«Новую квартиру» Гольдони можно поставить в ряд так называемых
«реформаторских» текстов. Автор ясно дал понять, что в его драмах
действуют персонажи, близкие в социальном и культурном плане, зрителям.
В пьесе нет места маскам, слугам, шуткам-лацци и уличным сценам комедии
дель арте. Действие переместилось с площадей в замкнутое пространство
домов, в квартиры венецианцев. При этом осталась четкая, стилизованная
композиция пьесы, унаследованная от комедии дель арте, где диалоги скорее
похожи на рассказы зрителей. Зачастую главные герои – торговцы или
бывшие коммерсанты. Одинокая аристократическая фигура, как правило –
карикатура на увядающий мир былого благородства. А самые расхожие
персонажи, освобожденные от статуса слуг, заняли стабильное место
(ремесленников и горничных) в прослойке среднего класса. Таков мир
«Новой квартиры», в котором очень легко взлететь и упасть с социальной
лестницы».