ЯНВАРЬ 2016 ГОДА
Интервью с артисткой бурлеска Алисой Шпиллер
Беседу вела: Катерина Вендилло
Живость и юмор, разумный подход и сладкое соблазнение, очаровательные фотографии и дух ретро и пин-ап, чулки под пояс, корсажи, кружевные платья, перья и веера - всё это вы найдете в интервью с Алисой Шпиллер!

Алиса - королева российского бурлеска, актриса, модель, режиссёр и руководитель собственной шоу-труппы «Sinful Coquettes» («Грешные Кокетки»).

- Почему бурлеск - это не стриптиз?
- Что должна уметь делать танцовщица экзотического танца?
- Где набирается смелости пышечка, изображающая Шакиру на школьном концерте?
- Как связаны рок-певец Мэрилин Мэнсон и американский секс-символ Бетти Пейдж?
- Почему сейчас в тренде шоу под названием «разыграй из себя томную фетишистку»?
- Как не перейти грань пошлости, танцуя с кисточками на груди?
- Что поменяла в обществе сексуальная революция?
- Каков сегодня идеал женщины, куда делись дивы и иконы стиля?

Обо всём этом и о многом другом вы узнаете, побеседовав вместе с редакцией журнала Contralto People с потрясающей Алисой Шпиллер.
«Бурлеск - это раздевание с интеллектуальным подтекстом и театральным апломбом, которое от и до пронизывает чувственный соблазн.»
~
— Обычно я начинаю интервью с другого, но тут нужно обязательно затронуть жанр, в котором ты работаешь. Его определение запросто можно загуглить, поэтому сформулирую первый вопрос так: что для тебя бурлеск?
Бурлеск — это театр одного режиссёра, актера, сценариста, костюмера и гримера в одном лице. Это огромный пласт сценического искусства, который гораздо шире и больше, чем любые другие жанры.
Этот вопрос прекрасен тем, что никогда на него нельзя ответить одинаково. Бурлеск для меня — это огромный пласт сценического искусства, который гораздо шире и больше, чем любые другие жанры. Вот взять в пример классический театр: написанную кем-то пьесу ставит режиссёр, которого слушают актёры, для которых шьют костюмы... А бурлеск — это театр одного режиссёра, актера, сценариста, костюмера и гримера в одном лице. И поэтому когда выходишь на сцену с номером бурлеска, то ты одна отвечаешь за всё, происходящее на ней. И, что особенно прекрасно, всегда есть возможность выразить то, что хочется сказать. И быть кем угодно, не слушая эти: «у вас типаж не тот».
— Часто приходилось слышать упреки про типаж?
К счастью, нет, потому что я мало пыталась пробиться в театр или кино. Даже, вернее сказать, не пробовала пробиваться вообще — это если в сравнении с другими актрисами, которые с 5 утра отстаивают очередь на кастинги... Я не могу видеть такой подход, мне эти очереди на прослушивание кажутся в корне неверным подходом к творчеству. Это ведь почти по Станиславскому, он писал об этом в «этике». Не об очередях, а о том, какая атмосфера и какой настрой должны быть вокруг деятельности артиста. Стоять с пяти утра до пяти вечера, чтобы процитировать письмо Татьяны! Ну какая уже тут Татьяна, когда ты 12 часов стояла, не имея возможности для покоя, а только слушая сплетни про кастинг, режиссёра и «а вон та актриса по блату, я вот слышала, что шу-шу-шу». Это невыносимо раздражает. Хотя артист должен уметь работать при любых условиях. Но идеальные условия для подготовки создать вполне реально! Компания «Cтейдж энтертеймент» умудрилась это сделать, например. Записывают на определённое время, в холле чай, кофе, печеньки, на улице не стоишь, отношение человеческое. То есть относиться с уважением к пришедшим на прослушивание вполне возможно, и я считаю, что любой, кто хочет относить себя к искусству и служить театру, заслуживает уважения.
— Как ты себя определяешь: актриса, певица, танцовщица? К чему лично ты ближе?
В первую очередь актриса. Я не заложница одного образа, и у меня есть актёрская школа. Вокальной базы/школы как таковой у меня нет. Есть природные данные, которые нужные преподаватели и учителя в своё время помогли направить в нужное русло и дать технику, я сейчас самостоятельно занимаюсь вокалом. Я бы думала, что больше для души, пока меня не стали приглашать выступать именно как певицу. Например, меня недавно взяли в шоу-проект именно в качестве вокалистки: вокруг меня танцоры, а я пою! Никогда не думала, что это возможно, правда! Хоть и обучалась 4 года в школе мюзикла. Но особенность в том, что вокал мой — не профессиональный певческий, скажем так, а именно актёрский. Еще недавно в Амстердаме организаторы мероприятия очень хотели, чтобы я выступала с номером бурлеска и обязательно при этом пела. Танцовщицей я себя вообще боюсь называть: сразу представляю себе банду мускулистых танцоров, которые синхронно ставят руки в боки, смотрят на меня и говорят: «да какой ты танцор!»

Cуществует понятие, оставшееся по большей части в прошлом — «танцовщица экзотического жанра». Для такой танцовщицы совершено не обязательно уметь делать супер-техничные вещи. Наоборот, никакой техники никто видеть не должен, а только красиво двигающуюся женщину, которая источает женственность, сексуальность и манкость. Объективно я ближе именно к такому определению, а сама я разделиться не могу, чувствую равноценную близость ко всему.
— Какой ты была ребенок и подросток? Любила наряжаться? Как проходили твои дни в детстве и отрочестве?
Мама сразу поняла, что я — артистка! Я наряжалась во всё и везде, я ставила кукольные спектакли для подружек с антрактами и буфетом. Остаться одной дома, чтобы танцевать под музыку — самое любимое времяпрепровождение детства! Меня отправляли в художественные школы, там надо было сидеть по 3-4 часа, я страшно уставала, сидение было мне невыносимо, а ведь ещё обычная школа... Лет в 6 меня поставили в последний ряд на коллективном танце, я так расстроилась! Я подумала, что хуже всех танцую. А потом ко мне подошла учительница танцев и сказала: «Алиса, ты просто выше всех, но танцуешь прекрасно. Поэтому, чтобы тебя все увидели, я придумала для тебя сольный танец». И из всей группы я единственная танцевала сольно! Как же я была счастлива. На уроках хореографии у другой учительницы я была самой пластичной и артистичной в группе. Наша учительница была бывшей балериной, она меня обожала и переживала из-за того, что я — крупная, и быть балериной мне не судьба. В подростковом возрасте я очень сильно располнела. И именно в этот момент я поступила в театральную труппу и скоро получила свою первую серьёзную роль — Любы из «Фантазий Фарятьева». Я очень благодарна тому режиссеру, который всему меня научил. А художественные школы — это все ошибка. Бабушка с дедушкой решили, что из меня растёт художник, потому что я изводила бумагу рисованием. Они даже не удосужились изучить рисунки, ведь это были сюжеты, как комиксы — сценарные наброски. Думали, раз рисует — художница. А из меня художник, как из осьминога академик!
На новогоднем концерте в школе я изображала Шакиру: нацепила штаны на бёдра, топик (это при весе под 80), блондинистый парик и пошла на сцену танцевать и всех смешить! Мне аплодировали стоя. До этого меня часто обижали за вес, а потом зауважали за смелость.
— И как ты в итоге вырулила к бурлеску? Я читала, что ты училась на журналиста и лингвиста...
Да, в 16 лет я решила, что жирным и страшным не место на сцене, и пошла по стопам семьи, в журналистику. Поступила на курсы журфака МГУ и быстро их бросила! Я сама — жуткий сноб, но ЭТОТ снобизм мне перекрыл кислород, убежала оттуда, сломя голову, даже не пробуя поступать! У меня был отличный английский, я поступила на факультет лингвистики, второй тогда по рейтингу после ИНЯЗа. Не готовилась ни дня (поступать вообще никуда не хотела, но родственники достали), попала на платное, отучилась два месяца и послала все к черту: ну не могу я терпеть долго это обучение с таким важным видом, как будто мы тут атомную бомбу собираем!
Глупость, снобизм, ни одного преподавателя, примеру которого хочется последовать, и это классическое «Вы опоздали на пять минут на лекцию, идите в деканат и берите бумажку-допуск». Как хотелось в такие моменты перевернуть столы и треснуть по доске!
Потом пришлось поступить в другой университет, чтобы родственники прекратили на меня орать. Я пошла снова на журналистику, но не в МГУ. В этом учебном заведении не было такого важного вида, и все было гораздо позитивнее, иногда даже весело. Но образование — никакое. Меня насильно сделали редактором институтской газеты и приносили статьи от будущих журналистов. Я так разозлилась, увидя эту вопиющую безграмотность, что наорала на преподавателя. Я девушка эмоциональная! Потом у него же на лекции я ещё и заснула! В общем, мне с моим характером сложно терпеть всю эту систему. Поэтому я продержалась три курса! Это рекорд для таких, как я:) Кстати, я ещё поступила в театр МГУ, Евгений Славутин отметил меня, как способную. Но я ушла через 2 недели занятий. Я была просто какой-то невыносимой, постоянно влюблялась в каких-то дураков и сама себе накручивала страдания! Теперь вспоминать ужасно смешно.

В 17 лет я слушала и обожала Мэрилина Мэнсона, он тогда встречался с Дитой фон Тиз. Она меня впечатлила своим стилем и внешностью, а в одном интервью упомянула Бетти Пейдж как своё вдохновение — и с этих пор Бетти стала и моим. Я потеряла голову от её стиля и свободы. Это был 2004-2005 год, в Москве не было никакого не то что бурлеска, пинапа не было! И найти что-то в стиле ретро или пинап — днём с огнём. Чулки под пояс — страшная редкость. Но уже в 11-м классе я старалась щеголять в таких чулочках как можно чаще. Стала покупать корсажи, покрасила волосы в черный цвет и отстригла чёлку, как у Бетти. Потом в моей жизни случилась школа-театр мюзикла на английском языке, и я там провела 4 счастливейших года своей жизни! Наконец-то коллектив таких укушенных, как и я, с которым можно идти по улице и горланить арию на английском из «Иисуса Христа» или из «Рента» на несколько голосов, боже, было так весело! Там я научилась одновременно петь и танцевать, не сбивая дыхание. И вот шла жизнь своим чередом — дурацкая журналистика днём и любимый театр вечером.
И вот однажды мне снова разбил сердце очередной чудак, и я пошла в винтажный магазин покупать платье по случаю: чёрное, кружевное, длинное... Оказалось, что магазину требовались консультанты-стилисты, меня сразу взяли, потому что увидели во мне своего человека. Я проработала там месяц, но до сих пор дружу с ними и одеваюсь там, этот магазин стал для меня первым шагом к переосмысливанию гардероба, вместе с которым все стало меняться, и сознание тоже. Один за другим, друзья стали мне говорить: «а вот бурлеск, по-моему, твоё». А я кроме Диты никого не знаю! Ведь Бетти Пейдж в первую очередь модель, я бы не сказала, что она артист бурлеска. Но уже к 2009 году в Москве стали появляться зачатки бурлеска, мне удалось выловить людей, которые с ним были связаны. Позже я начала заниматься всем самостоятельно — «вот тут-то карта мне и поперла», как в том анекдоте, ха-ха! С 2010 по 2011 была череда жутких ошибок и граблей, а с 2011 я стала тестировать свою собственную бета-версию бурлеска, которую выпустила в лицензионное пользование только в 2015!
— Вот это история! Скажи, что ты чувствуешь по отношению к эстетике 30х годов? Марлен Дитрих, Бродвей, та же Бетти. Что стоит за этой демонстрацией женственности публике?
Это всё очень разное, даже эпохи немножко разные, но театры бурлеска действительно стали набирать обороты в 30-е. Тогда раскупали билеты на представления из-за двух факторов: обнаженные женщины на сцене, а нагота во многих штатах была вообще запрещена, и часто артисток бурлеска на пару дней сажали в тюрьму или приговаривали к исправительным работам. И это как раз второй фактор — скандальность! Я обожаю эстетику от 10-х до 50-х и стараюсь к ней относиться, впитывать её, но то, что я вижу сейчас, шоу и кабаре, которые якобы воспевают ту эстетику — это тихий ужас. За рубежом все, безусловно, радужнее, выбор огромен. Я заметила одну вещь: если человек гурман, он образован и тонко чувствует, его не обманешь этим суррогатом и закосом под 30-е или другую эпоху. Он насквозь тебя увидит и поймёт, прикидываешься ли ты или правда живёшь эстетикой тех времён. А в бурлеске очень важна искренность. Пожалуй, это единственный жанр, где обязана присутствовать ретро-эстетика изнутри. И тогда прически в стиле Гэтсби или пинап-роллов сразу прочитаются, весь образ будет играть и манить.
Увы, в основном я вижу современные лица, современные движения и очень-очень часто — налёт похабности. Хотя я понимаю как трудно современным девушкам — все-таки человечество пережило сексуальную революцию. После всей этой открытости крайне трудно снова «надеть» на себя загадку и отыскать в себе настоящую природную сексуальность и томность. В России сейчас в тренде шоу под названием «разыграй из себя томную фетишистку». Потому что это напоминает Диту фон Тиз, а у нас в стране ориентируются исключительно на неё, увы. Демонстрация женственности — это не самоцель, а приём, способ, с помощью которого артистка старается донести до зрителя свой замысел. Но важно, чтобы это не было наигранно.
Шоу Мински, Шоу Зигфильда — легендарные шоу, посмотреть которые я надеюсь в загробной жизни. Потому что то, что делается сейчас — это совсем не то! Сегодня пытаются скопировать либо что-то из «Крейзи Хорз», либо ещё откуда-то. Делают упор на костюмы, не имея вкуса, не видя шедевров Баленсиаги. Ставят хореографию, не зная про Боба Фосса. Поют, не зная ролей Лайзы Миннелли.
— Зачем, как ты думаешь, сегодня возрождается интерес к ретро? Что это: поиск корней? Желание уйти от обыденности?
Это все идёт от моды, которая, как всем известно, циклична. Ну и, конечно, люди устали от обилия порнографии, наелись разврата, захотелось чего-то более изысканного, но при этом яркого. Это как круглый год есть жареную картошку — рано или поздно захочется десерта. Или греческого салата — кому что ближе.
— Как публика принимает бурлеск там и у нас? Понимают ли соотечественники, что это не стриптиз, а театрализованное комическое шоу?
Да, там понимают на 100%! Правда, это не совсем «комическое» шоу: бывают номера очень драматичные. Лично я раньше любила делать исключительно комичное! Сейчас я почувствовала в себе силу делать что-то серьезнее. А у нас в основном пока что называют бурлеск «стриптизом». Если приходится выступать на корпоративах, то самый частый комментарий от женщин: «а мужской стриптиз будет?» В Европе и США бурлеск воспринимают просто прекрасно, даже если артист на сцене явно облажался, его всегда поддержат и подбодрят. Во время номера всегда происходит мгновенный «фидбэк» — зрители реагируют на все! Снимаешь перчатку, и они: «Ууууу!» Снимаешь чулочек, они: «Ееее!» Выкидываешь блёстки из платья, они: «Вауууу!!!» У нас же в стране житель не знает как себя вести, смотря кабаре-шоу или бурлеск. Все словно смотрят оперу: серьёзные лица, полная тишина в зале. Либо треп, потому что если организован изначально неправильный подход, то зрители будут вообще не обращать внимания на сцену. И в тишине, и в гуле — выступать невероятно трудно! До конца не знаешь, понравилось ли хоть кому-то. И энергия к концу номера может упасть, потому что ты себя отдаёшь, тебя едят, а обратно ты ничего не получаешь. И вот, бездыханная, падаешь, а тебе — шквал аплодисментов. Приятно, камень с души! Но половину волос теряешь.
Я планирую запустить пару проектов, в которых бурлеск будет главным гвоздем, и в программу этих вечеров включён ликбез для зрителей по правильному поведению на таких шоу. И к слову, правильное поведение даст им возможность по-настоящему наслаждаться и отрываться! Это будет только плюс для всех без исключения.
— А можно себе представить мужской бурлеск? С переодеванием во фраки:)
Он и существует вовсю! Мужчины такое вытворяют на сцене, это нечто! Если я начну описывать, что видела, то можно решить, что меня лихорадит. Но то, что я видела, было просто невероятным. В тесных маленьких подвалах я видела мужской бурлеск такого высокого уровня, что некоторым нашим поп-звёздам в перьях брать бы у мужчин бурлеска абонементы на мастер-классы! Мужской бурлеск, кстати, называется бойлеском.
— Почему нагота так важна в бурлеске?

Потому что именно обнаженное тело больше всего будоражит наши умы. В этом вся природа человека! Но гурманы знают, что не сам факт лицезрения обнаженного тела есть суть, а весь смак — в путешествии к обнаженному телу. Кстати, можно фактически ничего и не показать. Но выступить так, что у зрителей будут гореть головные уборы! И, конечно же, эстетика женского тела. То, каким тело представлено в галереях великими художниками, мы редко видим. В основном — порнография и стриптиз. А бурлеск — это художественное представление женского тела.
— Как не перейти эту тонкую грань пошлости и остаться на территории сцены?
Очень просто: не останавливаться в собственном развитии, вращаться в хорошем кругу людей, читать, смотреть, интересоваться, быть любознательной, развивать в себе таланты, связанные не со сценой, начинать, пытаться, бросать, начинать что-другое, воспитывать в себе лучшие человеческие качества и развивать хороший вкус — художественный и музыкальный. Быть не подлым человеком, не продаваться, не продавать свои принципы. На мой взгляд, это важно. Я, например, никогда не позволю засунуть денежную купюру себе в чулок. Даже если мне скажут: «это очень важный человек». Никто никогда не будет мне совать деньги в одежду.
— Кажется, это все от малого знания: если человек понимает, что он смотрит не на девушек легкого поведения, а на театр, то ему не придет в голову совать деньги.
Да, согласна! Но ещё зависит от того, как сама артистка себя подаст. Например, у меня и не было ничего такого: деньги не засовывали, ни разу никто не приставал и не шлепал по попе, например. Если к стриптизершам тянут руки и очень грубо лапают, то с артистками бурлеска так не смеют: очень вежливо и уважительно общаются, без панибратства, а с поклонами и просьбами поцеловать ручку.
— Тогда расскажи о своем развитии: что читаешь, что смотришь, чем интересуешься, помимо профессии?
Я жадный киноман! Люблю писать, эдакий недоделанный публицист, поэтому работаю над «доделанностью»:) Я очень люблю ретушировать фотографии, так что немножко увлекаюсь ретушью. Стала немного интересоваться политикой. Но, полностью отстранившись, это делать тяжело, поэтому тоже работаю над этим.
— Твой образ на сцене и в жизни похожи? Чувство стеснения тебе никогда не было близким?
Без наблюдения артист ничего не скажет на сцене, он пуст. А если я буду ходить, как павлин, везде и всегда, то наблюдать будут за мной, и я не смогу набраться опыта.
Зависит от настроения: если я пользуюсь метро, то всегда стараюсь выглядеть неприметно. Внимания хватает, а в метро хочется спокойно доехать до пункта назначения. Конечно, комфортнее всего я чувствую себя в образах, красивой одежде. Но иногда нужно собрать волосы в пучок, надеть леггинсы, кожаную куртку и быстренько по делам. А иногда я понимаю, что у меня весна, бежать некуда, все успеваю, и поэтому можно пройтись самой собой. Все остальное время, когда я не в стиле вамп, я называю «нейтральной позицией». В этой позиции очень удобно наблюдать за людьми. Ведь это то, чему учат в театральных ВУЗах. А стесняюсь я в жизни достаточно часто! Не в плане одежды или внешнего вида. Стесняюсь спросить куда пройти — вот это постоянно. Если со мной флиртует симпатичный красавец, я стесняюсь. Вот если я на сцене в этот момент — я над ним имею власть. А если мы оба стоим у барной стойки, всё: страх и паника!
— Стеснительная артистка бурлеска — это необычно:) Расскажи о своей истории с модельным миром. Сегодня многие озадачены уменьшением своих габаритов, как ты относишься ко всеобщей диете?
Стесняюсь я только в вещах, не касаемых наготы:) По поводу модельного мира я заметила обратное — все повально толстеют! Я была в движении моделей plus-size, но похудела. Сегодня мои параметры — 93-65-105 при росте 168, и я теперь внезапно слышу отовсюду, что я, оказывается, тощая, неинтересная, и «что от тебя осталось?!» Людей бросает из крайности в крайность, то им подавай умирающих от голода, а теперь всех, у кого нет природной склонности к полноте, записывают в уродки. Я тут даже небольшое исследование провела: на телевидение разные ток-шоу с завидной регулярностью рекламируют не просто полных, а ожиревших барышень! Диеты помогают временно, потом все возвращается. Я похудела на интуитивном питании — это когда ешь только то, что говорит организм. Без всяких «надо поесть», «надо завтракать», «надо съесть сначала первое и второе». Три года я работала моделью размера плюс, потом поняла, что у меня это отнимает слишком много сил и времени. В конце 2013 я бросила это дело и только тогда смогла полноценно заняться бурлеском. Признаюсь, пару месяцев назад я попыталась вернуться в модельный мир чисто ради заработка, но меня он отверг, провозгласив худой. А для стандартной модели у меня слишком большие бёдра. Но вообще это гиблая работа. Ни уму, ни сердцу.

Я не против ни худых, ни толстых, я против вообще пропаганды чего-либо. Я считаю, что в женщине важнее всего — изящество, гармония и внутренняя красота, и они могут быть как и при 40 размере, так и при 54.
— Как развитие порно-индустрии и в принципе современная вседозволенность повлияли на жанр?
На мой взгляд, не повлияли никак, к счастью. В этом плане бурлеск сохранил свою аутентичность. Но это если говорить в целом о жанре, ведь нужно не забывать, что бурлеск — это и ещё его представительницы, артистки жанра. Как я уже говорила выше, у нас есть предостаточно бурлеска с похабным налетом. Назовём это порнолеском:)
— Как думаешь, с чем связан активный подъем жанра с 90-х годов? Создаются фестивали, музеи бурлеска. Вы участвовали в международных фестивалях? Какое будущее у жанра?
В 90-е он как раз стал возрождаться на Западе, именно тогда все уже ощутили эту сытость вседозволенностью и окончательно наигрались в итоги сексуальной революции, которая принесла, помимо временной смерти бурлеска, ещё и «здоровские» половые болячки. И жанр стали возрождать такие нынешние мастодонты, как Дита фон Тиз, Дерти Мартини, Джо Велдон и так далее. За международными фестивалями я активно слежу, в Европе настоящий разгар фестивалей происходит именно в последние годы! Я принимала участие в фестивалях США и Италии. Планирую подавать заявки и на другие, например, в Стокгольме очень хороший фестиваль, Польша здорово рванула, но я немного впала в зависимость от курса евро, поэтому пока под вопросом.
У нас тоже есть фестиваль, кстати, называется «Мисс бурлеск». Я принимала участие в конкурсной программе этого фестиваля два раза — в 2012-м ничего не выиграла, а во второй свой конкурсный раз, в 2015, выиграла номинацию «мисс инновация» в бурлеске. В Европе у жанра очень радужное будущее, про Россию сказать трудно, тут, как ни странно, не так много зависит от самих артистов.

Надо понимать, что аудиторию нужно формировать. Полгода на разгон, год выхода в ноль, а дальше — прибыль. Заведения хотят мгновенной прибыли от проверенных жанров. В итоге стоит индустрия развлечений, стоит развитие зрителя.
Важно, чтобы на бурлеск и кабаре обратили внимание подходящие заведения, у которых есть все возможности для нас, артистов таких редких жанров. Тут человеческий фактор именно среди тех, кто владеет и управляет заведениями. Если это — холодные бизнесмены, с ними даже разговаривать бесполезно. И, безусловно, на такие начинания нужны два рулевых — организатор и худ.рук/режиссёр. Сценарии подобных вечеров и опыт постановки у меня есть, все-таки 4 года рулю бурлеск-труппой. Но мне не хватает в команде организатора с поставленным криком. Есть вероятность развить бурлеск в Москве до максимальных пределов! Вот так вот оптимистично скажу.
— Как пришла идея создания труппы и как ты искала людей в коллектив? Кто они? В них, наверное, должно быть что-то особенное, что их роднит с жанром.
Идея пришла просто: я поняла, что вместе — веселее и проще! Чем каждая будет одна по сусекам скрести... Но самый первый состав вообще не болел бурлеском, им просто хотелось быть на сцене и узнать, что это за зверь такой, бурлеск. Девочки в коллективе быстро менялись, и это были очень разные люди: кто-то вообще впервые на сцену выходил, кто-то был актрисой-любительницей, были и профессиональные танцовщицы и даже акробатки. Была одна профессиональная певица с невероятным голосом. Все очень разного уровня, телосложения, внешности, мировоззрения! И каждая прекрасная по-своему. Сейчас в составе 4 активные артистки: театральная актриса, танцовщица-акробатка, незаменимая помощница и начинающая артистка, и актриса-любитель, как бы её назвали (потому что нет актерской базы), но её уровень ничем не хуже, чем у профессиональных актрис, это я заявляю совершенно ответственно.
И мне очень нравится такая окрошка! Потому что все стараются, все ведут себя ответственно и понимающе. Есть общее желание делать бурлеск, делать его красиво, хорошо и получать от этого удовольствие. А это главное!
— Откуда приходят идеи номеров и спектаклей? Только ты занимаешься режиссурой и написанием сценариев или все вместе?
Бурлеск-спектаклей доселе не имели, но вечера — да. Идеи везде! Кино, литература, сама жизнь. Режиссурой и написанием сценариев я занимаюсь, откровенно говоря, вынужденно. Потому что понимаю, что подобные вечера на сегодняшний день лучше меня никто не обрисует, пардон за мою нескромность! Я была бы счастлива только помогать со сценарием и быть вторым режиссёром, а все силы бросить только на выступление! А так и режиссирую, и музыку свожу, и сценарии пишу. И костюмы подшивать, стразы клеить... Кто бы знал, как я терпеть не могу клеить стразы, ха-ха! Вынужденно клею из экономии средств. Так что даже в бурлеске есть рутина и неудобные моменты. Но я так люблю кабаре и бурлеск, что мне вообще чихать на любые подобные нюансы! Я готова все преодолеть и продолжать работу за пятерых, если это будет необходимо. Бурлеск того стоит, он большой, красивый и величественный, а я — маленькая крохотуля, которая должна сказать спасибо за то, что бурлеск её принял.
— Можно ли назвать ваш коллектив — комическим? Ведь изначально жанр был близок бурлеск-поэзии и представлял собой комедийное шоу.
Нет, комическим — вряд ли. В репертуаре есть комические номера, но в целом наше название — эротический театр бурлеска или бурлеск-кабаре. С тех пор, как бурлеск был комичным, произошло очень много трансформаций.
Выступление «Грешных кокеток» в театре Булгакова
— В разное время в бурлеск-театрах появлялись номера с дрессированными птицами, под водой, на трапеции, в декорациях, стилизованных под будуар или роскошную ванную. Были ли у вас такие эксперименты?
Самостоятельно, без помощи спонсоров, это фактически невыполнимо. Можно накопить средств и сделать ванную, например, но подобный номер будет дорогим в цене, и неизвестно, потянет ли его заказчик, и нужно ли ему это вообще. У нас есть артисты с огромным реквизитом, и я не могу сказать, что все свои большие прибамбасы они используют хотя бы раз в полгода! Хранить это в маленькой квартире — отдельная головная боль. Лучше иметь элементы того же будуара. У нас есть ретро-кушетка, ширма, кованый декоративный женский манекен, ну и реквизит для конкретных номеров, например, для своего сольного номера «королева нефти» я сделала декорации в виде баков токсичных отходов. На осень планирую сделать достаточно большую морскую декорацию, тоже для конкретного номера. По заказам гораздо проще ездить с мелким реквизитом. Вот если же обосноваться в резиденции и понимать, что это не на месяц-два, а на несколько лет, и выступления только там и проходят, то тогда есть смысл обзаводиться подобным реквизитом.
— Скажи, какие у тебя любимые номера и любимые артисты и почему?
Я очень большая поклонница Aurora Galore — у неё что ни номер, то феерия! Самый известный её номер — в стиле эдакого электро-цирка. Она себя ещё называет Леди Гагой бурлеска и это очень хорошее, подходящее ей определение. Мне очень близка по духу и по концепции создания номеров Dangrrr Doll. Её номер в костюме кролика — разрыв шаблона, что я очень люблю. Королева бурлеска Immodesty Blaize уже лет 6 любима мною горячо, она — самое настоящее воплощение актрисы старого кинематографа, эдакая смесь Софи Лорен и Джины Лоллобриджиды. Её шоу — это уже большой уровень. Там как раз огромный реквизит, профессиональная подтанцовка, в общем, не хуже любого именитого шоу, если не лучше. Мне очень нравится номер Nasty Canasta, где она танцует с веерами под сигнализацию. Вот это действительно комичный бурлеск наивысшего класса! Нежное люблю Medianoche, я имела честь выступать с ней на одной сцене в Штатах. Медианоче — это тоже высокий класс. Когда мы с ней зашли после шоу поесть бургеры (да, и такое бывает!), я её стала расспрашивать, как часто она работает, все-таки в Нью-Йорке живёт, городе возможностей. Она выступает 6 раз в неделю!! Иногда по два шоу в день! Именно поэтому, кстати, американки так быстро растут в жанре и за полгода выступлений выдают то, что мы выдаём только через два-три года. Там есть возможность очень часто практиковаться, и если ты сегодня начала танцевать бурлеск, то это не значит, что ты сначала танцуешь в прокуренном баре. Ты вполне можешь выйти сразу на одну сцену с мастодонтами! И ни у кого никаких предубеждений и пафоса на этот счёт. Королевы бурлеска никак не выпендриваются, делят со всеми общую гримерку и никак не выделяют себя среди остальных. Абсолютная демократия в этом смысле. Никакой монархии, несмотря на титул «Королевы».
— Твоя труппа называется «Грешные кокетки». А кокетки обязательно грешны? Что такое грех для тебя?
Все люди грешны! А мы ещё и честны. Но в нашем случае грех — это запретный плод и олицетворение змея-искусителя. Запретный плод всегда сладок, отсюда идёт нужный нам ассоциативный ряд. Хотя по факту ничего запретного мы не делаем, мы создаём интригу и сохраняем её. Волнующая встряска — вот что должно быть!
— Женщины ходят на ваши на шоу? Как женщины воспринимают бурлеск?
Раньше — прекрасно! Бурлеск во всем мире воспринимается как шоу женщин для женщин. Но с недавних пор лично у меня что-то поменялось. Женщины стали достаточно агрессивно реагировать. Поэтому я теперь более спокойна, когда аудитория в основном мужская, потому что женщины в большинстве своём кидают очень неприятные и злые взгляды, я никогда не понимаю, за что. Я же артист. В образе. И меньшее на этом свете, что мне нужно — это составить ей конкуренцию для её мужа/любовника. Я работаю работу, получаю наивысшую радость от выступления и очень хочу, чтобы эта женщина тоже улыбнулась, не воспринимая меня, как врага человечества. Тем более, что я даю индивидуальные мастер-классы, где я готова им помочь найти их стиль, поставить походку (модельное прошлое пригодилось) и сделать самое сложное для современных женщин — грамотно подобрать для них нижнее белье в магазине! Но нет, для них все вокруг — враги. Мне их жалко, но что я могу сделать? Не навязывать же свою помощь. К тому же у меня есть целая вереница ненавистников. Это исключительно женщины. Я недавно поняла, что с женщинами тяжелее складываются отношения — сколько женщин меня предавало... А мужчины относятся заботливее. И хочу подчеркнуть, что есть среди них именно те, кто любит моё творчество. Есть те, кому интересно только обнаженное тело, а есть категория мужчин-зрителей, которые оценивают именно с позиции искусства, и такие мужчины становятся моими друзьями.
— Тебя часто приглашают на фотосессии, где тебе проще раскрыться — на сцене или перед объективом?
На фотосессии — постоянно! На выступления бы так приглашали, как на фотосессии. На сцене мне проще, потому что объективом владеет конкретный человек, и я привыкла, что результаты фотосъёмок редко меня впечатляют. Либо в целом съёмка обычная, а если необычная, то у меня с лицом что-то не так. И я привыкла уже напрягать определённые мышцы лица и тела, вставать в определённые позы перед камерой, потому что часто так бывало, что фотограф выкладывал снимок без спроса, и в итоге эти снимки гуляют по сети, а я там — ну как атомная война! Многим фотографам это кажется занимательным, мол, необычный взгляд. Да нет, это не необычный взгляд, а неудачный снимок! В итоге когда я недавно попала в объектив человеку, которому доверяю, он меня по щекам бил, чтобы убрать привычную напряженность в скулах, которую я выработала для горе-фотографов. И фотография — это статика, а я за сиюминутный обмен энергией и рождение эмоций прямо на глазах!
— У тебя замечательное чувство юмора. Как юмор и ирония помогают тебе в жизни?
Спасибо! Очень сильно и часто, иногда трагикомедия какая-то выходит. Вот вдруг найдёт что-то, станет грустно, сижу в машине, реву. Начинаю сама с собой говорить на тему того, что меня беспокоит, как-нибудь смешно себя обзову, доведу до абсурда — и мне уже весело:)
— Как ты думаешь, почему сейчас нет див? Икон времени? Они современному обществу не нужны? Или они есть, просто трансформировались?
Дива и икона вызывают зависть. Потому что надо стараться, чтобы так же выглядеть, так же себя преподносить. Мужчины сразу хотят себе таких же экранных девушек. Girl next door — это куда проще, понятнее, ближе к народу. Дженнифер Энистон сегодня любят в разы больше, чем Элизабет Тейлор, по моим ощущениям. Потому что растрепанная Энистон в джинсах выглядит, как все. А Тейлор быть трудно. Да и времени нет — феминистки сделали свою работу и теперь женщины вынуждены работать, хотят они этого или нет. Обратная медаль равноправия. Смешно, но считается, что бурлеск — жанр феминисток. Потому что женщины для женщин, как я уже говорила. Но, если честно, я думаю, что женщины так говорят, чтобы оградить себя от хамских комментариев невоспитанных мужчин. Отсюда и прикрытие феминистическими лозунгами. Ничего не имею против, просто если вдуматься и постановить знак равенства между бурлеском и феминизмом — то это шутка года!
— На твой взгляд, каков сегодня идеал женщины и как он изменится в будущем?
Сегодня от женщины уже не требуется быть посудомойкой, кулинаром и матерью-героиней. Сегодняшний трендовый лозунг: «будь собой!» Толстая, худая, глупая, умная, со вкусом, без него... Главное — будь собой. Полное принятие себя. То есть отсутствие трудоемкой работы над собой приветствуется и сквозит подтекстом везде — в журналах, на ТВ, по радио. Но, что интересно, закомплексованных женщин меньше при этом не стало. Любой идеал, который сейчас провозглашается таковым, либо фриковый, либо совершенно пресный и очень далёк от тех, что были в эпоху Золотого Века Голливуда. Сегодня идеальная женщина — это просто одетая, но ухоженная. Все то, что можно сделать быстро, за 10 минут, без длительных ритуалов красоты. Натуральность в тренде, начиная с продуктов питания, заканчивая внешним видом женщины. И это после китчевого гламура! Когда все наиграются в натуральность, снова вернётся гламур, скорее всего так и будет. Но уже в другом виде, не ботоксном и карикатурном. Смею надеяться, что есть шанс для Голливудских Див старого образца.... Это было бы прекрасное будущее!
Другие интервью, которые могут быть Вам интересны: