ОКТЯБРЬ 2016
Интервью с культурологом Екатериной Карцевой
Беседу вела Ксения Пшеничная

Екатерина Карцева — кандидат культурологии, старший преподаватель Международного Университета в Москве, основатель и главный редактор портала о культуре и искусстве ArtandYou.ru, который объединяет всех участников русскоязычного арт-пространства.

Мы говорили о положении современных художников, о диалоге власти и культуры, об организации выставок, об арт-рынке и о многом другом. Знакомьтесь — Катя Карцева.
«Посмотрите на успешные посещаемые сайты: чтобы быть выживаемым, нужно писать про котиков или в лучшем случае „10 наиболее креативных чего-то там“, умные тексты никому не нужны.»
~
фото: Полина Куклина
— Катя, расскажи о своём нежном возрасте. Ты ещё в детстве думала связать свою жизнь с искусством, с арт-рынком? Были ли какие-то предпосылки к тому, чем ты занимаешься сейчас?
Для меня культура и искусство всегда были непреложной ценностью. Уже в раннем детстве казалось, что это одни из наиболее важных в жизни человека явлений. Любимый предмет был МХК (мировая художественная культура). Но о том, что это может стать профессией я не думала. Все же мне казалось, что «нормальная» работа должна находиться где-то в сфере бизнеса, менеджмента. Все-таки я дитя 90-х:) А потом судьба завела меня на факультет «Предпринимательство в культуре» МУМа, и осознание того, что искусство может быть подходящей мне профессией, стало как-то ближе. После окончания университета я пошла работать в сферу рекламы, а написание диссертации окончательно привело меня в сферу культуры и искусства.
Со старшим сыном Всеволодом.
Фото: из личного архива

— Расскажи, как ты помнишь 90-е? У меня они серые и тревожные в Москве.
А у тебя?
Мне, видимо, повезло, так как в 90-е моя семья жила совсем не плохо. Я оптимистичный человек, и детство мне вспоминается особенно светлым. Мне кажется, все люди своё детство вспоминают как что-то хорошее, ребенок ведь совсем по-другому видит мир, ему всё интересно, всё его радует. Во всяком случае, у меня было так. Возможно, это тоже повлияло на то, что я стала заниматься тем, что мне интересно, а не «выживанием». Для такого выбора нужна внутренняя свобода, которую задают родители и воспитание. К тому же моё детство прошло не в Москве, а в Екатеринбурге, в Москву я переехала после 11 класса, поступив в Университет.
— Почему в твоей жизни возникло «Предпринимательство в культуре»? Как ты поступала?
Спонтанно. Я человек, которому не сидится на месте. В МУМ я решила поступать, особо не раздумывая, решила, что здорово было бы сменить обстановку, переехать в Москву. Об университете узнала случайно, во время поездки в Англию, руководитель группы как раз учился в МУМе и раздавал рекламные буклеты университета. Мне было интересно искусство, реклама, да и название факультета привлекло.
— Что было главным приобретением на факультете? Ведь мы только позже осознаём, что на самом деле нам дала та или иная ситуация.
У людей не выработан навык общения с искусством, хотя ценность искусства существует.
Да! Только сейчас, с высоты 10 лет после окончания ВУЗа, я могу сказать, что это мне дало. Я много общаюсь с художниками, с искусствоведами, с менеджерами, с людьми бизнеса и вижу, что могу понимать и тех, и других. Этот навык мне привили именно на ФПК (факультет «Предпринимательство в культуре»). Искусствоведы и художники часто не принимают рабочие процессы, слишком теоретизируют свою деятельность. А предприниматели, как и широкие слои публики, не понимают, что такое искусство, для них это что-то далёкое и эфемерное. Это лишний раз наглядно продемонстрировал скандал с галереей братьев Люмьер. У людей не выработан навык общения с искусством, хотя ценность искусства существует. То, что сейчас насаждается с федеральных каналов, к сожалению, не способствует тому, чтобы люди были способны мыслить вне стереотипов, чтобы они были открыты к новому и к размышлениям — именно этому на самом деле учит искусство, поэтому оно чаще всего неугодно власти.
На открытии специального проекта Московской биеннале «HOPE/Надежда»,2015 год.
Напротив работы художника Дмитрия Каварга
Фото: из личного архива
— Как ты понимаешь этот диалог между властью и представителями сферы культуры и искусства?
Об этом можно говорить очень много. Скажу о самом наболевшем. Диалог между властью и искусством разумеется в разные времена принимает различные формы. Более того, говоря о дне сегодняшнем, «правила игры» постоянно меняются, вступая в противоречие с недавними. В настоящий момент в России можно отметить тенденцию возврата патерналистской системы управления культурой. Государство выступило с рядом управленческих и законотворческих инициатив направленных на культуру. Прежде всего это «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года», работа над новым законом о культуре, основы государственной культурной политики, породившие, если помните, бурную общественную дискуссию. Культура понимается как основа национальной безопасности (те самые «духовные скрепы», о дефиците которых говорил Владимир Путин). А государство ее основным идеологом и стратегическим инвестором.
Эрик Булатов «Добро пожаловать»
Государственные культуртрегерские инициативы, схожие с теми, что были в СССР не могут сработать в социокультурных условиях современного мира.
Приоритетное значение культуры для государства на словах звучит вроде бы неплохо, но на деле мы получаем «традиционную для России систему ценностей», которая всё чаще вступает в противоречие со свободой творчества, гарантированную нам конституцией. Под пафосными лозунгами и из «самых добрых побуждений» государство начинает определять и решать, каким должно быть искусство, через то, какие ценности и добродетели нам присущи и полезны, а какие вредны. Дело не только в том, что я считаю эту тенденцию опасной, по моему мнению, эта стратегия не эффективна. Государственные культуртрегерские инициативы, схожие с теми, что были в СССР не могут сработать в социокультурных условиях современного мира. Исторический опыт это уже однажды продемонстрировал. Однако, эта же историческая память, судя по опросам общественного мнения, обеспечивает принятие существенной частью населения России методов управления, основанных на директивных жестах.
Виноградов Дубосарский «С чего начинается Родина»
(В соавторстве с П.Авеном, А.Ежковым, А.Карачинским, Д.Кудрявцевым, А.Кузнецовым, Л.Макароном) 2006 холст, масло 295 х 780 см
По мне чиновники не должны вмешиваться в то, что не является их сферой профессиональной компетенции. Кроме того, я выступаю за идею плюрализма и культурного многообразия, к которым и апеллирует постмодернистское искусство. Оно учит людей быть личностями и мыслить критически. А вот классическое искусство, не подрывающее устои, напротив, успокаивает людей, позволяет им отвлечься от их проблем, поэтому оно как раз власти необходимо. Это не моя мысль, об этом говорил в своей Нобелевской речи Иосиф Бродский.
— Какое тебе искусство ближе? Экспериментальное или традиционное? Ведь мы можем понимать особый язык концептуалистов, а нравиться нам может Репин.
Мне нравится разное искусство. Главное, чтобы оно было искреннее, качественное и создавало свой особый образный мир. У художника, в первую очередь, должны быть свои стиль и харизма. Ну и, конечно, бывает, что мне не нравится тот или иной художник, чье-то искусство я считаю профанацией. Но опять же, в современном искусстве и арт-сообществе не принято резко кого-то критиковать.
В мастерской художника Азама Атаханова
Фото: из личного архива
— Есть какие-то картины, которые придают тебе сил, когда ты устаёшь?
В мастерской Татьяны Назаренко в знаменитом доме художников на Масловке
Фото: Рауль Скрылев

Мои предпочтения достаточно широкие. Мне нравятся наши «мэтры» — Эрик Булатов, Виктор Пивоваров. Очень люблю Франциско Инфанте, а также Семена Файбисовича периода 1980−1990 годов. Люблю Татьяну Назаренко, тем более мы дружим, я считаю ее самой феминистической русской художницей, вызывают интерес и уважение творчество Комара и Меламида, Дмирия Пригова, Константина Батынкова, Валерия Кошлякова, AES+F, Андрея Бартенева, Влада Мамышева Монро, Дмитрия Гутова, Леонида Тишкова, Таисии Коротковой, Дианы Мачулиной, Ирины Кориной, Полины Канис. Из новых имён меня заинтересовали Дмитрий Каварга, Сергей Совков, считаю интересным художником молодого парня из Чечни Аслана Гайсумова. Мне нравятся картины азиатских художников Азама Атаханова, Бахтийера Умарова. Наши родственники, династия художников Лысенко-Терещенко из Абрамцево… Боюсь, перечислять всех было бы очень долго. Я очень трепетно отношусь к современному русскому искусству в самых разных его проявлениях.
— Почему современное искусство отличается от классического?
Сегодня художник — это уже не то, что было в XIX веке, искусство отошло от ремесла и приблизилось к философии.
Потому что мы живем в мире, в котором формируется новый тип знания: в постиндустриальную, информационную эпоху, с широким распространением коммуникационных технологий, глобализацией, мультикультурализмом. Взаимоотношениями между культурой, бизнесом и самыми разными сферами усложняются и переплетаются, создавая качественно новое общество. Всё больше людей занимаются интеллектуальным трудом, относятся к творческим профессиям и среднему классу, появились новые профессии, формирующие новый тип знания, например куратор, изменился и художник. Сегодня художник — это уже не то, что было в XIX веке, искусство отошло от ремесла и приблизилось к философии. Окружающий нас информационный шум, клиповость сознания, вымещение старых информационных потоков более новыми определили «актуальность» искусства. Можно ругать современное искусство, но это происходит от того, что мы воспринимаем его стереотипно с позиций искусства прошлого, и это нормально — все же культура максимально традиционна.
С одним из ведущих коллекционеров современного русского искусства Пьером Броше во время выставки его коллекции в Мультимедиа Арт Музее в 2016 году
Фото: из личного архива

Короче говоря, общество изменилось, изменилось и искусство, так как оно, как и во все времена, отражает окружающую его действительность. Например, аргумент «искусство — это то, что в Третьяковке, а современного искусства там нет» уже не работает. Музеи как хранители искусства и традиций, конечно, более инертны. Но экспансия современного искусства в пространство классических музеев происходит полным ходом. Это и проект Эрмитаж 20/21, Отдел новейших течений Третьяковки и Русского музея. ГМИИ с недавних пор делает интересные выставки-интервенции, когда современное искусство буквально вторгается в пространство классического или вступает с ним в диалог, а не просто находится «рядом». Например, выставки Рембрандт — Гутов и Кранахи — Пивоваров.
— Не пример ли это бенчмаркинга? Когда к бренду Кранахов мы привязываем Пивоварова?
Выставка Джефа Кунса в Версале в 2008 году
Да, не без этого. Вообще современное искусство в классическом музее — неоднозначное явление, и далеко не все эксперты разделяют это веяние, полагая, что для современного искусства нужно создавать свои институции. Лично мне, например, выставка Джефа Кунса в Версале показалась слишком китчевой. Но вообще современное искусство не стоит часто принимать буквально и слишком серьёзно. Оно учит быть толерантным, а также относиться с юмором и иронией к себе и окружающему миру, но тот пьедестал, на который культура возвела искусство, не даёт нам этого сделать. Я думаю, время всё расставит на свои места.
— Кстати о времени. Когда ты почувствовала, что попадаешь в арт-мир и начинаешь многое в нём понимать?
Я до сих пор иду в этот мир и далеко не всё в нём понимаю, хотя чувствую, что со временем понимаю всё больше. Я очень рада, что оказалась в этом мире, и, наверное, уже проведу в нём остаток своей жизни. Пришло время много и упорно работать, чтобы произвести что-то более или менее значимое.
— Зачем тебе понадобилось писать диссертацию? Какая была тема? Расскажи об этом.
С мужем во время открытия персональной выставки Сергея Совкова в галерее N-Prospect в Санкт-Петербурге.
Фото: Владимир Пешков

Когда я работала в рекламном агентстве, меня спросили: «Зачем ты пишешь диссертацию, тебе же от этого больше платить не станут?» Всё потому, что для меня гуманитарное знание всегда было основой всего (хотя с моим мужем-физиком мы часто спорим на эту тему), и когда после защиты диплома мне предложили пойти в аспирантуру, я решила, что не буду отказываться. Когда пришло время выбирать тему диссертации, я опять поставила себе вопрос: что мне интересно? Я надумала было писать диссертацию по рекламному плакату, так как работала на тот момент в рекламе, но после совместного обсуждения темы с научным руководителем Ириной Георгиевной Хангельдиевой мы пришли к решению писать диссертацию по культурологическим аспектам арт-рынка.
Во время интервью Artandyou.ru с коллекционером Михаилом Опенгеймом.
Фото: Игорь Дремин
— А что такое культурологические аспекты арт-рынка?
Приобщение человека к культуре происходит через посредников, которые формируют цивилизованное функционирование мира искусства.
Арт-рынок только с одной стороны «рынок», а с другой стороны «арт», причём «арт» идёт впереди рынка. Существует расхожее мнение, что истинное искусство не имеет отношения к деньгам, но это не так. Искусство изначально было ремеслом, то есть трудом, за который необходимо получать материальную компенсацию. Идея про то, что искусство и деньги не связаны, если я не ошибаюсь, зародилась во времена романтизма. Арт-рынок — это механизм, без которого невозможно себе представить нормальное функционирование искусства и его главных субъектов: художника и публики. Приобщение человека к культуре происходит через посредников, которые формируют цивилизованное функционирование мира искусства. Они освобождают художника от несвойственных ему функций и адаптируют публику к искусству, интерпретируют его и продвигают. Бродский говорил: «Искусство не нуждается в посредниках, обращаясь к человеку тет-а-тет», но на деле это не совсем так: прежде чем достичь своего зрителя, произведение искусства проходит через широкий круг субъектов и профессионалов.
— Говорят, что у нас арт-рынка нет. А ты как видишь?
Это действительно так. Нет ликвидности, прозрачности, доступности информации. То есть, если ты купишь картину за определённую цену, не факт, что ты её за эту цену продашь, не говоря уже о том, чтобы продать её дороже. Но это во всём мире, всё же искусство — это очень специфический актив, но рынок, конечно, есть, потому что очень много есть художников. На самом деле неколько тысяч. И они как-то живут и что-то они продают. У нас достаточно оформившаяся инфраструктура рынка на сегодняшний день — пускай не очень много, но всё больше появляется галерей, работающих на международный рынок, международных биеннале (как минимум — Московская международная биеннале современного искусства, Международная биеннале молодого искусства Young Art, Биеннале уличного искусства Артмоссфера, Уральская индустриальная биеннале, которые себя заявили очень хорошо). Единственная российская международная арт-ярмарка COSMOSCOW вот недавно прошла. Существует несколько очень мощных целевых арт-фондов, поэтому со временем арт-рынок у нас всё же появляется и крепнет.

Со старшим сыном Всеволодом на выставке Young Art 2016
Фото из личного архива
— Чего ты ожидаешь от нашего рынка?
Моя деятельность не отличается каким-то мега масштабом: я не делаю никаких особых вложений, к тому же не на всё хватает времени. Помимо ArtandYou.ru, я также время от времени продаю искусство, а также делаю для бизнеса разного рода услуги, связанные с искусством, в первую очередь тематические выставки и арт-мероприятия. Я обнаружила, что это фактически свободная ниша. Да, спрос не очень высокий, но он есть, и я думаю, он формируемый: если к этому прилагать больше усилий, то появится больше заказчиков. Направление специфическое, но это мне заработок, сравнимый с тем, что я получала, работая в компаниях, а иногда даже и больше, учитывая, что я пока делаю этот бизнес «на коленке», без активной рекламы. Для компаний подобные выставки — интересный формат как для развития корпоративной культуры, так и для пиара. Иногда кризис и неразвитость арт-рынка могут открывать очень интересные возможности, чем тогда, когда рынок «забит» предложением. Например, в кризис многие крупные компании отказались совсем или сократили бюджеты на новогодние корпоративы. Новогоднюю выставку, как альтернативу, стандартному корпоративу мы делали Трубной Металлургической Компании в 2015, а в 2013 делали корпоратив дочерней компании ОАО «Сбербанк России». Делали интеграцию бренда в арт-проект для ЗАО «Крайслер Рус». Но среди наших клиентов есть и относительно не большие организации, которыми подобные услуги тоже востребованы.
Во время подготовки интервью с аргентинским художником Хулио ле Парком, обладателем Гран при Венецианской биеннале 1966 года. Фото: из личного архива

— Расскажи, как возникла задумка портала Art and You?
Я считаю, пусть лучше у нас будет аудитория меньше, но она будет качественнее
Artandyou.ru возник во время написания диссертации. Я проводила интервьюирование разных игроков на арт-рынке — художников, галеристов, коллекционеров. Мне это было необходимо, чтобы лучше понять, как этот рынок устроен, и когда у меня накопилось какое-то количество этих интервью, я подумала, что было бы здорово это всё обнародовать. Сначала думала про блог, но так как я работала в рекламе, в мои обязанности помимо прочего входило создание и продвижение сайтов, я решила делать сразу портал. На тот момент (в 2009 году) таких ресурсов в рунете практически не было, их и сейчас-то не хватает. Сайт заработал в 2010 году, то есть ему уже 6 лет. Он никогда не был бизнес-проектом, это и хорошо, и плохо. Плохо, потому что, чтобы сайт развивался, ему нужно быть коммерчески успешным. Хорошо, потому что мы делаем, как я считаю, качественный контент и ни от кого не зависим. Многие интернет-ресурсы живут до тех пор, пока есть финансирование и «загибаются» через несколько лет, Artandyou.ru живёт на моём энтузиазме уже 7 лет и закрываться не собирается:) По этим же причинам независим мы и от влияния массовой культуры. Посмотрите на успешные посещаемые сайты: чтобы быть выживаемым, нужно писать про котиков или в лучшем случае «10 наиболее креативных чего-то там», умные тексты никому не нужны. Но я считаю, пусть лучше у нас будет аудитория меньше, но она будет качественнее.
Во время вручения награды «Лучшему порталу об искусстве» на премии Позитивный контент в рамках Премии Рунета 2012. Фото: из личного архива
— А почему так?
Обычные СМИ действуют так: когда есть информационный повод, вы им интересны. Когда весомого информационного повода нет, то и материал про вас делать никто не будет.
Сейчас вообще всё действует по принципу «чем хуже, тем лучше», куда ни посмотри. Что в музыке, что в телевизионных передачах, что в производстве автомобилей и т. д.: маркетинг научился делать так, чтобы продавать, но это не всегда означает, что товар стал лучше. Сейчас у нас появился пул авторов, которые время от времени делают очень интересные материалы. Это профессиональные журналисты или работники арт-бизнеса, которым действительно есть, что сказать и чем поделиться. Аrtandyou.ru живёт своей жизнью, в нём есть потребность: художники и выставочные пространства нуждаются в площадке, с которой они могли бы рассказать о себе. Обычные СМИ действуют так: когда есть информационный повод, вы им интересны. Когда весомого информационного повода нет, то и материал про вас делать никто не будет. Так что одна из миссий Artandyou.ru, помимо образовательной и исследовательской, — это повышение интереса к современным российским художникам, аккумулирование информации о российском арт-рынке и его основных игроках. Целевые арт-фонды продвигают художников через выставки, публикации каталогов — это, конечно, затратнее. Мы же формируем для них паблисити и, в том числе, образовываем потенциальных коллекционеров.
С художником Франциско Инфанте во время его персональной выставки в Крокин галерее в 2015 году.
Фото: Рауль Скрылев

— Кто у нас молодец по твоему дипломированному мнению? Я имею в виду и художников, и коллекционеров.
Фонды очень много делают для развития искусства в России. Иной раз настолько много, что мешают жить галереям. Я имею в виду, у фондов часто иной доход, а искусство они поддерживают за счёт своего финансового ресурса. Галереям же надо ещё и прибыль получать. Почитайте открытое письмо Елены Селиной, галерея xl, там об этом говорится. «Stella Art Foundation», принадлежащий Стелле Кесаевой, которая три срока была комиссаром российского павильона на Венецианской биеннале, дал большую часть денег для реставрации павильона России, построенного Щусевым. Владимир и Екатерина Семенихины, фонд культуры «Екатерина», смогли собрать одну из лучших коллекций русского искусства, о которой Третьяковка может только мечтать. Фонд развития и поддержки искусства «Айрис» (ЦСК гараж) дал такой мощный толчок в понимании того, каким должен быть современный музей, что остальные музеи, в т. ч. государственные, потянулись за ним. Но возможности бывают разные, и я не могу не упомянуть фонд моего свёкра, Виктора Георгиевича Карцева, который, не являясь магнатом, всё же очень сильно помогает художникам. Это пример того, как человек среднего класса и среднего дохода (по сравнению с Абрамовичем или мужем Стеллы Кесаевой, которому принадлежит сеть «Дикси») является меценатом.
С Виктором Карцевым на пленэре в Castello di Boca в Черногории.
Фото: Владимир Пешков
— Значит, я вовремя держу вопрос. Какие ещё добрые дела делает твоя семья, чтобы рынок искусства у нас расцветал? Расскажи о Черногории.
День там начинается ранним утром со звуков щелкающих степлеров, натягивающих холсты на подрамники, а заканчивается поздней ночью под беседы, танцы и песни на пляже.
Виктор Георгиевич купил отель в Черногории и открыл там дом творчества, с 2008 года туда каждое лето ездят художники, часто на конкурсной основе. Это и академики, народные художники, и состоявшиеся имена: секретарь Союза Художников, народный художник Алексей Суховецкий, Татьяна Назаренко, Михаил Абакумов, руководитель студии военных художников им. М. Б. Грекова Сергей Присекин, Владимир Иванович и Мария Переяславец, Татьяна Голембиевская и многие другие — всего более 30 народных и 50 заслуженных художников, академиков и членов-корреспондентов РАХ и национальных Академий художеств стран бывших республик СССР. Гостями Дома Творчества «Castello di Boca» также бывают известные артисты, как Иосиф Кобзон, Владимир Меньшов, Вера Алентова, Александр Михайлов, Федор Добронравов, Нонна Гришаева, Джордже Марьянович, Вячеслав Малежик и другие. Но самое главное в том, что молодые и неизвестные художники приезжают туда, предоставляя взамен работы. Виктор Георгиевич помогает им с выставками, публикует каталоги. Кстати, самому Виктору Карцеву за меценатскую деятельность Зураб Церетелли также присвоил звание почетного академика РАХ.
В «Castello di Boca» совершенно уникальная атмосфера, когда устоявшиеся опытные мастера встречаются с молодыми «горячими» художниками, или художники из одного региона России, одной живописной школы, знакомятся с художниками из другого региона и живописной школы. Это всё очень обогащает и даёт главную ценность — возможность общаться и профессионально развиваться. Отель расположен в уникальном месте — в самом сердце Которской Бухты. День там начинается ранним утром со звуков щёлкающих степлеров, натягивающих холсты на подрамники, а заканчивается поздней ночью под беседы, танцы и песни на пляже. Это очень интересный феномен, и такая вот частная инициатива одного неравнодушного человека, профессионального коллекционера Виктора Карцева.
— А есть пример художника, который вышел из этой атмосферы и сейчас на слуху?
Мир искусства — это не шоу-бизнес. На слуху становишься тогда, когда есть мощный информационный повод, например, подожжёшь дверь в здании на Лубянке или споешь в храме Христа Спасителя… Однако, фонд в своё время открыл и поддержал, на мой взгляд, очень интересных художников, таких как Сергей Совков, Бахтийер Умаров. Художнику Владимиру Шибанову после визита в Черногорию по протекции Виктора Георгиевича и Тани Назаренко было присвоено звание академика РАХ.
— Что нужно делать, чтобы меценатство и вкладывание своих кровных в искусство, которое тебя нравится, было воспринято в обществе не как пожертвование больным людям или наоборот вложение с отбивкой?
Если хочется что-то сделать, не важно, как это воспримет общество.
Вопрос замечательный, так как отражает реалии на 100%. Могу ответить словами Уинстона Черчилля: «Вы никогда не попадёте в пункт назначения, если будете кидать камень в каждую лающую собаку». Иными словами, если хочется что-то сделать, не важно, как это воспримет общество. Если только эта цель не заключается в личностном пиаре, конечно. Что тоже не всегда плохо, если за этим стоят какие-то далеко идущие благие цели. Мы живём в мире коммуникаций, и в любом деле необходимо уметь выстраивать диалог. Если отношение общества может повлиять на результат работы, значит о нём надо задумываться. Но я думаю, если человек искренен в своём интересе к искусству, то это будет чувствоваться. Хотя недовольные найдутся всегда. Судить кого-то или что-то всегда проще, чем делать самому.
— Ну и по традиции глобальный вопрос: зачем нам, обществу, искусство?
Можно я опять отвечу цитатой? Американский поэт начала ХХ века Уильям Карлос Уильямс замечательно сказал на этот счет: «Сложно узреть новости в поэмах, но люди погибают каждый день из-за нехватки того, что можно было бы в них обнаружить». Искусство делает человека человеком.
В Castello di Boca, на пленэре, 2010 г.
Фото: Полина Куклина
Другие интервью, которые могут быть Вам интересны: