февраль 2019
Репортаж с открытия выставки из коллекции А.Г. Егорова «Шедевры акварели и графики»
в Школе акварели С. Андрияки
Репортаж Ксении Пшеничной
Вёрстка Катерины Вендилло
Фото Александра Басалаева
23 февраля в здании Школы акварели Сергея Андрияки в Гороховском переулке состоялось открытие культовой выставки «Шедевры акварели и графики австрийских, английских, германских, голландских и других западноевропейских художников XV – XX веков».

Всего в экспозицию включено 207 произведений из коллекции А.Г. Егорова, насчитывающей 3500 экспонатов искусства: акварели, уникальной графики и эстампа, живописи и бронзовой скульптуры.

Произведения относятся к различным жанрам и направлениям изобразительного искусства Австрии, Англии, Германии, Голландии и других европейских стран. Значительное число работ являются редкими не только для частных коллекций, но и для крупных музеев.

А. Г. Егоров
Заместитель генерального директора по коммуникациям и взаимодействию с органами государственной власти компании «Северсталь»
«Эта выставка является второй частью нашего проекта, первая часть которого была представлена зрителям в ноябре 2018 года. Тогда можно было увидеть работы художников из Италии, Франции и Испании. Здесь же представлены европейские мастера, начиная с выдающихся представителей Северного Возражения, таких как А. Дюрер, Л. Кранах, Г.Гольбейн младший, Рембрандт и другие, и заканчивая всемирно известными представителями модерна, таких как Г. Климт, О. Кокошка, А. Муха.

Эти графические произведения можно увидеть в музеях очень редко, и они представляют необычайный интерес для широкого круга посетителей. Компания «Северсталь» и я лично выражаем искреннюю благодарность Школе акварели Сергея Андрияки за помощь в проведении уже второй выставки выдающихся художников Западной Европы».
В залах представлены работы Альбрехта Дюрера, Лукаса Кранаха, Питер Брейгеля Старшего, Томаса Гейнсборо, Уильяма Тёрнера, Антониса Ван Дейка, Рембрандта, Гюстава Климта, Альфонса Мухи, Оскара Кокошки, Энди Уорхола и др.
В 1508 – 1512 годах Альбрехт Дюрер создаёт серию резцовых гравюр «Малые страсти на меди». Она состоит из 36 гравюр небольшого формата, была создана за короткое время, выпущена большим тиражом. От грехопадения до Страшного суда. Дюрер изображает Христа уставшим, а не измученным, а тело его наполняет античным величием.
Первыми на выставке мы видим гравюры Германии XV–XVI веков, этот период принято называть «Северным возрождением», но в Европе (помимо Италии) античность не вспоминали, это было скорее развитием «большого» стиля готики. И в работах мы видим соединение итальянских влияний и национальных традиций Германии.

Стремление к идеалу осуществляется с помощью экспрессивности форм и интересом к натурализму.

Неподалёку от Дюрера висят ксилографии Ганса Гольбейна Младшего, с его коротким и точным штрихом и точностью композиции. Серия «манерных» портретов знати Лукаса Кранаха, придворного художника курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников, широко представлена в первом зале экспозиции.

Узнаваемый кранаховский образ женщины с широко посаженными, раскосыми глазами и полуулыбкой читается в потрете герцогини Севилья Клевской, начало 16 века, и схож он со знаменитой Саломеей из лиссабонского музея искусства старых мастеров.
Особого внимания заслуживает гравюра «Царь Михаил Федорович, Великий князь Московскийв возрасте 42 лет» и гравюра по картине Й.Крейцингера «Великая княгиня Александра Павловна», 1799 г.
XVII век — это золотой век голландского искусства, Рембрандт Харменс ван Рейн, великий мастер светотени, представлен на экспозиции портретом Яна Антонидиса ван дер Линдена (1633-1665) и портретом Яна Корнелиса Сильвия (1633-1665).

К традиционным «персоналиям» относится замечательный портрет графа И. Витта с работы Дж. Доу. Также можно будет увидеть акварельные виды Московского Кремля выполненные около 1800 г. художником Л.Ф. Тишбейном и пейзажный рисунок В.А. Беера «На горке близ Алексина», 1868 г.
Нужно сказать и о зале с 55 литографиями Джона Огастеса Аткинсона из серии «Живописное изображение нравов, обычаев и увеселений русских». В девять лет он был привезён своим дядей, придворным гравером. Под покровительством Екатерины II и Павла I он начал писать жанровые и исторические полотна, портреты, занимался гравюрой.
Словом, быт российского человека начала позапрошлого века глазами иностранного художника предстанет перед вами, трепетное отношение Аткинсона к деталям заставит подолгу рассматривать его графику.
Он отображал русскую повседневную жизнь начала XIX века. На вас польётся поток жён купцов, крестьян, барок с зерном и углём в необычной композиции, деревень на Ладоге, черкесов, башкир, татарских деревень, вы увидеть сцены крещения и венчания, скачки и казацкие танцы.

Нужно сказать и о портрете жены Томаса Гейнсборо, Маргарет, (начало 1770-х гг), художник «окутывает лицо жены флёром душевных переживаний, характерных для зарождающегося романтизма». Эта графическая работа знакомит любителей искусства с творчеством Гейнсборо, который в России представлен единственной работой «Портрет герцогини де Босфор» (Дама в голубом), 1770-х – начала 1780-х, хранящейся в Государственном Эрмитаже.
Другой англичанин, Уильям Тёрнер, предшественник импрессионистов, уникально пишущий небо и воздушную массу, представлен ранними рисунками «Вид на поместье Хэмптон Корт, Хёртфордшир», 1795 г. и «Вид на сторожку у ворот Рай-Хауса, Хёртфордшир», 1793г. Знаменитое небо Тёрнера «читается» и в черно-белой технике гравюры на маленьком листе 1834 г. под названием «Вавилон».
Сквозь довольно длинную линию времени мы наблюдаем, как Возрождение сменяет барокко, маньеризм, а течения классицизма и романтизма существуют практически параллельно, также зарождается реализм.
Александр Калам, один из первых мастеров реализма, ставит перед собой задачу живописного натурализма. Его особенность в том, что он изображал природу без итальянского влияния. Художник делал множество зарисовок с натуры и из них составлял композицию. Он передавал свои профессиональные секреты Ивану Шишкину, Арсению Мещерскому, Владимиру Орловскому.

К концу XIX века цвет становится чистым, краски продаются в тюбиках, грунты под живописью — белые. Начал формироваться новый визуальный язык, которым полноценно заговорили художники в ХХ веке.

Но на рубеже веков мир заинтересовался бессознательным, и мотивы сна, сексуальности начали переплетаться в изображении с декоративностью последнего эстетического стиля ар-нуво, модерна. В экспозиции вы увидите набросок «Адам и Ева» Густава Климта, рисунок Альфонса Мухи «Язык цветов». Тонкие линии и переплетение узора вводят нас с состояние сна и рефлексии. Но обернувшись, мы увидим лист бумаги Оскара Кокошки 1944 годы, его экспрессия выведет нас из этого сна модерна.
Уникальность выставки в том, что редко мы можем видеть такое количество шедевров графики и рисунка в одном пространстве, особенно важно это тем, что в Школе Сергея Андрияки будут показывать произведения ученикам на занятиях, что, конечно, обогатит талант каждого молодого художника.

Выставка продлится с 23 февраля по 31 марта.
Другие публикации, которые могут быть Вам интересны: