Я пока ещё не ответила для себя на вопрос, почему какая-то критика бывает такая, после которой вдруг всё понимаешь, как сделать лучше, и чувствуешь благодарность, а бывает критика на первый взгляд доброжелательная, но после неё хочется лечь и сдохнуть.
Да я и сейчас нередко так думаю. Кому это нужно? Мне самой нужно. Это я транслирую. Но кто-то называет эти плевочки жемчужинами, кому-то попадает в резонанс, кто-то говорит: «Cлушай, ты такие классные штуки делаешь, давай ещё». Вот это очень воодушевляет, я люблю, когда меня поглаживают. А когда никто не поглаживает, и особенно когда наоборот ругают и говорят, что то, что я делаю, полная фигня, я очень даже склонна опускать руки, ложиться и начинать помирать с мыслями вроде: «Ну конечно же, они правы, всё, что я делаю, полная фигня, зачем я себя обманываю, что это кому-то надо, жизнь сплошная пустыня, лучше мне умереть». Что меня заставляло? Воспоминание о том, как кому-то когда-то нравилось то, что я делаю. Воспоминание об огромном удовольствии, которое я сама получаю, что-то делая. Истории, рассказанные людьми, которыми я восхищаюсь, о том, как у них было то же самое, а они всё-таки продолжали что-то делать. На самом деле мне ещё предстоит научиться адекватно реагировать на любую критику, я не всегда это умею. А, ещё вот что помогает не опускать руки: когда есть возможность увидеть черновики и неудачные работы какого-нибудь крутого автора. Потому что когда их не видишь, то начинает казаться, что он крут, и всё, что он делает, круто, и делает он всё легко и весело и никогда не ошибается. Но если поглядеть на черновики и увидеть, сколько неудачных работ надо нарисовать, чтобы получилась одна удачная, то это как дружеская рука, ложащаяся на плечо: всё в порядке, у них тоже так, успокойся. Я очень уважаю художников, которым хватает смелости показывать свои неудачные работы.