МАРТ 2017
Интервью с балериной Екатериной Байбаевой
Беседу вела: Катерина Вендилло
Как прийти от мечты стать крутой блондинкой-копом в авиаторах
ray ban в классический балет, как защитить диплом на отлично, постоянно пропуская занятия из-за репетиций, как танцевать Аврору, если любишь властных и сексуальных героинь и что будет, если много ржать перед выходом на сцену?

Отвечает на эти и другие вопросы Екатерина Байбаева — прима-балерина Марийского театра оперы и балета, обладательница множества медалей, дипломов и почетных грамот «За вклад в развитие искусства» от Министерства культуры Республики Марий-Эл, лауреат национальной театральной премии им. Ивана Кырли и молодёжной национальной премии Олыка Ипая за создание образов в балетах «Сон в летнюю ночь», «Щелкунчик», «Лебединое озеро».
Сейчас, когда я уже имею кучу наград, званий и даже стала примой нашего театра, я все ещё Катя Байбаева, которую ругают за лишний вес, плохие оценки и отсутствие "чистоты" в ногах.
— Давай начнём с детства. Каким Катюша Байбаева была ребёнком? Озорным, вдумчивым, спокойным, нервным? Какое у тебя самое раннее воспоминание?
У меня очень мало воспоминаний из детства. Но я хорошо помню, как мне не разрешали есть сладкое, и я воровала сахар кусками из мешка в кладовке, потом покрывалась какой-то дикой красной сыпью, и тогда, естественно, всё вскрывалось. Я могла часами играть одна в своей комнате или тусоваться сама с собой в своём манеже. Могу сказать, что, как и сейчас, в детстве я была разной: могла сидеть одна, через полчаса сходить на кухню что-нибудь вытворить, потом поплакать, потом посмеяться. В общем, нестабильный, с резкими скачками эмоций маленький человек.
— Как появился балет? Родители повели или ты сама загорелась желанием, увидев картинку с балериной? Балет был первым желанием профессии? Не хотелось в детстве стать, к примеру, водителем трамвая?
Я в детстве хотела стать полицейским, таким типичным американским копом. В фильме «Полицейская академия» была блондинка-коп, она ходила всё время в авиаторах ray ban. Мне казалось, что это безумно круто! Позже я, к моему сожалению, узнала, что в России полицейских нет и наши милиционеры выглядят гораздо грустнее, чем в этом фильме. Я тогда очень расстроилась и поняла, что милиционером быть не хочу. Когда я пошла во второй класс, мама отдала меня в танцевальный кружок при школе искусств. Первый год был, наверное, кошмаром для моих родителей, потому что я много прогуливала. Но примерно на второй год занятий танцами у меня действительно стало получаться. Когда мы начали участвовать и выигрывать в городских и региональных конкурсах и меня ставили уже в сольные номера, я поняла,что мне действительно нравится находиться на сцене, получать аплодисменты, танцевать. И мне безумно повезло, что в нашем училище был отбор именно в тот год, в который я подходила по возрасту.
— Что для тебя было самым сложным во всех твоих учёбах?
Я не ходила на пары, потому что репетиции, я пропускала сессии, потому что гастроли... Обо мне говорили: «Oна ведущая, пусть как-нибудь доучится, что с неё взять, ногами машет и хорошо».
Дисциплина и организованность. В начальной школе я прогуливала, в хореографическом училище я не делала уроки и списывала, в институте вообще месяцами не появлялась. А всё потому, что мне там было не интересно. Я всегда на первое место ставила балет. Особенно это чётко можно было понять в период моего обучения в университете: я не ходила на пары, потому что репетиции, я пропускала сессии, потому что гастроли. Но что интересно, на защите диплома, который, кстати, я написала за неделю, я всех убедила в том, что я не совсем потерянный человек. На мне поставили крест где-то на третьем курсе, мол, она ведущая, пусть как-нибудь доучится, что с неё взять, ногами машет и хорошо. А я своим дипломом всех удивила и до сих пор горжусь своей защитой!
— А на какую тему был диплом?
Интеграция современной хореографии в классическом балете. Но т.к это Марийский университет, назвали просто «современный танец в классическом балете».
— Ты много лет в театре (сколько, кстати?). Изменилось ли каким-то образом твоё отношение к профессии, к театру, к себе за это время?
С каким придыханием я раньше выходила на сцену, с таким же выхожу и сейчас, только с большей ответственностью.
Следующий сезон будет десятым — юбилейным! Я меняюсь каждый день! Надеюсь, в лучшую сторону. Очень интересно, что коллектив, в котором я работаю, растёт и взрослеет вместе со мной. Какой был состав 7-8 лет назад, такой он и сейчас с небольшими изменениями. И когда я смотрю на ребят, которые заканчивали училище раньше меня, я все ещё вижу в них тех двадцатилетних студентов, и иногда не укладывается в голове, что им скоро 30! Да и мне уже не 18:) Могу сказать, что изменилось всё и в то же время ничего.
Сейчас, когда я уже имею кучу наград, званий и даже стала примой нашего театра, я все ещё Катя Байбаева, которую ругают за лишний вес, за плохие оценки, за отсутствие «чистоты» в ногах.
— Как ты относишься к другим видам танца, к модерну, к современным, контемпу и так далее? Пробовала себя в них? Есть ли желание их тоже практиковать?
Мне гораздо легче скрутить 64 фуэте, чем выполнить какую-нибудь модерновую комбинацию на полу.
Я классичка до мозга костей! Пробовала, работала с разными современными хореографами, которые ставили мне номера для конкурсов. Могу сказать одно: я не умею танцевать контемп, я слишком зажата в рамках классики. Не могу сказать, что я разбираюсь в современной хореографии, тем более что в наше время её очень много. Ориентируюсь на восприятие «понравилось или нет». Хотя многие большие полотна можно рассмотреть только с третьего или пятого раза. Например, у нас есть балет «Мастер и Маргарита» в постановке потрясающей Май-Эстер Мурдма. Я его очень долго не понимала, с учётом книги, естественно (которую я, кстати, не люблю), но спустя пару лет я могу смело сказать: «Это шедевр»! Гениальная постановка и гениальный спектакль.
Я люблю Эйфмана, большая мечта станцевать его балет, как бы избито это ни звучало. Я работала с очень интересными хореографами, мы с ними в хороших отношениях, все номера современной хореографии, которые у меня есть, поставлены для меня. Но сколько сил мне пришлось приложить, чтобы станцевать их!
— Какие твои любимые классические партии? В каком образе ты получаешь на сцене максимальное удовольствие? Какая эстетика в спектакле тебе ближе: сказочная, современная, 19, 18 века?
С Кармен у меня было больше всего внутренних проблем, я никак не могла разобраться с образом, сочиняла, меняла, пробовала, думала. А ответ лежал на поверхности, мне просто надо было поддаться воле эмоций, музыке и хореографии!
Я люблю каждую свою героиню. С каждой меня что-то связывает. Могу выделить те партии, которые действительно в кайф танцевать. Это Уличная танцовщица в Дон Кихоте, Эгина в Спартаке, Кармен. Очень скучаю по Гамзатти в Баядерке, давно не танцевала Мирту в Жизели. Видно, что я люблю красивых, властных, сексуальных героинь. Я себя совершенно не вижу принцессой а-ля Аврора в Спящей Красавице, Машу в Щелкунчике воспринимаю только благодаря количеству мизансцен, ну и по сути Маша принцессой танцует только па-де-де в конце второго акта. Не люблю страдать на сцене, как, например, Никия в конце первого акта Баядерки, хотя именно с этим монологом я объездила все конкурсы в этом сезоне. Но все-таки я мечтаю станцевать Жизель и Джульетту, хотя умирать на сцене, задеть за живое чувства зрителей очень трудно. Я сама очень давно не впечатлялась чьей-то игрой. Но для себя я поняла, я могу танцевать всё, что угодно, лишь бы дали поиграть на сцене. Колоссальное удовольствие мне принесла Лиза в Тщетной Предосторожности. Это я! Взбалмошная, вредная, но при этом чуткая и любящая девочка. Могу сказать, что мне повезло, я танцую на внутренних ощущениях, все мои спектакли разные. Например, Кармен, которую я в Мексике в том году станцевала больше 20-ти раз, каждый день была разная, но разная правильно, не отходя от канонов и стиля. Вообще у меня очень много партий, которые я бы хотела исполнить, и не все они ведущие.
— Есть ли у тебя особенное отношение к сцене или это просто рабочее пространство? Соблюдаются какие-нибудь ритуалы, связанные с профессией? Положить пуанты под подушку, обнять кота перед спектаклем?
Ритуалов нет. Кот всегда со мной, когда я делаю диадемы для спектаклей. Постучать по полу три раза перед выходом — это ерунда. Я проверяла, стучи — не стучи, от этого ты танцевать лучше не станешь, да и уверенности больше не становится. Что я действительно всегда делаю перед спектаклями, так это молча собираюсь, но это не ритуал, а скорее внутреннее напряжение.
Тысячу раз проверенно: если много ржать и говорить перед выходом на сцену, то где-нибудь обязательно накосячишь.
— Кто был твоим учителем, в прямом и переносном смысле? Преподаватели, звёзды балета, писатели...? Кто повлиял на твоё становление, мировоззрение?
У меня много учителей, можно сказать, все, с кем я общаюсь. Мой балетный педагог Иванов Константин Анатольевич, моя мама, мои друзья, все прочитанные мной книги, все сериалы и фильмы, коллеги по работе, все балерины, кого я когда-либо встречала или смотрела. Всё меня может чему-то научить, главное — не проворонить такую возможность. Даже мой кот учит меня спокойствию.
— Какая у тебя самая любимая публика, важна ли она для тебя? Ваш театр много гастролирует, в каких странах публика приятнее?
Любимой публики нет, я уверена, что качество аплодисментов зависит только от нас, потому что и дома могут помидорами забросать. Я везде люблю танцевать, не могу сказать, что в Мексике зрители лучше, чем в Китае.
— А где тебе приятней по ощущениям, по климату, есть любимая страна?
У меня очень мало действительно любимых вещей. У меня слишком сильно всё зависит от настроения.
Вот сейчас я совершенно не прочь оказаться на берегу Тихого океана где-нибудь в Акапулько, желательно с огромной Маргаритой в руках. Но когда я нахожусь там, я мечтаю о серости и промозглости Питера. А в Питере хочется поскорее на пикник где-нибудь в марийском лесу. Хорошо там, где нас нет.
— Чем ты себя занимаешь в дороге, во время длинных переездов? На что тратишь свободное время?
В дороге я обычно читаю или сплю. Дома хожу в спортзал, встречаюсь с друзьями, мы постоянно посещаем разные квесты, квизы и всегда играем во что-нибудь настольное. Я люблю поесть, если очень много работы и большой загруз в театре, то в свободное время я сплю дома. Опять же всё зависит от настроения. Вот сейчас я на больничном из-за травмы. Так сложилось, что приехав с гастролей, я затеяла огромный ремонт в своей квартире, поменяла всё, от пола до потолков. Поэтому в первую неделю травмы я спала по 5-6 часов в сутки, днём носилась по строительным магазинам, вечером тусовалась с друзьями, которые недавно приехали из двухмесячного пребывания в Таиланде. И вот сейчас ремонт закончен, я не выхожу из квартиры, ем, сплю, читаю и стараюсь силой мысли побыстрее вылечить свою икру, потому что безумно скучаю по работе.
— Всегда ли у тебя была нацеленность на движение вперёд? Это обычно не свойственно молодёжи. В чём секрет? Как вдохновить людей на развитие, на действия? Большинство ищет какую-то мотивацию...
Я почти не знаю знаменитых людей, которые добились чего-то нытьём. Все молчат и впахивают. Вот и весь секрет.
У меня тоже бывает амёбное состояние или, как я говорю, энергосберегающий режим. Видимо да, я всегда стремилась вперёд, я и по сей день стараюсь быть не лучше кого-то, а лучше себя. И никак иначе. А проблема современного мира — это утопичная тема. В мире цинизма и эгоизма тянуть свой зад из болота надо самостоятельно. Никто ничего не сделает за тебя. Поиск мотивации — это пустые ленивые отговорки. Ты либо делаешь, либо не ноешь и довольствуешься тем, что у тебя есть.
— Как ты избегаешь конфликтов, находясь постоянно в коллективе? Бывали ли минуты, когда хотелось по-настоящему всё бросить?
В театре не обходится без конфликтов, будет нечестно сказать обратное. Но, как и во всех коллективах, это лишь сплетни в кулуарах и шушуканье за дверями.
Я постоянно хочу бросить балет, серьёзно! Особенно на длительных гастролях, когда утром твоё тело будто всю ночь были палками, в такие моменты я думаю: «Всё, ухожу»! А потом понимаю, что даже рыбой на рынок меня не возьмут торговать, потому что там нужна какая-то санитарная книжка:) Бывает, но это всего лишь порыв эмоций. Я человек неконфликтный, я миротворец, пытаюсь всё всегда уравновесить с болезненным чувством справедливости. Я не люблю спорить и кричать, это слишком меня выбивает из состояния равновесия. В театре не обходится без конфликтов, будет нечестно сказать обратное. Но, как и во всех коллективах, это лишь сплетни в кулуарах и шушуканье за дверями. Поэтому всерьёз я это не воспринимаю, к тому же у меня есть чёткая грань между сценой, зрителем, спектаклем и ежедневной работой в балетных залах, которые все пропитаны болью, потом, слезами, кровью, ненавистью, завистью и сплетнями. Почти Стивен Кинг, ужастик:)
— Что тебе не нравится, раздражает, в современном мире? Что бы ты исправила, если бы могла?
Самое главное — иметь внутри состояние счастья, у меня оно есть, и я изо всех сил стараюсь поделиться им с окружающими.
Человеческая глупость! Я очень часто задаюсь вопросом, зачем многие люди творят какой-то бред. Хотя я прекрасно понимаю, что я для этих людей тоже несусветная тупица:) Но менять в мире я ничего бы не стала, сейчас происходит всё то, что мы, видимо, заслуживаем, к сожалению. Всякие естественные отборы никто не отменял. Хотя я бы пожелала людям быть добрее. И себе тоже. Мы стали слишком злые в погоне за своим куском мяса, это грустно. Самое главное — иметь внутри состояние счастья, у меня оно есть, и я изо всех сил стараюсь поделиться им с окружающими. Всё остальное тщетно, всё равно будет так, как будет. Но я не говорю о том, что надо сложить руки и ждать, когда счастье придёт, нет. Это такая же работа, как и строить поезда, трудная и непонятная.
— В чем особенности культуры Йошкар-Олы? Есть ли традиции, которые вы соблюдаете?
Конечно. Йошкар-Ола — столица республики Марий Эл, здесь все своё: много праздников, национальная кухня, обряды, традиции, опера и балет, свой язык. Есть праздник Пеледыш Пайрем (праздник цветов), есть очень интересные театральные фестивали, например «Йошкар-Ола Театральная». В нашем городе очень много театров на такое маленькое количество населения: два драматических, один русский, один марийский, оперы и балета, кукольный, ТЮЗ . И раз в год проводится этакий Оскар среди театров: приезжают критики и целую неделю смотрят и обсуждают премьерные работы всех театров. Не могу не похвастаться, но последние лет 6-7 гран-при достаётся балету! Мы действительно выставляем такие мощные спектакли, что даже поспорить не с чем. В этом году представляем Чиполлино, надеюсь, нам повезёт. А ещё есть фестиваль балетного искусства имени Галины Сергеевны Улановой, недельный марафон из лучших балетных спектаклей с участием приглашённых звёзд.
— Напоследок философский вопрос: что такое русский балет?
Это душа.

Другие интервью, которые могут быть Вам интересны: