май 2019
Итальянское новоселье на
Новой сцене театра Вахтангова
Автор рецензии на спектакль: Ксения Кузнецова
Вёрстка: Катерина Вендилло
Фото: Russia High Life, Елена Кондратова, театр им. Е. Вахтангова
После ошеломляющих «Принцесс Турандот» комедия дель арте вновь вернулась на сцену театра Вахтангова... с «Новой квартирой» Карло Гольдони!

Не столько неожиданно обращение режиссера-постановщика к одному из крупнейших авторов XVIII века, сколько выбор самого материала. «Новая квартира» - пьеса, которой театральные сцены не особо балуют, тем интереснее выбор итальянского режиссёра Джорджо Сангати!
Перед зрителем
появляются то современники Гольдони, то помпезные представители роскошного барокко и даже современники XXI века, то квинтэссенция всех стилей и направлений.
Сложно поверить, но комедия дель арте вполне органично вписывается в атмосферу нового пространства декораций XXI века. Спектакль не привязан к конкретному времени, в нем голые стены напоминают современные квартиры, а импозантные наряды героев напоминают зрителю об эпохи барокко.

Герои – это целые ряды ассоциаций, напоминающие большой визуальный винегрет из разных времён и поколений.

Удивительно, но режиссёру буквально удалось
выдернуть артистов из их собственных актерских штампов. Каждая роль - это совершенно новый образ, идущий в разрез с ожиданиями зрителей.
Олег Макаров, обладатель особого сценического обаяния, известный многим зрителям по роли возвышенного Ленского («Евгений Онегин», реж. Р. Туминас). Его прораб Сгуальдо, конечно, знаком каждому человеку, который хоть раз сталкивался с долгим и мучительным ремонтом.
Появление Чечилии и Графа в общем антураже настолько нелепо и помпезно, что создается впечатление неуместности персонажей во времени и действии. Именно эти герои придают всей пьесе остроту звучания.
В каждом движении, мимике, высказывании - собирательный образ типичного рабочего. Сколько боли и сопереживания испытывает его герой, нам остаётся только разгадывать.

Совершенно противоположная роль Кристофоло, в которой едва можно узнать артиста – еще одна грань, широко раскрывающая талант Олега Макарова.

Оба персонажа, противоположные друг другу с
одной стороны и близкие с другой, вызывают сопереживание и, вместе с тем, умиление.
Легко угадываются черты мнимой и избалованной буржуазии (что характерно и для сегодняшнего дня) в масках Наталии Винокуровой и Эльдара Трамова (прим. – Чечилия и Граф).
Примечательно, что персонажей постановки можно разделить на героев в масках и без этого атрибута. Визуальный грим, напоминающий маску, придает характерам утрированное звучание. Соответственно, мы видим маски более гротескные, комичные, порой абсурдные в определенных обстоятельствах.
Герои без масок - земные люди, не летающие в облаках.
Главный герой пьесы и спектакля Андзолетто в исполнении Валерия Ушакова часто старается казаться тем, кем собственно не является (в угоду
общества и жене и другим внешним обстоятельствам). Складывается ощущение, что персонаж потерял себя. В этой постановке артист раскрылся совсем с иной актерской грани, что заядлым театралам будет интересно увидеть.

Очарование всей постановки - героиня Екатерины Крамзиной. Совсем юное
создание Розина, воплощенная актрисой, вряд ли сможет оставить равнодушным! Героиня предстаёт в нелепом младенческом чепчике -
свидетельством внутрисемейной иерархии, а между тем это совершенно
живое и яркое создание, не смотря на второстепенность роли.

Режиссер Д. Сангати о спектакле
«Новую квартиру» Гольдони можно поставить в ряд так называемых
«реформаторских» текстов. Автор ясно дал понять, что в его драмах
действуют персонажи, близкие в социальном и культурном плане, зрителям.
В пьесе нет места маскам, слугам, шуткам-лацци и уличным сценам комедии
дель арте. Действие переместилось с площадей в замкнутое пространство
домов, в квартиры венецианцев. При этом осталась четкая, стилизованная
композиция пьесы, унаследованная от комедии дель арте, где диалоги скорее
похожи на рассказы зрителей. Зачастую главные герои – торговцы или
бывшие коммерсанты. Одинокая аристократическая фигура, как правило –
карикатура на увядающий мир былого благородства. А самые расхожие
персонажи, освобожденные от статуса слуг, заняли стабильное место
(ремесленников и горничных) в прослойке среднего класса. Таков мир
«Новой квартиры», в котором очень легко взлететь и упасть с социальной
лестницы».
Сюжет пьесы, как и сама постановка, не только созидательна и поучительна
для всех времен и поколений общества, но и остроактуальна сегодняшнему дню.
Другие публикации, которые могут быть Вам интересны: