ОКТЯБРЬ 2015 ГОДА
Интервью с художником и искусствоведом Верой Климентьевой
Беседу вела: Катерина Вендилло
В этот раз у интервью появилось название: "Русская барби с АК-47". А ведь всё то время, что я знаю Веру, она такая и была: красивая, нежная, чуткая, и при этом умная, глубокая, творящая наполненные смыслом работы молодая женщина, в которой удивительно сочетаются поразительный интеллект и любовь к угарным тусовкам и крепким словцам.

Говорим о том, каково переламывать себя для учебы за границей, а к тому же искусству, как сосуществуют австрийская четкость и русский размах, зачем рисовать голых синих бабушек, как бороться со стереотипами о России в Европе, о сексизме, мейк-апе, о проблемах гендера в искусстве и в современном мире и о многом другом.
~
— Первый вопрос — про твои регалии. Кто ты по профессии и кем работаешь?
У меня есть диплом Московского Государственного Университета Печати о неоконченном высшем образовании (или «о неполном высшем образовании» - сейчас не воспроизведу точное название этой бумаги, но это точно диплом, а не академическая справка, потому что 50% учебной программы я на момент отчисления «по собственному» успела пройти), там я училась факультете Графических Искусств и хотела специализироваться на кафедре Художественно-Технического Оформления Печатной Продукции (читать:
графический дизайн). Также у меня лежит в красивой красной папочке диплом Венской Академии Изящных Искусств, где я закончила факультет (или институт, как там это называют) Изящных Искусств в классе Абстрактной Живописи, имею степень Magistra Artium (MA). Сейчас учусь там же, но на более теоретическом направлении Art and Cultural Studies, это опять MA, хотя заканчивать смысла уже особо не вижу, хоть от диплома меня отделяют всего два или три экзамена. Вроде с высшим образованием всё. Хотела дальше
писать PhD, но решила пока повременить. Успеется, если действительно будет нужно :)

С профессиональным самоопределением у меня немного более проблематично: я художник, но денег за это пока дают редко. Я всё время делаю что-то и генерирую какие-то идеи, так как не могу жить, не производя на свет искусства - это как бы такая очень сильная внутренняя потребность. Несколько раз делала небольшие кураторские проекты, но как художник в них тоже участвовала по совместительству. Сделала бы ещё несколько с огромным удовольствием, но это такая нервотрепка... Идеи есть, но пока хочу отдохнуть от последнего раза (который был в мае), позаниматься всё-таки искусством, а не написанием бесчисленных текстов и бюрократией, сопряженной с поиском средств на
проект. Раньше занималась графическим дизайном, но это было очень давно. Зимой сделала небольшой заказ (как графический дизайнер) и окончательно разочаровалась в этом деле. Может быть, не навсегда, но сейчас это правда не моё. Хотя я использую многие средства дизайна в искусстве, да и вообще у меня охват медиа очень широкий: от живописи и графики до.... Да нет границ в принципе, лишь бы идея была. А техники и новые медиа я осваиваю довольно быстро, если они мне необходимы для создания чего-то. Недавно заморочилась научиться грунтовать дерево традиционным способом под иконопись и делать краски для этого же, золочение сусальным золотом, каллиграфия, аналоговая фотография - это мои приколы с декабря по сейчас, и столько всего ещё хочу
освоить! А так я и шить горазда, и перформанс сделать, и видео, и вообще что угодно. Т. е. в повседневной жизни я произвожу искусство, ну и учусь всё время чему-то новому.

Надеюсь, что скоро найду что-то своё, а может так и продолжу экспериментировать. А работаю я сейчас на 56-й Венецианской Биеннале - это скорее к моему последнему образованию, которое про искусство и культурологию. Но сегодня утром я бегала и придумала новую арт-серию. Меня голыми руками не взять и на место смирно не усадить.
— Как так получилось, что ты уехала доучиваться в Вену?
А я не доучиваться уехала, а учиться с самого начала. Как-то случайно получилось: большой друг нашей семьи занят определенной деятельностью в сфере искусства. Они тогда делали проекты с куратором из Вены, и ему внезапно вспомнилась я. Идея просочилась в семью, меня отправили разведать обстановку. Я не думала, что поступлю сразу, но как-то это само собой произошло. Как только дали визу, меня посадили в первый же самолёт Я молодая была совсем, самая молодая во всей Академии, наверное. Ничего не понимала.
— То есть поступать было так легко? И не жалко было бросать московский ВУЗ?
Мне было легко, я просто настолько трезво оценивала отсутствие у себя шанса поступить (там всё совсем по-другому на поступлении, не так, как у нас в России), что не переживала совсем. Просто делала то, что должна была, и так, как умела. А московский ВУЗ… Жалко было бросать план на жизнь и начинать всё заново. Я с самого раннего детства хотела учиться именно в Полиграфе, а когда попала туда - разочаровалась. С одной стороны, было интересно, но с другой совок. Все пишут одну и ту же обнажённую бабушку 4 года, свободы творчества особо не было. Однажды я написала эту бабушку синей. Было весело.
— Какую такую бабушку??)
Голую бабушку, модель нашу. Они сидят и позируют часами, а студенты их рисуют. Бабушек в трусах.
— То есть с детства была мечта рисовать? Именно в книжной области, в дизайне – или
вообще рисовать? У тебя, получается, семья как-то связана с искусством?
Да, была мечта. И мне дали такую возможность, отдав в 6 лет заниматься к очень хорошей художнице Карине Константиновне Назаровой (мы до сих пор общаемся и очень близки). У неё кстати выставка в конце ноября в Москве большая откроется. А семья совсем никак с искусством не связана. Я - чёрная овца. Хотелось вообще рисовать, а дизайн потом пришёл, потому что себя ещё и прокормить хотелось. Но с дизайном у нас не срослось.
— То есть учительница повлияла на выбор дорожки или дорожка уже была, а учительница тебя только подогрела?
Учительница дала мне то, чего мне хотелось: научила пользоваться красками, раздвинула границы в сознании, помогла понять, что мне нужно, ведь в детстве это «хочу хорошо рисовать» - довольно-таки странная величина. Она сама заканчивала Полиграф - это да.
Но я бы не сказала, что мне кто-то мой выбор навязал. Я просто не вписалась бы в рамки Суриковского или Строгановки, у меня раздолбайства много:) Там такого не допускают.
— Чем отличается учеба в Москве и в Вене? Как преподаватели, как студенты, как вообще отношение? И есть разница по сложности?
Ха! Это очень сложный вопрос на самом деле, потому что после Москвы мне было ужасно трудно перестраиваться на австрийский режим образования. С преподавателями в Вене все исключительно на «ты». При больших недопониманиях можно и послать своего профа, и проф тебя в принципе послать может. Там всё очень фамильярно. Плюс никакого расписания на стене у деканата, все онлайн записываются на интересующие их лекции и ходят. Ну или не ходят.
Можно ходить на лекцию и не прийти на экзамен, за это ничего не будет, просто у тебя не зачтётся предмет в этом семестре, можешь в другом его сдать, ну или вообще не сдавать. Посещаемость редко проверяют. Народ - это целый отдельный разговор. Я тебе лучше вот что расскажу: нам в академии положено иметь мастерские. И ты можешь завалиться в свою мастерскую хоть в три часа ночи - в здании круглые сутки находится охранник и выдаёт ключи. Но это только в главном корпусе, потому что там в галерее оригинал Босха (Страшный Суд), и его должны круглые сутки охранять, ну и нам заодно разрешают там работать. Короче, много ночей мы тусили у себя в школе:)
— То есть сложность не в подаче материала и требованиях, а в просто другой системе?
Подача материала там происходит на немецком и на английском редко, это непросто, если с нулевыми языками приезжаешь. А требования там ну совсем
другие: от тебя не технику требуют, а концепт что-ли, своё видение, проблематику. Я первый семестр ходила за своим профессором и спрашивала, что мне нарисовать. А он отвечал: что хочешь! И самым сложным было понять, чего же такого мне хочется нарисовать... Когда ты старше - тебе это легче. А мне 19 было, я к тому моменту 13 лет рисовала то, что мне говорили рисовать преподаватели. Так что у меня был шок.
— И как оно - перестраивать себя с «рисуй, что говорят» на «рисуй, что хочешь»? Это, наверное, так здорово настраивает на свободный-творческий лад. Он вообще там чувствуется сильнее, чем у нас? И есть ли он у нас вообще?

Сложно было очень!! У меня каждый семестр была новая придурь, а определилась я в своих вкусах ближе к диплому. Сначала я написала (маслом, а не текстом) такой диплом, который оценил мой профессор. А за месяц до защиты плюнула и переделала всё так, как я хочу. И была наконец-то права на 100%. Он мне правда не очень хотел допуск на защиту подписывать, но не смог в итоге отказать.
Ты знаешь, сейчас в России студенты другие стали, время другое, свободы больше. Многие люди, которые учились на год-два старше меня, сейчас преподают в нашей альма-пальма. И они уж конечно не советской закалки преподаватели, хоть и с той самой хорошей базой, которую успели перенять у наших профессоров. В России есть прогрессивные и творческие молодые художники, и они даже круче австрийских. Я вообще Россию больше люблю, и то, что отечественная арт-сцена становится динамичнее, не может не радовать.
— А есть какие-то конкретные художники или направления, которые тебе нравятся?
Recycle Group очень крутые, у них сейчас как раз выставка в Венеции. Дима Кавко ещё нравится, Андрей Качалян прекрасные фильмы делает (я даже в одном у него снялась), мы с Андреем вместе работали над моим дипломом. Юлия Застава классная, но она тоже в Австрии. Да много кто нравится, мне самобытные ребята интересны. Сейчас и не перечислю всех, кто крутой!:)
— Я заметила, что ты все время подписываешься как russian artist. То есть ты на совсем прощаться с родиной не собираешься? Или это просто указание национальности и не более?
У меня очень чёткое национальное самоопределение исключительно по той причине, что я действительно это чувствую. Я чувствую себя русской до мозга костей в повседневной жизни и в общении с другими людьми, это культурный гэп (gap). Моё искусство об этом - стереотипы, которые на нас вешают, и культура, в которой мы на самом деле растём/живём/работаем. Это разные вещи, но в нас они пересекаются и вызывают какие-то реакции. Вот я и рефлексирую. А с Родиной планирую очень скоро снова поздороваться.
Кстати, мой дедушка был эстонцем. Но это на мне максимум смертельной нордической фарфоровостью лица отразилось.
— Ну вот, опередила! Я как раз хотела спросить, о чем твое искусство, об идеалах и возвышенном или о социальном и современном. А стереотипы - о России или общемировые?
О России, или даже о русских людях. Ведь Россия и, допустим, Вера Климентьева или Катя Вендилло - это не всегда одно и то же. В мире это не все понимают. А о возвышенном тоже есть: немного о духовности, немного о морали, всего по чуть-чуть, в зависимости от проекта. Мне в последние полтора года не всегда было легко быть русской в Европе: политика - дело своеобразное. И я очень много думала о том, как с этим работать. Не придумала ещё, но как-то
работаю)
— Заметны ли какие-то изменения в отношении людей в связи с политикой в последнее время?


Конечно заметны, мне, например, квартиру сдавать как-то отказались, прямым текстом заявив, что русских им не особо и хотелось бы. Когда история с Крымом была, у меня несколько австрийских друзей как с цепи сорвались, говорили что-то вроде: да вы русские там все совсем оборзели, творите беспредел и беззаконье, звери такие-сякие. И ругались со мной, когда я говорила, что это прямого отношения ко мне не имеет. Я же не обязана подписываться под каждым решением своего государства, так же как и государство не обязано подписываться под каждым моим. «Она так себя ведёт, потому что русская» - такое ведь тоже бывает. Просто есть в Европе, наверное, такой призрачный страх, что кровавые русские заберут их комфортные кайфарики. Не у всех, но у некоторых есть.
— Чего больше, адеквата или ругательств? И есть ли разделение по возрасту? Например, преподы спокойнее молодежи в этом смысле или нет?


Я с преподами не особо общалась на эту тему. Сказала как-то, что желтая русофобская пропаганда в бесплатной прессе просто уже
поперек горла, они согласились в принципе. А
среди друзей бушевали как представители
старшего поколения, так и молодёжь. Сейчас
уже больше адеквата, потому что теперь все
переживают по поводу Греции. А раньше
приходила я на открытие выставки или тусовку,
знакомилась с кем-то, говорила, что из России.
Ну и некоторые конечно считали уместным
предъявить мне претензии. Кто покультурней,
просто спрашивал, что у нас там происходит. А в
Италии народ адекватный очень, кстати.
Сколько тут живу - ещё никто из итальянцев об
этом не спросил. Американцы, немцы – да, но не
итальянцы.
— Почему, как думаешь, народ ведется на пропаганду, даже самую нелогичную и глупую?
Вроде европейцы - народ не такой уж и простодушный...

Потому что некоторым скучно жить. У них всё хорошо, и как только что-то начинает щекотать нервишки - начинается шоутайм. Но опять же - не все такие. Далеко не все. Любители додумать газетный заголовок просто больше высказываются, и от этого более заметны.
— А почему отношения с графическим дизайном не сложились? Сейчас эта тема довольно популярна. Что думаешь о противопоставлении «искусство - зарабатывание»? Многие видят в этом тонкую грань и часто об неё спотыкаются.
Поначалу было так: я брала заказы небольшие, это была корпоративка, достаточно скучная и с тоннами правок, поэтому проект за 35 т. р. мог длиться 4 месяца ежедневной нервотрепки (ведь дизайнеры перезаливают текст, если вдруг надо менять что-то, и иногда меняли просто всё и постоянно, вечно не хватало чего-то ну и так далее). И это было тяжело, потому что у меня учёба ещё была, я тогда только начинала учиться в Австрии. Да и не самым я спокойным была человеком: очень сильно расстраивалась, когда что-то не так было, нервничала. Я могу придумать что угодно, но рутина вгоняет меня в депрессию. И как-то мы расстались с дизайном. А зимой я в отчаянии взяла заказ и после
него отчаялась окончательно.

Искусством можно зарабатывать, я даже знаю людей, которые так делают. Но они занимаются приемлемой для стены в гостиной модной живописью или графикой. Это выглядит круто и это хочется покупать. А у меня крипота чаще, концепт развивается не в сторону уютной гостиной. У меня покупают работы, но не очень часто и не фотосерии. А фотосерии для меня наиболее важны на данном этапе, они лучше всего транслируют мои мысли. Пользуясь случаем, пиарю крутейших фотографов и художников, с которыми я работала над сериями: Андрей Качалян, Ольга Волк и Gunter Rayne - ребята, вы - лучшие!
Я очень вас люблю и скучаю по вам! И в плане зарабатывания мне очень повезло с работой на Биеннале: это классный опыт, это тысячи людей ежедневно, это искусство на каждом шагу и нереально продвинутый творческий коллектив! А когда это ещё и оплачивается - предел мечтаний, согласись.
— Соглашусь:) Расскажи про проекты, которые выложены твоей странице, их можно как-то объединить в серии? Или они все об одном и том же?
Как ты заметила, в 95% случаев это автопортреты. Я пытаюсь примерить на себя разные стереотипы, шаблоны или социальные коды, испробовать их и разобраться в них. Это как ношение маски, только в другой реальности - в искусстве. Есть проекты сильно политические, это IDDQD (название происходит от кода неуязвимости в игре Doom) и пара рисунков по фотографиям в серии MANA MIEN, а так же весь проект моей выставки MASCARA//MASSACRE о вынужденной самоцензуре, о законах 21 века и о брендинге.
В целом я очень зациклена на макияже и самопрезентации, это тоже политика, если о гендерной теории говорить и как раз стереотипах. Кто-то назвал меня русской Барби с АК-47. Моё искусство - это праздник, но с серьёзним бэкграундом. Я не хочу рисовать полосочки и говорить о том, как это меняет картину современной культуры. Я хочу делать то, что мне интересно и исследовать то, что этого, как мне кажется, требует. На сайте есть проект об антропологии тренда живых кукол с уклоном в гендерную специфику, две серии я сделала с фотографами разного пола: Олей Волк и Gunter Rayne. Было очень весело, но это и серьёзная работа с другой стороны. Или про детские бьюти-иконы, когда мы оживляли рисунки моей на тот момент 6-летней двоюродной сестры. Это очень интересно придумывать и рожать, результат часто тнепредсказуем, поэтому меня так и увлекают новые и новые идеи: при всей уверенности в том, что я всё просчитала и предугадала, в итоге я получаю что-то нереально новое. Так что я не смогу остановиться, пока не перепробую всё:)
— Вынужденная самоцензура - это что, как и когда?
Это когда ты, будучи взрослым человеком в здравом уме и твёрдой памяти, пишешь работу, которая при ближайшем рассмотрении могла бы возможно задеть кого-нибудь. Или допустим ты используешь символику, которая оказывается товарным знаком, за неправильную подачу которого можно если не присесть на нары, то попасть на деньги. И ты берёшь чёрную красочку и сознательно всё это закрашиваешь, и получаются совсем другие работы, новые, обретающие новый смысл.
— Что ты думаешь о роли женщины сейчас, в искусстве, в быту, в разных странах. Для
искусства важен пол?
Спасибо за вопрос о гендере - я очень люблю на такие отвечать! Я считаю, что для искусства пол не важен, если ты только не хочешь вызывать чувства жалости этими всеми: «мужики осадили мировую арт-сцену, искусством правит сексизм и шовинизм и «всякий прочий kal» (© Берджесс)» и этим привлекать к себе внимание. Я лично не чувствую какого-то гендерного неравноправия и ущемления меня в свободах по половому признаку ни в искусстве, ни в быту. Меня больше радикально-настроенные и не очень секущие свой предмет феминистки беспокоят: это для них я жертва патриархата в юбке и с красными губами, которую давно пора спасать от самой себя. А мне по кайфу все! Я сейчас говорю об Австрии и Германии. В других странах ситуация мне не до конца ясна в связи с моей личной непросвещенностью, поэтому я туда не лезу.
— То есть тебя сексизм не волнует? Что для тебя сексизм?
Скажем так: лично меня он не волнует. Бытовой сексизм а-ля посвистывание мне вслед я научилась пресекать на корню (русскй язык для многих народов звучит очень агрессивно и угрожающе), меня это скорее веселит. Вчера по дороге на работу повстречавший меня на своём пути маляр попытался бороться с анатомическими особенностями своего позвоночника, на что получил «шею не сверни!» генеральским тоном. Меня очень забавит это непонимание и ужас неизведанности в их глазах. Согласна, что это может быть опасно, но я по ночам на пустых улицах так не общаюсь с мужиками. Просто если считать себя жертвой или целью, то так и будет. Я настроена к таким персонажам по-другому, поэтому проблемных исходов пока что не было, тьфу-тьфу-тьфу.
Если к женщине плохо относится мужчина - это нехороший мужчина, от него надо бежать без оглядки. И ужесточить за это законное наказание. Но я не выросла в пропитанной сексизмом атмосфере, поэтому я не могу говорить о том, что всё катастрофически плохо.
Есть страны, в которых всё действительно катастрофически с этим плохо. Но это совсем другие культуры. Я просто не хочу, чтобы из меня лепили бедную русскую матрёшку, забитую патриархальной реальностью. Это не так.
— А как ты относишься к классическому искусству, видишь ли в нем параллели со своим?
Говорило ли оно о похожих проблемах? Был ли в нем протест, как сейчас? Вообще где
больше протеста в искусстве - в Европе или России?
Если ты сейчас об объективизации женского тела на полотнах классических шедевров - то это не то, чем занимаюсь я. Я как бы и художник, и модель; и автор работы, и предмет искусства. Вот из того, что можно классического к протесту отнести: автопортрет, если я не ошибаюсь, Дюрера. Дело в том, что до этого в фас по похожей композиции изображали только Христа, а Дюрер взял и сделал грязно. А где больше протеста - это уж смотря в чём. В немецкоязычной Европе сейчас очень сильны феминистки и их тематика, много искусства про гендер и против капитализма. А в России кто о чём. Но я далеко не всех художников знаю и не могу объективно оценивать ситуации там или тут.
— Как ты думаешь, варианты подачи изменились, а ценности остались теми же? Или в
искусстве со временем произошла полная смена?
Я думаю, что ценности, которые несёт искусство и массовая культура в целом сейчас, очень сильно отличаются от того, что создавалось художниками до XX века. Пропуская все метаморфозы в искусстве прошлого столетия, я смело могу заявить, что сейчас очень много смерти, инфернальщины, декаданса, глобальных проблем и секса. Ну и политизировано всё очень, ведь даже аполитичность - это политическая позиция. Это в общей массе арт-сцены. Кто-то конечно красиво пишет Арбат и голых женщин:)
— Какие, на твой взгляд, негативные стороны современного общества в целом, а какие
позитивные.
Наверное, очень много ложной мотивации. А позитив в том, что сейчас очень многие молодые (да и не только) люди, начали зрить в своё нутро. Т.е пока одна половина ложно мотивирована на зарабатывание мифических миллиардов в сети, укладывание сотен женщин в постель или просто какой-то неадекватный гипертрофированный конзумеризм (эээ, ну comsumerism), другая половина очухалась и живёт в своё удовольствие. Мой огромный почёт и уважение каждому, кто смог!
— А что нужно, чтобы смочь? Как жить в своё удовольствие?
Если бы я знала! Эту технику я планирую покорить в ближайшие пару лет! Но, видимо, для начала нужно определиться с тем, что доставляет тебе удовольствие, а потом, судя по всему, выстроить свою жизнь в соответствии с этим. Как только я буду на вершине жизни в своё удовольствие - мы обязательно с тобой это отметим!:)
— Ещё вот какой вопрос меня интересует: как в тебе уживается с одной стороны классный специалист, серьезный и образованный человек, а с другой стороны сквернослов и угарная деваха?
Что за стереотипы, Екатерина? Разве классный специалист не может быть женщиной и время от времени угарнуть, а заядлый интеллигент с кучей дипломов - смачно выругаться матом? Богемность в моих жилах не даёт прикидываться кем-то другим. На самом деле, я не могу ответить тебе на этот вопрос. Я - это я. И я согласна, что иногда можно и нужно себя сдерживать, и иногда я это честно делаю в соответствии с предписанием социального кода той или иной ситуации. Но ты же сама попросила меня быть собой:)
— Как так вышло, что современный художник - сам себе и менеджер, и пиарщик, и модель, и куратор. Как ты к этому объединению относишься?
Я к этому объединению отношусь напрямую! Правда, далеко не каждый современный художник так функционирует, и у каждого разные причины для осуществления того или иного набора функций. У меня это происходит по каким-то с одной стороны профессиональным и выразительным, а с другой - социальным причинам. Так многие начинают, ведь куратор по волшебству не достанет тебя из твоей пещеры на краю света, если ты сам из неё не начнёшь вылезать, а модель не оплатит сама свой труд.
— Расскажи про планы на будущее, мечты, желания. Чего хотелось бы в ближайшее время, а чего - в перспективе?
Хочется экспериментов много и всегда! Меня очень сильно привлекает бьюти - индустрия, именно как художника (думаю, что это видно из моих работ), хочется попробовать больше углубиться в ту сторону. Есть в планах проекты, несколько и все очень разные. Будет много фотографий, пара видео, но живопись тоже в планах, как только определюсь со страной проживания (пока что решила не писать, потому что это очень тяжело и накладно перевозить). В ближайшее время хотелось бы очень-очень сильно сделать выставку в Москве! Я ни разу не выставлялась в родном городе, о чём очень тоскую - надо как-то исправить ситуацию, поэтому буду работать на знакомство с московской арт-сценой и подачей своего контента в понятной российской тусовке форме. А в перспективе хочется просто вот быть счастливым и свободным человеком, чтобы всё наконец-то сложилось. Я чувствую, что на правильном пути, так что скоро всё обязательно получится!
— Супер! Последний вопрос, как обычно по традиции, философский. Что такое искусство в принципе, современное искусство в частности, и зачем оно миру?
Искусство - это потребность получения эстетического опыта, т.е в проекции на широкую аудиторию это именно индустрия эстетических удовольствий. Современное искусство - это не всегда эстетическое удовольствие в классическом его понимании, часто это пища для ума и какие-то переживания, не обязательно связанные напрямую с содержимым того или иного произведения. Современное искусство - это бизнес и терапия, плод вожделения и яблоко раздора, шикарные декорации и горы мусора, etc. Oно может в принципе быть чем угодно или что угодно может быть им. Главное - вылезти из своей уютной коробки!:)
Другие интервью, которые могут быть Вам интересны: