— Дарья, как балет появился в вашей жизни? Маленькая Даша хотела танцевать с ранних лет?
Моими любимыми развлечениями были игрушечные пистолеты, пластмассовая сабля, трехколёсный велосипед и луноход.
Мои первые осознанные воспоминания связаны с солнечным Азербайджаном. Белые волны «барашки» на темно-синем море, яркое слепящее солнце, сильные ветры. В этот край наша семья была направлена по долгу службы моего дедушки, Левченкова Валерия Павловича. Он был капитаном 1-го ранга тихоокеанского флота ВМФ СССР. Служил на противолодочных кораблях. Позже дедушка получил распределение в преподавательский состав бакинского военно-морского училища, и вся семья переехала в Азербайджан.
Я была очень бойким ребенком. Моими любимыми развлечениями были игрушечные пистолеты, пластмассовая сабля, трехколёсный велосипед и луноход.
Во дворе я часто дралась с ребятами, жители нашего дома даже называли меня «шайтан кызы» — чёртова девочка.
Конечно же, рассекая на трехколесном велосипеде с саблей в руке, я и думать не думала ни о каком балете. Голубая мечта о балете родилась у моей бабушки, и мне суждено было её осуществить.
Когда мне исполнилось 3 года, бабушка повела меня на первое занятие по хореографии в Дом офицеров. И этот урок стал для меня большим разочарованием. Во-первых, вместо обещанной балетной пачки, ради которой я и согласилась пойти танцевать, мне сшили обычную тюлевую юбочку.
Во-вторых, в моём детском сознании было сформировано представление, что в балете надо бегать на кончиках пальцев, высоко прыгать и вращаться как юла, что я и собиралась делать, когда пришла на урок. Но вместо задуманного мною, педагог очень долго играла с нами в «гуси-лебеди». Девочки изображали лебедей, а мальчики гусей. Сама хореограф бегала за нами «серым волком».
Все это действие мне быстро наскучило, и еле-еле дотерпев до конца урока, я торжественно заявила, что этой ерундой больше заниматься не собираюсь. Но бабушка тоже не собиралась сдаваться в своем стремлении сделать из меня балерину. И через несколько лет она предприняла более успешную попытку направить меня на балетный путь, по которому шаг за шагом я иду до сих пор.
— Что для вас балет, почему именно классика? Не было желания попробовать себя в других видах танца?
Балет — это моя реальность, моя большая любовь.
Классический балет — это хорошо выверенная танцевальная система, в которой, при грамотном подходе, танцовщику весьма органично существовать.
На мой взгляд, классический балет способен исцелять, как зрителя, так и самого артиста.
За время учебы и работы в театрах я осваивала разные направления в танцевальном искусстве. В наше время хороший артист должен быть универсальным, владеть разными стилями танца, хотя бы иметь представление о них. Если у танцовщика есть хорошая база классического танца, то в меру своих способностей и желания, он может овладеть и другими направлениями танцевального искусства. В каждом стиле танца можно проявить себя и создать что-то интересное, но мое сердце принадлежит классическому балету.
— Расскажите о работе с Государственным Академическим Театром классического балета, что для вас здесь самое приятное.
В театр классического балета под руководством Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёва я пришла относительно недавно, сейчас идет мой третий сезон. После выпуска из АРБ им. А. Я. Вагановой я танцевала в Михайловском театре, после перешла в театр им. Л. В. Якобсона, сотрудничала с разными труппами как в России, так и за границей, как приглашенная артистка.
Я благодарна, что коллектив театра принял меня так открыто и дружелюбно. Имея опыт работы в других компаниях, могу с уверенности сказать, что ощущение большой семьи и человечность — отличительная черта этого коллектива.
У нас могут искренне порадоваться за успех артиста, поддержать в сложной ситуации. Конечно, театральный мир не прост. Бывают и сложные моменты преодоления себя, и травмы, и какие-то недопонимания среди коллег, и просто банальная усталость. Но то, что у нас в коллективе, стараются сохранять доброе отношение и уважение друг к другу — очень важно. У нас работает много хороших, порядочных людей — для меня это главная ценность.
Что касается репертуара, то он тоже очень интересный и разнообразный. Есть редакции почти всех классических балетов, а также уникальные авторские спектакли, которые зритель может увидеть только в исполнении нашей труппы.
— Есть ли у вас любимые авторские спектакли театра?
Мои любимые авторские балеты Наталии Касаткиной и Владимира Василёва: «Сотворение Мира», «Ромео и Джульетта», «Дама с камелиями», «Золушка», «Пушкин, сны после жизни». Каждый из этих спектаклей прекрасен по-своему.
Они очень разные, но их объединяет единая тема — тема любви. Музыка С. Прокофьева, А. Петрова, Дж. Верди вдохновляет. Особенное счастье и испытание одновременно, если эти спектакли идут в сопровождении оркестра.
Мне сложно представить сколько сил и энергии было затрачено на создание этих балетов. Это огромный труд большого коллектива людей.
Живой звук всегда наполняет движения артиста силой, при этом танцовщику нужно быть очень внимательным к изменениям темпов в музыке — это рождает ощущение уникальности момента, преображает уже знакомую хореографию.
— Расскажите о своих партиях, в чем особенность каждой? Как вы работаете над характерами?
«Лебединое озеро» со мной уже двенадцатый год. Моя радость и боль одновременно. Очень тяжелый балет. Каждый раз вхожу в него, как в смертельный бой.
Я люблю каждую свою партию и стараюсь ценить каждый выход на сцену. Некоторые партии со мной уже много лет, а некоторые падают, как снег на голову. Но от этого только интереснее.
Готовясь к «Жизели», замечаю, что даже в реальной жизни становлюсь более легкой, как будто ощущение телесности временно изменяется. Вот так не только артист может вкладывать в роль нажитый эмоциональный опыт, но и партия может влиять на психофизику артиста.
Летом 2024 года осуществилась моя давняя мечта, я станцевала Никию в балете «Баядерка». У нас в театре уже начался отпуск, и мы вместе с сыном уехали в Санкт-Петербург. Неожиданно мне позвонили из Москвы из другого балетного коллектива и попросили выручить — заменить их балерину. Спектакль должен был состоятся через 3 дня.
Понимая уровень ответственности и нагрузки, я отказалась, так как «Баядерка» — мною не танцованный спектакль. Сама не знаю как меня уговорили, но через день я уже ехала обратно в Москву, уча в дороге порядок спектакля… Наверное, мной двигало понимание того, что такой шанс больше может не выпасть, так как в нашем театре этого спектакля нет в репертуаре.
Конечно, эта премьера была бы невозможна без поддержки моего педагога и друзей. Но каким-то чудом всё удалось, всё сложилось благополучно. И теперь в моей балетной копилочке стало на одну партию больше.
— Как вы справляетесь с трудностями? Ведь не секрет, что профессия артиста балета — одна из самых непростых.
С трудностями справляюсь по-разному. Помолилась — и вперёд…
— Что вас вдохновляет?
Живая природа, хорошие поступки людей, красота во всех её проявлениях. Я общительный и эмпатичный человек, но в театре чаще бываю замкнутой и отстраненной. Это вынужденная мера восстановления сил. Преимущественно, чтобы отдохнуть или сосредоточиться на работу, мне нужно одиночество и молчание. Хотя я знаю много хороших артистов, которые за кулисами легко болтают про быт, рассказывают анекдоты, потом через секунду делают шаг на сцену, — и прекрасно танцуют. У каждого артиста свой метод настройки, своё «индивидуальное» вдохновение.
— Идеальный спектакль — это какой?
Не бывает идеальных спектаклей. Бывают спектакли, после которых ты внутренне удовлетворен, что сделал всё, что мог на данный момент. Хотя даже это не является показателем успешного выступления, так как наши личные ощущения иногда расходятся с тем, как воспринимает нас зритель.
Но все-таки залогом удачно проведенного спектакля, чаще всего бывает качественная подготовка в репетиционном зале. Именно на репетиции рождается танец, партия, роль, а спектакль — это уже кульминация, показ того, что удалось сотворить в зале. Без первого этапа, второй невозможен.
Завершая это интервью, я бы хотела поблагодарить всех людей, которые когда-либо помогали или сейчас вносят свой вклад в моё становление как артистки, балерины.
Особая благодарность Наталье Михайловне Чеховской — балерине, народной артистке России, и Ирине Адиловой — балерине «Имперского балета». Эти два человека воскресили меня к профессии после очень долгой жизни вне балета. Когда у меня уже не было ни сил, ни желания возвращаться, они помогли мне поверить в свои силы и продолжить свой путь. Благодарю.