ОКТЯБРЬ 2016
Интервью с иллюстратором Светланой Бутенко
Беседу вёл Вячеслав Мельников

Светлана Бутенко, художник-иллюстратор, выпускница Орловского художественного училища, автор задорного комикса «Космоножка» и иллюстраций для книги «Путешествия. Инструкция по эксплуатации».

В этой беседе можно познакомиться со Светланой поближе, узнать, как находить вдохновение для комиксов в обычной жизни, чего не хватает россиянам, как не разувериться в себе и своём творчестве, можно ли жить в городе, в котором нет исторической части и зачем художники идут в индустрию смерти.
~
— Насколько Космоножка – это ты, и насколько это вымышленный персонаж?
Космоножка – это альтер-эго. То есть это я, но не совсем. И я – это не только Космоножка. Она появилась, когда я создавала свой первый жж. Я искала подходящее слово для названия, и тут мне попалось слово «космоножка». Знаешь, что это такое? Это старинное блюдо из простокваши и гречневой муки. И когда я это слово услышала, сразу поняла, что это моё имя. В нём в идеальных пропорциях сочетаются придурковатость и вселенский масштаб, космическая вечность на ладошке маленького мясного-костяного человечка. Первая Космоножка была просто юзерпиком с кисточкой в башке и довольно дурацким жж, который ныне заброшен. А персонажем комиксов она стала в 2014 году.
Во многом Космоножка – это автопортрет, конечно. У Космоножки моя мимика, моя пластика движений, мой лексикон, мой мрачноватый юмор, она, как и я, пролетарского происхождения, в печали она лопает шоколад, не переносит запах сигарет, лепит снеговиков, играет в троллейбус и постоянно задаётся вопросом «Что мне с этим делать?». Но она больше, чем я, склонна доводить ситуацию до абсурда, и ещё она злее и смелее меня: в комиксе про борьбу с курением она, например, взрывает рядом с курильщиком хлопушку и обсыпает его конфетти, чтобы показать ему, что происходит, когда каждый делает всё, что хочет. У меня самой не хватило бы смелости так сделать. Сюжеты комиксов тоже взяты из моей жизни, хотя и не совсем: например, в одном комиксе Космоножка подрабатывает в услугах секса по телефону в роли доминирующей, а я хоть и работала на телефоне, но только на горячей линии. Хотя по сути и содержанию разговоров это примерно одно и то же.
— Как ты отнесёшься к тому, что кто-то возьмет картинку с ней и напечатает себе на футболку без спроса? Важно ли для тебя монетизировать этот проект? Или же это искусство ради искусства?
Я бы не сказала, что это искусство. Знаешь, я вообще высокие слова не люблю, особенно когда их пытаются применить ко мне: Творец, Творчество, Искусство… Ну какое это нафиг искусство? Я это делаю, потому что меня прёт это делать, и всё. Если кто-то напечатает без спроса – я это не приветствую, но если не может, не умеет иначе, ну тогда и хрен с ним. Мне кажется, что спросить моё разрешение – честнее. А иногда знакомые просят нарисовать их портрет в моём стиле, и я рисую – почему бы нет? Насчёт монетизации… Зарабатывать этим я пока не собираюсь, а вот если стоимость печати открыток, альбома, вот это всё окупится, будет замечательно.
— Сколько лет ты рисуешь? Естественно, мы говорим о рисунках, которые с твоей точки зрения представляют художественную ценность.

Всю жизнь рисую. Если говорить про хоть какую-то художественную ценность, то года три-четыре. Мне понадобилось четыре года, чтобы выучиться в художественном училище и закончить его с красным дипломом, и ещё шесть лет, чтобы как следует выкинуть из головы то, чему меня там учили, и разрешить себе рисовать «неправильно», не так, как надо, а так, как хочется. Первую Космоножку – просто юзерпик для жж – я нарисовала в 2008 году. Картины начала рисовать в 2013-м, а комиксы в 2014-м.
— Не думала ли ты сделать выставку своих работ?
Думала. Если бы выставляла, то не космоножек, а картины. Но я не представляю, как люди организуют выставки. У меня как-то была возможность попроситься участвовать в выставке вместе с другими молодыми орловскими художниками. Подала я заявку, а потом посмотрела, а они там все такие просветлённые – кто русскую культуру возрождает, кто наполняет свои картины энергией света и добра, и все напропалую несут в мир радость, красоту, лучики любви, вот это вот всё – так я чего-то подумала и быстренько заявку забрала. Они хорошие ребята, но именно поэтому мне с ними не по пути. Не с моей мордой в этот калашный ряд лезть. У меня такой мрачняк в картинах, а я к ним… ну нафиг. Вообще-то я бы устроила выставку, но не представляю, как это сделать и кому это надо? Мне пока кажется – никому не надо. Или поучаствовала бы в какой-нибудь выставке с другими человечками, если бы была такая выставка на моей волне и меня бы туда взяли.
— Однажды я общался с нашим с тобой земляком и задал ему вопрос, какой он поэт – Орловский или Московский. Он очень тонко ответил, что поэт он от Бога. Важно ли тебе считать себя частью Орла или нет?

Не знаю, важно ли? Это просто есть. Я плоть от плоти этой земли. Отсюда моя кровь и мои корни. Я люблю красоту этой земли, помню её и везде ношу её с собой, в себе, вот это всё – как шуршат высокие сухие травы, когда выпадает первый снег, как пахнет талой водой в марте, как в ноябре чёрные оцепеневшие реки лежат и ждут, когда придёт зима. Орёл никуда из меня не денется, даже если я уеду на край света.

— Ты довольно много где бывала. Есть ли такой город или место, где особенно легко творить? Прям вот хочется что-то постоянно писать?

Нет. Больше зависит от других факторов, от внутреннего состояния, от того, с чем пришла в это место и что в себе принесла. И ещё от того, влюблена ли. Если я где-то поселяюсь надолго, то мне нужна в этом городе историческая часть, где можно гулять. Потому что я люблю много ходить пешком и разглядывать. Ещё люблю, когда есть уличное искусство, интересные граффити, рисунки, надписи на стенах. Когда город говорит. Москва в этом смысле неисчерпаема. А если исторической части никакой нет и город не говорит, то вообще непонятно, как там жить и зачем всё это?
— Кстати, ты пишешь или рисуешь?
Наверное, рисую. Космоножковые картинки – гелевой ручкой и карандашами, картины – темперными красками. А может, пишу? Вот теперь буду думать – рисую я или пишу? Пишу или рисую?
— Что такое на твой взгляд современное искусство? И что точно не является искусством?
Я давно мечтаю замутить вот что: объявить, что открывается выставка людей, у вас, мол, есть возможность посмотреть на человека как на произведение искусства; разделить зал стеклянной стеной на две части и запускать людей с двух входов, причём всем, и тем, и другим, убедительно говорить, что вы – зрители, а другие, те, что за стеклом – это экспонаты.
Искусство вообще – это, говоря словами одного персонажа Стругацких, больная совесть общества. То, через что выражаются и становятся видимыми надежды, страхи, радости, боль, отчаяние, всякие чувства, свойственные конкретному обществу и конкретному времени. Современное искусство – это, соответственно, выражение современных тенденций. То, что сейчас болит, что, чему сейчас радуются, то, на что сейчас надеются, то, во что вглядываются, то, от чего сейчас пытаются убежать или наоборот к чему приблизиться. А вот что является или не является искусством, для меня самой большая загадка. Знаешь ведь эту феньку, когда один человек на выставке современного искусства принёс в кармане и положил в центре зала камень, а все решили, что это часть экспозиции и ходили вокруг этого камня с умными лицами? Я вот не знаю – это искусство или нет? Мне вообще кажется, что всё что угодно может быть искусством. Для меня искусство – это что-то, что по ощущению настоящее, что цепляет, вызывает восторг, или страх, или мурашки по спине, вообще какое-нибудь сильное чувство. У меня на одной работе был такой коллега, так он владел искусством красиво материться, я не понимаю, как он это делал, но реально – заслушаешься, притом что я вообще не люблю, когда при мне матерятся. А про него можно хоть сейчас фильм снимать, готовый персонаж с готовыми монологами. Вот это искусство или нет? Я не знаю.
— Тебе было бы интересно работать с другим художником в паре? Придумывать совместно сюжеты и в итоге создать, например, мультфильм с Космоножкой? Или же ты индивидуалистка, которая к своему творению не подпустит чужие ручонки?
Очень интересный вопрос. Никогда об этом не думала, а вопрос заставил задуматься. Я не очень представляю себе это, чисто технически. Но мысль мне нравится. Пожалуй, если человек будет на нужной волне, то мне было бы очень интересно работать с ним. Если он не будет меня тормозить, критиковать не по делу, выносить мозг на тему того, что ты делаешь всё неправильно, вот смотри, как надо, и вообще ломать, переделывать и самоутверждаться за счёт меня, если с ним будет легко, весело и вдохновляюще, если это сотрудничество нас обоих обогатит и научит чему-то новому – то это был бы очень классный вариант. Я бы хотела.
— Чего не хватает на твой взгляд сегодня в России? Я про искусство, конечно же, а не про политику.
Вкуса не хватает. Вкус начинается с детства, с быта, с хорошего дизайна, а в России не умеют делать красивые и при этом недорогие вещи. Только сейчас начинают понемножку. Особенно детские вещи, я как в детский магазин захожу, так там хоть святых вон выноси: всё рафинированно-сюсюкающее, карапузовое, розовенькое, голубенькое, со сладенько улыбающимися солнышками и зверюшками с жирными щёчками, детские книжки с безвкусными стишками и ужасными компьютерными иллюстрациями. Я могу спокойно перемещаться по детскому магазину, только если у меня в наушниках играет песня Летова «Детский мир», это хоть как-то уравновешивает тёмное и светлое начало. И ещё очень не хватает – опять же на мой субъективный взгляд – интересной системы преподавания. Чтобы детей не учили рисовать как надо, а показывали им как можно, и предлагали что-то придумать самим. Я поэтому в художественную школу в детстве не пошла, сознательно не пошла, хотя мне предлагали. Не хотела рисовать по плану: та-а-а-ак, дети, рисуем осень, рисуем весну, рисуем свой город, открытку маме на восьмое марта, тургеневскую беседку, и попробуй только нарисовать что-нибудь не то и не так, как считает нужным преподаватель. А в училищах и университетах нередко мэтры пытаются воспитывать себе учеников и преемников и тупо диктуют им, что они должны делать и как, ничуть не заботясь о том, к чему есть склонность у самого студента. Очень мало у кого из преподавателей есть смелость дать студенту свободу действий, разрешать ему любые эксперименты и только всё это направлять.
— Кстати о политике. Так уж ли важен госстрой для творца?
Важен, да. В том смысле, что бывает такой государственный строй, когда за попытку быть собой и выразить свои мысли и чувства в искусстве можно запросто лишиться свободы или жизни. Недавно как раз перечитывала «Всё» Введенского, все эти предсмертные протоколы допросов Хармса и Введенского, их знакомых и незнакомых. Никто из них не лез на баррикады и не призывал свергать существующий строй, они просто были самими собой, и этого оказалось достаточно. Очень показательно.
— Что на твой взгляд недопустимо в творчестве?
Продавать душу. Особенно пытаться продать половину души или продать душу и думать, что это временно.
— Если бы ты была бы персонажем мультфильма, то кто бы это был?
У «Троицы» есть песня «Три янгалы» (три ангела то есть), на эту песенку есть мультипликационный клип. Вот я – это тот чувак из этого клипа, у которого фонарик погас.
— Есть ли у тебя если не кумиры, то люди, на которых ты стараешься равняться?
Вася Ложкин
Кумиров нет, и слово это не люблю. Есть люди, которых я очень уважаю и которые вдохновляют тем, что они делают или делали. Если брать комиксы, вдохновляет Лиза Мюррей, которая комиксы про Неми рисует, Сара Андерсон, Таня Tavvla, Олег Тищенков, Ирина Сазонова, Soamo. Ещё Иван Максимов. Ещё Вася Ложкин, один из самых офигенных художников современности. Ещё Уно Моралес. Ещё мои товарищи по ОХУ. У меня одногруппник был, меня до сих пор восхищает, как он умел – он постоянно генерировал кучу невероятных идей, из незначительного случая мог вывести целую концепцию, часто рисовал комиксы, чудовищно смешные карикатуры на одногруппников, абсурдные плакаты к несуществующей политической партии, причём развешивал их по городу, организовывал экспедицию по поискам в Орле византийского посольства и вообще валял дурака как только мог. Ещё очень вдохновляющая штука – дневники Хармса. Вообще Хармса, пожалуй, могла бы назвать тем, на кого стараюсь равняться. Меня восхищает его восприятие жизни как чуда.
— На твой взгляд, интернет помогает талантам или нет?
Помогает. Если правильно им пользоваться.
— Мне кажется, Космоножка могла бы быть персонажем мультфильма. Отсюда вопрос. Увлекаешься ли ты мультипликацией? И если да, то какие мультфильмы ты выделила бы? Интересно мнение, конечно, и про современную мультипликацию. Есть ли что-то, что тебя зацепило?
Мультфильмы люблю. Это такая крутая идея – можно нарисовать свой мир, и он будет двигаться. Это же офигенно. Один из самых любимых авторов – Иван Максимов. Его «Ветер вдоль берега», например – это просто шедевр. Классный проект был с Фриманом, жалко, что загнулся. Из того, что меня сильно впечатлило – навскидку – «Сказка сказок», «Потец» по Введенскому, мультфильмы по Хармсу, «Медведь – липовая нога» (это вообще жесть!!), армянские психоделические советские мультфильмы типа «Ух ты, говорящая рыба!». В студиях «Pixar» и «Пилот» хорошие мульты делают. Люблю минимализм типа мультфильма «Exgibition». Масяня, заяц Бо – как-то ровно. А, вот ещё: Бивиса и Батхеда нежно люблю. А South Park – нет, не прёт. Ещё «Пол-литровая мышь» местами нравится, это ж надо столько чепухи нагородить. Очень нравятся рисованные клипы, например, у «Theodor Bastard» моя любимая «Selva», к песне Насти Полевой «Голоса», к уже упомянутым «Три янгалы». Современные компьютерные мультфильмы в три-дэ – как-то не прут. Но я мало чего смотрю, может, там тоже шедевры есть, а я о них и не знаю ничего.
— Наверняка у тебя бывали моменты, когда казалось, что всё, что ты делаешь в плане творчества, никому не нужно. Что заставляло тебя не опускать руки и двигаться вперед?
Я пока ещё не ответила для себя на вопрос, почему какая-то критика бывает такая, после которой вдруг всё понимаешь, как сделать лучше, и чувствуешь благодарность, а бывает критика на первый взгляд доброжелательная, но после неё хочется лечь и сдохнуть.
Да я и сейчас нередко так думаю. Кому это нужно? Мне самой нужно. Это я транслирую. Но кто-то называет эти плевочки жемчужинами, кому-то попадает в резонанс, кто-то говорит: «Cлушай, ты такие классные штуки делаешь, давай ещё». Вот это очень воодушевляет, я люблю, когда меня поглаживают. А когда никто не поглаживает, и особенно когда наоборот ругают и говорят, что то, что я делаю, полная фигня, я очень даже склонна опускать руки, ложиться и начинать помирать с мыслями вроде: «Ну конечно же, они правы, всё, что я делаю, полная фигня, зачем я себя обманываю, что это кому-то надо, жизнь сплошная пустыня, лучше мне умереть». Что меня заставляло? Воспоминание о том, как кому-то когда-то нравилось то, что я делаю. Воспоминание об огромном удовольствии, которое я сама получаю, что-то делая. Истории, рассказанные людьми, которыми я восхищаюсь, о том, как у них было то же самое, а они всё-таки продолжали что-то делать. На самом деле мне ещё предстоит научиться адекватно реагировать на любую критику, я не всегда это умею. А, ещё вот что помогает не опускать руки: когда есть возможность увидеть черновики и неудачные работы какого-нибудь крутого автора. Потому что когда их не видишь, то начинает казаться, что он крут, и всё, что он делает, круто, и делает он всё легко и весело и никогда не ошибается. Но если поглядеть на черновики и увидеть, сколько неудачных работ надо нарисовать, чтобы получилась одна удачная, то это как дружеская рука, ложащаяся на плечо: всё в порядке, у них тоже так, успокойся. Я очень уважаю художников, которым хватает смелости показывать свои неудачные работы.
— Кстати, на твой взгляд, лицемер ли тот, кто говорит, что всё, что он пишет/сочиняет?играет – исключительно для себя, и отдача ему не нужна?
Ну я бы не стала вот прямо так припечатывать: лицемер. Лицемер – это кто весь такой: «Ой, нет, мне не нужно признание, мне не нужна слава», а сам тайком представляет себя в виде бронзового памятника, воображает толпы поклонников за окном, мечтает о выставках и концертах, которые он закатит, и о толпах поклонниц, которые будут носить его на руках. А делает якобы «для себя» не потому, что ему не надо отдачи, а потому что он трус, например. А есть люди, которым правда не нужна отдача, у них это вроде хобби. Ну так и на здоровье.
— Поскольку своим творчеством зарабатывать на жизнь весьма сложно, то естественно ты где-то работала официально. Любопытно, куда в принципе в провинции может податься человек, получивший диплом ОХУ.
Как куда? В индустрию смерти в основном идут. То есть портреты на памятниках гравируют. Почти все мои друзья-ОХУховцы через это прошли. Удивительно, что это меня миновало, казалось бы, с моим мрачным миросозерцанием только тем и заниматься, что рисовать мёртвых, но нет. Кстати, ты знаешь, что у нас кое-что прибавилось и аббревиатура училища стала звучать ещё более неприлично? Было ОХУ, а стало ОХУиМ, то есть «имени Мясоедова». И мы теперь не ОХУховцы, а ОХУиМовцы.
— Расскажи о головокружительной карьерной лестнице человека, получившего диплом ОХУ.
Сразу после выпуска я была приглашена на собеседование и стажировку в качестве дизайнера в один пафосный салон штор и была выгнана из этого гадюшника через три дня за тупость и непристойное поведение. Потом я работала в магазинчике оператором ксерокса. Чудесная работа, я там, например, на собственном опыте узнала, что если последний раз ты ел в восемь утра, а обеденного перерыва тебе не полагается, то в шестнадцать двадцать ты, скорее всего, свалишься в обморок. Потом случилось настоящее чудо – я не преувеличиваю – и я совершенно случайно попала в витражную мастерскую сборщиком витражей. В Орле! Потом грянул кризис, богатые люди, которые могли бы заказать витражи, вместо этого стали оплакивать свои деньги, и тогда я осталась без работы и пошла работать оператором на горячей линии. Вот это работка не для слабаков. Я там работала всего несколько месяцев, но это был совершенно уникальный опыт и очень при этом вдохновляющий. Например, комикс про Космоножку «Секс по телефону. Трудовые будни» нарисован исключительно по мотивам того, что происходило во время ночных смен. Никогда в жизни, ни до, ни после того, я не общалась с таким невероятным количеством извращенцев, озабоченных подростков, сумасшедших, онанистов и просто психов на всю голову. Через неделю такой работы оператор отращивает себе бескрайний дзен и становится абсолютно невозмутим и просветлён, а также прокачивает чувство юмора. Или уходит нафиг, потому что иначе там невозможно работать.
Дальше я жила и работала уже в Подмосковье и в Москве. Я собирала и паяла витражи Тиффани, работала лепщиком-модельщиком в мастерской гипсовой лепнины (особый ништяк был в том, что в мастерской работали десять мужиков и я), потом работала в мастерской, которая занималась всем сразу, и делала всё понемножку: расписывала изразцы, опять собирала витражи, лепила модели, собирала каменную мозаику, работала на реставрациях храма в Кашире, пекла фьюзинг. Есть, например, такой чудной факт моей биографии: изразцы, которые на куполах храма ВДВ в Сокольниках, в Москве, расписывала я. Что касается заработка, я для себя чётко разграничиваю – из того, что я умею, чем я занимаюсь для заработка, а чем для души. Меня прёт рисовать, но пока это дело для души. А зарабатывать я предпочитаю, работая руками. Вот работа руками в мастерской – это прямо на сто процентов моё, я чувствую себя очень счастливой, когда из хаоса делаю руками всякие красивые штуки. Я и сейчас мечтаю заниматься чем-то таким. Я уже два года без работы, сейчас сижу с детёнышем, и, честно говоря, меня до чёртиков задолбало это наседкино бытие, я хочу его чем-то интересным разбавить и страстно мечтаю опять работать в мастерской. Кстати, я не хочу того, чего сейчас хотеть модно – «работать на себя, а не на дядю». Я хочу именно работать на дядю, я стопроцентно наёмный работник, и если «дядя» адекватен, предоставляет мне свободу, уважает мой труд и хорошо его оплачивает, и вообще с ним можно договориться, то я работаю на совесть.
— Чего ты боишься?
Для меня самое страшное – это если на моём надгробии можно будет написать «Могла бы».
Почти всего. Серьёзно, я ужасная трусиха. Если написать всё, чего я боюсь, то выйдет огромный список. Но больше всего я боюсь вот чего: продолбать чудо. Продолбать самые драгоценные божьи подарочки. Знаешь, иногда Б-г (или Дорогая Вселенная, или я не знаю кто) посылает человеку подарки. Они бывают разные: некоторые даются внезапно, некоторые начинают приходить после больших усилий. Часто они выглядят как чудо – совпадают сразу несколько маловероятных вещей, якобы совершенно случайно оказываешься в нужное время в нужном месте. Подарком может быть знакомство с человеком, или вещь, или возможность, или путешествие, или вообще что угодно, но главное в таком подарке – это то, что в нём заключён огромный потенциал. Сумеешь это взять – сможешь сделать всё, что захочешь. И, на мой взгляд, самое страшное – это не узнать этот подарок, не понять, что это такое, обесценить его, не быть готовым принять его, струсить, выбросить. Взять бывает очень страшно, или подарок может выглядеть не так, как представлялось, или требует большой работы. Но это слишком ценные штуки, чтобы ими разбрасываться. Я знала удивительных людей, у которых был огромный потенциал и настоящий дар к чему-то, но они так и не реализовали это и всё продолбали. На надгробном памятнике такому человеку можно написать: «Мог бы».
— Что такое для тебя роскошь?
Первое, что приходит в голову – это штампы из кино: яхты всякие, особняки. Но вообще не так. Роскошь – это жить именно так, как хочется, как удобно. Роскошь – это устроить свою жизнь так, чтобы иметь возможность не просыпаться в шесть утра – а за окном вьюга, январь, ледяная ночь, ядерная зима, а тебе на работу, которую ты ненавидишь, и ехать туда полтора часа в промёрзшей насмерть вонючей электричке, обледенелые перроны, уважаемые пассажиры, мы все умрём – а ты такой просыпаешься и вспоминаешь, что ТЕБЕ ТУДА НЕ НАДО, ложишься и сладко спишь дальше. Вот это и есть роскошь. И ещё роскошь – это способность оставаться невозмутимым и сохранять ясность и спокойствие. Это когда ты настолько крут, что уже не надо ничего никому доказывать, поучать, запрещать, присваивать, кем-то притворяться. Это способность спокойно поговорить и понять там, где хочется заорать, хлопнуть дверью и навсегда прекратить общение. Ещё роскошь – это умение жить сейчас, вот прямо сейчас. Уметь делать себе маленькие подарки и чувствовать благодарность за то, что есть. Поймать эту волну и быть в сияющем потоке, и быть частью этого потока, и ощущать вселенскую большую любовь. Её правда можно ощутить телом, она вроде звука, очень мощная. Роскошь – это умение настраиваться на эту волну. Я не очень высокопарно выражаюсь? Это всё самые простые вещи, они ужасно простые.
— Может быть, есть что-то, что ты бы хотела рассказать, а я не догадался спросить?
Оу. Ну, можно, например, спросить: хотела бы ты проиллюстрировать какую-нибудь книгу? Я тогда ответила бы: хочу, только пока не представляю – какую. Из серьёзной книги моих космоножек погонят поганой метлой, конечно, и в детскую книгу тоже не возьмут по причине специфического юмора. Я бы хотела проиллюстрировать учебник физики, например, чтобы дураки вроде меня, которые будут учиться по этому учебнику, покатывались со смеху и в связи с этим хоть что-нибудь запомнили, потому что смешное легче запоминается. Как-то так.
Другие интервью, которые могут быть Вам интересны: