декабрь 2019
"Надо просто верить".
Интервью с православной певицей Анной Сизовой
Беседу вела Алина Садекова
Вёрстка Катерины Вендилло
Фото: Олег Каминцев
О приходе к вере, часах Патриарха, московских протестах, Святой Руси, достойном уровне жизни и многом другом побеседовали с автором и исполнительницей духовных, народных и патриотических песен, лауреатом всероссийских и международных конкурсов Анной Сизовой.

— Анна, как Вы определились с жанром, в котором Вы сейчас работаете? Почему Вас
привлекает именно православная культура - это пошло с детства или Вы сами определили свой путь?
Думаю, что, живя в вере, народ сохраняет и развивает себя органично, а главное у народа, как показала песня, есть не только понимание, но и большая потребность в этом!
Однажды, готовясь к экзамену по истории в ВУЗе, я всем сердцем и душой прочувствовала и поняла важность Крещения Руси для нашей страны. Как человек, поющий народные песни и изучающий народное творчество, я четко увидела в этом событии развитие цивилизации целого государства, уход от жертвоприношений придуманным богам и силу разумного отношения между людьми, которую дарует православие и вера в Бога Единого от сотворения мира до наших времен.

В этот момент собственного глубокого осознания важности Крещения Руси, я написала песню «Русь Православная», посвящённую этому событию и князю Владимиру. У меня к этому времени уже было своё этно-шоу «Красная горка», посвящённое любимым народным праздникам и традициям. Мы с успехом выступали с ним в Москве и по России, заглавную песню этой программы Управление ЗАГС Москвы даже признало неформальным гимном свадеб – они закупили более 100 моих дисков «Красная горка» для всех ЗАГСов города, чтобы на каждой свадебной церемонии звучала эта песня!
На мой взгляд, постоянную связь с Русью Святой обретает каждый по-настоящему верующий человек, и стираются временные рамки, и Вера становится живой, как источник, который ведет к духовному и всеобщему возрастанию. Оглядываясь на историческое прошлое, мы учимся любить, прощать, сохранять и развивать все лучшее. Это есть и должно быть личным и общим фундаментом для современного общества.
Мы гастролировали с этно-шоу, но потихоньку у меня стали рождаться духовные песни, я начала вставать на путь серьёзного воцерковления. В 2010г. мы разместили песню «Русь православная» в Интернете, она полюбилась православному народу, её поют, но об этом я долго не знала, пока в 2014 г. меня не пригласили в Татарстан, на фестиваль колокольного перезвона в православное село Алексеевское, где эту песню поют с 2010 г. И жители Татарстана, и участники фестиваля, выражая свою признательность, рассказывали, что где бы они ни выступали с этой песней, люди слушают её стоя!

В песне очень ярко и логично отразилась соборность (святые отцы называют эту песню проповедью) и связь современной России со Святой Русью (казаки, военные считают её песней-присягой на верность Руси Святой, православию).

Все же, коротко отвечая на вопрос, хочу сказать, что я сделала шаги навстречу Спасителю в зрелом возрасте и получила неизмеримое счастье-веру в Бога и воцерковление, ступила на спасительный путь.
— Расскажите о Вашей семье. Как Вы считаете, любовь к религии должна прививаться с детства или это можно развить?
Времена были атеистические и не все в деревне понимали и принимали верующих людей, поэтому дядя Лёша как бы затворился в своём доме, где молился за закрытыми ставнями, чтобы не искушать любопытствующих неверующих односельчан.
Мои родители творческие и, вместе с тем, деревенские люди, сибиряки. Хотя папа, Евгений Васильевич Сизов, родился в Москве, в Капотне, а точнее, в селе Чагино (тогда ещё в Московской области) в многодетной семье, а когда служил в армии, по комсомольской путёвке поехал на строительство Братской ГЭС. Там он встретил мою маму Галину Владимировну Сизову, которая уже тогда работала директором сельского ДК, а здание клуба как раз и было бывшей церковью, деревянной высокой.

Хоть я и была маленькой девочкой, я помню особый дух, который хранился в стенах этого здания, а теперь только душа хранит эти радостные ощущения детства… Так как Храм был деревянный, к сожалению, сейчас от него ничего не осталось, но рядом, я помню жил в доме с постоянно затворенными окнами дядя Леша, которого все деревенские называли Богомолом.

Папа по профессии водитель, до армии он работал таксистом в Москве и, когда стал жить в селе, продолжил заниматься своей профессией – водителем автобуса, трактора, в общем, механизатором. И также, как и все советские люди в то время, отдушину находил в творчестве. В рядах самодеятельности у нас были яркие талантливые люди, и праздники всегда были веселые и красочные.
Дедушка и бабушка жили рядом с клубом, на пригорке был их дом, он и сейчас там, с русской баней и всеми деревенскими традициями, огородом, сеновалом, амбарами, стайками (так в Сибири называют хлев, где были корова, домашняя птица, лошадь, общем хозяйство!). Суббота была банным днем, и мы приезжали или приходили попариться в бане, бабушка готовила вареники с разными начинками и все пили чай из самовара, такой вкусный - вода-то из колодца, а главное, по родному от души, я до сих пор с теплом вспоминаю своих бабушку и дедушку: Калушиных Степана Семеновича и Федосью Никитичну, царство им небесное!
Иногда нас оставляли с ночевкой или погостить, и бабушка каждое утро, до того как нам проснуться, ставила на стол стакан молока и сверху ржаной хлеб, пекла печенье для нас и готовила вкусный борщ и многие другие деревенские вкусности: картошечка отварная с луком и шкварками…Зимой, зная что мы приедем, она из творога с брусникой готовила нам сырчики, это было экологическое мороженное, которое мы с радостью вкушали. Село Усть-Када, было очень развитым, преуспевающим, в нем жило много народа, красота там конечно особенная: река Ока и маленькая речка Кадинка, само село расположено вдоль берега реки, на пригорках…

Я не была верующей с детства, но иногда я чувствовала необъяснимую силу, которая, когда я оставалась сама с собой наедине, словно выводила меня в невидимый эфир, необыкновенного, невидимого, но ощутимого, пространства. Мама специально с нами про Бога бесед не вела, но всегда отправляла нас с братьями и сёстрами (нас 10 человек у родителей) в школу со словами «С Богом!». В школе эта тема тоже не затрагивалась, только если в атеистическом контексте. А упоминание церкви и Бога в наших детских рассказах воспринималось, как что-то таинственное, мистическое и страшное. Поэтому мы особо и не интересовались и не обсуждали православную тему.

Совсем недавно я узнала, что бывший в Усть-Каде Храм, о котором я упоминала выше, был назван в честь Покрова Пресвятой Богородицы, и в нем служил отец Константин, которого расстреляли в 20-х годах ХХ века, как и большинство священнослужителей в годы гонений на Церковь, за то, что он пытался спасти Храм от поругания. Возможно, за его святые молитвы и преданность Богу, Господь показал тропинку, которая привела меня на столь серьёзный, правильный, Богоспасаемый путь в жизни и в творчестве. И это случилось в сознательном возрасте.
А любовь к религии… Надо просто верить. Если родители верят, ходят в храм, исповедуются, причащаются, практикуют домашнюю молитву, то и ребёнок будет следовать этому примеру. Во всяком случае, в младенческом и отроческом возрасте точно. Далее – сложнее. Об этом говорят наши святые отцы – в храмах много детей до 10-12 лет и людей старше 40,а между этими возрастами – пробел. Это проблема. Пока ребёнок маленький ему лучше подсказывать, чего держаться в жизни, но давить и навязывать не надо иначе будет обратная реакция. Ещё раз, важен личный пример.
— В мире, к сожалению, довольно много грубых людей, которые против любой религии,
кроме той, в которую они верят сами. Как Вы относитесь к другим религиям? Как Вы считаете, что может объединить людей разных национальностей?
Отвечая на первую часть вопроса, хочу сказать, что это часть образования духовного, а точнее его отсутствия, да, наверное, и следствие ограниченности, отсутствия внутренней свободы. Конечно, если человек родился, где бы то ни было, он со временем задает себе вопросы: кто я по национальности? В какой стране я живу? Какую веру исповедую? Кто мои родители? Кто мои дедушки, бабушки, почему и за что они воевали и победили, что для них значит слово Родина, традиции, духовность, и благодаря кому и чему я появился на свет именно у них? Чем я горжусь?
И, если уж переходить к моей Родине России, почему моя страна, являясь одной из самых больших в мире и самой богатой полезными ископаемыми, не может обеспечить достойную жизнь своим гражданам? Когда было утрачено чувство самоуважения и гордости за страну, за народ? Можно задавать себе эти вопросы и пытаться найти на них ответы (в чём очень помогает вера). А можно кричать, что мы лучшие, вера наша самая правильная, а все, кто так не думают – предатели и изменники Родины.
Православие - религия любви и тот, кто пышит ненавистью и злобой к людям другой веры, другой национальности, другой страны, на мой взгляд, не православный человек. Это же банальности. «Нет ни эллина, ни римлянина, ни
иудея…» В христианстве нет национальности. И это один из примеров объединения людей разных национальностей. Я с уважением отношусь ко всем верующим людям, независимо от их вероисповедания.

Недавно я отдыхала в Турции и в очередной раз убедилась, что я очень легко нахожу много общего с людьми других национальностей и влюбляюсь в них очень быстро и с радостью - мне интересны культурные традиции, музыкальные народные особенности, то что сохраняет национальные достоинства народностей. Я люблю пробовать разные национальные блюда и многие из них становятся постоянными в нашем семейном рационе. Например, очень люблю плов корейский и в каждой народности его готовят по-разному вкусно! Любовь объединяет все и вся! Бог есть любовь. Относясь с любовью и уважением друг к другу, мы богатеем в Бога! Это нас объединяет!
— Можно сказать, что сейчас модно быть атеистом и не признавать ни одну из религий. По-Вашему, это осознанное решение или юношеский максимализм, ведь таких взглядов придерживаются, в основном, молодые люди?
Максимализм и радикализм у молодых в этих случаях просто ярче проявляется. Они более нетерпимы к негативным проявлениям в Русской Православной Церкви и спешат с выводами.
Модно у молодёжи? Я не могу обобщать, т.к. общаюсь в основном с православными молодыми людьми. В целом в обществе есть объяснимые антиклерикальные настроения, но у разумных людей это отделяется от Веры в Бога. Максимализм и радикализм у молодых в этих случаях просто ярче проявляется. Они более нетерпимы к негативным проявлениям в Русской
Православной Церкви и спешат с выводами. Но, как говорится в народе, молодость это тот недостаток, который быстро проходит. И, взрослея, молодые начинают понимать, что и священнослужители – люди из нашего мира, со всеми слабостями и достоинствами, присущими современникам, а не Святые из прошлых веков.

Хотя, Слава Богу, ещё встречаются замечательные подвижники земли Русской, которые и в наше время истинно служат Господу и в миру и в монастырях. И мне очень приятно, что я везде, где бываю, их встречаю. Именно им Служителям Божьим посвящена моя песня «Старцы Русской Земли». Может быть, это и необъективное мнение. Наверное, каждый видит и находит, то, что ему хочется. Но я искренне верю, что (словами С. Есенина) «наша вера не погасла, святы песни и псалмы»!
— А если говорить о Ваших концертах и выступлениях, там Вы часто встречаете молодежь?
Я бы не сказала, что молодёжи на концертах много, но если встречаю её, то это, как говорится, «навсегда».
Обычно приходят семьями и общинами православными, приходами, от мало до велика. Находят каждый, что ему по душе, концертные программы выстраиваются в нескольких частях. Так сложилось, благодаря многолетнему труду и поиску своего предназначения в профессии.

Поэтому осознание всего, о чем говорится выше, можно услышать между строк и в народной, и в традиционной, и военно-патриотической песне, и в лирической, и в романсе. Разнообразие песенного жанра привлекает разные возрастные категории зрителей, в том числе и молодёжь. К тому же важна искренность. Жизнь артиста проходит на сцене, на виду у всех, так артисты устроены и часто то, что мы переживаем сами, выносим на публику.

Недавно я выступала на творческом вечере, организованном человеком, который ровно 10 лет тому назад приглашал меня на свое мероприятие. Это земляк моего мужа, туляк Иванов Иван Александрович, и он с восторгом говорил о том, как я выросла творчески. А ведь мы трудимся и порой не замечаем, как быстро пролетает время и нужно успеть сделать самое главное, осознать, что ты на верном пути и то, в чем ты желаешь совершенствоваться, приносит радость и пользу кому-то помимо тебя самой.
— В современном мире также немало случаев, когда человек меняет религию из-за
амужества, например, или просто из-за своего желания. Вы одобряете это?
Считаю это Божьим Промыслом, естественным (особенно в случае женитьбы-замужества), но знаю и такие семьи, где муж исповедует ислам и с уважением относится к своей православной жене (очень много таких примеров из личного общения со зрителями в Татарстане). Они с радостью вместе бывают и на православных праздниках и на мусульманских. Когда это в любви, мире и согласии, я отношусь хорошо, всё в руках Бога.
Вообще, Татарстан – пример толерантности и уважения людей разных национальностей и вероисповедания друг другу. Во многом это мудрая национальная и религиозная политика республиканской власти во главе с президентом республики и Татарстанской митрополии РПЦ во главе с Владыкой Феофаном. В Москве есть тенденция к появлению мусульманских анклавов (особенно на Юго-Востоке). Мигранты не ассимилируются, сохраняют национальные традиции, одежду. Но очень хорошо воспринимают русскую культуру и традиции.
Недавно мы выступали в Капотне, и там был умилительный случай: мама-мусульманка с маленьким сыном и подругой пришли на уличный праздник, малыш такой хорошенький, музыкальный, танцевал все 45 мин., пока мы выступали. Мне осталось две песни спеть до окончания выступления и мама, видя, что ребенок очень расплясался на холоде, хотела было его увезти домой, но Абу-Бакир расстроился.

Я, видя, как ребенку нравится водить хороводы и плясать самостоятельно, попросила их остаться, а после концерта мы сфотографировались на память. Такие выступления запоминаются навсегда, и при этом рождается какое-то удивительное, благостное чувство взаимности, не зависящее от национальности.
— Если бы Вам предоставилась возможность работать в другом жанре, что бы Вы выбрали?
На сегодня я исполнительница духовных, народных и патриотических песен. Эта палитра широкая, и выбор всегда есть. Мне интересно заниматься тем, что даровал мне Всевышний! Я свободный человек. Слава Богу, работала в самых разных жанрах, ведь за годы искания себя в профессии я перепевала шлягеры, научилась адаптировать народные песни к эстрадной обработке, пела (и с удовольствием пою) романсы.

Сейчас я в основном пою свои авторские песни, пишу стихи и музыку, стилизую, постоянно обновляю репертуар. Моя любимая программа на сегодня «Русь православная», она универсальная, в неё органично вплетаются другие мои программы: военно-патриотическая «Здесь зори тихие», народная «Иван-чай трва» и этническая «Красная горка».
— Как Вы относитесь к современной культуре? Следите за трендами в Интернете, интересовались рэп-баттлами или вообще тем, чем увлекается сейчас молодежь?
Честно сказать, несмотря на моё консервативное восприятие и любовь к традиционному, я люблю наблюдать и новые течения, слушать иногда молодежные радиостанции. Это помогает мне в процессе адаптации своего авторского творчества к современным тенденциям. И просто услышать и понять, как воспринимает окружающий мир молодежь!

У меня, например, в репертуаре есть супер-модные частушки-коротушки из репертуара знаменитой частушечницы Марии Мордасовой! Их с радостью слушает и танцует под них наша молодежь на концертах, несмотря на то, что их нет в радийном эфире.
У нас народ любит что-нибудь этакое, что для души, а не только на потребу…Я это к тому, что молодежь неглупая и моим творчеством тоже увлекается! (Смеётся).
— Как Вы считаете, религия как социальный институт теряет свое значение, уступает есто политике?
Не теряет. Религия и политика – два разных института. В нашей стране несмотря на 70 летние гонения, сейчас идет возрождение народа в вере, и это тот самый святой шанс вновь стать Великой Державой для собственного народа в первую очередь и для всего русскоязычного мира. Помоги Господи, вновь воспрянуть и обрести былое величие нашей Родине многонациональной, с её вековыми, спасительными традициями, богатыми недрами и природой!
— После 2020 года планируют ввести обязательный ЕГЭ по истории. Министр просвещения РФ объяснила это тем, что "без знания истории невозможно двигаться
дальше". Реакция общества была не совсем однозначна: школьники нервничают и негодуют из-за того, что придется учить намного больше, родители стараются найти
финансы для репетиторов и курсов, учителя истории волнуются за двоечников. А какая точка зрения у Вас на этот счет? Как Вы считаете, поможет ли ЕГЭ повысить уровень
патриотизма и знаний своей истории среди молодежи?
Патриотизм очень хорошо поднимают достойный уровень жизни и благополучие граждан. С этим в России пока не очень…
История важна. Но с ней в нашей стране традиционно обращаются совершенно по ленинскому определению (все помнят). Поэтому, какие там в ЕГЭ будут вопросы-ответы после 2020 года, уже сейчас вопрос открытый.

По своему цеху, я не премину сказать, что для воспитания патриотизма важно, чтобы национальная, корневая музыка и культура были шире представлены в СМИ (прежде всего на радио и ТВ). Сейчас нет ни одной радиостанции и телеканала (за исключением, может быть, «Жар-птицы»), транслирующих народную музыку. Это в политической плоскости вопрос, надо чтобы были представлены традиции, как в Белоруссии, где в 60% эфира звучит национальная традиционная культура. Это ведь вызывает чувство гордости за искусство, пробуждает интерес к истории страны и формирует самоуважение к нации в целом.
Тут нужен комплексный подход в выработке стратегии в сфере культуры и образования. На мой взгляд, есть попытки разных талантливых людей в этом направлении и им, конечно, нужна государственная поддержка, финансирование, административная лояльность и, главное, политическая воля реализовывать, внедрять в жизнь, в СМИ в учебный процесс культурные программы. Это все требует огромных трудов!
— Среди людей бытует такое мнение: главы церкви сейчас являются очень богатыми
людьми. И из-за этого как раз появляются те, кто не доверяет церкви. Каково Ваше отношение к этой ситуации?
Личных богатств у владык, с которыми мы общались, мы не замечали.
Иерархия присутствует в любом общественном организме: семье, детском саду, школе и так далее, и церковь имеет свою структуру, которую возглавляет Патриарх. Понятно, что эта структура требует определённых ресурсов. На этих людях лежит забота о народе в духовном и нравственном поле.

Мы иногда бываем на архиерейских приёмах, там всё очень торжественно и пышно (как и положено), но без излишеств. Во многих епархиях тяжёлое положение, основные деньги идут на восстановление храмов и монастырей. Мы встречали людей, которые из-за этого случая или увидев дорогие часы на руке священника, даже переставали ходить в храм. Но это как раз тот самый юношеский максимализм. Повторюсь, не надо отождествлять отдельные личности, и даже организации или, тем более, Веру.
— Как Вы считаете, церковь должна быть независима от государства или все-таки осударство должно вмешиваться в религию?
Власть требует лояльности. Перед Патриархом и РПЦ сложный выбор. Как мне кажется, Патриарх его сделал. Обсуждать или осуждать Патриарха не в православной традиции, но про его выбор.
В нашей стране Церковь отделена от государства. И государство не вмешивается в религию, напрямую, как в социальный институт. Но помощь государства в восстановлении святынь, храмов и монастырей необходима.

В идеале Церковь и государство должны органично сосуществовать (знаменитая византийская «симфония» - созвучие) и развиваться, только так народ будет достойно жить и продолжаться.
— Вера тормозит развитие страны или, наоборот, ускоряет его?
Истинная вера не тормозит и не ускоряет, она позволяет людям при разных общественных строях, при разных исторических переменах оставаться людьми. Это главная задача Веры. А милосердные, добрые и отзывчивые люди не могут построить плохое государство или тормозить развитие страны.
— Как Вы думаете, может ли церковь помочь государству справиться с социальной есправедливостью, особенно в богатые на протесты последние годы?
Церковь не МВД, не полиция. Её социальная задача – не борьба с несправедливостью, а окормление паствы, сохранение (излечение) духовного здоровья народа.

Никто за людей («Ни Бог, ни царь и не герой», как пелось в одной спорной песне) не устранит земную несправедливость, которую сами люди совершают или допускают по отношению к себе. Церковь должна об этом постоянно на всех уровнях говорить людям (и власть имущим и обычным гражданам).

Как помочь государству в устранении несправедливости, если это государство никакой несправедливости не видит? Оно считает, что всё нормально в стране и ничего не предпринимает по изменению положения вещей. Тут надо, прежде всего, в оценке ситуации этим двум институтам определиться и дальше соответственно этому, действовать.
По поводу протестов. Ещё в 2012 году в разгар «болотных волнений» мы с мужем обращались к нашему духовнику отцу Леонту (царствие ему небесное), участвовать ли нам в них или нет? Патриарх вроде не благословлял с экрана телевизора («всякая власть от Бога»). А батюшка вспомнил другого Патриарха – Тихона, который свой голос против власти возвышал, когда она народ притесняла… Так что, кому поможет Церковь – государству или народу, зависит от самой Церкви.
Другие публикации, которые могут быть Вам интересны: