январь 2020
«Я не творю себе кумиров, а собираю свой образ по крупицам».
Интервью с артисткой балета Большого театра Валерией Шикиной
Беседу вела Эльвира Слободян
Доп. вопросы и вёрстка Катерины Вендилло
январь 2020
«Я не творю себе кумиров, а собираю свой образ по крупицам».
Интервью с артисткой балета Большого театра Валерией Шикиной
Беседу вела Эльвира Слободян
Доп. вопросы и вёрстка Катерины Вендилло
Валерия Шикина, артистка Большого театра, исполнительница партий в постановках «Дон Кихот», «Щелкунчик» и «Зимняя сказка», участница конкурса «Арабеск–2016» с хореографией «Мама», рассказала, из чего состоит жизнь, казалось бы, «хрупкой» балерины.

— Валерия, как ты впервые попала в хореографический зал?
Шестилетних детей в общеобразовательную школу берут неохотно, поэтому знакомые предложили пойти в другую школу — танцевальную. Буквально в тот же день, в последние часы приема я прибежала на просмотр, и мне сказали: «Берем!». После школы было училище в Казани, потом Московская хореографическая академия. Кстати, до поступления в училище я не любила балет и вообще не знала, что это такое и с чем его едят.
— Что тебе показалось самым трудным в учебе? Отличаются ли Казанское хореографическое училище и МГАХ друг от друга?
Психологически давили периодические взвешивания и замечания: «Ты поправилась, худей». Морально все это непросто вынести. Тем более в 16—17 лет.
В начале балетного пути мне все давалось легко, я буквально наслаждалась танцами. А когда вечерами после полного учебного дня и вечерних репетиций жаловалась маме на усталость, она спрашивала: «Может, перейдем в обычную школу?». И тут я, конечно, протестовала со слезами на глазах.

Труднее стало после перевода в академию: смена города, новые знакомства, вливание в коллектив. Потом переходный возраст и напоследок — выпускной курс. Самый, наверное, тяжелый, потому что решается будущее. Пригласят ли тебя в театр, а если нет, то куда ехать пробоваться?
Разница между московской школой и казанской, разумеется, есть. МГАХ — одна из лучших школ страны, это совершенно другой уровень обучения. Огромная разница и в формате общения. В Казанском училище мы жили огромной семьей: все друг друга знали, проводили свободное время вместе.

В Москве не так. Тут огромный поток учеников, который может меняться даже среди года. В Казани всех новеньких мы встречали радушно, а в МГАХе никому нет до этого дела. Ты занимаешься тем, зачем сюда пришел: каждый сам за себя.
— Какой главный урок тебе преподали педагоги?
У меня было много преподавателей, и советы каждого из них оставили во мне след. Но самые важные слова я услышала от Виталия Николаевича Бортякова, который вел у нас дуэт и классический танец у наших партнеров. Когда я впервые навещала училище после перевода в МГАХ, он сказал мне:
«Жалко, конечно, что лучшие ученики уходят. Но это правильно. Значит, есть к чему стремиться. И уж если ты взяла такую планку, то держи ее, не подведи! Я в тебя верю».
— Что поменялось в твоей жизни после прихода в Большой театр?
В Большом театре я в каком-то смысле обрела веру в себя. До этого часто приходилось видеть объявления: «Требуются артисты ростом от 165 см». А ты всего лишь 158 — кажется, что творческая жизнь и все балетные партии пройдут мимо. Я рассылала анкеты в разные театры страны: отвечали, что вакантных мест нет, обещали перезвонить. Но так и не перезванивали.

Все кардинально поменялось после первого госэкзамена по классическому танцу: меня пригласили в труппу Большого, оставалось только доказать свое право выступать на главной российской сцене. С сентября 2017 я официально стала работать в театре.

— Каким видят Большой артисты балета?
Огромный лабиринт из коридоров — таким было мое первое впечатление о Большом.
Люди существуют здесь словно каждый сам по себе. Но если потребуется помощь, то обязательно найдется неравнодушный человек. Еще одна особенность атмосферы внутри театра: здесь принято со всеми здороваться, будь то уборщица, электрик или артист.
Вокруг Большого театра всегда было много слухов, скандалов, которые не могли не сказаться на его репутации. Но зритель приходит в театр совсем не за этим, в первую очередь Большой — это храм искусства, в котором интригам не место.
— Случались ли моменты, когда хотелось оставить сцену?
В первый год работы в театре я получила травму: подвернула ногу, повредила связки голеностопного сустава. Хотя тогда я не опустила руки, но меня не покидали вопросы: «А зачем все это? Что будет дальше?». Огромное желание выступать помогло мне справиться с апатией. Уже через полтора месяца после травмы я вышла на сцену и дебютировала в партии Амура из «Дон Кихота».

— Знаешь ли ты о фонде помощи артистам балета «Изношенные пуанты»?
Надеюсь, что развитие фонда «Изношенные пуанты» поможет артистам балета сохранить хрупкое здоровье.
Конечно, и я думаю, что инициатива ведущей балерины театра им. Н.И. Сац Валерии Побединской очень перспективна. Балет — эстетическое, но травмоопасное искусство, а ноги — это наш хлеб, и их нужно беречь. Есть, например, гастрольные труппы, которые не всегда заключают с артистами контракты для оформления страховки. В случае травмы деньги на лечение приходится искать самостоятельно, но не всем это по карману.
— Есть ли у тебя кумиры?
Я не творю себе кумиров, а собираю свой образ по крупицам. Если говорить о современном балете, то ближе всего мне творчество двух прима-балерин: Женя Образцова потрясающе играет актерски — душа нараспашку, а Катя Шипулина буквально живет на сцене.

Как человеку, который любит посмотреть и, грубо говоря, «пощупать», мне сложно равняться на балерин из прошлого: о них интересно слушать, но примерять их талант на себя — нет. Конечно, дополнить образ мне помогают исторические фильмы, например, про царскую Россию. После просмотра ты приходишь в зал другим человеком: вдохновляешься манерой общения, этикетом, тонкостью и изяществом героинь кинокартин.
— Гастроли — неотъемлемая часть жизни артиста балета. Любишь ли ты путешествовать?
Выходит, совсем не важно, существует языковой барьер или нет: понять друг друга можно с помощью языка танца.
Путешествия — это моя страсть. Я никогда не была за границей до прихода в Большой театр. Спустя всего полгода поступило предложение поработать в Бразилии: принять участие в трех концертах с па-де-де из балета «Дон Кихот».

Приезд в Южную Америку был связан с конфузной ситуацией: никто из встретивших нас гидов не говорил по-английски! Десять дней хореографы общались с нами на португальском, и, как ни странно, мы смогли освоить далекий от привычного нам академизма стиль и успешно выступить на концертах.
— Твой повседневный стиль отличается от сценического образа?
Мой стиль на сцене и в жизни — абсолютно разные вещи. После репетиции ноги уставшие, совсем не хочется напяливать каблуки и неудобное платье — ты надеваешь джинсы и кроссовки и в этом образе чувствуешь себя уверенно. Конечно, есть балерины, которые элегантно выглядят всегда: на репетиции, на сцене и в жизни. Но я думаю, что в спортивном стиле нет ничего плохого: нужно уметь вовремя переключаться и не забывать о собственном комфорте.
— Приходится ли тебе соблюдать строгие диеты, чтобы не набрать лишний вес?
Я придерживаюсь вегетарианской диеты: никаких продуктов животного происхождения, только овощи и фрукты. Еще в академии я поняла, что мой организм плохо усваивает мясо: возникают тяжесть в желудке и сонливость, на коже появляются прыщи. Без белковой пищи трудно осилить большие нагрузки, поэтому мясные продукты я заменяю на бобовые, очень редко ем белую рыбу. Кстати, раньше я любила сладкое, но на третьем курсе пришлось себя отучить: сейчас лишь изредка пью чай с сахаром. А вот отказаться от хлеба не могу до сих пор, но он плохо сказывается на фигуре. Бороться с этой странной привычкой ой как непросто.
— Если бы тебе предложили поставить балет, о чем бы он был?
В своей постановке я бы рассказала о проблемах современного мира. Идеальные люди живут только в книжках, в реальности все намного сложнее: любая личность соткана из противоречий, она не бывает «положительной» или «отрицательной».

Еще я рассказала бы про одиночество: сейчас это волнует меня больше всего. Одиночки были всегда, но в двадцать первом столетии их стало будто в разы больше. И вроде ты живешь в социуме, общаешься с семьей и коллегами, но чувствуешь себя отрезанным от мира.
Другие публикации, которые могут быть Вам интересны: