февраль 2020
«Маркес. Без слов» в кино!
Беседу вела Ксения Кузнецова
Фото из личного архива, фото спектакля – Дмитрий Дубинский
Вёрстка – Катерина Вендилло
Спектакль «Маркес. Без слов» начинает новый этап своей яркой жизни. О новых, масштабных планах мы поговорили с создателями проекта «Маркес. Без слов» в кино!».

Валерий Ушаков
Актер театра им. Е. Вахтангова, режиссер
— Валерий, в конце декабря вы объявили о подготовке, фактически, художественного фильма по спектаклю «Маркес. Без слов». Почему пришло такое решение расширить художественные рамки проекта?
Хотелось бы нашему фильму тоже пожелать такого же успеха как у фильма «Назад в будущее», мы отталкиваемся от готового спектакля, но в итоге это будет самостоятельное произведение, совершенно другое.
Этой весной компания Stage Russia HD сделает телеверсию нашего спектакля «Маркес. Без слов» и уже в 2021 году ее покажут в кинотеатрах.

Изначально, когда эта работа затевалась, мы смотрели в сторону кино, и многие придумки, которые мы осуществляли, больше относились к кинопространству, поэтому совершенно логично, что сейчас эта история переходит на экран. То есть спектакль «Маркес. Без слов» - это промежуточное состояние нашего произведения. Сейчас под названием «Пока шел дождь» этот спектакль будет превращен замечательной компанией Stage Russia HD в телеверсию и показан в кинотеатрах США, Австралии и Великобритании. Что касается фильма –я бы сказал, что это совсем не экранизация спектакля «Маркес. Без слов».

Я познакомился с замечательными, талантливыми питерскими ребятами, которые только что закончили киновуз и хотят заниматься настоящим кино. Они посмотрели спектакль, и их это очень вдохновило на идею фильма, в котором они тоже привлекли меня принять участие. Сейчас полным ходом идет подготовка сценария.

Кино – это, конечно, дело долгостройное, поэтому, наверное, работа над художественной составляющей займет около полугода-года. Уже сейчас сценарий очень сильно отходит от сюжета нашего спектакля и, конечно, в итоге это будет совершенно другое произведение, вдохновленное этим спектаклем.

Какие-то, может быть, принципы отношения к искусству, заложенные в этом спектакле, зацепили ребят, которые будут это делать, а сюжет, внешняя составляющая, уже, конечно, будут совершенно другими: в том числе будет другое название и музыка. Мы рады, что наше творчество вдохновило талантливых молодых людей и, по сути, конечно, изначальная наша затея, изначальный вектор на кино, который был заложен в этой работе, это зерно проросло и обязательно даст свои плоды - нас это, конечно, очень вдохновляет и радует.
Если вы смотрели фильм Роберта Земекиса «Назад в будущее», вы вряд ли найдете (только если знаете) отголоски истории про царя Эдипа. А ведь изначально фильм был вдохновлен этой историей. Но благодаря каким-то странным перипетиям фантазии режиссера и художника превратился в картину «Назад в будущее».
— Ранее вы уже выпускали короткометражный многосерийный фильм «КиноМаркес. Истории». Новый проект как-то связан с предыдущей экранизацией?
Эта история никак не связана с «КиноМаркесом», с короткими историями.
— В новой работе вы остались автором сценария, при этом доверили режиссуру новому человеку. Не хотелось остаться в качестве сорежиссера?
Поскольку у нас производство не голливудских масштабов, у нас пока нет такого четкого разделения: режиссер, автор сценария. Пока мы делимся идеями, все это забрасываем в сценарий, пытаемся друг в друге разжечь творческий костер, а там видно будет, на каких ролях мы вступим в этот проект и закончим его.

Конечно, любое творческое начало, которое держится на энтузиазме, на молодости, на таланте нуждается в поддержке, поэтому мы сейчас начали краудфандинговую кампанию на Planeta.ru и просим помочь нам за подарки, сувениры, памятные призы.

Если у кого-то из читателей вдруг возникнет желание побольше узнать об этом проекте они могут перейти по ссылке в наших соцсетях на сайт Planeta.ru, найти проект «Маркес. Без слов» в кино!» и, при желании, нас поддержать.
— А сами не планируете снять полнометражный художественный фильм? Есть ли в планах создать VR-спектакль?
Нет, таких планов нет. По поводу съемок фильма – планов громадье, но каких-то конкретных сейчас нет; сейчас мы сосредоточены на будущем спектакля «Маркес. Без слов», но посмотрим-посмотрим, загадывать не будем. Может быть и появится кино в нашей жизни.
Алена Михайлина
Режиссёр-постановщик
— Вы были ранее знакомы с проектом «Маркес. Без слов» и театром С.А.Д.? Чем вас «зацепил» данный спектакль?
Я поняла, что это именно то, что нужно. Пластический спектакль вне исторического времени с постоянно меняющимся местом действия, близкая каждому история, которая понятна без слов.
Со спектаклем и его автором я познакомилась не в театре. С Валерием Ушаковым мы впервые встретились на небольшом вечере для людей из творческой среды. Это хороший способ найти единомышленников, завести новые контакты.

У меня давно была идея сделать киноспектакль – то есть фильм, в основе которого лежит театральная постановка. Но это не просто многокамерная съемка действия на сцене, а выход за её пределы. Когда спектакль расширяет свои границы и переходит в немного другую, но близкую ему форму. Ведь кино появилось из театра. Хотелось попробовать сделать адаптацию при сохранении выразительных возможностей как театра, так и кино.

Идея эта не новая: еще в советское время было снято много отличных и любимых телеспектаклей. Однако сейчас изменилась технология, стиль повествования, зритель и, на самом деле, молодых специалистов, которые могут работать в подобном формате, не так уж и много, потому что формат довольно сложный и специфичный.

Я искала материал, который мог бы стать основой для адаптации. Это должен был быть спектакль, непривязанный к определенному историческому времени, пространству, с небольшим количеством декораций. Спектакль, который мог бы меняться, трансформироваться. В нем должен быть внутренний потенциал переноса его на экран. Адаптация стала бы логичным продолжением спектакля, а не пересказом.

Когда мы заговорили с Валерием Ушаковым о текущей работе, в ответ на мой вопрос про существование подобного спектакля на московской сцене он рассказал мне про «Маркеса».
— О чем, на ваш взгляд, новая история?
Это история о человеке на перепутье. Мы часто задаем себе очень сложные вопросы: что я сейчас делаю, куда мне двигаться, чего я хочу. И думая над ответом, мы будто останавливаемся на месте, уходим в себя и прокручиваем в голове воспоминания, ищем то, что поможет нам принять решение.
Мы продолжаем и дополняем идеи спектакля. Главный герой – писатель, который собирается писать роман, но не может подобрать первое слово. Он отправляется в путешествие по удивительному миру воспоминаний, где есть смех, грусть, вдохновение, опасность, умиротворение, семья, борьба, любовь и «другой» он. Есть неоднозначные большие и маленькие вещи, из которых и состоит наш внутренний мир.

Одна из основных мыслей – проста и очевидна настолько же, насколько и сложна в реальности – внутри мы сами знаем все вопросы и все ответы. Напасть на их след непросто, но возможно. Это и пытается сделать герой.

Еще важно, что фильм – про любовь. Не про ту, что случается между людьми, но про любовь к жизни. Про любовь и поиске её смысла. Ведь путешествие иногда может быть ценнее, чем клад, который ты найдешь в конце.
— Сюжет фильма отчасти берет истоки от самого спектакля, при этом ощущение, что проект будет совершенно самостоятельным?
Лучше сформулировать так: это новый этап для спектакля. Большой и интересный этап. В основе киноспектакля, конечно, лежит стиль повествования и настроение, законы мира спектакля. В фильме будут новые эпизоды, несколько меняется структура повествования, появляются новые темы, которые дополняют и расширяют мир спектакля, появится новая, другая музыка. Это самостоятельный проект как в творческом, так и в производственном смыслах.

В целом, предстоит колоссальная работа для большой команды, в которой будет много новых людей, специалистов из кино-сферы, которым эта идея так же важна и интересна, как мне и автору спектакля.
— Уже можно определить, кому будет интересна картина? Носит ли фильм социальную значимость?
Фильм про и для современного человека, ищущего себя, который много думает о себе. Нет никого более интересного для нас, чем мы любимые.
Фильм относится к категории авторского кино, это уже задает понимание зрителя. Наша аудитория - это мыслящая публика любого возраста, которая любит красивое, интересное кино и которой нравится быть соавтором фильма во время просмотра.

Наш фильм – без слов. Мы рассказываем историю через изображение, пластику актеров, музыку. Это близко к пантомиме, танцу. В этом смысле, возможно, мы даже приближаемся не только «к первому слову», которое ищет герой, но и к истокам кинематографа, которые прочитываем в современных условиях.

Можно сказать, что герой на приеме у психоаналитика, который пытается разобраться в каких-то внутренних механизмах, чтобы наладить душевное состояние своего пациента. Сейчас это очень актуально, популярно и, простите, модно – обратиться к коучеру или психологу, чтобы он задал тебе очень простые вопросы, ты совершил умственное усилие, сложил один плюс один, нашел более-менее устраивающий тебя ответ, а далее, возможно, ты напишешь об этом «инсайте» у себя в инстаграме, чтобы все знали.

В нашем случае герой обладает достаточной силой души и воображения, чтобы самому попытаться найти ответ на свой главный вопрос и при этом не погрязнуть в меланхолии. Получится ли у него – это уже другой разговор. Одна из наших целей – вдохновить зрителя, поделиться чувством удивления и восторга от этого мира. И, с другой стороны, – показать, что в своей даже самой глубокой печали и одиночестве зритель не один.
Мы также затронем много новых тем, которые определили во время творческого обсуждения будущего фильма. Например, экология, гаджеты и соц. сети, а также один из главных трендов – глобализация и путешествия. Наш мир становится плотнее, концентрированнее. Так и наш герой будет стремительно путешествовать по совершенно разным локациям своих воспоминаний и находить там что-то важное не только лично для него, но и, надеюсь, то, что будет трогать других людей.
— Спектакль «Маркес. Без слов» задумывался еще как постановка для слабослышащей аудитории – будет ли эта линия отражена и в фильме? Смогут его оценить данные зрители?
Это одна из наших важных задач – сделать фильм как можно более доступным и понятным широкому кругу людей, независимо от страны, языка и физических возможностей.

В фильме не будет произносимых слов, но это не значит, что они не могут появляться более образно, как часть среды или декорации. Меня очень вдохновляет жестовый язык – он очень «танцевален» и выразителен. И точно так же, как произнесенное слово, слово показанное может оказать сильное воздействие.

Говоря на жестовом языке, ты общаешься всем телом. Поэтому, мы думаем над тем, чтобы вместе со специалистами в этой области вплести жестовый язык в наше пластическое повествование. Мне кажется, это будет очень интересный опыт не только для слабослышащей аудитории, а в целом – показать эту, по-другому звучащую красоту.
— Картина рассчитана исключительно на онлайн-пространство? Где зрители смогут увидеть будущую премьеру?
Сейчас этот вопрос открыт. Так как проект необычен: он связан с кино и
театром, и реализация его может быть абсолютно любой, возможно, даже
неожиданной. Пока мы не спешим раскрывать подробности площадок
выхода картины. Всему свое время!
Другие публикации, которые могут быть Вам интересны: