У красоты нет сердца: детская сказка со взрослым смыслом «Звездный мальчик» в театре Et Cetera
Репортаж Ксении Кузнецовой Фото: архив театра Et Cetera Вёрстка Катерины Вендилло
Московский театр Et Cetera в рамках фестиваля «Большие гастроли» представил спектакль по сказке Оскара Уайльда «Звездный мальчик». Не смотря на возрастное ограничение (спектакль рекомендован для зрителей старше 8 лет), постановка совершенно не кажется детской.
Все, кто знаком с произведениями Оскара Уайльда и его эстетикой, знают, что под внешней личиной детской сказки скрывается глубокий и совсем взрослый посыл. То же самое происходит и с данной постановкой. Стоит отметить, что тема красоты особенно явственно звучит у автора, подчеркивающего, как опасен этот дар для его обладателя.
Вопрос поставленный писателем и режиссером спектакля Гурамом Брегадзе всегда ли побеждает добро, по большому счету, остается без ответа. Сюжет на первый взгляд кажется достаточно простым и понятным: на небо опускается звезда и дарит миру удивительного мальчика, в чьих руках спрятана невероятная сила. Пройдет время и он, как бутон цветка распустится, что станет необратимым разочарованием для всех, кто его любит.
Первый акт спектакля демонстрирует зрителю бездушного и самовлюбленного Мальчика-Звезду, явно страдающего звездной болезнью и считающего, что все вокруг должны ему за то, что он украшает этот мир. «У красивых нет сердца» - говорит Звездный мальчик и подтверждает это убеждение более чем красноречиво. Для героя ничего не стоит убить или избить живое существо. Несмотря на то, что спектакль детский, некоторые сцены поставлены достаточно жестко.
Здесь, конечно, тяжело будет чувствительным зрителям видеть, как Мальчик прихлопнет божью коровку, яростно растопчет жабу и покалечит крота. Более того, герой оскорбится, узнав о своем происхождении: глядя в глаза родной матери прозвучит страшное «как уродство может родить красоту». Отречение от матери станет для Мальчика началом череды проклятий и кармического возврата.
Так во втором акте зритель больше не видит прекрасного юношу, вместо него на их суд явится кривой уродец, очень напоминающий Квазимодо. Если вспомнить героя Гюго, то несчастный человек, лишенный всякого физического достоинства, имеет широкое сердце и невероятно добрую душу. В «Звездном мальчике» все не так уж просто: лишенный красоты Мальчик не лишился самовлюбленности.
Стоит только Магистру черной магии поманить несчастного, прельстив великой властью, так тот сразу забывает о великой идее найти мать и попросить у нее прощения. Мальчик легко увлекается Феей, мечтами вернуть красоту и получить могущество. Его сердце занимает все, что угодно, кроме цели, ради которой он скитался – найти Мать.
Хочется отметить Кирилла Щербина, исполнителя главной роли Мальчика-Звезды. Артисту легко удается найти баланс между двумя противоположными психологическими линиями героя, и перевоплотиться из красивого юноши в прокаженного нищего. В исполнении Кирилла роль не выглядит «на вырост», она вполне уверено звучит на протяжении всего спектакля.
Чего нельзя сказать о Марине Дубковой исполнительницы Феи. С одной стороны, актриса передает всю легкость и непосредственность персонажа, поведение и психологический портрет Феи оправданы. С другой стороны, есть ощущение приторной наигранности, что дает осадок к восприятию. Так или иначе, детской аудитории героиня будет весьма близка и понятна.
Стоит обратить внимание на интересное и в тоже время незамысловатое сценографическое решение спектакля, выполненное Анной Нинуа. Оформление постановки напоминает детскую иллюстрацию, перемещающее зрителя в сказочный лес или несуществующую детскую страну.
Режиссер Гурам Брегадзе поднимает темы, которые в большей степени будут понятны зрелой аудитории. Родители, увидевшие спектакль, вероятно удивятся, почему постановка детская, так как по своему решению, она больше похожа на сказку для взрослых.