ноябрь 2019
«Роль женщины в кинематографе изменилась» - интервью с голливудской актрисой Sofya Skya
Вопросы: Екатерина Чекунаева
Вёрстка: Катерина Вендилло
ноябрь 2019
«Роль женщины в кинематографе изменилась» - интервью с голливудской актрисой Sofya Skya
Вопросы: Екатерина Чекунаева
Вёрстка: Катерина Вендилло
Материал предоставлен пресс-офисом Софьи Ская – FprBuro
В нашей беседе с голливудской актрисой и acting coach Софьей Ская (Sofya Skya) мы поговорили об эталоне женской красоты в современном кинематографе, жизни в США и стремлении реализовать свои мечты и цели. Также Софья рассказала о влиянии и значимости российского балета в мировой культуре, лайфхаках по изучению английского языка, школе актерского мастерства «RAS Acting» и о том, как сделать шаг навстречу мечте вне зависимости от пола, возраста и других стереотипов, навязанных обществом.
— Софья, как Вы трактуете понимание эталона «женской красоты» в кинематографе?
Ответить на этот вопрос однозначно в наше время, в эру интернет технологий, тотального информационного хаоса и мощного влияния социальных медиа инфлюенсеров на сознание общественности, непросто.

Раньше в кинематографе действительно было понятие «эталон женской красоты». Ему подражали: перекрашивали волосы, худели или, наоборот, стремились приобрести формы, перенимали стиль в одежде, манеры поведения, жесты, речевые особенности – старались копировать во всем.

Все мы помним актрис, которые считались «иконами» экрана, а именно: Мэрилин Монро, Грету Гарбо, Одри Хепберн, Брижит Бардо, Монику Белуччи, Шэрон Стоун, Софи Лорен, а у нас – Любовь Орлову, Элину Быстрицкую, Маргариту Назарову, Людмилу Гурченко, Ирину Алферову, Светлану Светличную.
Сейчас, на мой взгляд, ситуация в корне иная. По сравнению с прошлым веком изменилась миссия киноиндустрии – профессиональное сообщество стало ориентироваться на развивающий и где-то даже образовательный формат, с целью «достучаться до сознания» зрителя через экранного персонажа, не зацикливаясь на визуальном факторе или возведении образа героя в ранг «иконы» для подражания. Освещаются проблемы куда более важные.
В наше время прототипом для героинь прошлых эпох являются больше яркие личности, и они интересны не эффектной внешностью, а силой характера,
гражданской позицией, своей ролью в раскрытии проблем, важных для общества, таких как: неравенство прав, дифференциация взглядов, сексизм, харассмент, колоризм и другие виды притеснения личности по каким-либо признакам.

Ко всему этому можно добавить и ситуации, происходящие в мире: проблемы экологии, истощение природных ресурсов, политическая обстановка. Поэтому, в моем понимании, эталон «женской красоты» в кинематографе базируется прежде всего на характере.
— Вы с детства профессионально занимаетесь балетом и хорошо ориентируетесь в этом виде искусства, регулярно посещаете премьеры, фестивали, выступаете экспертом в популярных изданиях, освещая значимые события в культурной сфере. Поделитесь, пожалуйста, с нашими читателями, на какие постановки стоит обратить внимание в ближайшее время?
В балете много талантливых, я бы даже сказала гениальных исполнителей и в России, и за ее пределами. Несмотря на все это разнообразие, я считаю, что русская балетная школа – лучшая в мире, была и есть. Преемственность поколений в передаче мастерства, грациозность, утонченность, нравственность, величественность, некая абсолютная духовность, ощущаемая на ментальном уровне,– все это прославило наш балет, и сделало его эталоном, вызывающим трепет.

Я с удовольствием хожу на балетные постановки, особенно в Большой театр. 21 ноября там состоялась премьера «Жизель» в постановке хореографа Алексея Ротманского. Я собиралась посетить это событие, ожидая увидеть первоклассную хореографию главных героев Жизель и Альберта, какие-то детали из постановок этого балета прошлых веков, так как Ротманский в своих работах часто обращается к ранним версиям, шикарные костюмы и декорации от Роберта Пердзиола с использованием эскизов Александра Бенуа.
В конце декабря я бы порекомендовала посетить взрослым и детям балет «Щелкунчик» – он переносит зрителя в праздничную атмосферу, что особенно актуально накануне Нового года. Признанный мастер, хореограф Юрий Григорович создал эту постановку на основе сказки Эрнста Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» еще в 1966 году, и все это время она не перестает радовать зрителя. Музыка, костюмы, движения балетной группы – все волшебно!
Еще одна безумно яркая и эмоциональная постановка, которую я бы выделила – балет-феерия «Спящая красавица» Приморской сцены Мариинского театра в
хореографии Мариуса Петипа и редакции Эльдара Алиева, которую можно будет увидеть в январе 2020 года на сцене Мариинки. Премьера постановки была более двух лет назад во Владивостоке и за все это время интерес к ней только возрос. Чувственная хореография, эмоционально притягательная
музыка Петра Чайковского, проникновенный сюжет о безграничной силе любви, совершенно невероятные костюмы всех оттенков радуги, сказочные декорации – истинное удовольствие от посещения гарантировано.

Если говорить о современной хореографии, я бы порекомендовала балет в двух действиях «Времена года» хореографа Ильи Живого. Сильная и чувственная работа, сюжет которой основан на смене времен года в метафорическом смысле. Лето, осень, зима, весна – не просто изменение погоды и то, к чему мы привыкли, а отражение самой жизни, состояний бесконечного перехода одного в другое.

Зарождение, развитие, становление, умирание, и опять новый цикл пока существует сам мир – после умирания происходит новое рождение. Все это очень тонко, но, в то же время, эмоционально передают исполнители на сцене с помощью хореографии. Закрепляет сильное ощущение от увиденного музыка Макса Рихтера по мотивам шедевра венецианского композитора Антонио Вивальди «Времена года».
— Вы много лет прожили в России, а потом переехали в США для участия в съемках. Уютно ли Вы чувствовали себя в новой стране? К чему привыкнуть было сложнее всего?
Я родилась и выросла в Санкт-Петербурге – это накладывает определенный культурный отпечаток в общении, в поведении, поэтому после переезда в США я, конечно, чувствовала диссонанс. У них неформальное общение, менее сдержанное, чем у нас, они более открыты, все время улыбаются. Это не хорошо, и не плохо – просто другая культура поведения.

В Штатах совершенно иная кухня. В каждом кафе маленький выбор блюд с нормальным количеством калорий, огромные порции и много всего сладкого и жирного. Приходилось часто посещать супермаркеты и частные магазинчики в поисках необходимой мне еды, ведь я привыкла следить за правильным и сбалансированным питанием.
Незадолго до переезда в Лос-Анджелес у меня появился верный друг – белая борзая Сайда. Не в силах с ней расстаться, я перевезла ее с собой. И вот здесь возникла проблема: в Штатах принято водить собаку только на поводке, а в то время в России (2010 год) можно было пройтись с питомцем и без него. Моя энергичная Сайда не понимала, почему ей нельзя побегать по пляжу за чайками даже вдали от людей, или порезвиться в парке, не отходя от хозяйки. Приходилось ездить в специализированные места, где можно было отпускать собаку – Dog Park. С моим плотным графиком это было очень затруднительно.
Возникали и какие-то мелкие бытовые проблемы, вроде той, где найти химчистку поблизости с хорошим сервисом и вменяемым ценником, потому что в Америке до сих пор пользуются спросом Self Service Laundry, общественные прачечные самообслуживания, в которых принято стирать вещи. Это
обусловлено тем, что не во всех апартаментах установлены стиральные и сушильные машины (там они раздельные), электричество и вода стоят дорого, а если даже в кондоминиуме или резиденции они есть (как правило, американского производства), то качество стирки по сравнению с европейскими машинами оставляет желать лучшего.

Одним словом – все трудности были решаемыми. Я быстро адаптировалась, ведь поставила перед собой цель – пройти кастинг и получить роль. Да и практически все время уходило на обучение: курсы актерского мастерства в студии Джоан Барон, Лизы Мелилло, посещение занятий Мишель Даннер в студии Ларри Мосса, плюсом к этому я посещала кастинги.
— Как Вы учили английский язык? Есть ли у Вас лайфхаки, как избавиться от акцента?
Когда я переехала в Лос-Анджелес, у меня был средний уровень владения языком. Я понимала: чтобы получить роль, язык нужно совершенствовать, убирать акцент. Я начала заниматься английским профессионально с
преподавателем Келли Райтер.
Параллельно разработала для себя некую систему изучения: каждый день слушала эфиры на местных радиостанциях, смотрела телепередачи и фильмы, читала книги и журналы на английском, заучивала поэзию в оригинале. Одним из моих лайфхаков было «заимствование разговорной речи». Прямо на улице я прислушивалась к людям: как они произносят слова, ставят ударения, скорость произношения, слияние слов в предложениях, фонетические особенности.
Если я что-то не улавливала на слух, могла переспросить, и мне с улыбкой объясняли, как правильно. Я полностью погрузилась в окружающую меня языковую атмосферу, начала думать на английском. Через шесть месяцев мой акцент полностью растворился.
— Вы помните Ваш первый успешный и неуспешный кастинг?
Мой самый первый кастинг проходил на студии Paramount Pictures. Планировали снимать вторую часть известного фильма «Flashdance», и мой типаж подходил для главной роли – внешность, хореографические навыки. Все складывалось просто замечательно, но на пробах подвел акцент. Именно тогда я поставила себе цель – избавиться от него в сжатые сроки.

Пока совершенствовала язык, я продолжала посещать кастинги. И через полгода упорного труда я получила свою первую роль в фильме «Лигейя» режиссера Майкла Стейнингера. В нем я сыграла загадочную леди Лигейю – это была моя первая главная роль.
— Большинство Ваших фильмов – триллеры. Почему Вы выбрали этот жанр? Как происходит Ваше перевоплощение в героя?
Я планирую сыграть еще немало ролей, в том числе в комедийном жанре, ведь так приятно заставить зрителя улыбаться и смеяться.
Многие из картин, где я снималась, действительно можно назвать триллерами. Они держат зрителя в напряжении, возбуждают в нем волнение, тревогу. Я органически вписываюсь в сюжет таких фильмов, это отмечали и режиссеры, с которыми я работала.

Самый главный секрет – полное погружение в образ. Для этого необходимо его изучить и подготовиться: узнать исторический или культурный контекст событий, если есть определенная временная эпоха, в которой происходят действия фильма, проработать движения, мимику, жесты, прочувствовать характер и реакцию в той или иной сцене, но это все до начала съемочного процесса. На площадке же нужно полностью перевоплотиться и «оставить себя» за ее пределами.

Еще один важный момент – играть от своих партнеров. Здесь должно быть ощущение, что есть только ты и он или они, в зависимости от сцены, и предлагаемые обстоятельства. Когда ты отталкиваешься от реакции и эмоций другого человека, реагируешь на них гармонично – тогда и рождается та самая искренняя профессиональная игра.

Но не все картины, где я принимала участие, были триллерами. Например, российский фильм «Клуб счастья» режиссера Игоря Каленова, где я сыграла девушку из провинции Катю – это комедия. В обычной жизни, вне съемочной площадки, я тоже отдаю предпочтение комедийному жанру. Он легкий, приносит позитив и радость.
— Как Вы воспринимаете критику в свой адрес? Много ли её? Как не растрачивать на неё силы?
В моих социальных сетях негативная критика встречается крайне редко, мои подписчики – воспитанные и адекватные люди.
Критику я воспринимаю совершенно по-разному. Если она конструктивна и ее цель – обсуждение плюсов и минусов, разбор на правильные и неправильные действия с целью дать объективную оценку чему-то, достигнуть компромисса, то да – к такой критике я прислушаюсь.

Например, если на съемочной площадке режиссер говорит, что необходимо вот так реагировать в данной сцене, и аргументирует свой ответ, я, конечно, прислушаюсь к его комментариям. Если же критика изначально негативная, нацеленная на унижение человека, особенно без видимых на то причин, я не реагирую – вообще не воспринимаю серьезно.

Такой вариант часто встречается в социальных сетях, где многие готовы высказать свое мнение по любому поводу, даже не вникая в смысл поста, обсудить внешность человека, его одежду, интерьер, в котором он находится, да все, что угодно, лишь бы что-то написать.
— С кем из режиссеров Вам было комфортнее всего работать?
Если честно, то практически со всеми. Конечно, когда играешь эпизодическую роль, как, например, в фильме «Opus of an Angel» режиссера Али Замани, или в картине «Храброе сердце Ирены Сендлер» Джона Кента Харрисона – это короткий промежуток времени по взаимодействию с режиссером, а вот когда у тебя главная роль, вот здесь работа идет плечом к плечу. Так было в фильме «Белый лебедь» Роберта Кромби, где я сыграла русскую балерину Майю. Я благодарна Роберту за эту совместную работу.
— Есть ли разница в съемочном процессе в США и в России? Какой менталитет Вам ближе?
Я принимала участие в основном в съемках голливудских фильмов, в российских – меньше. В картинах, чьим производством занимаются
американские режиссеры, съемочный процесс может проходить и не в США, а в разных странах. Так, например, «Храброе сердце Ирены Сендлер» снимали в Риге, а часть «Лигейи» в Крыму.
Что касается команды и работы над фильмом – в штатах это отточенный процесс. У них все четко – каждый делает свою работу, прописанную в контракте, быстро, точно и
профессионально. Никто не говорит: «О, у меня пришла идея, давайте
переделаем это так»! Или: «Не нравится мне этот свет, давайте переставим».
Нет, у них все продумано еще до начала процесса, каждый шаг. Но и инициативу лишнюю никто не проявит, не сделает что-то за другого человека из съемочной группы. А если полностью исключить инициативу и импровизацию, допустим, из всеми нами любимых советских комедий, мы бы не увидели многих сцен.

Если говорить о моем «киноменталитете» я люблю и российскую съемочную площадку и голливудскую, люблю кинопроизводство во всем его многообразии!
— Софья, сейчас Вы планируете открытие школы актерского мастерства RAS Acting. Расскажите подробнее об этом, как появилась идея? Любой ли желающий может стать студентом Вашей школы? Могу ли я, человек без актерского образования, записаться к Вам на курс?
Я готова обучать всех, инвестировать все свои силы и знания в этот процесс, потому что истинно верю в то, что ничего невозможного не бывает и каждый может реализовать свою мечту, если верит в нее и работает над собой.
Я участвую во многих мастер-классах и форумах как acting coach – получаю положительные отзывы от слушателей, чувствую отдачу аудитории. В какой-то момент я поняла, что, помимо этих активностей, необходимо самой создать школу актерского мастерства, потому что я могу рассказать и дать намного больше знаний и практики.

И вот, в ближайшие месяцы я планирую открыть «RAS Acting». Основа преподавания курса строится на моем личном актерском опыте и на различных техниках преподавания в Голливуде, в том числе и на методе Sanford Meisner.

Моя задача – обучить каждого слушателя курсов профессиональному актерскому мастерству за короткие сроки и дать дополнительные знание тем, кто уже учился театральному ремеслу. В «RAS Acting» может прийти человек с любым образованием или без него, без каких-либо ограничений в возрасте.
— Вы бы хотели, чтобы ваш сын выбрал актерскую карьеру? Почему Вы сами когда-то выбрали для себя эту профессию?
Я считаю, что дети должны выбирать свой собственный путь. Если мой ребенок, в процессе своего взросления и становления, захочет стать актером – я поддержу его, если врачом или кондитером – я тоже буду на его стороне. Я когда-то выбрала для себя профессию балерины, потому что влюбилась в балет с ранних лет. В какой-то момент в моей жизни произошел поворот, и я стала актрисой. Эту профессию я люблю. Сейчас у меня появилась третье направление – acting coach, в котором я тоже активно развиваюсь.
В независимости от выбора, главное, чтобы человек истинно верил в то, что представляет интерес для него, и концентрировал энергию вокруг этого объекта деятельности, именно это и определяет продолжительность жизни человека и его качество присутствия на этой планете.
Материал и фото предоставлены пресс-офисом Софьи Ская – FprBuro
Другие публикации, которые могут быть Вам интересны: