно, дало мне очень много. Как в развитии слуха, так и работе в ансамбле.
— Как поменялись Ваши вкусы в музыке? Что Вы слушали, будучи ребенком, что слушаете сейчас?
В детстве я слушал абсолютно всё. У нас было около 400 пластинок, и они крутились по кругу каждый день. Там была и Алла Пугачева, и Валерий Леонтьев, и Энгельберт Хампердинк, и Фрэнк Синатра, и даже Модерн Токинг с Аль Бано и Ромина Пауэр. В юношестве я очень увлекся рэпом и техно. В то время, в конце 80-х, мало кто вообще знал, что такая музыка существует. Потом R'n'B.

Когда пришел в кино, переключился на академическую музыку, и вот теперь я в джазе. И, видимо, это надолго!
— Вы довольно рано стали зарабатывать. Вы сами хотели иметь свой доход, или обстоятельства сложились так, что не было выбора?
Зарабатывать я начал в 13 лет. Тогда стали появляться компьютерные клубы от вычислительных центров, я был одним из посетителей. Сначала просто ходил играть, а потом подружился со всем персоналом, начал помогать им загружать программы на компьютеры. И в какой-то момент директор клуба предложила мне работу на пол-ставки: 50 рублей. Для ребенка моего возраста это были гигантские деньги.

В семье у нас не было проблем с финансами. Папа был одним из лучших закройщиков Москвы. И поскольку кожаных изделий тогда в свободной продаже не было, он, естественно, получал хорошие деньги за свою работу.
— Вы не мучились в музыкальной школе, а занимались только с педагогом? Почему так? Выступали на концертах?
В школу было идти уже поздно, когда возникла идея заниматься, поэтому мы ограничились просто преподавателем. На концертах, кроме хоровых, я тогда не выступал и даже в общем-то не думал об этом. До того момента, пока мы с моим одноклассником не решили создать рэп-группу. Это отдельная история, которую можно долго рассказывать. По сути, всё моё официальное музыкальное образование сводится к семи месяцам занятиям на фортепиано.
— Когда Вы только начинали заниматься музыкой, Вы могли подумать, что в будущем будете работать с известными людьми, участвовать в различных передачах? Это случилось неожиданно или Вы намеренно шли к этому?
Не надо бояться фантазировать.
Мечты могут сбываться.
Конечно же нет. Я даже мечтать об этом не мог. Но смешная вещь. Мы с моим одноклассником ездили на такси по городу, потому что я мог себе это позволить, и просто трепались, как бы между собой о том, что мы, якобы, вчера были на вечеринке у Богдана Титомира и как там было весело. А потом, что нам сегодня надо ехать на студию к Лике Стар.

В общем, обычные детские фантазии, произносились вслух. Тем самым мы впечатляли водителей такси. Но, как ни странно, всё, абсолютно всё, стало осуществляться. И один из моих первых заказов как аранжировщика был альбом именно для Лики Стар.
— Одно из Ваших произведений было выбрано для заставки конкурса «Евровидение» в Москве. Вы помните тот момент, когда Вы узнали об этом? Что Вы чувствовали тогда? Ведь это конкурс, за которым наблюдает весь мир, должно быть, это очень воодушевило Вас?
Честно сказать, это было большой неожиданностью. Это были майские праздники, я отдыхал на даче своего шурина, и тут раздался звонок моего друга, известного диджея Федора Фомина. Он сказал, что надо срочно сделать заставку для Евровидения. И на это есть 2 дня. Я сорвался с дачи и за день написал композицию, которая и стала главной заставкой конкурса. Воодушевление я почувствовал уже потом, когда услышал её по ТВ.
— Откуда Вы черпаете вдохновение? Бывают такие моменты, когда надо что-нибудь написать, а делать этого не хочется?
Я считаю, что вдохновение – это отговорка для лентяев.
К вдохновению я отношусь весьма скептически. Профессионал не может себе позволить сидеть и ждать, когда оно нагрянет. Ты просто приходишь на студию и садишься инструмент. Как говорится – аппетит приходит во время еды. Так и здесь.
— Расскажите о первом опыте создания музыки для кино. Вы целенаправленно
создавали композиции для фильмов или можно сказать, что всё получилось спонтанно? Что Вас зацепило в этой работе и что повлияло на Ваше решение продолжать писать музыку для фильмов?
Фото Марии Поповой
Когда вышла первая серия фильма «Властелин колец» Питера Джексона, я смотрел его и думал: «Вот бы здорово было писать музыку для кино, это совсем иное направление. Не то, что писать аранжировки». Ну подумал и забыл. А потом, в 2004 году пришел мой постоянный клиент Аркадий Укупник и предложил попробовать написать музыку для короткометражного фильма.

Я с удовольствием согласился, хотя было очень страшно. Писать музыку для оркестра казалось неподъемной работой. Но мы справились, и на следующий год Аркадий пришел уже с полнометражным фильмом «Сволочи» Александра Атанесяна. Тогда и состоялась первая запись нашей музыки с настоящим оркестром.

И тут я буквально заболел этой профессией. Отказался от работы в шоу-бизнесе, сказал всем своим клиентам, что я больше не занимаюсь аранжировками, и начал грызть гранит академической музыки. Стал изучать теорию, инструментовку, оркестровку и тд. Более года сидел просто без работы. А потом фильмы посыпались один за одним. И с каждым новым фильмом я креп, как композитор.
— В 2017 году Вы начали вокальную карьеру. Что мотивировало Вас, почему Вы не начали петь раньше, ведь люди, которые разбираются в музыке, обычно начинают именно с вокальной карьеры?
Видя реакцию публики на мои выступления, я понял, что пора делать программу, посвященную Фрэнку Синатра. И попал в точку, программа в итоге крайне востребована среди любителей традиционного джаза.
Я никогда особо не помышлял о том, чтобы быть на сцене. Когда я писал музыку для фильма «Любовь-морковь 2», в качестве временной музыки в монтаже стояла песня в исполнении Фрэнка Синатры "Let it snow". Я восхитился красотой оркестровки и решил послушать его пообстоятельнее.

Так 5 лет я очень обстоятельно слушал все его альбомы и потом понял, что хочу не только слушать его, но и попробовать петь. Начал ходить в караоке и стал получать от соседних столов подарки.

Сначала пирожное, потом одна девушка, услышав, как я пою Синатру, попросила спеть у них в ВИП-кабинке на девичнике и предложила деньги за исполнение. Я всерьез задумался о пении и начал ходить к педагогу по вокалу. А затем стал пытаться петь на джемах, в джазовых клубах.
— Расскажите о том, что Вы чувствовали во время своего первого концерта, как готовились и какие были впечатления?
Это была чистая авантюра. Я просто позвонил знакомому саксофонисту, руководителю оркестра «Круглый Бенд» Алексею Круглову и предложили сделать такую программу и выступить на моем же дне рождения. Он согласился.
Я купил 17 партитур песен Фрэнка Синатры в Нью-Йорке, и мы начали репетировать.

Понимая, что надо написать какую-то свою песню, визитную карточку, мы с моей супругой Анной Симикиной написали сначала текст. Ей пришла в голову строчка «Я буду петь тебе как Фрэнк», и из этой строчки появилась целая песня, которая и открывает теперь мои концерты. Эмоции перед концертом, конечно, зашкаливали.

Я не знал, чего ждать, не понимал, готов ли я. Как воспримет меня публика. Но вышел на сцену, и музыка меня захлестнула. Помню всё, как в тумане. А потом начали поступать предложения выступить в клубах. Так и мы начали активную концертную деятельность. Так что стартом своей карьеры я обязан Фрэнку и его замечательной музыке.
— Что Вы чувствуете, когда готовитесь к выходу на сцену, стоя за кулисами? Сильно волнуетесь? Если да, как справляетесь с этим?
Я абсолютно не волнуюсь. Более того, я каждый раз в предвкушении праздника и общения со зрителем. Обожаю находиться на сцене. Ведь это такой мощный обмен энергиями. И когда зрители подходят после концерта, пожимают руку и говорят теплые слова в мой адрес, я с удовольствием благодарю их за это. Ведь я даже не рассчитывал на такое!
— Что для Вас проще — быть за кулисами или на сцене?
Мне одинаково удобно в обоих амплуа. Хотя, в последнее время, мне значительно комфортнее на сцене. Я всю жизнь думал, что я интроверт, а оказалось – совсем наоборот.
— Дайте совет начинающим музыкантам. Как осознать для себя, чем именно ты хочешь заниматься, побороть свои страхи?
Нужно внимательно слушать свой внутренний голос. Особенно в юности. Прислушиваясь к своим интересам и желаниям, можно в очень раннем возрасте понять – кто ты. Лучшее лекарство от любого страха – это просто начать делать то, чего ты больше всего боишься. Только практика и опыт помогут преодолеть неуверенность в себе и своих действиях.
Другие публикации, которые могут быть Вам интересны: