художники

16 ДЕКАБРЯ 2014 ГОДА
Интервью с художником Дмитрием Митиным
Беседу вела: Катерина Вендилло
Мы с Димой знакомы с подростковых лет, т. к. учились в одном классе три года, с 9 по 11.
Я помню его в то время как человека творческого, веселого, но довольно закрытого от чужих. Он всегда был в своих мирах, выражая их на бумагу, в блокноты, на поля тетрадей, на школьной доске, везде, где только можно.

Я пропустила тот момент, когда Бивисы и Батхеты в его рисунках стали сменяться более глубокими образами. За время нашей беседы я старалась понять, когда произошла эта смена, с чем она связана, а конкретней: как Дима Митин стал очень интересным и востребованным художником, какого цвета его миры и какие у него планы на будущее.
~
— Ты первый из моих знакомых, кто смело ушел из стандартной офисной жизни и успешно занялся своим любимым занятием. Как у тебя это получилось?
Это история одного дня. После защиты диссертации я пошел продавать мебель в шоуруме, там было довольно скучно, да и зарплата небольшая. Однажды в обед решил съездить на вернисаж на Крымской набережной и показать местным художникам свою небольшую работу, 18 на 24, которую нарисовал за несколько дней до этого. Помню, мне подарили краски, синюю и белую. Действовал наобум, подошел к первому попавшемуся продавцу, показал картинку. Он посмотрел, подозвал другого, вывесили её и она вдруг продалась в первые 15 минут за хорошие деньги. На работу я уже не вернулся, вечером на оставшиеся деньги купил 5 или 6 маленьких холстов, за ночь наваял простых картинок, с утра, будучи абсолютно свободным, поехал обратно на вернисаж. Там опять тот же дядя вывесил мои картинки, и мы их продали часа за два. После этого в течение полутора лет я постоянно работал на вернисаже.
— А что на первой картинке было нарисовано?
Сиренька какая-то, каляка-маляка.
— Как так получилось, что твоя первая картинка так быстро продалась?
Там особая специфика, все ориентировано на зарубежного покупателя. Китайцы ценят русскую живопись. Любят, чтобы были березка, озерцо и лебедь. 90% вернисажа завалено березками, либо морскими пейзажами, либо котиками. Ну и цветочки еще. Абстрактного арта более или менее неплохо оформленного было практически не представлено, за исключением нескольких хороших и дорогих работ. Небольших картинок до 5.000 рублей не было, на этом мы и сыграли. Я в начале смотрел, какую цветовую гамму чаще всего берут. Чем больше красного, тем больше продается. Потом получилось так: я рисовал для вернисажа то, что покупалось, а сам брал нормальные холсты и потихоньку учился, экспериментировал. Занимался в арт-школе, первые месяцы мы рисовали натюрморты, кубики, шарики, кувшинчики. Понятно, что без этого никуда, это надо, но я думал, я помру. За эти месяцы я перестал рисовать для себя вообще, чувствовал дикое отвращение. Зато я понял, почему у 70% выпускников художественных школ отбито желание рисовать.
— То есть школа убивает творческое начало?
Да, человек может обалденно рисовать, но фантазия убивается. Потому что когда ты делаешь что-то, что не хочешь, очень долго, тебе не хочется делать это вообще. Рефлекс вырабатывается. Поэтому у нас с одного курса и выпускается один гений, который все это претерпел и привнес что-то новое.
— Человек должен быть сильный духом. На одном вдохновении далеко не уедешь, если ты пришел учиться по классической программе.
Да, я оттарабанил месяца полтора и ушел. Но учиться все равно потребовалось, тут мне помогли художники с вернисажа. Один замечательный грузинский художник обучал меня и давал много советов. Постепенно у меня выработался мой стиль. Хотя он до сих пор не укрепился окончательно, я постоянно экспериментирую.
— Может быть тебе бы подошел такой формат как общие лекции по живописи.
Бесспорно. Пока я ограничиваюсь видео-уроками и фильмами о художниках. Мой эталон — работы Жан-Мишеля Баския. Это простой парень с улицы, который делал на картонках картинки, его случайно заметил Уорхол. Через два месяца его работы стали одними из самых дорогих в мире. Помню, после фильма о нем я не мог отойти от мольберта пару месяцев. Я был настолько заряжен, что думал, что сейчас создам шедевр, но не вышло. Бывает так: нарисовал что-то, думаешь, что это гениально, через пару недель смотришь, и кажется, что можно уже рисовать поверх.
— А наоборот не бывает? Нарисовал — фигня, а потом присмотрелся — класс?
Бывает, если работа сразу покупается. Значит, кто-то в этом что-то нашел. Благодарные клиенты присылают фотки, как картина вписалась в интерьер — это приятно, смотришь на это другими глазами. За эти несколько лет у меня уже порядка 2000 работ было, я быстро пишу.
— У тебя распорядок дня правильный.
Пока солнышко есть, рисую. Сегодня нет, я посидел, пару график нарисовал и все. В последнее время много графики рисую, очень хочу, чтобы появилась книжка с моими иллюстрациями. Может, детская книжка или не совсем. Ещё пока с издательствами не общался, мне кажется, не набралось еще достаточно картинок по одной тематике, пока все разноплановое.
— Твои небольшие картинки объединены одним сюжетом? Твои персонажи часто повторяются.
Есть группы персонажей, которые взаимодействуют друг с другом, у каждого своя роль — есть грустный кот, есть злобный дед. Когда мы еще учились в школе, я любил карикатуры Андрея Бильджо в московском комсомольце и открывал газеты только ради этих картинок.
— Ты начал рисовать ещё в школе?
Да, у меня даже есть первый почитатель, наш Вася Абашкин, у него есть коробка, полная моих школьных рисунков. Однажды мы до утра в ней копались, смеялись, вспоминали все наши истории. Можно сказать, я зарисовывал каждый наш день в школе.
— А почему не пошел учиться на художника после школы?
В детстве я и сам не знал, чего хотел, а потом родители отправили в РУДН, у меня не было вариантов. Родители только в середине института ослабили хватку, и я стал более или менее свободным.
— Как выглядел твой путь от картинок на вернисаже до сегодняшнего уровня?
С вернисажа я ушел достаточно давно. После его перестройки на меня не хватило места, остались только старожилы, которым приходится платить огромную аренду. К тому же я не люблю холод, я всегда мерзну, мне было очень тяжело там стоять. Так что как только появилась достаточно большая клиентская база, я перевел её под себя и стал работать дома.
— Как ты набирал людей?
Один купил картину, взял мои контакты, передал их другим и так далее. Мои небольшие выставки тоже дают клиентов не смотря на то, что сначала не было продаж. Но это не история одного дня, на это нужно время, годы. Весной хочу найти открытую площадку и тоже сделать выставку-продажу, например, в Парке Горького.
— А какие еще планы на теплое время года?
Есть задумка купить огромный холст, 3 на 5 метров, поехать с ним на дачу и попробовать создать что-то огромное. Потом может быть отдать его в какой-нибудь музей или выставочный проект на безвозмездной основе.
— На какую тему? Что ты на нем хочешь выразить?
По поводу темы это вообще отдельный разговор. Я никогда, практически до последнего, не знаю, что выйдет, просто сажусь и начинаю водить карандашом по бумаге.
— То есть задумки изначально не бывает?
Это очень неинтересно, рисовать по задумке, лучше поймать то, что выплыло само, а потом продолжить с сюжетом.
— Я знаю, что ты по снам часто рисуешь.
Я рисую обычно после того, как проснулся, пока что-то еще витает в голове.
— Получается, подсознание тебя ведет?
Да, я веду кистью и даже не смотрю на линию, которая выходит, так во всем, даже в моих небольших иллюстрациях. Только потом рассматриваю, вижу что-то, обвожу, получается картинка. Это неплохая тренировка для фантазии.
— А не хочется сначала что-то задумать, образ или идею, и попытаться её графически выразить?
Хочется. Я всегда хочу нарисовать безумно красивую женщину, но знаю, что у меня не получится.
— Почему?
Потому что когда я пытаюсь, у меня получаются ужасные страхолюдины, так что я отрекся от этой идеи, решил, что, может, через год еще попробую. Но я в большинстве случаев начинаю рисовать как бы её, абстрактную женщину. Кажется, что может быть сейчас этот момент настал. Но он пока не настает. Можно обратить внимание, что многие мои картины начинаются от центра. Есть центральный элемент, который практически во всех картинах повторяется. Идет линия подбородка и шеи. Не важно, рисую я кораблик или паровоз, этот изгиб скорее всего будет присутствовать.
— А какая она, твоя идеальная женщина?
Если б знал, я давно бы уже нарисовал.
— То есть она живет за пределами сознания?
Я знаю, что она из огромных, грубых мазков, чем-то похожа на Демона Врубеля в Третьяковке, великого и ужасного. Недавно ходил туда и опять залип перед ним на несколько минут.
— В демоне глубокая внутренняя идея, у твоей тоже будет?
Надеюсь. Не хочу делать пустышку.
— А какая она будет? Легкая, воздушная муза?
Нет, это будет суровая баба. Может, так работу и назову, я уже об этом думал. Слово «баба» будет обязательно, или даже «баб».
— То есть это не легкий идеал красоты, а сильная личность.
Да, воплощение человечества в одном лице, в женщине, роженице, этакая мать-земля. Сейчас подумал, что какие-то части её тела будут состоять из природных красот, например, как части материков.
— Интересно, что от прекрасной женщины мы перешли к такому глубокому образу.
Она и есть прекрасная. Чтобы этот страшный баб стал прекрасным, ему можно просто сделать милые глаза.
— Милые, умные или, может быть, глубокие? Глаза могут быть очень разными.
Самые глубокие глаза. Можно даже один, чтоб не отвлекаться на второй. Пиратская повязка никому не мешала, да и немного юмора всегда полезно.
— Помнишь, в греческой мифологии есть Гея, мать-земля, её образ чем-то похож на твой.
Надо посмотреть иллюстрации, как её видели художники. А то вдруг я пытаюсь придумать то, что все уже придумали.
— Есть общепринятый образ, но ты же что-то свое туда вложишь.
Я не тороплюсь, потому что эта работа будет завершением какого-то определенного этапа и переходом к следующему. Надеюсь, не последнему, потому что я не представляю, чем я мог бы еще заниматься в жизни. Я пытаюсь находить другие хобби, но заниматься я хочу именно живописью.
— Можешь себе представить, что вернешься в офис?
Я периодически думаю, не дай бог случится война или что-то такое, когда людям будет не до искусства, тогда я скорее пойду на стройку, чем в офис, с большим удовольствием буду делать что-то руками. Я никогда не любил сидеть и перебирать бумажки.
— Я заметила, что существует большая разница между твоими картинами на продажу и для себя, которые ты не очень активно показываешь или вообще не показываешь. Они не выполнены в одной гамме. Для продажи ярче, а свои, как мне кажется, мрачные, глубокие, с подтекстом и в общем депрессивны. Ты вообще депрессивный человек?
Абсолютно, я обожаю это состояние, оно самое творческое. Еще делаешь музыку погрустнее, чтоб прям навзрыд, эх, хорошо!
— А потом быстро оттуда возвращаешься?
Могу вернуться в любой момент, но мне нравится там посидеть подольше. Могу на весь день засесть.
— А состояние радости, счастья?
В радостном состоянии я обычно встречаюсь с друзьями. Когда есть радость, надо ей делиться.
— А сны у тебя тоже мрачные?
Мне всегда снятся приключения. Правда сегодня я был беременный, это было страшно. Я пришел к родителям и сказал, что из меня торчит пуповина, спросил, что мне с ней делать.
Ну а потом, как обычно, были атаки зомби, это я люблю.
— Скажи, что тебя вдохновляет в разных областях искусства. В литературе, кино, музыке, архитектуре?
В литературе — просто какой-то слог, который может врезаться в ухо, например, строчка из Маяковского. Обязательно поэзия.
— Много читаешь поэзии?
Вообще не читаю, просто постоянно слышу, натыкаюсь, к тому же у меня на стенах много вырезок, статей. Я не запоминаю названия, могу посмотреть фильм, а на следующий день не помню названия, зато помню весь видеоряд и сюжет. Постановка слога на меня влияет.
— Для тебя важнее ритмика или смысл?
Смысл, вложенный в слог.
— А какая книга сильно на тебя повлияла?
Как у любого мальчика, «Таинственный остров» Жюль Верна. Он был зачитан мной до дыр, я даже пытался на практике создать этот формальдегид. Огромное количество фэнтези. Хоббиты, эльфы, орки часто присутствуют в моих картинах. Из музыки — пишу почти всегда под старого Короля и Шута, хотя в школе никогда его не слушал, сидел на рэпчике. Широкие штанишки и все такое. Часто слушаю жесткий немецкий рок, под него на контрасте получается рисовать что-то нежное. Из архитектуры — только сталинские высотки. Я бы всю Москву ими застроил.
— Города, путешествия вдохновляют?
Минск. Там ничего лишнего, чисто и люди вежливые.
— Выставки, музеи, художественные галереи?
В последнее время очень часто хожу. Хочется еще раз пересмотреть классику, поэтому Пушкинский музей, музей стран Европы, ходили на выставку Обри Бердслея, он мне абсолютно не понравился. Не моё. Зато там же этажом выше - мои любимые импрессионисты, они меня очень вдохновляют. Могу долго смотреть на Руанский собор Клода Моне.
— Какие еще жанры живописи тебе нравятся? Например, наш авангард? Ты был в Русском музее в Петербурге?
Очень нравится Архип Куинджи. В Петербурге был, не поверишь, только на выставке Сильвестра Сталлоне. Кроме шуток, мне очень понравились его работы, я еще с полгода находился в заряженном состоянии. Безумно яркие краски, образы, будто ребенок рисовал. Очень открыто и чисто. Все это буйство красок он заливает огромным количеством яхтного лака, после чего я тоже научился так делать.
— А ты был в галерее Церетели на Пречистенке? Как он тебе?
Около Московского зоопарка в одном дворе есть памятник, сделанный Церетели, это огромный крест, который возвышается над детской площадкой. Он мне очень много лет нравится. Он настолько ужасный и никуда не вписывается, что создается интересный контраст. Хуже не придумаешь. Я бы тоже хотел поставить в городе несколько таких странных памятников, они заставляют как-то озлобиться. Я мечтаю создать скульптуру узкую, но высокую, похожую на кусок берлинской стены, этакий бетонный блок метров на 200. Как будто метеорит упал посреди города - и все объезжают, даже дорогу проложили вокруг.
— Что он будет обозначать?
Ничего не будет обозначать. Мне кажется, что эта огромная хрень должна лежать по центру садового кольца. Чтобы она всем мешалась. Абсолютно бесполезная вещь.
— Ты думаешь, много таких вещей у нас в жизни? Если не с точки зрения искусства говорить, а вообще.
Лишнее, ненужное? Всё, в чем мы живем, это же потребительство. Если подумать, что реально нужно, получится, что совсем немного. Ну и плюс интернет, телефония, благодаря телефону у тебя всегда будут еда, деньги, что-то еще, потому что всегда будут друзья. А 33 машины, пароварка, прочие бытовые вещи, это все не нужно. Я этим всем тоже оброс, как и все мы, но без этого можно жить. Люди работают ради этого ненужного обладания. Это ты молодец, ты умудряешься путешествовать, а не копить вещи.
— Если есть желание, то будет и реализация. Можно ведь от всего избавиться и оставить необходимое.
Просто оно пока не такое активное, это желание.
— А не было мыслей уехать жить за город или в другой город?
Я планирую в скором времени уехать в родительский загородный дом. Но я слишком люблю наш район.
— Чем в свободное время занимаешься, как отдыхаешь?
Я отдыхаю за рисованием. Это самое приятное времяпрепровождение. Ещё сажусь долго и внятно кушать, это меня безумно радует. Очень люблю спать, по 10-13 часов. Я поздно ложусь, встаю в обед. Начал увлекаться лепкой из глины, делаю небольшие скульптуры. Состариванием мебели занялся, посмотрим, как пойдет. Кайфую от ремонта с минимумом средств, стараюсь все делать своими руками.
— Традиционно глубокий вопрос под конец интервью: в чем цель твоей жизни на данный момент?
Я с детства хотел стать знаменитым. Славу мне подавай! Сейчас хочу того же, но в области искусства. В детстве мне хотелось, чтобы все видели, что Дима сделал что-то хорошее, полезное.
— Не было желания передать знание другим? Мол, Дима знает, как лучше, и может научить других..?
Дима не знает, как лучше, Дима делает, как он делает, и всё.
Другие интервью, которые могут быть Вам интересны: