СЕНТЯБРЬ 2018
Интервью фолк-певицей
Милой Рожковой
Беседу вела Полина Жукова
Вёрстка – Катерина Вендилло
Очевидно, что в такой семье, как Ваша, сложно представить Вас не в творческой профессии: мама занималась музыкой, папа совмещал работу архитектора с фокусами. Родители как-то подталкивали Вас к тому, чтобы Вы начали заниматься музыкой или, может быть, оберегали от сложностей творческого пути?
Когда я закончила детский сад, то уже знала, что пойду в музыкальную школу. Ведь музыкальная карьера была мне «на роду написана»: мама – преподаватель фортепиано в музыкальной школе, моя старшая сестра уже обучалась игре на фортепиано в музыкальной школе , поэтому для меня это было очевидно.

В музыкальной школе на дне открытых дверей играл ансамбль скрипачей. Бабушка сказала мне, чтобы я выбрала инструмент, на котором хочу играть. Мне очень понравилась скрипка. Но мама пресекла мой порыв, ведь скрипки у нас не было, и помочь в обучении игре на ней было бы некому.

Так что я сдала вступительные экзамены и стала заниматься фортепьяно.
Отец всегда требовательно относился к моим занятиям музыкой. Однажды в учебный период мы с ним уехали к бабушке, а скоро мне предстояло выступать на экзамене - академическом концерте. Отец очень тщательно следил за моими домашними занятиями без педагога. Экзамен я сдала на «отлично».
— При таком классическом образовании Ваше первое масштабное выступление
состоялось на горьковском рок-фестивале. Почему там? Почему рок?
Марина дала мне текст и попросила написать музыку на эти стихи. Песня родилась сразу же и очень мне
понравилась, просто «запела душа»! По этому признаку я и по сей день определяю свою музыку.
В подростковом возрасте я заинтересовалась игрой на гитаре , как это часто бывает. Мы решили организовать рок-группу из четырех
человек, а в рок-группе должны быть гитаристы. Старший брат одной из участниц нашей группы играл в школьном ВИА на электро-гитаре, он
дал мне первые аккорды. Нужен был репертуар.

Я уже сочиняла музыку на фортепиано, по-этому все решили, что музыку к песням напишу я. А тексты песен напишет одна из участниц
нашей группы - моя двоюродная сестра Марина Клюева(Маренина) - член Союза Писателей России с 2008 г.). К тому времени она уже писала стихи, увлекалась поэзией В. Хлебникова, слушала группу «Аквариум». Мы всё время проводили вместе, к року направила меня именно она.

Группа быстро распалась, а Марина продолжила писать стихи, на которые я делала песни. Она увлекалась в то время Гребенщиковым, Цоем, «ДДТ» и писала в таком же стиле. Таким образом появились композиции «Жеребенок», «Исповедь». Марина уговорила пойти меня на прослушивания для участия в первом горьковском рок-фестивале. Там мы познакомились с интересными музыкантами и организатором фестиваля Вячеславом Улановым. Мне сказали, что я прошла отбор: список состоял из уже сложившихся коллективов, а в конце стояла моя фамилия.
— Как бы Вы могли описать музыкальный жанр, в котором сейчас работаете, для
обывателя? Чтобы человек сразу понял, о какой именно музыке идет речь?
Официально я называю его «инди-фолк». Приставка «инди» означает «независимый». В составе композиций у меня очень много этнических инструментов. Также я занимаюсь аранжировками народных песен. Всё это пошло от фолк-рока, который определял направление моей группы «Рок от Милы Рожковой», а потом вылилось в то, чем я занимаюсь на данный момент.
— Вы выступали в составе групп, но пришли к тому, что полностью создаёте музыку
сами. Как это возможно с технической точки зрения?
С помощью друзей я записала диск со своими С помощью друзей я записала свой первый диск с музыкально-поэтической композицией «В лабиринтах снов». Мой преподаватель по вокалу организовала вместе с театром «Балаганчик» презентацию моей программы между двумя отделениями основной постановки. После этого пошел творческий процесс: я встретила первых участников группы «Рок от Милы Рожковой».

Но группа распалась из-за несогласия по репертуару – флейтист хотел больше веселых песен, а в моём в то время превалировали грустные. Сейчас я понимаю, что он был прав… Потом пришла скрипачка Катя. Возникла необходимость в написании партий скрипки - за время репетиций мы сделали нотную запись
партий скрипки для 8 песен (программа «Заколдованные облака») С этой программой наша группа выступила в театре «Преображение». Составы группы снова менялись. Уже с другим составом группы мы заняли первое место на
фестивале акустического рока 2011 г. в Нижнем Новгороде. И этот состав распался. Ребята хотели играть кельтскую музыку.

Я попыталась создать проект с учениками одного из моих знакомых гитаристов. Для них я записала все свои песни в программе «Guitar Pro» нотами. Ребята выучили целую программу, но не выступив ни одного раза, группа распалась. Музыканты решили играть другую музыку.

Однажды я случайно встретилась с человеком, который тоже был автором музыки и солистом своей группы. После распада своей группы, он перешел на запись музыки в программе «Cakewalk So» нотами. Я читала, что Земфира сначала тоже создавала свою музыку в этой программе, но тогда я была уверена, что не справлюсь. Тем не менее я выбрала удобную для себя программу «Cubase» и свой альбом «Заколдованные облака» я записала в этой программе. Сейчас я работаю в «Logic Pro X».
К этому моменту мне надоела зависимость от других людей. Я пришла к выводу, что при создании группы тобой движут эгоистические порывы, ты решаешь свои проблемы за счет умений других людей. Музыканты играют твою музыку, они должны проникнуться ей, хотеть ее исполнять. Для создания идеальной группы нужно найти единомышленников и на это можно потрать всю жизнь.

Мне нравится, что я выбираю, какие инструменты будут у меня в каждой конкретной композиции. Появилась возможность не зависеть от человеческого фактора. Но если я встречусь с нужными людьми, то я не буду против вернуться к групповому написанию и исполнению музыки.
— Насколько сложно выступать одной, когда Вы не только певица, но и гитарист, автор
музыки, слов? Чувствуется различие в ощущениях на сцене по сравнению с работой в
группе, когда ответственность распределяется на всех?
Я выступала сольно во время учёбы в музыкальной школе, в музыкальном училище и в консерватории, выступала сольно с авторскими песнями, играла роли в театре «Балаганчик» еще до создания группы, поэтому работать на сцене одной было не впервой. С группой работать было тоже интересно, но, вероятно, я не нашла свою группу.

Сложнее стал процесс настройки аппаратуры перед выступлением - саунд-чек. Важно выстроить баланс минусовки, гитары и вокала и очень много здесь зависит от звукорежиссёра. Если попадается хороший звукорежиссёр, и мы с ним находим общий язык, то выступать – одно удовольствие.

Но я еще поработала в группе. После переезда в Москву меня пригласили в группу «Божья коровка». А через некоторое время пришлось выбирать: остаюсь в коллективе или ухожу, чтобы писать свою музыку и песни. Я понимала, что на обе задачи у меня не хватает времени. Как раз после работы в этом коллективе было тяжелее перестроиться на сольные выступления.
— Вы поёте на девяти языках. Вы в разной степени владеете ими? Если нет, то обращаетесь за помощью к тем, кто их знает? Как в общем выглядит процесс подготовки такой песни?
Мы недавно подсчитали точно и поняли, что языков уже десять. Добавился хинди. На иностранном языке я исполняю композиции других авторов, но процесс подготовки тоже требует сноровки. Помимо прослушивания оригинала, я работаю с текстом, узнаю, о чём песня. Смысл важен для качественной передачи посыла, нельзя подходить к подготовке кавер-версии поверхностно.

Когда мои песни начали переводить на белорусский язык, переводчица посоветовала мне поработать с лингвистическим редактором. Я бесконечно благодарна Таисе Мухиной, которая выверяла мое белорусское произношение и интонации. Мне ведь нужно не просто сохранить мелодию и не потерять смысл, а донести до слушателей образ на другом языке.

Я ещё пишу аранжировки к песням на других языках. Исполняю украинские народные песни в своей аранжировке, и их хорошо принимают и в России и в Беларуси.
Мила Рожкова
«Дождь в Мюнхене»
— Невозможно обойти стороной Вашу связь с Беларусью. Вы записали «Беларуский
альбом», Вы часто приезжаете в эту страну? Что это за тяга?
Однажды мы приехали в Беларусь в гости к другу. Мы сплавлялись на байдарках по Неману, общались с разными людьми. Мне так понравилась природа, язык показался настолько певучим, что захотелось непременно спеть на белорусском языке. Так родилась идея перевести мои песни. Наш белорусский друг Владимир Баков показал мои песни гродненской поэтессе Альжбете Кеда. Лично с ней мы познакомились только через год.

На фестивале в Испании я пела песню «Заколдованные облака», которую написала моя двоюродная сестра Марина. К этому времени сестра умерла, но при жизни она считала эту песню одной из своих лучших. После выступления Альжбета Кеда сразу перевела «Заколдованные облака» на белорусский. Когда я исполняла песню на фестивале, мне казалось, что Марина услышала меня. И вот эта песня получает вторую жизнь при помощи перевода. Остальные песни Альжбета перевела быстро, в течение полугода, и мы записали диск с песнями на белорусском языке.
— Зачем современному человеку, слушающему техно и RnB, фолк? На Ваш взгляд, насколько он уместен в современном мире?
Может быть это громко сказано, но есть настоящая музыка, не для популярности. Я выпускаю песню в том случае, если чувствую, что это «оно», то, чем я готова поделиться с людьми. Я не рассчитываю на большие массы. Даже странно, что среди слушателей много и молодой публики.
Полонез Огинского в исполнении Милы Рожковой
— Поделитесь с нами своим общим взглядом на современное общество; что Вас радует и
огорчает? Нет ли мыслей переехать в ту же Беларусь?
Честно говоря, мысли есть. С другой стороны, все же мои песни на русском языке. Но конкурсы в России часто с заранее спланированными результатами и очень «форматированы». Без денег ты сразу «неформат». В других странах – Болгарии, Грузии, Испании с теми же русскими песнями на конкурсах я получаю много наград. В Беларуси хорошо принимают не только переводы моих песен, но и оригиналы на всех языках, на которых я пою, включая русский. В России же очень высокие расценки только на участие в конкурсах, причем, даже если отметиться на конкурсах, еще большие деньги нужны для размещения на ТВ и радио. Здесь ты будешь популярен, если будешь платить.
Другие публикации, которые могут быть Вам интересны: