апрель 2019
Интервью с сооснователем краудфандинговой платформы «Планета» Фёдором Мурачковским
Беседу вела Наталя Игнатенко
Вёрстка – Катерина Вендилло
Апрель – месяц космонавтики. В воздухе витает всё больше разговоров о космосе и планетах. Мы решили не отставать от общей тенденции и поговорить о наиболее близкой из планет, оказаться на которой каждый может буквально в пару кликов – о краудфандинговой платформе Planeta.ru.

С нашим собеседником, генеральным директором и сооснователем «Планеты», Фёдором Мурачковским мы поговорили о том, как подсадить людей на краудфандинг и успешно бороздить просторы интернет-вселенной уже 7 лет.
Planeta.ru – крупнейшая в России краудфандинговая платформа. День рождения площадки – 7 июня – отмечается в стране как день российского краудфандинга. За время существования платформы её авторы успешно реализовали более 4700 проектов, а общие сборы превысили миллиард рублей. Сбор средств на «Планете» может служить любой общественно значимой цели: с помощью краудфандинга успешно реализовываются социальные, научные, бизнес-проекты, инициативы в сфере музыки, литературы, театра. К году театра в России «Планета» запустила специальную акцию для авторов театральных проектов.

Фёдор, в детстве Вы ещё не знали слово "краудфандинг" и вряд ли думали, что станете
основателем краудфандинговой платформы. А кем хотели стать?
Конечно, космонавтом. Я не шучу: какой советский мальчишка об этом не мечтал. Я зачитывался фантастами и с интересом изучал освоение космоса людьми. Но я уже тогда не понимал, к чему вся эта космическая гонка. Зачем соревноваться, когда можно консолидироваться?
В прошлом году я стал на шажок ближе к мечте побывать в космосе. Мы отправили «Планету» покорять межгалактическое пространство. За вознаграждением из одного проекта в офис пришёл человек, мы положили к лоту «планетовскую» открытку, а потом получили её по почте с печатью МКС. Оказалось, что это был настоящий космонавт, которому очень понравилось название платформы.
— Ваша площадка называется «Планетой» в честь детской мечты?
Только отчасти. Когда мы с партнёрами придумывали «Планету», мы хотели как раз стереть границы. В краудфандинге можно поддержать проект, находясь за тысячу километров от автора, стать частью одной команды в пару кликов.
Мы сформулировали для себя эту идею про объединение хотя бы русскоязычного населения земного шара и поняли: да, «Планета». Планета – это ведь всегда что-то очень масштабное и всеобъемлющее.
— Расскажите о масштабах Planeta.ru.
Восемнадцатилетний парень собрал 11, 4 млн рублей на некоммерческую печать фанфика «Гарри Поттер и методы рационального мышления».
28 февраля, в последний день зимы, мы отметили миллиардный сбор. К этой цифре мы шли 7 лет. На самом деле, даже больше. Потому что официальному старту «Планеты» в 2012 году предшествовал год работы в тестовом режиме, на который и пришёлся наш самый первый проект.

Миллиард ни в коем случае нельзя делить на 7 лет не только поэтому. В первый год работы общий сбор наших проектов составил всего 5 миллионов. Сейчас отдельные проекты собирают больше. Например, недавно был установлен новый рекорд «Планеты» по сумме сбора. Восемнадцатилетний парень собрал 11, 4 млн рублей на некоммерческую печать фанфика «Гарри Поттер и методы рационального мышления».

В его проекте поучаствовали больше 7 тысяч человек, а заявленная сумма была
превышена на 1052%. Сверхсборы – это абсолютно нормальная история. В продуктовых проектах, посвящённых печати книг, изданию календарей, выпуску музыкальных дисков и гаджетов, пересбор означает бОльшую партию задуманного автором продукта.
— То есть краудфандинг – это предзаказ?
Он вырос из предзаказа и сейчас тоже часто используется с этой целью. Краудфандинг – это взаимовыгодное сотрудничество автора и его аудитории: автор заявляет необходимую идею и финансовую цель и предлагает какие-то вознаграждения за поддержку проекта. Спонсоры, по сути, предзаказывают товар или услугу в проекте. Они получают эти товары или услуги только в случае успешного сбора. Если же нужная сумма не собирается в срок, деньги в полном размере возвращаются участникам кампании. То есть это честная и прозрачная система взаимоотношений, основанная на взаимной благодарности и чувстве причастности, созидания.
— За рубежом краудфандинг всё-таки более развит, чем в России. Придумывая «Планету», Вы учитывали опыт коллег?
Мы буквально «изобретали велосипед». В 2009 году мы с друзьями – Максом Лакмусом и Василием Андрющенко – за посиделками в кафе пришли к обсуждению темы пиратства в стране. Для них обоих эта тема была достаточно животрепещущей.
Мы задумались о борьбе с пиратством. Что нельзя украсть? То, чего ещё нет. Так мы решили создать сервис по предзаказу музыкальных пластинок. Все знакомые крутили пальцем у виска: люди никогда не будут платить за то, чего ещё нет. Я же был уверен, что, если человека увлечь идеей, он с удовольствием поучаствует.
Когда мы задумались о создании своего ресурса, за рубежом как раз начали развиваться крупнейшие краудфандинговые платформы. Но мы об этом не знали, так были увлечены, что не оглядывались по сторонам! Конечно, уже
позже стали к ним присматриваться. Но изначально мы точно не копировали ничью модель, а создавали свою – с учётом особенностей российской аудитории.
— В чём состоят эти особенности? Как наш человек относится к подобным проектам и вообще сборам денег "с миру по нитке" на чужие идеи?
... один из первых примеров российского краудфандинга – строительство памятника Минину и Пожарскому
Русский человек при необходимости умеет экономить. Именно поэтому мы предоставляем авторам выбор: реализовывать проект и забирать деньги при сборе от 50% или признавать его неуспешным и отправлять деньги тем, кто их вложил. К тому же, наша аудитория часто готова поддерживать друг друга не финансово, а ресурсно. Но такая помощь нередко тоже влияет на уменьшение сметы проекта.

Реализовывать проекты сообща – тоже одна из особенностей российской аудитории. В этом смысле один из первых примеров российского краудфандинга – строительство памятника Минину и Пожарскому. И заметьте, в этом краудфандинговом проекте даже вознаграждения были: имена всех спонсоров обнародовали в газете.
— Расскажите о Ваших любимых проектах в рамках "Планеты". Какие идеи,
объявлявшие сбор, поразили вашу команду больше всего?
Это всегда очень сложный вопрос. Как и все сотрудники «Планеты», я активный
спонсор наших проектов. Я лично поддержал уже больше 150 проектов, моя жена – около 100. В этом смысле выбирать самый любимый проект очень сложно. И в конце концов, мы с командой занимаемся ровно тем же самым, чем наши авторы:

«Планета» – тоже краудфандинговый проект, только масштаб побольше. Поэтому самый любимый мой крауд-проект – это как раз Planeta.ru, каждый день поддерживаю этот проект и по мере сил вдохновляю им остальных.
Если же говорить о поразивших проектах, то я, конечно, не думал, что
восемнадцатилетний паренёк соберёт на печать фанфика 11 миллионов. Это я о
нашем новом рекордсмене – проекте «Гарри Поттер и Методы рационального
мышления». Это довольно известная книга, которая бесплатно доступна в
электронном формате. Но по объёму она примерно как «Война и мир», поэтому
многие захотели иметь это произведение в бумажном формате.
Печать фанфиков законна, если никто не получает прибыли, поэтому в данном случае краудфандинг был единственным способом напечатать тираж. Но никто и предположить не мог, что он окажется таким огромным! В этом прелесть краудфандинга – всегда можно узнать что-то новое, всегда есть возможность удивляться и вдохновляться.
— В чём особенность краудфандинга на Planeta.ru?
Если проект достигает заявленной финансовой цели или превышает её, суммарная комиссия Planeta.ru и платёжных систем составляет 10% – таким образом, мы мотивируем авторов достигать заявленных целей в полном объёме. В случае неуспешности проекта комиссия за размещение в таком случае с автора не взимается.
Во-первых, в том, что мы не просто краудфандинговая платформа, а так называемое агентство полного цикла. Наряду с народным финансированием, мы развиваем и другие сервисы, помогающие инициаторам крауд-кампаний. С 2015 года успешно работает наша «Школа краудфандинга». Обучающие программы для авторов проектов мы провели уже более, чем в 80 городах России и мира.

Сейчас активно развиваем это направление и в онлайн-формате – делаем разные видеокурсы. Другие сервисы – это логистика, крауд-продюсирование и магазин, где можно продавать результаты крауд-проектов. Регулярно запускаем партнёрские акции с разными брендами, придумываем спецпроекты, чтобы поддерживать проекты было интереснее нашим спонсорам.

Во-вторых, у нас особенная модель комиссии сервиса. Успешным проектом на Planeta.ru считается проект, собравший не менее 50% от заявленной суммы сбора. Если автор гарантирует, что он сможет выполнить свои обязательства по достижению цели проекта и перед спонсорами кампании, ему выплачиваются средства за вычетом комиссии 15% – это сервисный сбор и комиссия платёжных систем.
— Для театральных проектов сейчас комиссия ещё ниже. Это мотивирует авторов
запускать новые проекты?
Сейчас в России проходит Год театра, а мы решили объявить акцию «Год театра на Планете». В рамках этой акции для авторов театральных проектов мы решили снизить комиссию до 7% в случае пересбора в два раза. Иногда мы проводим такие специальные акции – они действительно мотивируют авторов на новые свершения. Но в данном случае речь в большей степени в том, что мы хотим помогать авторам театральных проектов привлекать необходимое финансирование.

Мы знаем, что грантов хватает не всем театрам, и многие идеи остаются лишь идеями именно из-за недостатка финансирования. В краудфандинге решение дать или не дать деньги предоставлено тысячам людей. Но это тоже инструмент, который требует освоения. Поэтому, помимо сниженной комиссии, мы
разработали для авторов проектов категории «Театр» специальную рабочую тетрадь, которая поможет лучше подготовиться к старту. Чтобы получить её бесплатно и запустить проект на специальных финансовых условиях, нужно до 31 мая отправить на модерацию театральный крауд-проект с финансовой целью от 50 тысяч рублей.
— Категория «Театр» вообще пользуется на «Планете» популярностью?
Да, дело в том, что для авторов театральных проектов, краудфандинг – ещё и хороший способ сокращения дистанции со зрителем. Зритель, вложившийся в создание постановки, будет ждать её совсем по-другому, как причастный к ней. Это хороший способ продвижения будущих спектаклей, а также инструмент предзаказа.
Пока из привлечённого миллиарда более 34 миллионов приходится только на театральные проекты. Уже 134 проекта этой категории были успешно завершены: то есть, появились новые постановки, коллективы отправились на фестивали, был сделан ремонт репетиционных точек, закуплены костюмы и пр. Конечно, мы надеемся, что после этой акции успешных театральных проектов станет ещё больше – мы со своей стороны готовы помогать авторам.
— К вопросу о театрах: насколько проще реализовывать свои творческие идеи через краудфандинг, чем через обращение к чиновникам? Бывали ли случаи, когда власть предлагала вам объединиться для блага созидания?
В краудфандинге решение дать или не дать деньги на проект предоставлено
тысячам людей. Это и проще, и сложнее одновременно. Проще, потому что
больше шансов на то, что кому-то проект понравится. Все люди разные. Но одновременно это и сложнее – потому что нужно продумывать больше вариантов для привлечения аудитории, ну и больше ответственности. Зато это отлично дисциплинирует.

Наш ресурс в целом за объединение. Поэтому мы всегда за интересные авторам
и спонсорам коллаборации. Если конкретно о театральных проектах, то мы
обсуждали с СТД возможность партнёрства. Может быть, ещё поговорим о нём в
следующем интервью. А, например, если отвлечься от театральных проектов, то
мы сотрудничали с Комитетом общественных связей Правительства Москвы по их грантовому конкурсу для НКО.
Иногда у нас бывают неоднозначные проекты, некоторые начинают возмущаться: «Планета, как так, зачем вы финансируете эту идею?». Мне всегда смешны такие претензии. Мы не Минкульт. Мы не машина по перерабатыванию идей в деньги. Финансируем не мы, а люди. Кому-то, значит, нравится. То есть, больше шансов достучаться до своего зрителя.
— Есть ли секрет успешного завершения проекта?
Секрет в том, что везёт тому, кто сам себя везёт.
Краудфандинг – это не универсальная таблетка от безденежья. Некоторые думают, что стоит запустить проект на площадке, деньги сразу потекут рекой. Так не бывает даже в случае проектов от очень известных авторов. Любой проект требует внимания и сил команды, работающей над ним. Нужно
постоянно вдохновлять аудиторию и мотивировать её участвовать.

Мы на «Планете» тем же самым ежедневно занимаемся: вдохновляем своим масштабным проектом тысячи авторов, спонсоров и читателей разных СМИ. Вот сейчас, надеюсь, что и читателей вашего портала удалось немного вдохновить. Если да, то добро пожаловать на «Планету»! Приглашаю всех в открытый космос российского краудфандинга.
— Какие планы на ближайшее и далекое будущее? Если ли желание превратить "Планету" в вариант национальной идеи?
Звучит отлично. Будем работать над этим! Вообще хочется, чтобы поддержка
крауд-проектов на «Планете» превратилась для людей в ежедневный ритуал.
Помните, как у Экзюпери: встал поутру, привёл себя в порядок – приведи в
порядок планету. В нашем случае – «Планету».
Другие публикации, которые могут быть Вам интересны: