Фото-репортаж с репетиции балета «Дон Кихот»
«Летние балетные сезоны», ежегодно проходящие в театре РАМТ, знакомы многим — вот уже в 16-й раз этот балетный интенсив радует летнюю Москву ежедневной классикой в исполнении замечательных российских трупп. Цель Сезонов — сохранение богатых традиций русского балета и приобщение к высокому искусству широкой зрительской аудитории.

Открыл «Летние балетные сезоны» этого года коллектив, участвующий в Сезонах во второй раз. Первый же раз, в том году, был настолько успешным, что зритель буквально влюбился в артистов труппы и засыпал организаторов восторженными отзывами.

Имеется в виду Марийский театр оперы и балета им. Э. Сапаева, который в 2018 году будет отмечать свой полувековой юбилей.

На 16-й сезон Марийский театр привёз с собой из Йошкар-Олы 6 великолепных спектаклей: не побоимся этого слова, самый известный русский балет, жемчужина на музыку П. И. Чайковского «Лебединое озеро», лирическая история антично-шекспировских влюбленных «Ромео и Джульетта» и веселая «Золушка» С. С. Прокофьева, «Корсар» А. Адана и «Эсмеральда» Ц. Пуни (впервые на московской сцене они были показаны в авторской хореографии художественного руководителя Театра Константина Иванова), а также искрометный балет «Дон Кихот» Л. Минкуса.

О последнем и пойдет речь. Сегодня мы имеем возможность заглянуть за кулисы и понаблюдать за тем, как на «Летних Балетных Сезонах» проходит репетиция спектакля о любви Базиля и Китри.


Расписание артиста балета непростое: ежедневные классы, репетиции и непосредственно спектакль. В самый разгар июльской жары артисты, обливаясь потом под светом софитов, готовятся к прогону. Оркестр тоже готов и начинает с увертюры. Из самого сердца зрительного зала наблюдает за репетицией Константин Иванов, художественный руководитель труппы, заслуженный артист России, народный артист республики Марий-Эл, в прошлом ведущий солист Большого театра.

На репетиции отрабатываются различные моменты спектакля: если что-то не получилось, это можно исправить и проанализировать. На репетиции у тебя есть всегда второй или третий шанс, тогда как на спектакле ничего исправить уже нельзя. К тому же на спектаклях присутствует момент волнения, это откладывает определенный отпечаток, нужно постараться с этим справиться психологически, собрать себя эмоционально.
Музыка Л. Минкуса была написана для постановки балета «Дон Кихот» в московском Большом театре балетмейстером Мариусом Петипа. Первое представление состоялось 14 декабря 1869 года в Большом театре.
Труппа Марийского театра была первоначально сформирована коллективом выпускников Ленинградского хореографического училища им. А.Я. Вагановой, Пермского хореографического училища, училищ Москвы, Краснодара, Хабаровска и Казани. Коллектив также пополняется выпускниками основанного в 1999 году отделения «Хореографическое искусство» Марийского республиканского колледжа культуры и искусств им. И. Палантая.
Каждый разогревается, как ему удобно, сидя за кулисами на скамьях, столах, стульях, а то и вовсе лежа на полу. Смартфоны и общение поднимают настроение и помогают дождаться своего выхода. Обстановка атмосферная: каждый занят делом, артисты перемещаются, кто куда, вокруг разложен реквизит — яства для Дона Кихота и Санчо, которые им предложат в харчевне, огромная рыба и курица, которых Санчо-таки украдет, копьё и доспехи главного героя, трон Гамаша, многочисленные веера и бубны будущих испанских танцовщиц, и, конечно, пуанты.

В костюме репетирует только прима, остальные пока — в мягкой, удобной одежде, многие — в сапожках для разогрева, которые по-простому зовутся чуни.
Артистам необходимо держать ноги в тепле, поэтому многие, чтобы мышцы быстро не остывали, надевают на себя тёплые вещи. Если выходить на сцену или на репетицию на «холодные ноги», то можно получить травму.

Интересно, что ослепительные улыбки, на которые не скупятся артисты во время спектакля, здесь практически отсутствуют: нужно серьёзно и сосредоточенно отработать партии.
Сам Дон Кихот в одноименном балете появляется не часто, а как бы окаймляя сюжет. Основа этой красочной постановки — любовная история прекрасной девушки Китри, которую отец хочет выдать замуж за старого богача, и бедного, но молодого и весёлого цирюльника Базиля.

Роль Дона Кихота исполняет Василий Сергеевич Ялпаев, на репетиции он ещё без доспехов и грима, а роль его верного помощника Санчо Пансы — Владимир Евдокимович Шабалин, зав.труппой, в прошлом — выдающийся солист Марийского театра.
Репетиция почти не прерывается. В следующей картине первыми выходят на сцену гордость и страсть, а уже за ними — группа тореадоров во главе с великолепным Эспадой, которых восторженно встречает толпа! Его подруга, уличная танцовщица, тоже здесь. Они ещё не успели облачиться в свои восхитительные костюмы, но эмоции всегда при них!
Партию Эспады убедительно и ярко исполняет Кирилл Паршин, ведущий солист Марийского театра, лауреат международного конкурса артистов балета и Государственной молодежной премии Республики Марий Эл им. Я.Эшпая.

О его мастерстве свидетельствует первая победа в истории марийского балета в 2006 году — на Международном конкурсе Юрия Григоровича «Молодой балет мира», на котором он стал лауреатом I премии и обладателем Золотой медали.

Партию уличной танцовщицы — потрясающая Екатерина Байбаева, также ведущая солистка Марийского театра, дипломант международного и всероссийского конкурсов артистов балета, обладательница II премии на Международном конкурсе Юрия Григоровича «Молодой балет мира», проходившем в Сочи в 2016 году.

Екатерину отличает невероятное трудолюбие и желание достичь совершенства в выбранной ей профессии. Она скрупулезно работает не только над техникой, но и над образом своих героинь.
Перед прибытием рыцаря печального образа на улицы Барселоны Санчо Панса так громко трубит в рожок, что веселящейся молодежи приходится закрывать уши.
В день, когда проходили съёмки репетиции, партию Китри исполняла Ольга Челпанова, а партию Базиля — не хорошо знакомый зрителю заслуженный артист республики Марий-Эл Константин Коротков, а приглашённый солист Михаил Мартынюк. Ольга и Михаил — артисты высочайшего класса и отлично друг друга чувствуют, они уже танцевали вместе ранее, но все-таки репетиция была необходима, чтобы помочь гостю освоиться в новой обстановке.
Ольга Челпанова, — невесомая и воздушная, умеющая прекрасно передать любой образ, — прима-балерина театра и заслуженная артистка республики Марий-Эл. В арсенале Ольги множество побед: например, в 2015 году она и премьер Марийского театра Константин Коротков стали золотыми лауреатами Международного конкурса артистов балета в Сеуле (Корея).

Михаил Мартынюк — премьер Театра «Кремлевский балет», заслуженный артист России, лауреат Открытого конкурса артистов балета России «Арабеск» (2002), молодёжной премии «Триумф» (2005), Всероссийского конкурса артистов балета в Краснодаре (2004), дипломант Открытого конкурса артистов балета России «Арабеск» (2006), лауреат первой премии и золотой медали на I Международном конкурсе артистов балета в Астане (Казахстан). Базиль Михаила артистичен, техничен и просто очарователен!
«Гвоздь программы» в партии Китри — знаменитые 32 фуэте. Этот пункт — веха в карьере каждой балерины. 32 полных оборота на огромной скорости — серьезное испытание на прочность!
Цыганский танец в день съемок был блестяще исполнен ведущей солисткой балета Ксенией Царегородцевой, выпускницей Московской государственной академии хореографии и Марийского государственного университета.
Именно в цыганский табор попадают сбежавшие влюбленные Китри и Базиль. И именно здесь Дон Кихот принимает ветряные мельницы за злых волшебников.

Сцены сменяют друг друга быстро и чётко, артисты отлично знают свои партии. Главная задача фотографа за кулисами — стараться не мешать.
Этот номер является одним из вставных номеров балета «Дон Кихот», музыка В. В. Желобинского, хореография К. Я. Голейзовского. Это танец потерявшейся по жизни цыганки, рассказывающей о своей любви. В нём каждая балерина сама выстраивает историю, которую хочет рассказать публике, он имеет огромный потенциал для артистического развития балерины. С каждым годом я танцую его по-разному. В первый раз — эмоционально, но все же по-детски. Спустя энное количество лет появился определенный жизненный багаж, который повлиял на внутреннее состояние, а значит и на танец. Огромное впечатление на меня произвело исполнение цыганского танца Юлианой Малхасянц, она рассказала проникновенную историю о цыганской судьбе её героини, энергетика так и лилась со сцены.
— Ксения Царегородцева, ведущая солистка балета, педагог-репетитор
Беспросветный романтик, Дон Кихот в каждой второй видел женщину-мечту, свою Дульсинею. Конечно, в Китри он её увидел тоже, поэтому и помог уговорить отца не выдавать её за нелюбимого. А до этого Дон Кихот видит сон о дриадах и амурах. Сцена так изящно заполнена красавицами в белоснежных пачках, что как только поднимается занавес, зрители ахают! Знали бы они, сколько требуется работать и потеть в душноватом здании старого императорского театра, чтобы добиться идеала.

Конечно, иногда случаются такие казусы, которые репетиция предотвратить не в силах. «Один раз во время венгерского танца у балерины слетел с ноги туфель и угодил в зрительный зал», — рассказывают артистки. «Иногда случается, что костюм цепляется за декорации, и пока остальные танцуют, ты пытаешься из неё выпутаться, как рыба из сети:) Бывает, на гастролях долго танцуешь одно и тоже, под конец начинает забываться порядок. Ты на сцене, и вдруг бац — и белое пятно! Но потом, конечно, всё вспоминается».
Контраст между тёмными кулисами с духом активной работы и светлого блеска самого спектакля, который зрители видят со сцены, разителен, но в этом и есть, наверное, та магия, которую артисты, постановщики, костюмеры и остальные работники театра создают из ничего. Репетиция окончена, совсем скоро начнётся спектакль, артисты уходят отдыхать и переодеваться в гримёрные. А мы пока напомним, что сюжет в «Дон Кихоте» условен, главное же — атмосфера праздника жизни, молодости и любви. И конечно, испанский колорит!

Благодарим администрацию театра РАМТ и Константина Иванова за разрешение на съёмку, а всех артистов труппы Марийского театра — за трудолюбие, талант и теплоту отношения. Благодарим также Марийский театр за участие в 16-х Сезонах, за великолепный уровень исполнения, артистизм и сплочённость.

«Летние Балетные Сезоны» продлятся до 28 августа, ежедневно представляя в РАМТе балетную классику в исполнении замечательных российских коллективов.

Вся информация о коллективах, репертуаре и покупке билетов — на сайте ballet-letom.ru и на официальных страницах Вконтакте и на фейсбуке. До встречи в зале!

Другие интервью, которые могут быть Вам интересны: