февраль 2018
Интервью с художником
Павлом Назимом
Беседу вела: Катерина Вендилло
Как совместить творчество и техническую профессию, много ли в нашем мире сюрреализма, нужен ли творцу «почерк», почему человек с карандашом в руке подобен барду с гитарой и что делать с чрезмерным потребительством?

Об этом и многом другом беседуем с художником, работающим в стиле «инженерная графика», Павлом Назимом.
— Когда и как Вы начали рисовать?
Рисовать я начал в 3-м классе под впечатлением рисунков двоюродного старшего брата. Это были комиксы. Тогда меня поразил тот факт, что обычный человек может создавать целые истории на бумаге. Увлечения мои в детстве часто менялись, но одно оставалось неизменным – всем впечатлениям, информации и идеям я придавал графическую форму. (Это я, кстати говоря, осознал только 10 лет назад). То есть рисующим человеком, художником, я себя не ощущал и ни на что не претендовал. Только в 23 года я решил получить хоть какое-то художественное образование.

«Человека с глубоким внутренним миром видно сразу»
— Что такое «инженерная графика»? Как получается совмещать творчество и техническую профессию?
Инженерная графика – это творческие работы
инженера-художника
и художника-инженера о том, как всё в этом мире интересно и курьёзно устроено.
Сие название, видимо, есть комплекс неполноценности перед дипломированными художниками, специализирующимися на книжной, станковой или компьютерной графике.

Так как я по образованию инженер-теплоэнергетик, то и графика моя, стало быть, инженерная. Согласен, тут есть некоторая путаница в терминологии, но зато если зритель один раз разберётся, что и откуда, то больше уже не забудет.

Работа в области энергетики и занятие творчеством, как ни странно, совмещаются очень гармонично и дополняют друг друга. Вообще уравновешивать и искать золотую середину – это самое моё, видимо, знак зодиака накладывает отпечаток. Есть, конечно, проблемы с нехваткой времени, но это решаемо. В этом плане меня поддерживает жена с художественным образованием. Она с пониманием относится к моей «болезни» и часто расчищает мне дорогу.
— Что Вас вдохновляет, откуда Вы берете сюжеты для рисунков?

Вдохновляют, как всегда, новые впечатления, перечитывание полюбившихся книг, походы в лес за грибами и просто так. Причём новое впечатление не даёт в результате нового рисунка о нем, а поднимает со дна сознания давно созревающий материал, а само становится в очередь на воплощение.

Сюжеты для рисунков почти всегда приходят спонтанно и вроде бы из ниоткуда. Поэтому всегда таскаю с собой какой-нибудь блокнот или клочок бумаги. Лучшая почва для рисунков – это богатый практический жизненный опыт, и я над этим работаю…

«Встреча в лесу»
«Нет вдохновения»
«В поисках вдохновения»
— Какая техника Вам больше нравится: тушь, карандаш, ретушь или офорт, почему? Рисуете ли Вы красками?
Живописец владеет целым оркестром. Человек же
с карандашом в руках подобен барду с гитарой.
Больше всего мне нравится рисунок карандашом. Карандашом можно сделать всё, рисунок можно легко изменить. Это важно, так как я не делаю подробнейших эскизов и часто меняю композицию в ходе работы над рисунком. На мой взгляд, у карандаша только один существенный недостаток – карандашный рисунок смотрится не очень выразительно, когда речь идёт о том, чтобы повесить его на стену.

Да, красками я вполне рисовать обучен, но для выражения своих идей считаю это излишним.
— Можно ли Ваше творчество разделить на периоды? Менялось ли оно?
Самый существенный перелом в творчестве у меня случился с рождением дочки. Не рисовал больше месяца (от счастья, конечно) и думал, что в ближайшие годы время для своего увлечения найти не удастся. Но, как ни странно, это дало новый импульс, заставило научится ценить и рационально использовать свободное время. Вообще тогда рисование походило больше на какую-то подпольную борьбу с обстоятельствами. А так – нет, считаю, что всё в моём творчестве идёт и развивается плавно. Часто я возвращаюсь к уже затронутым ранее темам.
«Производственная икона»
«Руконожка»
«Незаконнорожденный»
— Считается, что каждый художник имеет свой узнаваемый почерк в технике изображения, Ваши же работы совсем не похожи друг на друга. Как Вам удаётся быть разным?
Думаю, мой почерк не
в технике исполнения,
а в стремлении создавать рисунки, наполненные различными необычными идеями.
Да. Мне кажется, что это моя «проблема». Конечно, хочется, чтобы авторство твоих картин однозначно определялось с первого взгляда.

Один товарищ, посмотрев мой сайт, написал: «Такое впечатление, что тут находится несколько художников и каждый рисует в своём стиле».

Действительно, все учат как : надо найти свою нишу, надо изобрести узнаваемый почерк и т.д. Дело в том, что я финансово не завишу от своего творчества, это даёт полную свободу в выборе техник и идей для рисунка. Я в принципе не гоняюсь за заказчиком и не стараюсь ему угодить. Многие художники лишены такой роскоши и вынуждены подстраиваться под существующие правила, в том числе и изобретать почерк.
— Назовите несколько Ваших самых любимых работ. Есть ли работы, которыми Вы гордитесь? И, наоборот, такие, за которые стыдно, которые не доделаны, не получились?
Очень доволен «Зоной комфорта», «Покер-клубом», «Художниками», первой
и второй «Чащами». Практически все работы, связанные с темой взаимоотношения человека и леса, относятся к любимым.

Стыдно, пожалуй, за те работы, которые успели вырваться на свет, не дождавшись, пока у меня сформируется мозг и художественное мышление.
Не будем делать им рекламу.
— Какие из Ваших работ самые популярные? Как Вы думаете, почему?
Самые популярные, как всегда, самые простые работы. Без особой идеи, просто с юмором. Общество не очень хочет задумываться, учится, вникать, общество хочет хохотать и развлекаться. Быстро схватывать простые формы и смыслы.

Надо сказать, что своими работами я не пытаюсь никого ничему научить, а просто делюсь подмеченными в жизни закономерностями и курьёзами. Спешащему большинству нравится весёлая сатира, а вдумчивые люди выбирают более тонкие работы.

«Ранний подъём»
«Фотографы убивают художников как класс»
«Оптимус Прайм отошёл от дел»
«Прозрение»
— Какие великие люди повлияли на Вас и Ваше творчество? Кто Вас восхищает? Кто Ваш учитель?
«Есть диски!»

Влиянию великих людей не подвержен. По крайней мере, так думаю.

Почему-то сильное восхищение у меня вызывают талантливые музыканты. Вот совершенно не понимаю, как можно придумывать музыку. И ещё восхищают меня люди рабочих профессий и специалисты, сумевшие в своем деле стать мастерами. В них есть сила. К сожалению, таких людей становится всё меньше и меньше. Зато эффективных менеджеров всё больше.

Учителями своими, безусловно, считаю книги. Это в первую очередь книги братьев Стругацких, М. Булгакова, В. Пелевина, М. Веллера, Д.Хармса. Что касается учителей по рисунку – то все, кто поучаствовал в моём образовании, таковыми и являются.
— Что Вам интереснее в рисунке: связывать органику и неорганику или с юмором передавать современные реалии?
Пожалуй, второе. Связывание органики и неорганики изобретено задолго до меня. Я лишь пользуюсь этой идеей и по-разному её обыгрываю. Это своего рода сборка конструктора. А вот взгляд на современные реалии всегда индивидуален, можно смотреть, на что душа пожелает, и находить те дорожки, по которым ещё никто не прошёл.
— Много ли, на Ваш взгляд, сюрреализма в современном мире? Или оно только в творчестве, а мир исключительно реален?
... сюрреализма и сюрреалистов полно. Сейчас вообще всего полно. Миллионы креативных творцов всё доят и доят мировую корову новых идей.
На мой взгляд, мир исключительно реален. Это я хорошо понимаю как человек, окончивший технический ВУЗ с красным дипломом. Технологические процессы котельного цеха, которым я руковожу, всегда требуют того, чтобы мысли мои были далеки от блаженных иллюзий. Но! При этом мир чрезвычайно парадоксален, и это уже не законы физики.

Сюрреализм я себе позволяю только в творчестве, но чаще всего не в чистом виде (как Сальвадор Дали), а в небольших дозах.

А в мире художников сюрреализма и сюрреалистов полно. Сейчас вообще всего полно. Миллионы креативных творцов всё доят и доят мировую корову новых идей. И, по моему мнению, она уже достаточно истощена – идеи-то уже в большинстве своём какие-то слабые и вторичные.
«Лес на подоконнике»
«Муравейник в Ленинградской области»
«Чайные деревья»
— Какие болезни современного общества Вам кажутся наиболее яркими? Как Вы бы их вылечили, если бы могли?
Просвещать, вдохновлять
и приводить в чувства – вот задача искусства.
Наиболее яркой болезнью считаю чрезмерное неосознанное потребительство. В общем человечество порождает хаос и мусор и, по моему мнению, не чувствует ответственности за это перед планетой Земля. Опять же, растёт количество этих самых неразумных потребителей. Вот куда, спрашивается, столько нас? Как это лечить? Тут как раз дело за искусством. Просвещать, вдохновлять и приводить в чувства – вот его задача. Делать так, чтобы число осознанных людей, которые хотя бы могут собирать мусор раздельно, в мире росло.
«Домосеки»
«Прибавление в семействе»
«Фолловеров приросло!!»
Ещё смущает отсутствие у нас национальной идеи и здорового патриотизма. Люди у нас в большинстве сами по себе и сами за себя. Хотелось бы создать несколько работ на эту тему. Тут уже без шуток. Дело серьёзное.

А вообще исправлять болезни общества можно и нужно примером собственной жизни.
«Русская идея»
— Что для Вас родной город? Петербург - какой он?
«Петербург - Рим»
Признаюсь, я не большой поклонник Санкт-Петербурга, впрочем как и любых других городов. Особенно меня печалит его необузданный рост. У меня есть такой рисунок «Город», собственно там всё и сказано.

Мы очень зависимы от города и напоминаем кур на птицефабрике. Состоим на полном довольствии. Один раз в доме осенью отключили электричество на неделю – так все чуть с ума не посходили. Конечно, переехать в другой город я бы не хотел, но если бы была возможность жить за чертой Санкт-Петербурга я бы согласился уехать и изредка навещать его исторический центр.
«Город»
— Вы оптимист? Как сохранять оптимизм в "глубине, ироничности и парадоксальности окружающего мира"?

Да, оптимист. Одни оптимисты говорят, что всё, что ни делается – всё к лучшему. Я к таким себя не отношу. Надо всё-таки формулировку поправить.

Надо барахтаться и суетится изо всех сил в нужном направлении. Вот тогда можно рассчитывать на то, что всё движется к лучшему. Не безусловный такой я оптимист. Но эта стратегия начинает давать результаты

Рисунок «В ожидании Чуда» хорошо иллюстрирует данный вопрос. Вообще, сохранять оптимизм, когда ты молодой, здоровый и относительно успешный, не так трудно. Поэтому я свой оптимизм усиленно закаляю для будущего.

«В ожидании чуда»
Другие публикации, которые могут быть Вам интересны: