январь 2018
Интервью с фото-художником Лилой Серёжкиной
Беседу вела Катерина Вендилло
— Как Вы пришли к своей профессии? Почему фотография?
Сколько себя помню,
я создавала визуальные образы: рисовала, лепила, конструировала наряды из старых занавесок, разрисовывала
и переставляла мебель.
По-моему, я с ней уже родилась, я не помню момент выбора в этой жизни. Мне всегда хотелось «украшать», делать пространство более вкусным, цвета более приятными для глаза, добавить деталей, которые создадут настроение
и ощущение «дома» в очень глобальном смысле. И я это просто делала. Много.

Когда мне было 10, у нас дома появился первый видеомагнитофон, и мой папа-киноман начал знакомить меня с классикой мирового кинематографа. Тут-то я и поняла, что всё, что я делаю – это создание мизансцены в масштабах нашей комнаты в коммуналке, моего невеликого шкафа с костюмами и меня в главной роли. Всё было понятно, мне не хватало людей. И пространства. Но людей в первую очередь, ведь именно они, придя в это пространство, смогут его окончательно «украсить» и наполнить. Отсюда и появилась фотография, через неё я могла показать любую мизансцену, наполнить её своим цветом, светом и тенью, придать эмоции и вдохнуть жизнь с помощью людей.
Получилось так, что фотография, по сути, стала для меня продолжением живописи, но в осовремененном цифровом формате.
На первом этапе отсутствие нужного реквизита компенсировалось фотошопом, я дорисовывала реальность. В этом мне очень помогло моё высшее художественное образование. Я училась
в университете им. Строганова, а там с нас снимали пять шкур, чем вбили много полезных знаний и заодно приучили работать сутками и без перерывов на еду.

После был семилетний период работы и творчества, но появилась одна проблема, которая волновала меня всё больше
и больше. Я могла как угодно нарисовать и украсить мизансцену, но я не могла полностью вписать туда людей, мне не хватало открытости, искренности, настоящести, любви в конце концов. Идеал отсутствовал. Я работала с хорошими моделями, актёрами, но мне было мало, чего-то не хватало. Мне хотелось их переделать, «украсить».
С этого момента я глубоко и надолго заинтересовалась психологией, астрологией и прочими научными инструментами, которые помогли бы мне понять людей и найти нужные триггеры, чтобы и их «отретушировать».
Количество перешло в качество, и случилось открытие, которое меня совершенно потрясло.
Людей не надо переделывать и украшать, то есть вообще, в них уже есть это сияние, этот свет, идеальней которого человеку навряд ли под силу что-то изобрести. Чаще всего это называют душой, той первопричиной, на которую нанизано все остальное, включая наши страхи, комплексы, амбиции, различные маски для выхода в люди.
И если уметь это видеть, то откроется настоящая красота, совершенно не зависящая от формы носа, длинны ног, нарядов и макияжей.
Мне безумно захотелось этим поделиться.
— Как родился проект Фото Скульптуры? С чего Вы начинали? В чём его суть?
... одни восхищались глубиной красоты портретов, другие шарахались
с возгласами «это что за посмертные маски?!». Я думаю, они на самом деле просто боялись, что могут вдруг стать такими же обнажёнными, без всякой защиты
Я вводила людей в определённое состояние транса, ведущее к полному расслаблению, а следовательно к слетанию всей шелухи. В этом состоянии я снимала с них маски и отливала их в фарфоре. Фарфор совмещался с напечатанным портретом изображенного человека и получалась 3D работа, концентрированно раскрывающая внутреннюю красоту и гармонию каждого из нас.

Оказалось, что эта тема была интересна не только мне: проект очень быстро заметили и предложили мне персональную выставку на Винзаводе в Москве. У меня брали интервью для телевидения, писали статьи об уникальности и новаторстве метода, меня приняли в Союз художников, критики пытались разобрать проект по запчастям. Я была не готова к этому, и, чтобы не бояться, переключила свой адреналин на любопытство.

Я наблюдала за реакцией людей на то, что они видели, и не было ни одного человека, который бы остался равнодушным, Люди реагировали прямо противоположно, одни восхищались глубиной красоты портретов, другие шарахались с возгласами «это что за посмертные маски?!». Я думаю, они на самом деле просто боялись, что могут вдруг стать такими обнаженными, безо всякой защиты. В этот момент я убедилась в том, что всё это ещё кому-то нужно, и значит я не зря пробую делиться тем, что вижу внутри себя.
Несмотря на очень теплый прием проекта Фото Скульптуры, я видела, что это была крайность, которую я, голодная по человеческой красоте, решила так просто и лаконично показать. Я успела сделать вторую серию Фото Скульптур, уже более живых: фарфор расписывался, добавляя маскам схожести с живыми людьми, в подложенных под него фотографиях появился сюжет. Но исход витал в воздухе, и я достаточно быстро вернулась к созданию своей идеальной мизансцены, но в совершено другом качестве.
Я больше ничего не улучшала и не придумывала. Я начала снимать чистый реализм, но под своим углом. Я искала реальные ракурсы и детали, через которые можно было показать гармонию уже существующего мира, красоту людей.
В этот момент к фотографии добавилось видео.
— Расскажите поподробнее о том трансе, в который Вы вводите людей на съёмках Фото Скульптур. На что это похоже?
Я применяла классический эриксоновский гипноз плюс некоторые элементы медитативного погружения с помощью музыки, звуков и запахов. Это похоже
на Шавасану в йоге. (Шавасана — расслабление в позе мёртвого тела. При идеальном выполнении достигается абсолютное расслабление мышц тела
и остановка мысли.)
— Вы сами часто бываете в таком состоянии? Вам свойственны знаменитые медитации Дали, путешествия в разные ощущения, наблюдение за собой? Что самое интересное Вы заметили в себе в последнее время?

В период моего интереса к психологии
я получила базовое эзотерическое образование
и очень сильно увлеклась китайской метафизикой, которой занимаюсь до сих пор,
но в более глубоком формате. Это как две разные стороны медали, каждая из которых важна. Психология работает с субъективным, эзотерика с объективным. В эзотерике работа
с собой, медитации, сновидения, осознание своих ощущений и реакций мира — твоя ежедневная бытовая жизнь. В тонком мире существуют и летающие единороги, и мир
во всём мире, раз я это чувствую и вижу,
а не богатое воображение, как говорила мама.
— Почему Вы не занимаетесь скульптурой в классическом виде, а соединяете её
с фотографией, цифровой живописью и кино?

Я стремлюсь к созданию вещей, которые погружали бы зрителя в целый мир, отключали на время от привычной среды, и действую по аналогии самого простейшего создания транса, которое заключается в том, чтобы нагрузить все наши органы восприятия (на самом деле для транса достаточно задействования только трех, но одновременно, а не последовательно). В визуальном же мире я собираю в одно различные техники передачи картинки. Для меня это всего лишь инструменты, с помощью которых можно что-то построить.

— Есть ли объединяющая идея, один месседж всех Ваших работ?
Отвечу незамысловато. У меня есть тэг, который я много и регулярно ставлю в своем инстаграме и на фейсбуке: #какойкрасивыймирмама
— С какими моделями Вам было проще всего работать? С какими интереснее всего, с какими сложнее? Как Вы подбирали моделей для Фото Скульптур?
Проще и, что более важно, счастливее работать с моделями, которые разделяют твой взгляд на этот мир. Им не нужно долго что-то объяснять и вводить в соответствующее настроение, они понимают тебя с полуслова. Интереснее всего с творческими людьми, чей космос сродни твоему — вы будто дополняете друг друга и становитесь естественными партнёрами, создавая мир, который было бы невозможно создать в одиночку.

Сложнее всего с теми же творческими людьми, которые на другой волне. Вы никогда не договоритесь, и каждый будет гнуть свою линию, в итоге пострадает проект.

Для Фото Скульптур первыми моделями были мои друзья, низкий им поклон за безграничное доверие ко мне. После я сама искала типажи для гармоничного наполнения серии. Это как кастинг на фильм, ты ищешь человека, чей образ и энергетика идеально ложатся на прописанного персонажа.
— Чем, по-Вашему, фотография отличается от видеосъемки? Или они похожи?
Для меня в этих двух жанрах нет большой разницы, потому что я полностью сохранила суть. Я хотела рассказывать историю картинкой-мизансценой с её деталями и живущими там людьми. Мне не хватало знаний в режиссуре, и я начала искать обучение, содержащее в себе практическую часть.

К сожалению, на тот момент я не нашла в Москве ничего, что бы меня впечатлило. Мой ангел хранитель это, видимо, наблюдал, и решил сделать мне бесценный подарок. Я попала в подмастерья к режиссеру Михаилу Калмыкову на 10-ти дневные съёмки сериала. Положа руку на сердце, я считаю Мишу своим самым важным учителем в режиссуре. От него я получила и основы сценаристки, и логику рассказа истории в кинематографе, и последующее донесение своих образов в голове через раскадровку. Я получила понимание качеств лидера на съёмочной площадке, не только в создании структуры съёмок, но и в мотивации всей съёмочной группы своим собственным горением от занятия любимым делом.
— Какие два самых волнующих момента, позитивный и негативный, Вам запомнились из детства?
Для меня было ужасом представить, что, закрывая глаза, большое количество людей погружается в пустоту, темноту и клубок мыслей о прошедшем дне.
С детства я видела картинки с закрытыми глазами, мама называла это богатым воображением. Мне показывали безумно интересное кино безо всяких психоделиков. Я никогда не понимала, как кому-то может быть скучно. Для меня побыть одной обозначало погрузиться в волшебный мир с летающими единорогами.

У меня очень плохо складывались отношения с коллективом — в детском саду я была белой вороной, а в школе «девочкой для битья», поэтому эти картинки — самое позитивное моё воспоминание из детства.

Негативный момент случился ближе к 20-ти. Я вдруг поняла, что оказывается, эти картинки видят не все. Это, на самом деле, и послужило основной мотивацией делиться своими картинками, я как будто чувствовала, что это моя обязанность, что выбора у меня нет.
— Кто из творческих, известных людей повлиял на Вас больше всего? Кто Ваш учитель?
Я бы поставила знак равенства между «повлиял» и «научил». Конечно, я могу перечислить несколько любимых художников и режиссёров, это Густав Климт, Пабло Пикассо, Валентин Серов, Одри Кавасаки, Федерико Феллини, Джеймс Кэмерон. Но более ценны для меня творческие люди, с которыми меня лично свела судьба.

Один из таких людей — Виталий Комар, художник с мировым именем. Мне очень повезло, что в своё время он поверил в меня и уделил мне почти 3 часа, глубоко и вдумчиво погрузившись в мой скульптурный проект и рассказав, как передать свою «легенду» людям, не исказив смысла. Эти 3 часа были для меня поворотными и оказали очень сильное влияние на весь мой последующий путь.

Также это был Миша Калмыков, о котором я рассказала выше. Он добавил в моё творчество тот самый важный недостающий пазл, без которого было бы невозможно понять, что хотел нарисовать автор.
— Как Вам живётся на другом конце планеты? Легко ли было найти общий язык с людьми другой национальности, как проходят рабочие процессы? Есть ли разница в восприятии Ваших работ?
Я очень люблю природу, пребывание в лесах и горах вдохновляет меня и дает время побыть одной. Тут можно это делать круглогодично благодаря вечному лету.

В городе, где я живу, очень перемешанное население. Коренных американцев катастрофически мало. Есть и европейцы, и азиаты, и дорогие россияне. Подобное смешение культур безумно интересно, такое ощущение, что я оказалась перед порогом Вавилонской башни, и между всеми нами нет никакой разницы, несмотря на различный культурный код. Когда я впервые попала со своими работами в американскую галерею в Майями, меня очень удивила оценка главного куратора: «Ваши работы совершенно не похожи на русское искусство, Вы будто и не из России вовсе». Я до сих пор не очень понимаю, что он имел в виду, особенно учитывая, что по происхождению он итальянец. Но одно могу сказать точно: здесь больше ценятся новые нестандартные подходы, нежели классика жанра. Во всём. В США считают, что новое — двигатель прогресса, и, конечно, мне это облегчило попадание на местный арт рынок с моим скульптурным проектом.
— Во время выставок и общения в Союзе художников встречались ли Вы с людьми, которые вели похожие проекты? Многие художники интересуются спокойствием, «сброшенной шелухой», отсутствием масок?
Я, может быть, прозвучу грубо, но художники, как правило, интересуются только своими проектами и мыслями. У каждого их них своя внутренняя вселенная, в которой они живут. Иногда случаются чудеса, и ты встречаешь на своем жизненном пути людей, которые живут
в той же вселенной, что и ты. Это очень большая удача, тогда вы правда услышите друг друга
и даже сможете создать что-то вместе.

Я счастливый человек, потому что встретила уже двух таких людей, это Саша Минин — режиссёр «Единственного апостола» и Лора Резникова — восхитительная актриса и сценарист. Мы с Лорой в своё время сняли серию короткометражных фильмов под названием «Пересказки», повествующих о том, что на самом деле сокрыто в безобидных детских сказках. Я до сих пор вспоминаю это время как одно из самых счастливых в моей жизни.
— Как Вы думаете, возможен ли мир, в котором люди смогут жить без масок и лишних ролей?
Как говорила моя бабушка : «Нет слова "не могу", есть слово "не хочу"». Конечно смогут. Маски — это своего рода скорлупа, скафандр. Он защищает от невзгод и печалей, по крайней мере делает менее больным попадание в тебя камнем. Но так же он защищает от того, чтобы действительно глубоко чувствовать и видеть мир во всей его неслыханной красоте и любви. Роли же — это другое, это скорее набор внутренних субличностей, играть которыми безумно занимательно. И примерять на себя новые и чужие тоже. Я бы не хотела, чтобы это вдруг искоренилось.
— Что в современном мире Вас печалит, а что радует? Что бы Вы изменили, если бы могли?
У меня нет фундаментального ответа на этот вопрос. Я знаю, что в мире априори работает закон сохранения и равновесия энергии и закон кармы. Это значит, что если где-то убыло, то где-то прибыло. Если где-то процветает дискриминация, то где-то одновременно с этим случается катарсис приятия. Если кого-то убили, значит был должок из прошлой жизни. Всегда есть две стороны медали.

Но, конечно, меня радуют и печалят вещи «по месту», происходящие в отдельно взятый сегодняшний день, и одно сменяется другим, если разрешать себе проживать не только радость, но и печаль.
Про изменить же, я думаю, что каждый из нас меняет, может быть даже этого не осознавая. Это как «Эффект бабочки». Из невозможного: я бы изменила климат
в России и изобрела бы телепортацию. Последнее подарило бы людям время,
а восприятие отпущенного тебе времени чертовски сильно влияет
на твои приоритеты и скорость жизни.
— Какие у Вас планы на будущее, чего хочется достичь, в какую сторону шагать?
На сегодняшний день я живу в Лос Анжелесе и мою жизнь наполняют два направления: это фото и видео съёмки короткого формата – клипы, реклама, короткометражное кино; и создание третьей серии Фото Скульптур, что является полностью выставочным проектом.

Я оставила в своей жизни Фото Скульптуры потому, что это очень отличный от съёмок процесс, это моя возможность побыть одной в своём пространстве. И, конечно, 3-я серия будет не похожа на первую и вторую. Проект уже ждут в двух галереях, что придаёт мне дополнительную мотивацию. Съёмки же занимают большую часть времени и являются моей основной работой.

Я, наверное, не смогу ответить на вопрос о целях и достижениях. Я думала об этом до своих 30-ти, очень хотелось золотую пальмовую ветвь. Но теперь мой единственный план — продолжать находится в процессе создания визуальной гармонии, я просто очень люблю это делать. Как сказал кто-то из великих: «Писать нужно только тогда, когда не можешь не писать». Так вот, я не могу не рисовать, во всех смысла этого слова. И, пожалуй, единственное мое пожелание — это чтобы в сутках стало больше часов для возможности вместить туда моё творчество, моё обучение китайской метафизике, моё время для сына.
Другие публикации, которые могут быть Вам интересны: