«Министр Заботы»

Интервью с создателем Школы Сервиса
Максом Ламановым
Беседу вела Катерина Вендилло
Социальный инженер, исследователь сервисной культуры, основатель просветительского проекта ШКОЛАСЕРВИСА.РФ и коллекционер шуток о сервисе РЖД, Сбербанка и Почты России.

О заботе, упрощающей жизнь, о «советском», «иностранном», «внутреннем» сервисе, о проблемах бизнеса в России и о многом другом — в нашей беседе.
— Макс, скажи, что такое «сервис» и зачем он нам нужен?
Надо сказать, что к теме сервиса есть много подходов. Мой подход — исследовательский. То есть я смотрю на СЕРВИС, как на явление в нашей жизни, которое проявляет себя абсолютно в разных сферах. Его мы можем наблюдать в бизнесе, в городском и государственном управлении, в быту, в отношениях людей. Самый простой и понятный пример — это наличие крючков для одежды в туалетных кабинках.

Сервис как явление в нашей жизни мы ценим, потому что где бы он ни был, он упрощает нашу жизнь и помогает сохранить силы для чего-то более важного.
Я бы сказал, что у заморского понятия «сервис» есть прекрасный русский аналог — ЗАБОТА. Так вот, когда мы проявляем заботу друг о друге, мы делаем жизнь друг друга проще. Вот и получается такая сервисная ценность.
— Чем российский сервис отличается от европейского, азиатского, штатовского? В чём наша сила, а в чём недоработки?
Первое, что хочется ответить на этот вопрос: разница в сервисной ментальности. То есть фактически разное отношение к сервису как явлению в нашей жизни, будь то бизнес, быт или государственный сервис.

Но и ментальность — это вещь непостоянная. Она имеет свойство изменяться.

Так вот, западные страны чуть раньше, лет так на 50, а то и 100, стали эту ментальность формировать. То есть увидели в сервисности некую новую ценность.
Об этом, кстати, хорошо написано у Ильфа и Петрова, которые путешествовали по Америке 1930-х годов и в своих заметках обратили внимание на «американский сервис».
— Далеко ли мы ушли от шуток про ужасный советский сервис? Или он в нас ещё сидит?
Боюсь, что это были не шутки, а описание реальности в шутливой форме. А шутки просто помогали переработать стресс от этой несервисной реальности. Когда ты не можешь ничего изменить, то, чтобы не сойти с ума, тебе остаётся только смеяться над этим и проявлять остроумие.

Ещё какие-то десять лет назад интернет пестрил шутками про Сбербанк, Почту России и РЖД. «Почта России. Вас много, а я одна», «Почта России. Письмо должно быть долгожданным». «Сбербанк России. Создаём очереди с 1841 года», «РЖД. Открой для себя Россию и влажную постель».

Для меня как исследователя важнее понять природу таких проявлений «советского» сервиса в российских современных реалиях. И я думаю, тут всё просто: все были что-то ДОЛЖНЫ, но мало кто чего-то ХОТЕЛ, потому что во многих сферах люди были отдалены от результатов своего труда. Не было необходимости быть сервисным, вежливым и т.д. Это ни на что не влияло. Поэтому долгие годы отголоски этого «советского» сервиса мы наблюдали в крупных компаниях с советской историей.

К тому же, надо учесть, что ещё совсем недавно в этих отраслях не было того, что мы сегодня можем назвать рыночной или нишевой конкуренцией.
А сервис появляется тогда, когда у покупателя (клиента, гостя, пассажира, пациента, гражданина и т.д.) появляется выбор. И сервис играет не самую последнюю роль в этом выборе.
— Как появилась школасервиса.рф, как она развивается, в чём её основные задачи? Почему она — просветительский проект?
Просветительским проектом мы её назвали потому, что просвещение людей по теме сервиса — это наша основная миссия. То есть мы помогаем людям в разных сферах увидеть сервисные проявления и показать, насколько они выгодны всем, как ими можно управлять, как на них влиять.

Проект родился лет 10 назад. Но вот до недавнего времени он вызревал, набирался сил. Мы работали в экспериментальном режиме и мало кому о себе рассказывали.

А три года назад пришло окончательное понимание, как нужно этим проектом заниматься, зачем он нужен миру, почему это важно лично для меня. Сейчас я в этом вижу большой смысл и поэтому сейчас много времени уделяю именно Школе Сервиса.
— Ты называешь себя социальным инженером, кто это такой?
А кто такой инженер без приставки «социальный»? Чем занимаются вообще инженеры? Они работают с какими-то механизмами и системами, что-то проектируют, что-то строят. Обычно что-то полезное и нужное.

Социальные инженеры тоже работают с механизмами и системами, только социальными. Когда люди собираются в группы, коллективы, компании, города и даже государства, то они становятся единым социальным механизмом.

Так вот социальные инженеры заботятся о том, чтобы эти механизмы работали наилучшим образом без перебоев. Вовремя провести ТО, смазать, подлатать. Но самое важное — это создание условий.

Каждый из нас проявляет себя в зависимости от условий. Задача социального инженера — создать такие условия, в которых человек проявит свои лучшие стороны и качества, которые требуются для достижения той или иной цели, например, цели бизнеса.

Этот подход социального инжиниринга мы используем в практике Школы Сервиса.
Мы объясняем руководителям, что люди проявят свою сервисность, если для этого будут благоприятные условия. И если нам верят, то мы помогаем руководителям создать такие условия для сотрудников, а дальше сервис становится естественным явлением. Магия, в общем.
— О чем ты говоришь на лекциях? Как должны понять твои слова слушатели, как они должны отреагировать, чтобы ты был доволен?
В основе всех наших лекций и тренингов лежит сервисная идеология. Это такая система взглядов, которая помогает шире посмотреть на сервис и увидеть его вокруг. Нам удалось выразить эту сервисную идеологию в пяти тезисах, и получился своеобразный сервисный манифест, с которого мы всегда и начинаем наше вещание.

Я думаю, что сервисная идеология — это очень мощная и объединяющая концепция. Она выгодна абсолютно всем: правителям, партиям, бизнесу, гражданам, клиентам. И выгодна везде, во всех сферах, в любой точке мира.

К этой мысли я подвожу участников лекций и тренингов, но не озвучиваю её. Я верю в то, что люди сами смогут об этом догадаться, тогда это будет их открытие, их откровение, которое когда-то случилось и со мной.

Обычно, по итогам тренинга или лекции мне достаточно услышать такие слова: «Спасибо, Макс. Я и не думал о теме сервиса с этой стороны». Или вот ещё один раз одна участница сказала: «Я думала, сервис — это просто про мои впечатления. А тут, оказывается, целая наука, и она вообще про нашу жизнь».

Вот когда я такое слышу, значит зерна посеяны, сервисный рассвет в отдельно взятой голове начался и его не остановить. А ещё важно понимать, что это нужно кому-то, кроме меня и моих коллег.
— Известно, что создание определенной атмосферы, где всё прекрасно организовано и продумано, притягивает людей. Как этого добиться, например, в ресторане? В фитнес-клубе? В сельпо?
Такой эффект возможен при соблюдении закона сервиса №1. Он звучит так: «Сервис внешний, который получают клиенты, является отражением сервиса внутреннего, который получают сотрудники от своих руководителей».
То есть не забывать о том, что наш бизнес и наш продукт создаётся для людей (наших покупателей и клиентов). Но при этом помнить, что этот продукт создают тоже люди — это наши внутренние клиенты (сотрудники). Поэтому обеспечить заботу о своих сотрудниках — это первое гигиеническое условие.

А ещё есть нюансы, например, наличие объединяющей идеи, понимание целей и наличие договоренностей между всеми членами команды или коллектива. Для создания правильной атмосферы нужно, чтобы каждый сотрудник и каждое подразделение понимали общую цель: а зачем и ради чего мы всё это делаем? Моя практика показывает, что этому очень мало кто уделяет внимания. А там, где уделяют, принципиально другая атмосфера и совершенно иной сервис. Попробуйте.
Кстати, в сельпо можно чаще встретить подход человек-человек, а не обезличенное и обездушенное «продавец-покупатель».
— Кстати о сельпо: везде ли нужен сервис? Насколько это древнее и необходимое понятие?
Я думаю, что сервис как явление существует с тех пор, когда одни люди начали делать что-то для других людей. И с одними нам удобнее и приятнее взаимодействовать, а с другими вообще не хочется иметь никаких дел.

Нужность сервиса определяется целью. Для представителя бизнеса целью может быть необходимость выделиться на фоне конкурентов своим отношением к клиентам и выстроить с этими клиентами долгосрочные и доверительные отношения. Такая цель подойдёт и сельпо, и банку.

Цель также есть и у покупателя. Купить поближе, купить с доставкой, купить в долг, заплатить потом. И сервис мы как покупатели тоже ждём и ищем такой, который соответствует нашим целям и запросам.
— Считается, что качественный сервис — стратегия столь же мощная, как маркетинг, и столь же эффективная, как высококачественный продукт. Согласен? Почему?
Тут всё зависит от стратегии. Если это стратегия выстраивания долгосрочных отношений, основанных на взаимном доверии, то это одно. Если это про одноразовость отношений с клиентом, то совсем другое.

Я привожу в пример на своих лекциях одну компанию по доставке воды. Так вот они не берут залог за тару (бутыли 19 литров), а другие доставщики воды берут по 250 р. за каждую бутыль. Почему так происходит? Думаю, что у разных компаний разные стратегии. Одни мне сигнализируют, что доверяют. А если доверяют, то рассчитывают со мной на долгие отношения. А те, кто берут залог за тару больше заботятся о себе, а не обо мне как покупателе.

Стратегия долгосрочная строится на доверии, а доверие на взаимоуважении, а взаимное уважение — это и есть сервис, и он будет проявляться во всём.
Американский комик Джордж Карлин как-то сказал про банки: «Вы заметили, что в банках всегда ручки пристегнуты на цепочке? И у меня вопрос: если я доверяю вам свои деньги, то почему вы не можете доверить мне свои ручки?»
— Назови три самых успешных проекта и три проекта, где не получилось.
Я люблю вспоминать мой первый проект в ресторанной сфере. Когда заказчик попросил меня наладить сервис, а я вместо этого работал целый месяц психологом для сотрудников этого ресторана. И сервис наладить не удалось, потому что его можно наладить только в устойчивом коллективе, которые выработали единые правила и работают по ним. А тут была ситуация всеобщей неопределенности. То есть сотрудники беспокоились о завтрашнем дне, не знали, уволят их или оставят. Была напряжённая обстановка, тому было много причин, о которых я тут рассказывать не буду, так как не хватит места в формате интервью.

А сейчас я на начальном этапе понимаю все вводные, которые повлияют на то, получится или нет. Но и не последнюю роль здесь играет постановка цели заказчиком.

Иногда просят провести обучение для сотрудников, развить у них сервисное мышление. А потом проект переходит в формат стратегической сессии для руководящего состава, где руководители всех уровней договариваются о том, какой сервис они вообще хотят предоставлять своим клиентам. Происходит это потому, что оказывается, что сотрудники очень бы хотели что-то новое и интересное делать в сервисе, а вот руководители для этого не создали нужных условий или эти условия противоречивы.
Мы помогаем сперва навести сервисный порядок в головах руководящего состава, а потом переходим к работе с рядовыми сотрудниками.
— В чем три основные проблемы российского малого и среднего бизнеса сегодня?
Надо понимать, что я не большой специалист в оценке проблем бизнеса. Могу назвать те проблемные места, с которыми я сталкиваюсь в своей работе с заказчиками, и они напрямую влияют на мою часть работы. Я даже дал этим явлениям название «бизнес неврозы».

Бизнес как самоцель. Зарабатывание денег ставится как основная задача. И это сигнал к тому, что у бизнеса нет благородной идеи, то есть нет ощущения миссии. Когда только про деньги — это порождает много проблем. Желание заработать любой ценой в максимально короткий срок, а не желание создать важный и нужный продукт или услугу.

Нарушение баланса интересов. Когда бизнесмены забывают про то, что формула ДОВОЛЬНЫЙ БИЗНЕС = ДОВОЛЬНЫЕ СОТРУДНИКИ = ДОВОЛЬНЫЕ КЛИЕНТЫ — это единственная стратегия долгосрочного процветания. Я об этом даже статью написал «Парадигма СЕРВИС 3.0».

Неразборчивость и всеядность. Вместо того, чтобы делать то, во что веришь ты сам, и привлекать людей, которым это тоже близко, делается продукт, который не близок, а иногда и вызывает отвращение. Об этом очень хорошо и подробно написал Саймон Санек в книге «Начни с ПОЧЕМУ?».
Основная идея в том, что самые успешные в долгосрочном смысле компании — это те компании, которые создают такой продукт, в который верят сами, верят сотрудники и верят клиенты. Думаю, к этому стоит стремиться.
— В чем основные стоп-факторы развития для молодого предпринимателя в России сегодня?
На мой взгляд, люди, которые выбирают путь предпринимательства — это большие смельчаки. Предприниматель сегодня — это как Колумб в своё время, отправлялся в путешествие и не знал точно, к чему оно приведёт: к затоплению корабля или к открытию новых земель и новых возможностей. Но риск лежал в основе этого предприятия. Сейчас ничего не изменилось.
Смелость и решительность — это скорее старт-фактор. Но если это уходит в другую крайность, «безумие и отвага», то это скорее про неумение стратегически мыслить и моделировать желаемое будущее, и срабатывает это как стоп-фактор. Настроение портится, а всему виной избыточные ожидания гарантированного успеха.
Есть много «голубых океанов», но их не видят. Один из тезисов сервисного манифеста гласит: «Сервис — это самое созидательное поле для конкуренции». Так вот помимо этого, сервис — это ещё и бездонное поле для конкуренции. Сервис — это голубой океан для любого бизнеса. Просто надо научиться в нём плавать. Это я так на наши тренинги приглашаю.

И главный стоп-фактор, который я тоже наблюдаю — это попытка пройти или повторить чужой путь. Именно эта стратегия сопровождается излишним расходом сил. Я буду делать, как лидер рынка, и у меня тоже всё получится. Но ошибка здесь в том, что нам часто доступна только поверхностная картинка, то есть то, что человек говорит в интервью или своих соцсетях.
Совет, если он кому-то нужен: идите своим путем через себя, свою личность.

И ещё: личная выгода должна быть на втором плане. На первом плане — благо, которое вы несете через своё предприятие людям.
— Как разговаривать с молодым предпринимателем, чтобы он задумался о верности своего направления и начал что-то менять? И почему так много людей, начиная дело, не обдумывают правильную дорогу развития?
Никто не знает, что такое «правильная дорога развития». Здесь нет чётких и единых правил. Есть некоторые закономерности, но и они не дают никаких гарантий.

Я бы тут ответил как психолог и как гуманист: подумайте о том, что хорошего вы хотите привнести в мир, как вы хотите упростить жизнь людей.

Я поддерживаю ту точку зрения, что заниматься надо тем, что вам лично нравится. Там будет больше СТРАСТИ, а значит и энергии на воплощение. А сколько времени уйдёт на нащупывание этого ощущения — дело персональное. Всё зависит от того, насколько человек честен с собой.
— Созидающий и выживающий — каково их отношение в России сегодня? Верное ли оно? Почему одних явно больше, чем других?
Это тема ещё одного моего проекта, тренинга «Жизненные стратегии». Но здесь можно развить параллель с сервисом.

Дело в том, что всё упирается в выбор каждого отдельного человека. А этот выбор определяется его целью. Если человек всеми силами держится за рабочее место, хотя ему неприятен начальник, он ненавидит продукт, который продаёт, то это стратегия ВЫЖИВАНИЯ. И она будет напрямую отражаться на характере сервиса. Он будет обслуживать клиентов из РАБского состояния.

Но это всего-лишь привычка нашего мышления. Стратегия ВЫЖИВАНИЯ проще, потому что проще отдать свою жизнь в чьи-то руки, проще выполнять чьи-то приказания и не нести за это конечной ответственности. Так исторически сложилось, и мы этот переход к сервисной ментальности в России никак не можем сделать массово.

Но есть и другая стратегия — СОЗИДАНИЯ. И люди в сервисе здесь совсем по-другому себя проявляют. Они обслуживают своих клиентов из состояния радушного ХОЗЯИНа. И однажды столкнувшись с таким сервисом, вы его ни с чем не спутаете.
Тут опять хочу вспомнить тезис из скетча Джорджа Карлина: «Большинство людей работают лишь настолько хорошо, чтобы их не уволили, и им платят лишь столько, чтобы они не ушли». Мне кажется, что эта формула объясняет многое.
— Ты министр сервиса РФ. Твои первые решения?
Помнишь, я говорил, что сервис появляется тогда, когда появляется конкуренция? А конкуренция всегда даёт выбор из вариантов. Например, вариантов подхода к развитию страны.

Я думаю, что кабинет министров — это такой совет директоров в компании. И задача каждого министра в том, чтобы развивать свою отрасль, но при этом напоминать другим министрам и генеральному директору (президенту) о существовании своей отрасли и её важности.

Так вот, министр сервиса — это министр по делам Заботы. То есть на государственном уровне появляется ценность заботы друг о друге, государства о гражданах, граждан о государстве и т.д. И это взаимно, а не однобоко.

Так вот главная задача министра по сервису в том, чтобы держать в балансе интересы трёх сторон. В бизнесе это такое равноправие: ИНТЕРЕСЫ БИЗНЕСА = ИНТЕРЕСЫ КЛИЕНТОВ = ИНТЕРЕСЫ СОТРУДНИКОВ. А на уровне государства это будет выглядеть так: ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВА = ИНТЕРЕСЫ БИЗНЕСА = ИНТЕРЕСЫ ГРАЖДАН. При соблюдении баланса между этими интересами будет возможность построить сервисное государство, потому что это выгодно всем сторонам.

Но случиться это, скорее всего, тогда, когда президентом в России станет умная и обаятельная женщина, которая окружит заботой всех вокруг. Чего нам всем и желаю!
Другие публикации, которые могут быть Вам интересны: