Автор рецензии на спектакль: Ксения Кузнецова Вёрстка: Катерина Вендилло Фото: Ирина Ефремова
19 сентября театр Постскриптум открыл сезон провокационным и острым спектаклем «Сиротливый запад». Постановка стала дебютной режиссерской работой для актера театра и кино Александра Сударева.
Пьесы Мартина МакДонаха славятся жестокостью и прямотой в своем представлении быта и ситуации. «Сиротливый запад» не стал исключением: автор поднимает одну из наиболее острых тем – отцеубийство. Наверное, наиболее глубоко данное преступление в отечественной литературе было рассмотрено Федором Михайловичем Достоевским в романе «Братья Карамазовы», где сложные отношения между отцом и детьми держат в напряжении читателя на протяжении всего произведения.
Подобную аналогию можно провести и в пьесе МакДонаха. Режиссер представляет свою версию трагедии одного дома, где зарубежная пьеса и русский драматический театр удачно столкнулись лбами.
Действие происходит в небольшом городе Линэн, в одном из многочисленных домов. Зритель проживает вместе с братьями Коннор несколько дней, которые становятся переломными в судьбах четырех людей. Александр Сударев вскрывает несколько тем: вопросы религии, нравственность (как можно упасть и как подняться), затаенные обиды и мораль. Все это четко выведено в каждом из персонажей.
Оформление спектакля от художника-постановщика Марины Ивашковой – это настоящее бунтарство, которое в чем-то напоминает типичную мальчиковую комнату, где живет сложный подросток. Все достаточно просто, и при этом характерно: обычная мебель, лишенная всякой роскоши, элементы уюта, напоминающие об утерянной гармонии, граффити на стенах, не лишенные пошлости. Рисунки в данном случае, становятся настоящими рассказчиками воспоминаний братьев.
Перед зрителем буквально разворачивается полотно слабостей и пороков, но здесь срабатывает прием «хирурга»: чтобы сделать человеку лучше, нужно причинить ему боль. Как ни странно, мат и двусмысленные шутки в спектакле смотрятся органично, если учесть обстановку угрюмого города, жизнь скандальных и сложных по характеру молодых людей. Буквально все окружение центральных персонажей говорит о том, что другими они просто и быть не могли бы. Именно поэтому, зрителю порой нелегко даются разборки между главными героями Валеном и Коулменом, чья межличностная трагедия становится очевидной в финале спектакля.
Самые острые и эмоциональные столкновения героев вынесены на авансцену: конфликты братьев, философские разговоры священника Уэлша и местной девчонки Герлен, пронзительные монологи. Стоит отдельно разобрать и каждого персонажа:
Отец Уэлш (Денис Лазутин) – противоречивая персона, появляющаяся в доме Коннор дважды: после похорон Коннора-старшего и при известии о смерти одного из горожан. Герой носит в себе одно из главных внутренних противоречий. Он служит Богу и при этом является заложником зеленого змия – алкоголизма. Прекрасно понимает, что сам является грешником, но не может побороть своей зависимости и страдает от самобичевания. Такой человек как он, по мнению героя, не имеет права иметь свой приход так как не является примером для прихожан. Можно сказать, что Уэлш человек без кожи: каждое происшествие он принимает на свой счет и тяжело страдает от невозможности решения конфликтов мирным путем. В итоге герой погибает.
Герлен (Юлиана Зверева, прим. – играет в очередь с Татьяной Правниченко) – луч света в темном царстве, где разворачиваются непоправимые события. Героиня будто соткана из многочисленных противоречий. С одной стороны, зритель видит, что это «своя в доску» девчонка. С другой стороны, лишь в одной мизансцене можно увидеть ранимую и многогранную душу девушки, которая подобно всем героям скрывает истинное лицо за социальной маской.
Вален Коннор (Сергей Курзаков) получает наследство от отца. Это маленький человек, который хочет быть большим, но в глубине души остается ребенком. Отсюда мы видим незрелость раздела имущества, поиск самореализации через коллекционирование святых. Не смотря на свою горячность, остается ощущение глубоко страдающего человека.
Коулмен Коннор (Юрий Караулкин), наверное, главный нерв спектакля, герой, который заставляет буквально весь зал ненавидеть себя. Стоит отдать должное исполнителю роли, ведь при всей негативности роли, зритель видеть в персонаже и позитивные черты характера. Герой как будто намеренно надевает маску и отстраненно переживает за своего брата. Для него показать свои истинны чувства и эмоции, как будто значит выглядеть «не круто». При этом финал пьесы надламывает Коулмена и показывает зрителю несостоятельного человека, не справившегося с мелкими обидами.
Сильная по своему эмоциональному накалу сцена раскаяния братьев становится мощной финальной нотой спектакля, вселяющая надежду на то, что все еще разрешится и жизнь изменится.