сентябрь 2016
Интервью с иллюстратором Екатериной Петропавловской
Беседу вела: Ксения Пшеничная
Мир моды и стиля стал доступным всем, индустрия предлагает луки на любой уровень жизни и самоощущения, fashion-иллюстраторы следуют новому пути развития, соединяя бренды и нас с вами, потребителей.

Модной иллюстрации более 500 лет, в XVI веке в Испании появились книги с изображениями одежды и руководством по шитью, художники создавали гравюры, работали темперой, маслом, и конечно, в технике рисунка, даже появившаяся фотография лишь на некоторое время приглушила музыку модной иллюстрации: она стала свободнее, предоставив художнику больше самостоятельности.

Сегодня модные иллюстраторы создают свои рисунки с помощью компьютера, что созвучно времени и требованиям рынка. О современной иллюстрации мы узнаем из первых рук, от Екатерины Петропавловской или kateillustrate, модного иллюстратора, которая работает для брендов со всего мира.
— Екатерина, расскажите немного о том, над чем сейчас работаете и что в приоритете на сегодняшний момент.
Сейчас проектов очень много. Во-первых, вместе с брендом косметики Tasha создаю лимитированную линейку моих бьюти-продуктов. В ней будет представлено 4 продукта, для которых я создам не только иллюстрированную упаковку, но и подберу текстуры, ингредиенты, ароматы. Это один из приоритетных проектов на эту осень.
Буквально вчера завершила тоже очень большой проект с крупной площадкой, продающей аксессуары для мобильных телефонов (в основном в США и Канаде). Меня выбрали вместе с другими четырьмя иллюстраторами по всему миру, и это, конечно, очень приятно!

Вторым приоритетным вектором развития является создание своей продукции (чехлы для телефонов, обложки для паспортов, блокноты), я тесно сотрудничаю с производством в Санкт-Петербурге (iPapai). Большим успехом для нас стало начало продажи моих чехлов в сети аксессуаров Diva по всей России, а теперь мы готовим премиум-коллекцию, которая вот уже скоро запустится на таких площадках как Make me up Box, Podium и других. Конечно, сейчас будем готовить осенне-зимнюю коллекцию (да-да, и у чехлов есть свои сезоны), поэтому все силы после отпуска будут направлены на это. Жду в скором времени задания от своего любимого клиента Danyl Marr — будем иллюстрировать 10 историй (10 каталогов), которые будут рассылаться их покупателям. Всего будет сделано 100 иллюстраций, это очень долгосрочный проект на полгода.

Есть и третий вид деятельности, который я очень люблю. Обучать и вдохновлять других людей своим примером. Я провожу мастер-классы примерно 1 раз в месяц (уже была в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде), очень хочется в ближайшие несколько месяцев посетить и другие крупные города России.
— Здорово, в Вас соединяется творчество, креативное производство, бизнес и преподавание!
Стараюсь слушать себя, то, что любит моя душа, и воплощать это в жизнь.
— Скажите пару слов об ароматах. Как происходит разработка запаха?
Я думаю о каждом конкретном продукте, о том, что я хочу через него передать, а также отталкиваюсь от своих личных предпочтений. Многие говорят, что в моих иллюстрациях можно узнать меня, так и в продуктах, которыми я пользуюсь и которые создаю. Я, например, люблю все розовое, люблю сладкие, ягодные ароматы. Но с другой стороны, я никогда не куплю крем для лица (один из продуктов, который будет представлен в линейке), у которого ярко-выраженный клубничный или другой запах. А вот у крема для тела или маски для лица совершенно другая история, они могут быть с ярким запахом. Что касается выбора конкретного аромата, то тут я сразу стараюсь придумать историю, которая будет на иллюстрации, и соединить ее с ароматом, цветом и действием продукта. Все еще только на стадии разработки, мы уже определились с продуктами, с их действием и текстурой, а с ароматами предстоит отдельная работа в ближайшие дни.
— Будем с нетерпением ждать. Давайте немного поговорим о фэшн-иллюстрации. Мы помним, как выглядели развороты модных журналов с иллюстрациями дам в платьях с турнюрами и томным взглядом, но потом возникла фотография, и всё кануло. Как же так получилось, что модная иллюстрация снова востребована, и люди хотят ее изучать и ей заниматься?
Казалось бы, появилась фотография, и иллюстраторы стали не нужны. Но на самом деле, как я всегда говорю, появление фотографии — это освобождение для иллюстрации.
Это интересный вопрос. Вам не кажется, что иллюстраторы сейчас вообще стали в каком-то смысле законодателями моды, а иногда даже селебрити, за которыми следят десятки тысяч или даже миллионы людей? Часто иллюстраторов знают по именам так, как не знают фотографов. Это интересный поворот в истории модной иллюстрации, а наблюдать за развитием индустрии — завораживающий процесс. Раньше иллюстрации сводились к рисункам для журналов, рекламы и модельеров. Сейчас же иллюстрация повсеместна. Взять только мои проекты: я делала иллюстрацию даже для университета! Художники-иллюстраторы создают креатив для кредитных карт, упаковок, выпускают собственные иллюстрированные книги, делают оформление магазинов, выставок и даже бутылок шампанского! Я думаю, именно эта «вездесущность» помогла иллюстрации стать замеченной, а особая аура, которую имеет фэшн-иллюстратор, привела к тому, что многие потянулись к этому направлению и сказали «хотим так же»!
— А если все «хотят так же», то как не быть похожим, ведь почти всегда это барышни и акварель? Или в модной иллюстрации все не так тривиально?
Я долго искала свой стиль и поняла, что важно в этом процессе опираться на собственный внутренний мир, не гнаться за тем, что делают другие. Когда я говорю «хотим так же», я не имею в виду стиль, я имею в виду именно этот образ, который создан вокруг фэшн-иллюстрации и иллюстраторов.
Если бы всех возможных клиентов можно было пересчитать по пальцам рук, то тогда, конечно, в нашей сфере была бы жесткая конкуренция. Но поверьте, клиентов бесчисленное множество. Каждый клиент находит своего иллюстратора, а иллюстратор — своего клиента.
— А как бы Вы охарактеризовали Ваш стиль, и кто из великих на Вас повлиял или же направил в русло, где Вы себя нашли?
Девушки, которых я рисую, вполне реальны, это не длинноногие модели с подиума, это образы из жизни. Мой стиль легкий и воздушный, в каком-то смысле мечтательный. Наверное, лучше всего мои иллюстрации описала недавно одна моя подписчица в следующих словах: «В ваших работах воплощены все женские фантазии, мечты, капризы и все в таких "сладких" тонах». Мой стиль возник спонтанно, когда мне написали CosmoGIRL!, предложив опубликовать заметку обо мне в одном из их номеров. Тогда я наконец задала себе вопрос, как и для кого я хочу рисовать. С той иллюстрации для Космо полгода назад появился мой текущий стиль. Так что, наверное, начинающим иллюстраторам я бы посоветовала рисовать то, что им близко, но при этом составить список клиентов, с которыми они хотят работать, и подумать, что может понравится
именно этим брендам, журналам…
— Из прошлого никто не нравится? Эрте или Гибсон…
Я только сейчас начинаю изучать иллюстрацию того времени (недавно мне подарили книгу «100 лет моды в иллюстрациях»). Но у меня есть современные фавориты: Холли Николс, Меган Хесс, Хайден Уильямс.
Холли Николс
Хайден Уильямс
Меган Хесс
— А как обстоят дела в индустрии с изображениями мужчин? Вам заказывали мужские образы? Почему именно образы барышень так востребованы?
Если зайти в какой-нибудь торговый центр, то 80% магазинов и бутиков будут для женщин. Такое соотношение характерно и для модной иллюстрации, но о мужчинах иллюстраторы не забывают, нет, как раз Хайден Уильямс и Йован (Jovan) Розарио (из современников) любят изображать мужчин. У меня иллюстрации мужчин были запрошены обычно в паре с девушкой (чаще всего на День Святого Валентина) и всего лишь 3 раза.

— Я помню, что в Италии много глянца именно для мужчин, что меня когда-то поразило. А как обстоят дела там, ведь Вы работали в Италии в моде?
Я жила и училась в Милане. На тот момент, спустя полгода учебы, мне подвернулся проект — я помогала инвестору привозить франшизы итальянских брендов в Россию, но мы занимались исключительно женщинами.
Сказать, что итальянские мужчины хороши собой, уделяют себе много внимания и торчат перед зеркалом дольше всех русских женщин вместе взятых — не сказать ничего:) Видимо поэтому глянец к ним так неравнодушен... Мне кажется, чаще всего мужчин рисуют именно сами мужчины, им как-то ближе это что ли. Но все-таки в процентном соотношении женщин-иллюстраторов больше.
— Скажите, а чем разница бизнеса в Италии и в России в модной индустрии? Есть ли какая-то разница в подходах?
Вообще начнем с того, что в Италии и России бизнес в принципе построен по-разному. Только итальянцы могут уйти в отпуск в августе на весь месяц, всей страной. Я работаю по всему миру, поэтому у меня нет большой концентрации клиентов из Италии. Но могу сказать, что итальянцы в основном пребывают в постоянном режиме релакса, как говорится «il dolce far nulla», что примерно означает «удовольствие от ничегонеделания». Говорить, что мировые итальянские бренды работают в «итальянском» режиме, неправильно, так как часто они принадлежат большим группам и холдингам: Gucci Group, LVMH (туда, например, входят Emilio Pucci и Aqua di Parma), даже Valentino несколько раз перекупали разные инвесторы. Исключение, наверное, Roberto Cavalli, который до своего ухода не хотел отдаваться в лапы холдингам, как будет сейчас после его ухода — посмотрим.
— Как Вам кажется, не теряется ли индивидуальность брендов при покупке их холдингами? Нет ли тут проблемы глобализации?
Я думаю, что есть, ведь покупка холдингом и предполагает большие инвестиции для еще большей монетизации (увеличения доли рынка и прибыли), поэтому появляется такая массовость. Может в России не так заметно, но в моем университете у каждой итальянки была сумка LV, и у всех поголовно — именно модель shopping bag. Идет расчет на увеличение числа клиентов. Например, когда «свергли» Валентино Гаравани, то акцент с самого высокого сегмента haute couture Valentino Garavani перешел на Red Valento (pret-a-porter).
— В связи с этим, какая рекламная кампания в модной индустрии Вас поразила? Ведь в брендинге мы транслируем ценности бренда средствами рекламы и дизайна.
Я всегда прихожу в восторг от рекламы Cavalli, очень четко передает все, что хотел сказать «модный художник», как он любит, чтобы его называли.
— Cavalli — Ваш любимый бренд??
Любимый — Валентино. Но мне очень близка биография и философия Роберто Кавалли.
— В чем суть его философии, и что главное Вы передаете в своей иллюстрации?
Он всегда стремился гнуть свою линию, не прогибаться под рынок. Его женщина всегда яркая, всегда необычная, уточненная. Сначала он добился небольшого успеха, но через какое-то время все переключились на Prada и похожие бренды, у которых отсутствовал какой-либо женственный силуэт, все цвета были невзрачные, это нравилось Vogue и другому глянцу. Тем не менее, Кавалли оставался верен себе, своим безумным принтам и потрясающе женственным силуэтам. Так и я, наверное, не хочу прогибаться под то, что требует рынок, хочу диктовать свои условия.
— А что Вам не нравится в сегодняшнем рынке? Что он диктует? Что Вам претит?
Не могу сказать, что мне что-то не нравится. Просто, например, если рынок скажет, что я не могу быть на обложке журнала, потому что я не 175 и не 40 килограмм, я захочу доказать обратное. Скажут, что я не могу быть известным иллюстратором, потому что рисую всего 2 года... Та же история.
— Какими средствами Вы пользуетесь в работе? Только традиционные или компьютерная графика тоже? Без нее сегодня можно или нет? Какими программами пользуетесь для рисования?
Я цифровой фэшн-иллюстратор, поэтому я использую компьютерную, векторную, графику. Можно ли без компьютерной графики? Лично я не могу, пробовала аналоговые средства, но все не то. Могут ли другие? Сейчас вижу многие переходят на «цифру», пробуют новый iPad, пробуют планшеты Wacom. Произойдет ли полный переход в цифровое пространство или нет, я сказать не могу. Мне кажется, тут самое главное — это как тебе удобнее работать.
Последний проект, над которым я работала, с аналоговыми инструментами было бы очень сложно реализовать. Из программ использую исключительно Adobe Illustrator.
— Как Вы выбираете моделей для работы? Есть ли прототипы? Известные ли они?
Всегда по-разному, иногда я рисую конкретных персонажей: Ариана Гранде, Соня Есьман, Кьяра Феррани, иногда себя. Но чаще стала рисовать просто образы: вот девушка, которая гуляет с воздушными шарами, а вот та, которой только что подарили цветы, или вот еще девушка, она принимает ванну. Это больше собирательные образы, чем конкретные люди.

— Вы больше акцент делаете на содержании, на образе, истории или на форме, цвете или фактуре?
Раньше больше над рисунком работала, сейчас постепенно смещаюсь в сторону сюжета, хочется, чтобы он цеплял и откликался у аудитории.
— Вы проверяете, что больше «цепляет», а что меньше? Если ли какие-то беспроигрышные варианты?— А не хочется сначала что-то задумать, образ или идею, и попытаться её графически выразить?

Для этого у меня есть инстаграм, по отклику аудитории я понимаю, что нравится больше. Но с другой стороны, это именно моя аудитория и моя выборка, поэтому иногда смотрю по отклику на тематических страницах, где публикуют мои иллюстрации. Например, из последнего все очень любят иллюстрацию, как ее именовали в одном паблике, «Enchanting Gown». Думаю, все дело в платье:) Также многим полюбилась девушка в ванной — последняя иллюстрация, которую я делала на заказ.
— Почему, как Вам кажется, не угасает интерес к моде?
Мода вдохновляет, это же произведение искусства. Посмотрите, например, вот это видео. Мне сразу хочется творить. Мода определяет, как мы выглядим каждый день, это и прошлое, и будущее. Я как свою миссию выбрала «рассказ о моде при помощи искусства». Мне хочется избавить моду от стереотипов, которые существуют в головах многих.
— Замечательное видео! А какая эпоха в искусстве, художник или писатель Вас вдохновляет на творчество?
На творчество меня скорее вдохновляет природа, закаты-рассветы, горы... Еще мегаполисы. А из художников я люблю с детства Константина Васильева и с университетских лет Пикассо и Ван Гога.
— Как Вам кажется, как развивается индустрия модной иллюстрации? Куда мы идём?
Я думаю (или мне хочется верить), что скоро многие дети будут хотеть быть не только врачами и космонавтами, но и модными иллюстраторами. Мне на уроках ИЗО не рассказывали о такой профессии. Еще мне кажется, что скоро иллюстрация достигнет пика, иллюстраторов станет очень много, как стало фотографов, например. Но я очень надеюсь, что все иллюстраторы будут стремиться поддерживать высокие стандарты в индустрии.
— Зачем нам смотреть на страницы глянца?
У каждого, кто смотрит на страницы глянца — своя цель и своя история. Я думаю, часто мы листаем журналы, чтобы узнать о модных тенденциях. Иногда ищем полезную информацию. Но еще чаще, чтобы помечтать, вдохновиться... Это прямо история для иллюстрации: девушка в кафе в Париже, пьет кофе с французским пирожным и листает журнал. Это полчаса только для нее и ее грез.
— Что такое плохая иллюстрация?
Я отвечу вопросом. Может ли получится хороший продукт (абсолютно любой), когда его создает человек, который занимается не своим делом? Просто часто есть стремление у людей быть в тренде, делать то, что модно, а не то, что любишь. Каждый в жизни должен понять свое предназначение и следовать по своему пути.
Другие интервью, которые могут быть Вам интересны: