МАРТ 2016
Интервью с психологом Сергеем Смирновым
Беседу вела: Катерина Вендилло
Представляем интервью с психологом, сертифицированным гештальт-терапевтом, создателем школы Психолог-практик и сообщества Непопулярная психология Сергеем Смирновым.

Мы говорим о том, кто такой хороший психолог, всегда ли баланс плюсов и минусов стремится к нулю, как найти свой путь, что такое осознанность, как все-таки жить: как положено или как хочется, а, главное, психолог - это все-таки сверхчеловек или такой же человек, как все?
«С детства нас учат жизни. И это нормально. А потом нам говорят: "Теперь ты взрослый, не буду тебя больше учить". И люди остаются растерянными. Естественно, возникнет желание найти кого-то другого, кто продолжит-таки учить жить. Скидывать ответственность всегда проще, чем брать. Действовать автоматически всегда проще, чем осознанно. И это не плохо, кстати. Просто у всего есть цена»
~
— Как психология пришла в твою жизнь? Почему именно эта область?
Изначально психология была мне нужна для всех сортов манипуляций и понимания себя и людей. Это то, почему я к ней обратился. Но впоследствии, конечно, все поменялось.
Ну, в психологию люди не приходят просто так. Меня она привлекла в школе. Не могу сказать, что я был очень уверен в себе и имел большой успех среди сверстников. Не изгой, но и далёк от вершин. Я увидел в психологии возможность получить некоторое преимущество в общении. Делать так, чтобы меня не обижали. Или более эффективно управлять другими. Такие вот эгоистичные фантазии.

После я занялся поиском себя в мире, мне было важно понять, как этот мир, собственно, устроен, как устроены люди. Если знать, как оно работает, можно лучше и эффективнее действовать. Психология давала ответы на многие вопросы, хоть и очень разрозненные и противоречивые. Меня всегда привлекало понимание других и себя. Поиск способов жизни с большим комфортом. Лучший контроль над собой и своей жизнью.

Все это было в период до того, как я получил образование. Во время обучения и, во многом, во время личной терапии ценности и устремления были поняты, изучены и пересмотрены.
— Маленький Серёжа, в детстве, чаще обращал внимание на оттенки поведения людей, чем его сверстники? Каким ты был ребенком?
О нет, вспоминая свои детские поступки и взгляды, я удивляюсь своему уровню социализации:) У меня было достаточно много друзей, я активно общался. Но я вижу, что как раз плохо понимал других и был сфокусирован на себе. С другой стороны, бессознательно, я очень хорошо научился подстраиваться под других и устанавливать доверительное общение, сближаться. Выглядит, как парадокс. Я был сосредоточен на себе и других не очень-то замечал, но при этом очень быстро и довольно близко сходился с кем угодно.
— Можешь вспомнить какой-нибудь пример твоего любимого детского занятия?
Первое, что пришло в голову, слабо ассоциируется с психологией. Мы с братом строили огромные конструкции из стульев, подушек, покрывал и деталей мебели. Иногда это были двухэтажные конструкции. Иногда они занимали всю комнату целиком. Мне нравилось создавать цельные работающие структуры. Это сохранилось и распространилось на многое. Так, мне нравится целостно и фундаментально понимать новую информацию и потом создавать целостные и работающие программы обучения, например. Тут главное — чтобы подушек хватило:)

— Отличное занятие:) Расскажи, как произошла переоценка ценностей, «... но в последствии, конечно, все поменялось»?
Более глубокое понимание себя. Я увидел, чего же я на самом деле хотел. Понял, что это не конструктивно, что это противоречит моему желанию быть хорошим психологом. Потом — опыт. Просто осмелившись жить так, чтобы не пытаться управлять другими, я увидел все плюсы этого. Так оно менее безопасно, но зато более живо. Мне так больше нравится. Во многом, более качественная информация по серьезной психотерапии + личная терапия + супервизия.
— А кто такой «хороший психолог»? Как ты понимал это во время учебы и как понимаешь сейчас?
Широкий вопрос. Есть, наверное, некоторое количество критериев, которым, в целом, должен удовлетворять любой хороший психолог. Это высокий уровень осознанности, например. Поэтому я считаю, что хороший психолог обязан иметь много часов личной терапии. Возможно, это даже главный критерий. Знания и навыки — это тоже важно, без них ничего не бывает. Но, пожалуй, если есть хорошее понимание себя, то человек уже может помочь другому осознать себя. А вот просто навыки или, тем более, знания могут быть бесполезны.
— Расскажи про свою учёбу. Твоё студенчество — это лучшее время в жизни?
Трудно сказать. Начнём с того, что я учился дважды. На психолога — это моё второе образование. А так вообще, мне кажется, у каждого времени жизни есть плюсы и минусы.
У меня нет желания вернуться в какой-то возраст или время. Иногда люди застревают в прошлом, а я, наверное, как-то внутренне ощущаю, что общий баланс плюсов и минусов всегда будет стремиться к нулю, поэтому какая разница?:)
— Здорово сказано! Я так поняла, что у тебя изначально был выбран вектор, а выходит, что первое образование — не психология? Реально ли молодому человеку сразу выбрать именно ту дорогу, которая «его», или придется потыкаться в разное?
Я изначально хотел поступать на психолога. Но родители за меня боялись по двум причинам. Первая — у психологов низкая зарплата. И это, как правило, правда. Вторая — они побаивались самой психологии. Кто-то им сказал, что если заниматься психологией долго и плотно, то сам поедешь головой. Поэтому мне было сказано «сначала получи нормальное образование, потом — делай, что хочешь». Я получил образование по специальности «Автоматизированные системы управления». Пока учился, увлёкся веб-разработкой и программированием. Когда получил диплом — подумал: «Не-не, больше никаких институтов». Но очень скоро передумал и решил, что фундаментальное образование в психологии мне всё же нужно. Да и вообще, меня тянуло в психологию, а интерес к разработке угасал. Так я пошёл на второе высшее.
В своём воображении я представлял работу психолога другой, но с течением времени картинка корректируется.
Трудно найти свой путь через лес, в котором никогда не был. Единственный способ сделать это — начать идти так, как тебе кажется правильным прямо сейчас и корректировать маршрут по мере продвижения. Может быть и такое, что забрёл в тупик, бывает. Но путь-то продолжается. Так что тут как повезёт.
— Тогда вопрос по поводу твоей практики как психолога. Скажи, почему ты не выбрал «стандартный» путь, кабинет, приём и прочее, а вышел в сеть?
Собственно, изначально я принимал в кабинете, брал его в аренду на час, к тому же совмещал это с основной работой программистом. Это было жутко неудобно, особенно учитывая то, что я живу не в Москве, а в области. Кабинет нужно забронировать, состыковать время: моё, клиента, центра. В случае чего — нужно отменять бронь. Иногда — платить за простой. В сам кабинет нужно добираться, отпрашиваться с работы на полчаса раньше. После работы из кабинета нужно добираться до дома. Все это занимало уйму времени. В самое жёсткое время у меня были расписаны все будни. Я уходил из дома в 7.45 и возвращался в двенадцатом часу просто потому, что у меня было два клиента. И это не считая того, что аренда кабинета съедала часть моего дохода. А в сети все удобно и просто. Как только я начал консультировать онлайн, отпало много проблем. Производительность увеличилась, появилось больше времени на отдых. А отдых — это важно, если не отдыхать — выгоришь. В итоге денег, времени и клиентов прибавилось. Конечно, за это пришлось заплатить кое-чем, но я не жалею и сейчас оффлайн не консультирую.
— Скажи, на что ты тратишь свободное время, как отдыхаешь?
На фильмы, общение с друзьями, компьютерные игры. А ещё спорт и прогулки.
— Какой спорт предпочитаешь?
Фитнесс. Разный. У меня дома есть штанга и скамья, гантели, турник и брусья, упоры для отжиманий. Не могу сказать, что использую это всё регулярно и безостановочно. Иногда вообще тренируюсь без всего. Так называемые воркауты. А иногда делаю паузы и не делаю ничего.
— Нет ли у психологов сейчас тенденции на переход в интернет? Кажется, людям, которым нужна консультация, это тоже удобно. В чем разница работы с человеком лично и через экран?
Думаю, тенденция есть. И это характеризует время. Спрос на оффлайн тоже есть. Некоторые клиенты не могут консультироваться со мной онлайн, потому что, например, не могут уединиться и чувствовать себя в безопасности. Или по техническим причинам — слабый интернет. Но охват, конечно, значительно шире, разница есть. Трудно делать многие техники. Некоторые просто невозможно, потому что они требуют физического контакта. Перечислять отличия можно долго.
Человек находится в своей комфортной обстановке, на своей территории, за компьютером или телефоном. Он чувствует себя в большей безопасности, чем в кабинете. Но эта безопасность достигается, в том числе, и за счёт того, что дистанция между мной и клиентом увеличивается. Я не ощущаюсь так близко, в психологическом плане, как при живом общении. А это изменяет реакции.
Но как бы то ни было, измененные реакции — не значит плохие или неподходящие. Безусловно, даже изменение кабинета, в котором работает психолог, может менять реакции клиента. Всё просто иначе, а не хуже или лучше.
— Скажи, какой клиент для тебя — самый сложный, а какой — самый простой? Бывало ли, что совсем не получалось достичь желаемого?
Думаю, сложный клиент — это клиент, который избегает исследования. То ли потому что ему это слишком опасно, то ли потому что не умеет или не замотивирован. Все убегают от контакта с чем-то неприятным в себе, это естественно. Но есть люди, которые не вступают в контакт даже с собственным убеганием. Если способность человека прислушаться к себе и своим чувствам, остановиться, вернуться, подумать, удержаться в каком-то моменте вниманием низкая — мне будет с ним трудно. В моём характере есть любовь к последовательности, а в таких условиях это невозможно. Самый простой клиент — это клиент, который сам прекрасно осознаёт себя. У которого есть к себе интерес. Как правило, это люди с хорошей рефлексией. Возможно, с опытом терапии. С ними можно прикладывать минимальные усилия, разговариваешь на одной волне, и они уже что-то о себе узнают. Но таких меньшинство, конечно. Бывало ли, что не удавалось достичь результата? Конечно. Это зависит от многих факторов. Иногда мне не хватало знаний и опыта. Но чаще это зависит от самих клиентов. Некоторые хотят результата за 1-2 встречи. Другие хотят, чтобы работал я, а они только получили результат. Третьи озвучивают один запрос, но ждут волшебства и совсем другого. Рано или поздно мы обнаруживаем это их желание, но в этот момент зачастую оказывается, что я не могу дать то, что они хотят.
— Знание психологии и поведения людей как-то помогают тебе в обычной жизни? Как ты реагируешь на, например, хамство или другие неприятные вещи, связанные с общением в нашей городской среде или в семье?
Реагирую, как живой человек:) Конечно, знания помогают. Любые знания как-то меняют человека. Ну, например, если ты автослесарь и знаешь много об автомобилях, это повлияет на твоё восприятие автомобилей и отношение к своему. Знание правил дорожного движения и изучение знаков преображает мир, и люди понимают, что стали замечать дорожные знаки, стали с ними «говорить», хотя раньше вообще не обращали на них внимания. Но само знание психологии не делает меня каким-то особенным сверхчеловеком. Это дает скорее возможности выбирать своё поведение и реакцию. До терапии человек не может выбирать и действует на автомате, не может иначе. После терапии появляется выбор. Так что вопрос «как я реагирую на хамство» ставит меня в тупик. В голове проносится череда возможных вариантов, каждый из которых я использовал или могу.

— Почему люди ищут ответ на вопрос: как правильно жить? Разве это осознанность — поиск авторитетов?
Мне нравится один принцип гештальт-терапии: «Делай, что угодно, только неси ответственность». Было бы странно мне сейчас сказать: «Искать ответ на вопрос "как правильно" - это не правильно»:) Это как «Осуждать других — плохо». А почему люди это делают? Это интуитивный вариант.
С детства нас учат жизни. И это нормально. А потом нам говорят: «Теперь ты взрослый, не буду тебя больше учить». И люди остаются растерянными. Естественно, возникнет желание найти кого-то другого, кто продолжит-таки учить жить. Скидывать ответственность всегда проще, чем брать. Действовать автоматически всегда проще, чем осознанно. И это не плохо, кстати.
Просто у всего есть цена.
— И в чем разница цен за ответственность и скидывание её на другого?
Делай, что хочешь, только неси ответственность.
Я бы сказал, не цен, а того, чем происходит оплата. Скидывание ответственности — это снижение собственной свободы, контроля своей жизни. Это зависимость от кого-то извне. Взятие ответственности — это много переживаний, столкновений с собственной неидеальностью и болью. А ещё это более медленный и трудоёмкий способ жить. Например, если вы приходите в столовую, то там есть набор блюд, и вы можете просто взять их и съесть. Но выбор невелик. Для простоты представим, что его и нет. Либо каша, либо ничего. Это очень простой выбор, не нужно думать и решать. Если вы готовите сами, то это предоставляет огромные возможности, но зато это гораздо труднее. Выбрать, что приготовить, купить продукты, сопоставить их цену и свои возможности, количество времени приготовления блюда и ваше желание именно этого блюда. Нужно применить знания и навыки для приготовления. И результат может быть непредсказуем и без гарантий. В первом случае всё просто, понятно, предсказуемо, быстро. Это всё — плюсы. Но минус в том, что нет выбора и контроля. Во втором случае выборов полно, есть пространство для творчества. Можно выбирать, что будешь кушать, более или менее здоровую пищу, более или менее дорогую. Можно готовить на один раз или на неделю вперёд. Но все эти выборы требуют усилий для принятия решений. И каждое из этих решений не гарантирует, что итоговый результат будет удовлетворительным. Поэтому я не вижу ничего плохого в скидывании ответственности. Но мне кажется, что у человека должен быть выбор — скидывать её или нет. Делай что хочешь, только неси ответственность. Даже если ты скидываешь ответственность, то делай это ответственно и понимай, что не смотря на все плюсы, ты получишь то, что сегодня приготовил повар в кафе. Если тебя это устраивает, то почему бы и нет? Главное, чтобы человек мог выбирать: скидывать ответственность или брать её.
— Почему ты выбрал именно школу Гештальт-психологии, а не школу Фрейда, Юнга, Выготского и т.д.?
Изначально я был фанатом Юнга, но потом как-то охладел. А вот к гештальту изначально относился прохладно. Я не мог понять, что это за зверь. Гештальтисты, которые мне встречались, были похожи на детей цветов. Как будто не от мира сего. Это настораживало. Но в какой-то момент, на моей личной терапии, терапевт посоветовала мне обратиться к гештальту. Это выглядело почти как оскорбление:) Но я подумал, что это популярное направление и надо бы его изучить, хотя бы чтобы знать, что там. И я взял Перлза и начал читать. Выяснилось, что всё не так, как казалось издалека. Я не считаю, что другие терапевтические школы чем-то хуже. Они просто другие. И я с большим уважением и любопытством к ним отношусь. Много читаю литературы из других подходов. Прекрасно общаюсь с представителями других подходов и мы даже не цепляемся и не ссоримся:) Можно легко нарисовать в голове некоторую войну идеологий и подходов. Всё полезное так или иначе перетекает из подхода в подход. Остальное — это вопрос вкуса, а о вкусах не спорят.
В гештальте я обнаружил многие идеи, до которых долго доходил сам или к которым пришёл недавно. И много-много новых идей, которые поменяли моё мировоззрение. То есть, в итоге, просто совпадение картины мира, понимание принципов, философии. Именно поэтому у меня в профиле вконтакте, в графе «Мировоззрение» написано «гештальт». Я уже сам не замечаю, как плотно эти принципы вошли в мою жизнь и поменяли моё к ней отношение к лучшему. И кроме того, эти принципы и модели дают богатые возможности по работе с клиентами.
— Сможешь привести пример, до каких гештальт-идей ты доходил сам, а к каким пришёл недавно? Были ли такие идеи, которые пришли в голову и буквально перевернули жизнь?
Это было слишком давно, чтобы я смог вспомнить. Просто помню, что читал и думал: «Да! Точно! Этот чувак пишет как раз про этот крутой принцип, который я себе сформулировал давно.» А иногда так: «Ого! Так мой мозг ещё не поворачивался. А ведь как круто!» Самих принципов гештальта не так много. На то, чтобы их объяснить и понять, уходит много времени.
— Как ты относишься к популярности йоги, цигун, трансерфинга, к идее, что всё само приходит в жизнь, если мы имеем к реальности особое отношение?
Безусловно, некоторые вещи в нашей жизни случаются сами, без нашего ведома и спросу. И таких вещей много. Хотя кажется, что мы можем их контролировать, но это зачастую только иллюзия. В целом, конечно, отношение к реальности влияет на наши действия. А наши действия влияют на события нашей жизни. Так что в некотором смысле я с этим согласен.
Мне не близко мистическое понимание идеи о том, что только наше внутреннее усилие, особая мысль, состояние или отношение, могут влиять на мир непосредственно, без нашего участия. В психологии это называется «магическое мышление» и оно скорее нарушает контакт с реальностью, мешая приспособлению.
— Как ты думаешь, какие у нас сегодня болячки нашего времени? Ты выбираешь темы курсов («управление эмоциями», «где мои деньги» и т.д.) в соответствии с ними или по каким-то своим причинам?
...все с улыбками и счастьем в инстаграме, но с ощущением что «все кругом счастливы, один я лузер» в душе...
Темы курсов, тренингов, программ и консультаций я выбираю, исходя из многих параметров. Безусловно, на такие продукты должен быть спрос. Но ещё они должны быть интересны мне самому. Я должен иметь возможность эффективно работать с этими темами. Это сплав моего интереса и возможностей с тем, что нужно людям. Если верить моим наблюдениям, то, кажется, болячки времени — это перекосы в двух плоскостях. Первый перекос — это безусловное превалирование разума на фоне обесценивания эмоций. Люди не хотят чувствовать, хотят быть разумными и поступать рационально. Другие хотят чувствовать только определенные эмоции, а иные переживать не хотят. Второй перекос — это превалирование «казаться» над «быть». Демонстрировать что-то сейчас проще, чем когда-либо, при помощи интернета. Люди смотрят на других, кто демонстрирует успех и счастье, страдают и тоже транслируют свой собственный «фасад». Это — цепная реакция и самоподдерживающийся процесс. В итоге, все с улыбками и счастьем в инстаграме, но с ощущением что «все кругом счастливы, один я лузер» в душе. Впрочем, возможно, это моё собственное искажение. Всё можно обобщить и очень абстрактно сказать, что проблема в границах. Либо слишком мало ответственности, либо слишком много.
— Замечаешь ли ты в своей практике конфликт поколений? Когда одни накладывают на других требования рода. Призыв рожать, жениться, состояться, обеспечивать и всё это делать во имя рода, хотя человек хотел бы действовать по своему видению?
Человек всегда будет оказываться перед выбором: следовать ему общепринятым правилам или действовать наперекор им, как хочет он.
Конечно. Это даже не вполне поколений, а просто давление социальных норм. Ещё Фрейд описывал психику человека как вечное взаимодействие давления собственных эгоистичных потребностей и импульсов и социальных требований. Поэтому этот конфликт всегда был и всегда будет. Человек всегда будет оказываться перед выбором: следовать ему общепринятым правилам или действовать наперекор им, как хочет он. Иногда противоречий нет, а иногда они острые. Именно в этих случаях человек испытывает страдание и приходит к психологу. Остальное мы просто не замечаем. Есть много такого, что от нас требует общество, но мы с этим согласны и нет конфликта.
— Иллюзия ли это, что раньше, лет 50 назад, вопросы психики меньше волновали людей, они делали дела, общались и не пытались всё сделать правильно и особенно?
Трудно сказать, меня тогда не было:) Думаю, наверное, да. Если у человека есть насущная необходимость заработать на кусок хлеба, то ему не до психологического дискомфорта. Это проблема второго или третьего плана.
— Скажи, зачем тебе страница «Непопулярная психология», о чём ты хочешь сказать людям?
Изначально она создавалась в противовес «популярной психологии». Под этим я понимал то, что сейчас называю «желтой психологией». То есть цитатки и всякие правила жизни разной степени адекватности. Хотелось сделать место, где будет более здравая информация о настоящей психологии. Отсюда и название. Разбираться в сложностях — это трудно, понимать, что всё не так просто — это неприятно, а значит, не популярно. Сейчас это просто ещё один канал связи с моими читателями. Я всё так же делюсь информацией о психологии, отвечаю на вопросы, стараюсь развеивать мифы и размышлять, критически относиться к некоторым идеям.
— А как родилась идея сделать школу? Школа «Психолог-практик» — она для кого и зачем?
Для психологов-новичков. Когда я сам учился, я испытывал трудности с освоением профессии. И не было каких-то понятных решений. Самое главное большое желание было, чтобы кто-то объяснил самое важное понятно и без воды, выделил бы главное и оставил остальное на потом. Это главное, что пытаюсь делать я. Помочь новичкам сориентироваться, развеять мифы, дать то, что необходимо, и обозначить то, что можно развить уже сверху. Дать основу и фундамент. Главная проблема новичков в том, что они «подвешены в воздухе» или «дрейфуют». Нет почвы под ногами, основ и прочного фундамента в отношении практики. Одна теория и обрывочная информация. А я это прошёл, у меня это уложено в систему. Осталось только предложить её желающим. Практика показывает, что это было верное решение. Мои ученики, действительно, обретают почву под ногами, начинают консультировать и в целом понимают, что к чему и куда можно расти. А для психолога-новичка одно то, что он начинает консультировать клиентов — это уже большой прорыв.
— Представляешь ли ты себя в качестве преподавателя в каком-нибудь ВУЗе? Нет ли планов расширяться? Какие у тебя планы на ближайшее и далёкое будущее?
Представляю. Меня уже звали в пару мест. Вероятно, начну с собственного ВУЗа, где буду рассказывать психоаналитическую психодиагностику. Расширению должно предшествовать чёткое налаживание бизнес-процессов. Обучение психологов, в целом, практически налажено, но ещё дорабатывается. Но да, тут точно имеет смысл расширяться. В ближайшем будущем планирую предлагать новые семинары и курсы. Для психологов, вероятно, сделаю курс по работе с пищевым поведением. Для клиентов — курсы и программы по мотивации, а также курсы психологической грамотности. Вроде нашего с Женей курса «Как управлять эмоциями». Понимание важной и чётко рассказанной информации способно многое дать людям.
— А есть какой-то интересный план, не связанный с психологией? Поехать на край света, полетать на воздушном шаре?
Мы планируем с женой расширить карту путешествий по России. Но пока никаких конкретно ярких планов нет.
— О, какое путешествие произвело на тебя наибольшее впечатление?
Трудно сказать. Наверное, Испания. Это был автобусный тур с посещением многих городов. Пожалуй, за счёт того, что много городов, много экскурсий и достопримечательностей вереницей, это дало больше впечатлений.
— Скажи, есть ли (или были) у тебя кумиры или примеры для подражания? Люди, на которых ты ориентируешься, учителя в прямом и переносном смысле слова.
Главный учитель для меня в этом плане, пожалуй, мой супервизор. Ей я благодарен за многие озарения и изменения в моей жизни. Когда-то я так и говорил: «Когда я вырасту — буду Региной». Это шутка, конечно, но с долей истины.
— Здорово:) Как ты думаешь, зачем человеку вера? Ты говоришь, что если нет веры в себя и в то, что ты этого достоин, то цель не достигается, так как мотивации нет. Нужно ли обязательно верить?
Вера — широкий термин. Пожалуй, принципы гештальта заменяют мне веру. Они описывают мир так, как мне подходит. В себя я, конечно, верю. Иначе бы не продолжал заниматься тем, чем занимаюсь. Думаю, никакой бизнес, а психологическое консультирование — это тоже бизнес, не может быть без веры в то, что он будет успешен.
— Как в таком случае помочь человеку сделать шаг вперёд, когда он боится шагать или отговаривает себя и не следует своим намерениям, откладывая жизнь на потом?
Для начала нужно определить причину остановки. Если человеку что-то мешает двигаться, не нужно его толкать. Нужно просто убрать препятствие. Если препятствий нет, а он не идёт, значит, он не хочет туда идти. Соответственно, если человек не делает, потому что боится, нужно работать со страхом.
— А как приучить себя не застревать в страхах и других состояниях, а, напротив, чувствовать движение жизни и себя в ней?
Это вопрос из разряда «Хочу готовый ответ». Простой ответ будет неправильным. Верный — слишком абстрактным. Тебе какой?:)
— Верный! Пусть читатель думает.
Ну, нужно идти в глубь проблемы. Если есть препятствие, то нужно понять его механику. Если это страхи, то нужно работать над их уменьшением или развеиванием. На это ещё будет влиять качество контакта со своими эмоциями. Это частный случай осознания себя. Ну и конечно, здесь и сейчас.
Страхов много: страх ошибиться, страх пойти против правил, страх быть как-то оцененным, страх обнаружить собственную неидеальность и так далее. Чувствование себя и жизни — это про здесь и сейчас и про контакт с собой. Чем больше человек осознает себя, своих процессов, чем больше позволяет им быть, без попыток что-то убрать, вырезать, уничтожить, тем больше ощущение жизни.
— Кстати об оценках! Почему в нашем обществе все друг друга оценивают? Кажется, что общение в целом построено на оценке и стыде..?
Не соглашусь. Не для всех стыд имеет большое значение в жизни, есть другие эмоции вроде страха, вины или злости, например. А оценка — это необходимый атрибут восприятия. Мы не можем просто смотреть на яблоко, мы автоматически оцениваем его цвет, аппетитность, размер. На одних людей нам нравится смотреть, а на других — нет. Это — результат нашей оценки, она происходит мгновенно, автоматически и бессознательно. Невозможно смотреть на что-то и не оценивать это. Так что ничего плохого в самой оценке нет. Другой вопрос, что эта оценка может транслироваться и навязываться другим людям. Например, я оцениваю кого-то как глупого и пытаюсь его в этом убедить. Источник этого, пожалуй, конкуренция. Если ты — глупый, то я умнее тебя. Раз я умнее, то я могу претендовать на большее.
— В чём твой личный смысл жизни на данный момент?
Сейчас смысл — развить свою практику, обеспечить себя и получить ресурс для других занятий.
— Как ты понимаешь успех? Считаешь ли тебя успешным человеком?
Думаю, успех каждый определяет для себя сам. Для меня это возможность заниматься тем, что тебе интересно, столько, сколько ты считаешь нужным. Так что да, я считаю себя успешным человеком. Это не означает, что я остановился в росте, но в целом мне хорошо, я счастливый, занимаюсь тем, что нравится. У меня есть всё необходимое и даже сверх того.
— И напоследок общий вопрос: что значит быть внутренне свободным и гармоничным человеком?
Это значит иметь возможность самому решать, что делать с собой и жизнью, самостоятельно регулировать баланс. Выше я говорил, что есть проблемы перекоса. Можно выделять много полярностей. Свобода и гармония — это когда человек может занимать место в любой точке континуума. Грусть и счастье — это континуум. Если человек залип в точке «счастье» или где-то между ними и не может пережить грусть — это несвобода и дисгармония.
Другие интервью, которые могут быть Вам интересны: