март 2020
Интервью с артистом театра им. Е. Вахтангова Юрием Цокуровым
Беседу вела Ксения Кузнецова
Вёрстка Катерины Вендилло
Фото: Екатерина Зонненштраль, из личного архива артиста и театра им. Евг. Вахтангова
Один из лучших гармонистов России по версии программы "Играй гармонь", выпускник курса Александра Коручекова, артист театра им. Е. Вахтангова, Юрий Цокуров рассказал нам о своей необычной артистической судьбе. Может ли в артисте быть больше музыканта или актёра, мы узнали из первых уст.
— Юрий, в одном из интервью Вы говорили, что мечтаете написать песню, сейчас эта мечта сбылась. О чём-то ещё творческом мечтаете?
Мечта ещё не совсем сбылась. Хочется записать песню, чтобы её услышало много людей. Написать песню – это немного другое, это что-то создать. А ещё есть момент, чтобы это кому-то понравилось, как-то донести до своего слушателя. Допустим, на концерте мы играем наши песни, но это только половина дела, чем занимается наша группа. Некоторые коллективы даже прекращают концертную деятельность, чтобы уйти в студию и заниматься записью песен - это совсем другой процесс. Наверное, это могу назвать. Ещё в кино сняться. Что-то, конечно, было, но интересного большого проекта пока нет.
— Вы вместе с однокурсниками Геннадием Вырыпаевым и Федором Парасюком создали рок-группу Norway.Today, в которой являетесь соавтором текстов и музыки. А что ближе Вам: писать тексты или создавать композиции?
Сейчас мы остались вдвоем с Геной, может кто-то к нам ещё присоединится. Мне ближе писать музыку. Иногда, случайно, получаются какие-то тексты, но в основном мотивы приходят или гитарные рифы. Даже потом, в процессе обработки мне легче допридумывать музыку. Текст, как-то его переставлять, черкать, дорабатывать намного тяжелее дается. Это, может быть, просто сложнее, я не знаю. Мне ближе музыка, потому что я всю жизнь ей занимался.
— В этом году у группы состоялись первые гастроли в Екатеринбург, для вас это в некотором смысле новый опыт. Расскажите о своих впечатлениях, всё ли удалось?
Мы первый раз играли в театре, то есть на площадке, не приспособленной для концертов: это не клуб, не бар, где люди выпивают, танцуют. Дело вовсе не в том, что в другом городе и для другого зрителя. Тут люди просто пришли, сели и готовы внимать. Не хуже и не лучше, просто другое. И мы сами хотели как-то видоизменить и улучшить нашу концертную программу. Мы добавили тексты, сделали сценический свет; во многом этот эксперимент удался потому, что в итоге у нас получилось что-то цельное из наших песен, которые изначально не сочинялись как история. В этот раз мы пытались сделать именно историю, как-то их взаимосвязать. Мы делали это в первый раз, и было очень необычно.
— Как вдруг музыкант решил стать актёром?
Мне, видимо, захотелось, я что-то почувствовал. Есть нечто особенное в театральном мире.
Когда я это решил, то всё казалось очень простым и понятным. Сейчас я уже не понимаю, как так решился на это. Я много занимался музыкой, учился, потом пошел работать параллельно с учёбой. В колледже у нас был параллельный актёрский курс. И со стороны мне всегда актёры казались очень интересными, они много работали с утра до вечера; и я думал, что это здорово, ничего особо не понимая. Потом я познакомился с актёрами и у меня получилось с ними немного поработать, поучаствовать в их постановках. Мне это почему-то понравилось.

Вот выпускаются дети со школы и идут туда, где им больше нравится. Наверное, выбирают свой путь, когда что-то получается или когда нравится. Бывает, в школе журналистику не преподают, но хочется – это необъяснимо. Мне, видимо, захотелось, я что-то почувствовал. Есть нечто особенное в театральном мире.

Музыка – это тоже искусство, тоже выход на сцену, но это какое-то другое качество. Ещё на тот момент по музыке я тогда что-то умел и мне было этого достаточно. Я не хотел идти в консерваторию по баяну, понимал, что, если я отучусь ещё в консерватории, потом мне это будет неинтересно. По вокалу, я думал, что мне вполне достаточно того, что я имею. Идти на оперный я не хотел, на народный вокал не хотел, на эстрадный не хотел. Я подумал: а что если с другой стороны попробовать.
— Музыка является одной из неотъемлемых составляющих вашей жизни: Вы часто играете на разных инструментах в спектаклях, участвуете в концертах. Сможете определить, кого в Вас все-таки больше: актёра или музыканта?
Не могу в полной мере определить, кого больше, но если будет выбор, я выберу актёрскую профессию. Думаю, что сейчас всё равно идет процесс актёрского накопления. Я музыкой занимаюсь с 6 лет, то есть уже 20 лет, а в театральном мире 8-й год. Все-таки есть ещё багаж, который с детства меня держит. Думаю, что эти линии сойдутся и будут идти параллельно в какой-то момент.
— Вместе с коллегами Вы принимаете участие в благотворительных концертах от театра Вахтангова в рамках проекта фонда «Старость в радость». Это очень благородное дело, когда молодые артисты уделяют внимание пожилым людям. Что Вам лично дает участие в этих концертах?
Есть какие-то вещи, про которые думаешь, стоит ли тратить своё время, но по поводу помощи пожилым людям такого выбора не может быть. Это тот случай, когда ты обязан людям чем-то помочь.
Мы в прошлом и в этом сезонах совершили несколько поездок, где-то год этим занимаемся. Сначала мы связались с фондом, и они предложили, вот такой-то и такой-то дом. Когда меня спросила коллега, интересно ли мне это, я сразу, не раздумывая, ответил – да. Просто потому что, наверное, это правильно. Есть какие-то вещи, про которые думаешь, стоит ли тратить своё время, но по поводу помощи пожилым людям такого выбора не может быть. Вот на это действительно стоит потратить время, по всем параметрам. Это тот случай, когда ты обязан людям чем-то помочь.

По большому счету искусство должно приносить радость и что-то нести людям. Если ты ещё получаешь в ответ что-то – это здорово! Искусство иногда, действительно, помогает. Это не буквальная помощь, как, например, медицинская, но на самом деле в процессе времени она конечно что-то вроде этого делает: песни и стихи, театр - что-то вроде лекарства. Тут такое дело, когда просто надо говорить «да». Когда есть время и когда нам дают сцену, мы с коллегами садимся в машину и просто едем. Ещё есть детские дома, куда, я думаю, тоже получится съездить.

Когда мы оттуда едем, как-то светло, тепло на душе становится. Это тоже несознательно. Видно, что пожилые получают от концертов удовольствие, рады и ещё подпевают. Зовут нас ещё, догоняют и спрашивают, когда мы снова приедем. А в театре есть дистанция. Мы же не выходим в фойе после спектакля и поэтому остаемся в своем мире. А тут контакт более близкий.
— Вы часто исполняете романсы. Чем обусловлен выбор этого песенного жанра?
Я выбирал не жанр, а песни. Несколько из них романсовые. Я жил на Кубани, там часто пели народные песни. А ещё эта программа очень подходит для наших поездок. Хороший жанр, красивые песни. Видимо, мне они нравятся.
— Кроме музыки есть ещё какие-то увлечения?
Я читаю. Люблю одно издание, покупаю его всё время и потом прочитанные книги выстраиваются в стопочку – это маленькое хобби. Нет таких авторов, библиографию которых я бы полностью освоил, но есть такие, чьи книги становятся в ряд. Толстой, Достоевский – это понятно. Братья Стругацкие нравятся. Томас Манн, Герман Гессе, почему-то два немецких автора ХХ века так рядом встали. Почти все книги Водолазкина читал, последнюю только ещё не успел, но купил – «Идти бестрепетно» полу-автобиографическая. И Алексея Иванова книг пять прочитал.
— Вы заняты в двух масштабных работах Юрия Бутусова «Бег» и «Пер Гюнт». Многие артисты рассказывают, что каждый спектакль Юрий Николаевич ставит совершенно по-разному, с разными подходами. Расскажите о Ваших ощущениях от работы с режиссером в этих двух спектаклях.
После работы с Юрием Николаевичем Бутусовым ощущение, может ложное, что я в чем-то вырос, на что-то под другим углом смотрю, по-другому ощущаю.
Мне очень нравится быть в «Беге», прекрасный спектакль. Меня вводили экстренно за два дня, а там тонна материала. Даже не столько текста, сколько перемен костюма и действий: шинель-табуретка-тут выбежать-откатить-спрятаться-сказать этот кусочек, много-много всего. Это здорово.

Могу сказать про выпуск «Пер Гюнта»: я не знаю, как по-другому Юрий Николаевич выпускает спектакли, но этот выпуск был, мне кажется, чем-то уникальным в жизни любого артиста. Юрий Николаевич пробовал разных актёров, кто-то дольше пробовался, кто-то меньше. В итоге остались те, кому нравится такой способ репетиций, что-то экстремальное. Особенно в процессе выпуска, уже в последний месяц – с утра до вечера, очень много всего-всего. Это очень сильный опыт с сильным режиссером.

После работы с Юрием Николаевичем ощущение, может ложное, что я в чем-то вырос, на что-то под другим углом смотрю, по-другому ощущаю. Появилось какое-то новое качество, но оно, может быть, для Юрия Николаевича, с его стилем, ярким, открытым театром привычно: что-то такое получил. Было очень много проб. Это не тот режиссер, который приходит и говорит: «Это будет примерно так».

Мы очень много приносим сами, многое не получается. Приносится этюдов в три раза больше, чем потом входит в спектакль. И всё время – это пробы, в стиле Юрия Николаевича, немного яростные что ли. Вот такая эмоциональная прокачка.
— Ваш герой в «Пер Гюнте» в некотором роде проводник по внутреннему настроению героев? Как бы Вы его охарактеризовали?
Многое выражает музыка, потому что я сопровождаю какие-то высказывания персонажей. Допустим, Мать (прим. - Евгения Крегжде) поет песню, и я сопровождаю её музыкально. Но это скорее музыка им помогает, а я эту музыку исполняю. Вряд ли я могу отображать линии всех персонажей. Наверное, музыкант и музыка связывают эту историю. Потому что история сама по себе написана очень сложно, она разрозненная и она в стихах, язык не очень привычный, а музыка это всё приподнимает, сглаживает, песни дают воздух.

Музыкальное сопровождение действует на общую атмосферу: на стиль, язык, историю, на слух зрителя. Это здорово, потому что у Юрия Николаевича в основном немного музыкальных, вживую исполняемых вещей. Есть в «Добром человеке из Сезуана», где зонги заложены в самой пьесе и там замечательно исполняет ансамбль и актёры. А больше я не видел, в основном, у него музыка из колонок, танцы, очень много пластики. А в Пер Гюнте очень много именно живой музыки. Мне кажется, такой опыт для Юрия Николаевича тоже интересный.
— Видимо, Вы настолько с коллегами заразились этим спектаклем, что даже выпустили совместно с Павлом Поповым небольшую короткометражку.
Да, это была одна из тех яростных проб. Мы потратили день, чтобы снять, а наши коллеги-друзья потом ещё монтировали. В какой-то момент у нас появилась камера на репетициях. Юрий Николаевич предложил, чтобы какая-то сцена была снята на видео. Мы подумали, что это может быть интересно, и сняли. В финальный спектакль видео не вошло. Сцена на экране не прижилась, что в принципе нормально, потому что мы сняли свое видение, но оно в общую концепцию не попало. Это теперь стало как закулисье.
— Вы играете главную роль в одном из лучших детских спектаклей «Питер Пэн». Как Вы для себя определили этого персонажа? При всей его неоднозначности, для Вас Питер положительный или отрицательный герой?
Взрослеть не хочется, а дети, как пишет Дж. М. Барри – они люди беспощадные.
Вот в этой неоднозначности вся суть Питера Пэна. Это заложено в самом материале, поэтому сказка настолько популярна до сих пор, что все её знают, все её любят и читают. Снимаются мультики, ставятся спектакли. В Москве спектакль ещё идет во МТЮЗе, в областном ТЮЗе. Очень популярная сказка, в которой есть загадка и есть проблема. Взрослеть не хочется, а дети, как пишет Дж. М. Барри – они люди беспощадные.

Взрослеть придётся, а что делать? Вот эта боль и эта мечта об утерянном или о невозможном всегда быть ребенком. Питер такой бессовестный и в то же время бессмертный и по-своему несчастный. Все девчонки его любят и все хотят остаться в детстве, но никто не хочет быть, как Питер Пэн, потому что он в итоге всегда одинокий. Все взрослеют и все от него уходят.
Суть актёрской профессии как раз в том, чтобы своего персонажа полюбить, почувствовать его боль. Я в спектакле «Питер Пэн» должен искренне горевать о том, что Венди повзрослела, и говорить, что это неправда. Конечно, я понимаю его. И в то же время тут же забываю об этом.
— Людей, рождённых в 80-90-х годах, определили, как «поколение Питера Пэна», так как они не торопятся взрослеть, до 30 лет и более остаются инфантильными и эгоистичными. Вы можете согласиться с этим определением?
Да, я слышал об этом. Я сам родился в 1992-м и, наверное, имею какое-то отношение к этому поколению. Всё относительно. На самом деле нет такого, чего в других поколениях не было бы вообще. Просто сейчас, допустим, это почему-то стало более выпукло. А в следующем поколении опять спрячется. Думаю, что всё индивидуально. Кто-то хочет сейчас заводить семью, кто-то не хочет. Кто-то хочет, но не сейчас. Кто-то хочет, но не семью. Это может быть проблема нынешняя, а через десять лет всё изменится.
— Ещё одна большая роль Мити в спектакле «Бедность не порок». Конечно, эта история о положении в обществе, о неравном браке и поиске выгоды. Как Вы думаете, до сих пор в личных отношениях людей имеет огромное значение твой социальный статус и уровень дохода?
Ну опять же к вопросу о великих авторах: да, всегда это есть. Эта история про разность людей. Проще говоря, есть люди, для которых больше ценно благосостояние, а для кого-то больше ценно создать семью. Это всё тоже вопросы вечные, с ними люди будут всегда сталкиваться. Поэтому эти пьесы ещё идут, поэтому Островский интересен. Действие происходит в XIX веке, но сейчас происходит то же самое.
— Какие спектакли (за последнее время) произвели на Вас как зрителя сильное впечатление?
В разное время это были совершенно разные спектакли. Конечно, спектакли Юрия Николаевича Бутусова, это понятно. Какие-то видел на видео, какие-то видел вживую. Есть театр СТИ и спектакли Сергея Васильевича Женовача. Например, спектакль «Мальчики», он уже не идёт. Дмитрий Крымов делает очень необычные спектакли, они у него чисто индивидуальные, ни на что не похожие. «Ой, поздняя любовь» в ШДИ, «Сережа» во МХТе. В Театре Около видел все спектакли Юрия Погребничко, все понравились, а так редко бывает. Это тоже индивидуальный театр, своеобразный, но мне он подходит. Спектакли Римаса Владимировича Туминаса я видел ещё до того, как пришел в театр: «Дядю Ваню», «Евгения Онегина». Также из интересного опыта: Светлана Васильевна Землякова. Когда я учился, видел её спектакль «Бабушки» на сцене театра Практика – здоровский спектакль! А когда попал в театр им. Е. Вахтангова, то и ещё посчастливилось с ней поработать.

Когда я только приехал в Москву, познакомился с андеграундными на то время театрами: Театр.док и театр Практика. Пошел на спектакль «Зажги мой огонь», и у меня действительно огонь зажёгся. А уже когда я поступал и у нас был коллоквиум, Александр Анатольевич Коручеков спрашивал, что мы видели, и я рассказал, на что он ответил: «О, крутой спектакль!». Значит, подумал я, что-то в этом понимаю, и мы с мастером говорим на одном языке!
— Если у Вас была бы возможность начать всё с начала, Вы изменили бы свою жизнь? Хочется что-то поменять или переиграть, сделать лучше или вообще по-другому прожить какие-то события?
Даже если хотелось бы что-то изменить, это всё равно невозможно. Да, наверное, и не надо. Потому что самое интересное и самое прекрасное в жизни - то, что происходит случайно и к чему ты никогда не готов. Если бы всё было гладенько, то была бы не жизнь, а что-то другое.
Другие публикации, которые могут быть Вам интересны: