«Двигаться вперед интереснее». Интервью с режиссером Юрием Грымовым
Беседу вела Екатерина Чекунаева Вёрстка Катерины Вендилло
В преддверии юбилея, поговорили о месяцах самоизоляции, онлайн-спектаклях, грядущем сезоне в театре «Модерн» и планах на следующие 55.
— Здравствуйте, Юрий Вячеславович. Давно не беседовали с Вами. Первый вопрос, конечно же, как Ваше здоровье и как как Вы пережили карантин?
Конечно, это было непросто. Нарушился привычный ритм. Был режим, в котором один выходной в неделю, репетиции, зрители и новые проекты. Все прервалось.
В самый разгар этой истории я вернулся из Токио и наткнулся на нехорошие вещи, которые увидел в аэропорту. Одно слово, описывающее эту ситуацию, — неорганизованность. Я давал комментарии по этому поводу, потому что меня это возмутило и напугало.
Сейчас я принимаю как факт, что нам выпало пройти такой период. Надеюсь, мы из него выйдем окрепшими — по крайней мере морально.
Люди, которые придут после карантина в театр «Модерн», увидят с каким энтузиазмом и любовью на первых спектаклях актеры будут разрывать себя в клочья. Все действительно соскучились.
— Как Вы считаете, чему эта ситуация может нас научить?
Я думаю, каких-то глобальных изменений не произойдет. Хотя, конечно, хотелось бы, чтобы мы научились чему-то доброму. Терпению, вниманию к другому человеку, сочувствию. Чтобы научились правильно относиться к себе, к другим, ко времени, которое вот так, неожиданно, вдруг у всех нас появилось с избытком. Разобрались, на что мы его, время, тратим и к чему стремимся.
Поняли, что, возможно, в нашей жизни сегодня слишком много ненастоящего. Может быть, те люди, которые исповедовали успех ради успеха и деньги ради денег, задумаются над какими-то другими, более важными вещами, а понятие «успех любой ценой» отойдет на второй план.
Поэтому новый сезон мы будем открывать премьерой спектакля «Кладбище понтов». Он как раз предлагает поразмыслить обо всех этих немаловажных предметах.
— Как карантин отразился на работе театра, удалось ли сохранить коллектив?
Да, я рад, что мы сохранили весь коллектив. Успех театра «Модерн» позволил нам собрать довольно увесистую финансовую «подушку». Мы поддерживали сотрудников, никого не уволили. Верю, что в такой ситуации люди станут еще более преданными делу, театру и коллективу.
Не так давно отмечали юбилей актрисы театра и кино Светланы Крючковой. Я смотрел ее интервью и запомнил одну фразу: «Знаете, как мы называли театр? Когда нас спрашивали: "Куда ты сегодня?", мы отвечали: "Я сегодня домой пойду"».
Я убежден, что «театр-семья» — это абсолютно русское понятие. Я пытаюсь это сохранять, приумножать. Причем наша семья — это и наш зритель тоже. У нас не закрытый клуб, он открыт для единомышленников.
— В одном из последних интервью Вы предположили, что киноиндустрия может перейти в онлайн-формат. А театр?
Цифровые технологии — это далеко не всемогущая вещь, это нечто не основное, а довесок к полноценной жизни.
Онлайн-технологии показали, что они несовершенны. Все соскучились по прямому контакту. Спектакли онлайн смотреть неинтересно (я не говорю о забытом жанре советского телеспектакля, это совсем другое), поэтому театр «Модерн» во время карантина ничего не выкладывал в сеть. Постоянное общение в Zoom с людьми тоже невозможно. Мы все на секунду ощутили себя космонавтами, которые общаются в космосе через связь.
Психологически это очень непросто. Потому что это не совсем естественно для живого человека.
— Какие профессии в театре перестали быть нужны — и какие появились?
Появились люди, которые обслуживают сайт. Сайт — это инструмент общения со зрителем. Не нужно делать безумные афиши, клеить их по городу. Любой человек, который услышал о театре, может зайти на сайт и узнать всю нужную информацию.
Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки. Сегодня театр начинается с сайта. В гардеробе люди общались, делились театральными новостями, впечатлениями, обменивались информацией. Теперь это происходит на территории интернета.
— Обязательно ли теперь в театр «Модерн» надевать маски и перчатки?
Пока об этом говорить рано, так как не известно, когда завершится карантин. Мы — государственный театр, поэтому те распоряжения, которые дает Роспотребнадзор, обязаны соблюдать. Это не инициатива театра. Мы полностью доверяем рекомендациям профессиональных людей.
— Какой первый спектакль мы увидим? Вы пересматривали репертуар?
Мы начнем с наших хитов: «Война и мир. Русский Пьер», «Нирвана», «Ничего, что я Чехов».
У нас в запасе спектакль, который мы готовили до карантина — «Человек с глазами Моцарта». Он посвящен Великой Отечественной войне. Мы хотели играть его 9 мая, в год 75-летия победы, но не смогли.
В постановке поднимается важная тема, которую я назову одним словом — «ждать». Проникновенная история про семью, про женщин, которые ждут своих мужей с фронта. Это первые дни войны, люди еще не знают и не понимают всех ужасов, которые на них свалятся. Кто-то покажет худшие качества, кто-то станет героем — все как в жизни.
— Расскажите о своем авторском шоу «Культурный код» на радио «Комсомольская правда». Как Вы его создали, кто может стать Вашим гостем?
Профессия журналиста безумно сложная. Нужно уметь открывать гостя, чтобы слушатель был наблюдателем этого интервью.
— Из-за того, что у меня появилось свободное время, я подумал чем-то себя занять, чему-то научиться. Это не интервью-портрет: мы говорим на актуальные темы, рассуждаем, что сегодня можно назвать культурным кодом нашего общества. Например, обсуждаем фильмы о войне, театр и литературу, даже тему алкоголя поднимали.
Мне важно, чтобы из тем, которые мы с гостем задаем, люди делали выводы. Чтобы у них сложилось свое отношение к этому.
Недавно у нас было прекрасное интервью с Александром Сокуровым — великим режиссером и сценаристом. Приглашали министра Правительства Москвы, руководителя Департамента культуры города Москвы Александра Кибовского. Люди открываются по ходу разговора, и это очень важно.
Скажу, что это непросто для меня, но опыт мне пригодится в будущем.
Но у меня нет цели — разоблачить. Я хочу, чтобы в это шоу приходили люди со своим мнением, с которым, кстати, я могу и не соглашаться. Они могут его изменить по ходу программы. Я за ярких людей, у которых есть своя позиция.
— Юрий Вячеславович, совсем скоро у Вас юбилей. Как будете отмечать?
По сложившейся традиции, я не буду отмечать день рождения летом. Это пошло еще в детства, когда все друзья уезжали к бабушкам на дачи. Поэтому я отмечал всегда позже. В этом году будет точно так же. Это связано в том числе и с необходимостью поберечь себя и близких на фоне коронавируса. Думаю, что мы отметим юбилей в сентябре — начале октября. Я приглашу друзей и подготовлю им подарок — новую премьеру.
— Будете подводить личные или творческие итоги?
Нет, я не сторонник оглядываться назад. Мне кажется, нужно все время думать о сегодняшнем и завтрашнем днях. Не надо постоянно ностальгировать. Я знаю людей, которые залезли в ностальгию по уши и там живут. Двигаться вперед интереснее.
Я никогда не ставил свою жизнь в зависимость от карьеры. Часто менял род деятельности: телевидение, дизайн, видеоклипы, кино, театр. Не выстраивание карьеры, а состояние дебюта, начала, адреналина для меня — жизнь.
— Часто творческие люди чувствуют, как «их ведут по жизни». Были у Вас судьбоносные встречи? Верите ли Вы в знаки?
Конечно, в моей жизни были судьбоносные встречи. Были люди, которые сильно на меня повлияли самим своим присутствием в моей жизни, своими идеями, поступками и творчеством. Среди этих людей актер Алексей Петренко, режиссер Петр Наумович Фоменко, писательница Людмила Улицкая, Георгий Рерберг — оператор, с которым я начинал снимать. Они и многие другие на меня влияли. Я счастлив, что по жизни мне встречались такие прекрасные люди.
Я имел честь общаться с Владимиром Мотылем — советским и российским режиссером. Мы много говорили о творчестве, о перспективах. Тогда, лет двадцать назад, я не понимал выражения «служить искусству». Сегодня я понимаю и вижу, что на территории театра в России таких людей много. Эта фраза связана с ответственностью и внутренней системой координат, которую можно назвать стержнем, а можно самоцензурой — кому как угодно.
— Ну и последний вопрос, Юрий Вячеславович, какие у Вас планы на следующие 55?
Остаться порядочным человеком. Сохранить свою гражданскую позицию. И не потерять здравый ум.