АПРЕЛЬ 2016 ГОДА
Интервью с предпринимателем
Мариной Ковалевской
Беседу вела: Катерина Вендилло
Марина Ковалевская — кандидат педагогических наук, сертифицированный гештальт­терапевт, семейный психотерапевт, тренер, предприниматель, разработчик обучающих программ, младший партнер Smart Course, Системы развития подростков.
~
— Скажи для начала, как ты сама кратко себя определяешь? Кто ты по профессии?
Вдохновитель, предприниматель, автор. Сейчас моя основная деятельность - это развитие бизнеса, управление проектами. Я периодически веду программы для подростков, консультирую.
— Как в твоей жизни появилась педагогика?
В 15 лет я поступила в педагогический колледж. Для меня это было решение осознанное, мне хотелось уйти из школы и продолжить уже профильное образование. Был вариант с колледжем по текстильной промышленности (модельер-конструктор). Туда я не стала поступать в итоге - мало подготовки по рисунку. А обучение людей как будто было у меня в крови. Так я посвятила себя получению образования в педагогической сфере в течение почти 11 лет. Кандидатская диссертация логично завершила долгие года теории и практики.
— Какая у тебя была тема диссертации, как ты её выбирала?
Тема: «Формирование социально-ответственного поведения в подростковом возрасте». Выбрала её, так как работала с подростковым возрастом. Он действительно удивительный, мне кажется, что это как раз тот возраст, когда есть много энергии созидать.
— А как это - обучение людей было в крови? Тебе с детства хотелось помогать, корректировать путь?
У меня прадедушка - психолог. Прабабушка - педагог. Мама тоже много работала в лагере вожатой. В детстве я часто объясняла другим - как играть в карты, домашние задания и т.д. Мы с мамой вместе выбирали мне колледж.
— Тебе нравилось учиться? Что тебя вдохновляло во время учебы? Кто (или что) твой главный учитель?
Да, в итоге я колледж и вуз закончила с красными дипломами. Мне нравилась и социальная жизнь, я выступала на сцене, организовывала мероприятия, пела в ансамбле. Меня вдохновляла сама деятельность, люди, которые окружали. Сейчас понимаю, что моим главным учителем всегда было и есть время. Степень вложения в каждый миг определяет, что и как со мной будет дальше.
— А каким ты сама была подростком? Были ли у тебя те проблемы, с которыми ты чаще всего сталкиваешься сейчас в работе? Что бы ты пожелала себе в 16 лет?
Мне кажется, их было очень много. Буквально в каждом подростке я узнаю себя. Скорее всего, это мне позволяет их понимать и быть полезной для них, а сейчас строить полезный бизнес. Чаще всего я сталкивалась с проблемой «смотреть на других», а пожелала бы себе вот что: «Слушай, люби себя и верь в себя».
— Возникали ли у тебя страхи открыть свое дело после окончания учебы? С чего ты начала первым делом?
Я долгое время работала по найму, а потом ушла во фриланс. Полтора года назад вошла в команду Smart Course, а затем стала одним из партнеров. Я не думала, что когда-нибудь захочу свой бизнес. Это скорее мечта, которая стала реальностью.
— В чем суть этого проекта, как он возник? Что в нем привлекает именно тебя?
Да, сначала на позицию методолога в проект, который вели ребята. А потом уже стала партнером. Суть проекта - создание систем развития подростков, консалтинг, сервисы, сообщества, тренинги. Привлекает меня то, что мы делаем людей счастливыми.
— Не возникает ли опасность разработки неверной стратегии поведения? Пятиступенчатая схема, описанная у вас на сайте, работает без перебоев? То есть можно ли одной схемой сделать всех счастливыми?
Мы постоянно работаем над качеством. Точно нет одной панацеи для всех. Я знаю, что мы делаем все возможное, чтобы услышать подростков и поддержать их и их родителей. Есть общая схема Осознанного выбора профессии. Но программы - это живое взаимодействие, где каждого сопровождают, исходя из его индивидуальных особенностей.
— В чем загвоздка, почему выбор так трудно сделать? Чем гештальт помогает в вопросах выбора? Что такое вообще свободный выбор?
Сложность возникает скорее не в процессе выбора. Мы все умеем выбирать, это то, что мы делаем каждый день. Вопрос в качестве - как именно мы это делаем. И часто - это не осознанно. Основы гештальт-терапии, которая как раз базируется на создании условий для целостного и здорового развития, очень дополняет нашу концепцию пяти шагов. По сути - это цикл контакта человека с внешним миром. Цикл удовлетворения любой потребности. Про свободный выбор - я не знаю, что ответить. Свобода по сути категория достаточно не конкретная
— Чего хотят современные подростки? Какими профессиями чаще всего стремятся овладевать? Интересует ли их успех и как они его определяют?
Чаще всего они хотят просто отдохнуть от школы:) Путешествовать, радоваться, узнавать себя и других, гулять и общаться с друзьями. Популярна до сих пор финансово-экономическая сфера, журналистика, психология, иногда встречаются предприниматели, артисты и врачи.
— Инженеры и космонавты уже не популярны? Кстати, сильно ли общественный строй и требования времени влияют на молодежь?
Инженеры встречаются. Вместо космонавтики сейчас популярна робототехника. Влияние точно есть. Только тренды настолько неустойчивы, что в итоге все ориентируются на тенденции 10-летней давности, а это юридические и экономические специальности.
— Что делать, если человек доучился до 3-го курса и понял, что не знает, чего хочет дальше?
Мне кажется, нужно выдохнуть:) Это обычный кризис в любой деятельности. Посмотреть, как будет дальше. Важно искать не то, что делать, а себя. Понять, чем я могу быть полезен этому миру.
— Каков процент тех, кто хочет понять про свою полезность миру, если в основном ребята хотят отдохнуть от школы?
Примерно 7-10 процентов. Забавно, что людей, которые в принципе достигают высоких результатов и становятся известными, примерно столько же. А те, кто забывает свои мечты или вообще не мечтает, продолжают работать на нелюбимых работах.
— А мечтать полезно, это побуждает к действию, или чаще расценивается как нечто невозможное?
Полезно. Важно иметь планку, до которой ты просто не можешь допрыгнуть сейчас. Хотя мечты меняются. Свои мечты в детстве я не помню. И сейчас они у меня тоже есть.
С чем связан страх осуждения и неодобрения у подростков? С обязательностью вписанности в социум?
Это происходит намного раньше. Сама система образования приучает нас к оценкам. Нам точно сложно жить без метрик. Просто в некоторых ситуациях они настолько субъективны, что вызывают больше вопросов, чем адекватную обратную связь.
— Расскажи, чем ты непосредственно занимаешься сейчас. Я читала про проект «Люди до 16», он единственный или есть что-то ещё похожее? Чем объединены твои проекты?
Сейчас я скорее руководитель продукта Система выбор - программа по осознанному выбору профессии. Курирую образовательные программы, обучаю тренеров, наставников, пишу тексты, иногда редактирую методистов, контент-менеджеров.
— О чем был ваш курс в Британской школе дизайна? Правда ли, что сегодня в образовании мы должны использовать технологии рекламных коммуникаций, чтобы быть услышанными?
Он был про проектирование образовательных программ, про новые парадигмы в образовании - системность, интеграция, человекоориентированность. Про рекламу - естественно, ведь сейчас так много информационного шума. В образовании нужно прежде всего отвечать на вопрос «зачем».
— Что ты отвечаешь детям, когда они спрашивают «зачем мне образование»? Как борешься с максимализмом?
Отвечаю, что это первый шаг к тому, чтобы познать самого себя и весь мир. А если они отвечают: «Мы и так всё понимаем и учиться не хотим», говорю, что «я всё знаю» - это первая ступень некомпетентности. Это вряд ли максимализм, скорее сопротивление той системе, которая не нравится. Изначально мы все любознательны.
— Как вы работаете с родителями? Какие самые частые вопросы они вам задают? Как родители чаще всего реагируют на выбор творческой профессии?
У нас есть консультации для родителей. Самый частый вопрос: «Что сделать, чтобы он выбрал, что сделать, чтобы наладить отношения». Для родителей чаще не важно, какая именно профессия. Главное - чтобы смог/смогла заработать и был/была счастлива.
— Как ты охарактеризуешь наше российское общество, какие у него типичные проблемы?
Отвечу так: основная проблема - жертвенность. Люди редко берут ответственность за свою жизнь, за свои результаты, за свое состояние.
— Сейчас многие говорят о мотивации. Какова должна быть мотивация для того, чтобы счастливо жить? Разве нужна мотивация для того, чтобы быть счастливым?
Точно нужен внутренний моторчик, чтобы двигаться вперед. Есть два процесса - сохранение гомеостаза и стремление к развитию. Они противоречат друг другу. Возможно, чуть больший перевес в процессе развития приводит к изменениям.
— Какие проблемы сейчас в системе образования? Ты согласна с тем, что сейчас все чаще преподаватель становится менеджером или даже продавцом, а студенты потребителями?
Проблема - это действительно превращение учреждений в бизнесы. Хотя, это и новый этап, очень важно сохранить то ощущение «учителя». Каждый ищет своего учителя, это должно быть максимально доступно для любого желающего.
— Когда ты начала писать стихи? О чем они? Кто из поэтов тебе близок? Какие книги ты порекомендуешь? Какие на тебя произвели особенное впечатление?
Начала в 15 лет, пишу женскую лирику. Из поэтов близок Бродский, а самые яркие за последнее время книги - «Источник» и «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд.
— Был ли знаковый случай в твоей жизни, который повернул тебя к себе и возможно отвернул от других?
Скорее я просто сидела дома и вдруг поняла, что хочу быть великим человеком. После этого я точно стала жить по-другому.
— И как должен жить человек, который хочет стать великим?:)
Знать, что он хочет, делать это и мечтать глобально.
— Какие у тебя планы на ближайшее и далекое будущее? Что хотелось бы осуществить?
Хочется больше путешествовать. Попробовать себя в качестве модели, выпустить книгу. Возможно, открыть школу.
— Напоследок философский вопрос: куда уходит детство?
В маленькую комнатку внутри.
Другие интервью, которые могут быть Вам интересны: