МАРТ 2016
Интервью с балетным фотографом
Дарьян Волковой
Беседу вела: Ксения Пшеничная
Редактор: Катерина Вендилло
Каким предстанет перед нами мир балерины, если она возьмёт в руки фотоаппарат и расскажет нам свои истории? Об этом говорит Дарьян Волкова, молодой профессиональный балетный фотограф из Петербурга, не понаслышке знающий, что такое искусство балета и каково это создавать красоту на сцене и за её пределами. Мы узнаем, в чём особенность съёмки, что изменилось в балете за 100 лет, а что осталось неизменным, как нарабатывать собственный почерк в творчестве и почему важно себя хвалить.

У работ Дарьян множество почитателей по всему миру. Больше фотографий вы найдёте на её сайте, а также в фейсбуке и инстаграме.
~
— Сначала были бальные танцы, потом классика, «Лебединое озеро» в Эрмитажном театре, а затем вдруг появились замечательные фотографии. Расскажи, почему многие идут долго к своей цели, а у тебя всё вышло быстро и легко?
Я никогда об этом не задумывалась. На танцы меня отдала мама. Балет был и остаётся моей первостепенной профессией, а фотография появилась гораздо позже, моё видение как фотографа и моё чутьё балерины совпали и нашли единое воплощение. Многие фотографы изначально хотят стать знаменитыми, а у меня такой цели не было. Я просто шла по этому пути, мне это очень нравилось и нравится до сих пор. Это не напрягало, не было работой, а постепенно выводило меня на сегодняшний уровень. К тому же я ни от чего никогда не отказывалась, всегда говорила: «Да, давайте попробуем», принимала с благодарностью любую возможность, была очень открыта, может быть, это мне помогло. Кроме того, к тому, чтобы начать снимать балет, меня подтолкнул муж.

— Как удаётся совмещать и балет, и фотографию?
Сейчас я изредка выезжаю на гастроли, хожу на уроки и репетиции, танцую в Эрмитажном театре, но на данный момент балету я уделяю меньше времени, нежели фотографии. Я поняла, что работать в театре каждый день — это не моё, поэтому сейчас я совмещаю фото, балет и путешествие, получается идеальная троица. Съёмка выглядит очень забавно: я бегаю в пачке и с фотоаппаратом, пытаясь в нужный момент поймать кадр.
— Ты заранее знаешь, как будет выглядеть кадр?
Не всегда, но чаще готовой картинки я не вижу, а только примерно знаю: какая будет фотография, чёрно-белая или цветная, как модель будет одета и так далее. Я рисую в голове набросками, жирными штрихами образ, а непосредственно картинка рождается уже тогда, когда видишь человека. Бывает, что твоё представление о человеке не совпадает с реальностью, так что иногда съёмка получается, иногда нет, это живой процесс.

«
Мы с моими моделями всегда стараемся искать что-то общее, я прислушиваюсь, так как ни один фотограф или хореограф не будет чувствовать артиста настолько хорошо, насколько он сам чувствует себя, своё тело.

»
— Постановочная фотография тебе ближе, чем репортажная?
Мне нравится всё, и снимать портрет, и ловить момент из-за сцены. Я люблю взаимодействовать с артистами в студии, всё это мне напоминает постановку «балета», где я будто в роли хореографа.
— Можно ли твои работы увидеть на выставках? Или пока только в интернете?
На данный момент в интернете. У меня было две выставки, осенью я планирую сделать масштабную персональную выставку в Петербурге. Пока не могу сказать, про что я буду выставляться, но знаю, что там будет не только фото, но и даже видео-материал.
— Как проходит твой обычный день?
Мой день начинается с кофе. Я очень люблю проводить время дома, когда получается — это счастье, так как сейчас у меня очень плотный график. Я сова, для меня вставать в 7 утра — подвиг, но зато успеваешь многое сделать.
— Какие у тебя любимые места в Петербурге, куда ты идёшь в первую очень после гастролей?


После гастролей я неделю сижу дома или отдыхаю в компании друзей. Очень люблю Невский, я на нём чаще всего появляюсь, с него можно свернуть в любую сторону и найти что-то интересное. Долгое время мне нравилась Новая Голландия, особенно когда она была закрытым и тайным местом, я читала в ЖЖ, как люди перелазили забор и проникали внутрь. А когда место открыли для всех, я разочаровалась, внутри она оказалась очень маленькой, а вся хипстерская тусовка показалась мне притянутой за уши, я больше туда не хожу, да и вроде её закрыли давно.

— Как ты относишься к хипстерской культуре?
Мне нравится, как они одеваются и какую музыку слушают. У меня очень много друзей, которых мы в шутку «обзываем» хипстерами. Главное — вырасти из этого состояния во что-то большее, трансформироваться, не оставаться на том же месте.
— Был ли момент у тебя в жизни, когда ты думала: «сейчас я точно молодец»?
На самом деле, я часто так себе говорю. Мои мама и муж меня постоянно подбадривают, они для меня главная основа, на которую я всегда могу положиться. Я стараюсь никогда не останавливаться, разве только передохнуть между проектами, а затем снова работаю.
— Тебе близок модерн?
Да, мне нравятся modern, contemporary, эти современные направления меня вдохновляют. Иногда сама веду мастер-классы по contemporary, но на данный момент больше времени уделяю фотографии, поэтому уроки отошли на второй план, но слежу за командами, которые этим занимаются.
— Балетная школа учит дисциплине? Ведь балет — это дело очень непростое...
Конечно. Хорошо, что этому учат с детства, сейчас я бы уже так не смогла, взрослый человек не обладает таким терпением и такими резервами организма, как ребёнок. В детстве ты не запоминаешь, что тебе сложно. Как мне рассказывает мама, у меня были дикие нагрузки: 7 дней в неделю по 5 часов репетиции, а после этого мы ещё и бежали играть.

«
Я считаю, что в детстве жёсткая дисциплина — не так плохо, это лучше, чем иметь много свободного времени и быть полностью предоставленным себе самому.

»
— А тебя сейчас можно где-то увидеть на сцене?
Можно, я иногда танцую в Эрмитажном театре. Ещё на гастролях, например, недавно мы ездили во Францию. Этим летом я танцевала на Итальянской площадке в Неаполе.
— Какие роли тебе ближе?
Я не могу выделить конкретную роль. Но душа больше лежит к характерным ролям. Я очень люблю испанский танец из «Лебединого озера». Не помню, чтобы когда-то болезненно воспринимала распределение партий. Мне не важно, какую роль мне доверят. Конечно, приятнее танцевать сольные партии, но так же я могу встать в кордебалет. Я полностью доверяю руководству, если, например, тебя переставляют из первой линии во вторую, то, скорее всего, на это есть причины.
— О чем думает балетный артист, стоя под прожектором в последней линии в роли виллисы?
Сложно сказать. Балетное искусство довольно жестоко, у меня много знакомых, которые полностью посвящают жизнь балету. Они живут и знают, что в 35 лет должны уйти. А многие не могут в это поверить, продолжают танцевать, и это не всегда хорошо выглядит. Мне кажется, что нужно отдавать себе отчёт и уходить вовремя. Балет — это искусство молодых. Когда тебе 17 лет, можно спокойно стоять в последней линии виллис или лебедей, а когда тебе больше, то это тяжело. Это, кстати, одна из причин моего прихода к фотографии, когда я уйду из балета, я всё равно в нём останусь, пусть уже в другом виде, к тому же, может быть, буду танцевать модерн, в котором возраст играет менее важную роль.

«
Классика обязывает жить по канонам, тело должно быть свежее и звонкое, а в модерне всё равно, кто ты, во сколько начал и как выглядишь.

»
— Откуда и как давно ты приехала в Петербург?
Я приехала 6 лет назад из Хабаровска, я родом с Дальнего Востока. В 19 лет решила, что мне пора двигаться дальше, что Хабаровск уже тесен, к тому же там не было балетной труппы. Я отучилась два года в институте культуры. Училища у меня не было, но была сильная детская балетная школа. Мой педагог уговаривала меня уехать, и в один прекрасный момент я решила, что нужно попробовать свои силы в другом большом городе. Меня перевели с бюджета на бюджет в Университет культуры в Петербурге с потерей одного года, а с третьего курса я начала работать в театре.
— Не скучаешь?
По людям да, а по городу скорее нет. Вот если бы в Петербурге жила моя семья, тогда всё было бы прекрасно, но я часто езжу в гости, ведь там мама, папа, бабушки.
— На кого ты ориентируешься и в фото, и в балете? Есть ли мастера, у которых ты учишься?
В балете, часто слежу за новыми постановками, мониторю события с участием прим Российских и зарубежных театров. Часто в Петербурге посещаю Мариинский и Михайловский театры. В фотографическом плане у меня раньше было правило насматриваться и вдохновляться, ведь визуальное восприятие тоже нужно наполнять. Но уже года 2-3 я стараюсь этого не делать, я отписалась от половины пользователей в инстаграме, потому что слишком большой поток информации мне скорее мешает, нежели помогает.

«
Я обращаюсь либо непосредственно к картинам, либо к конкретным авторам, например, современным. Часто хожу на выставки.

»
— Что из нового тебя поразило или дало пищи для ума?
Будучи недавно в Париже, я попала в музей Орсе, там висит Дега. Я долгое время стола возле его статуэтки «Танцовщица». А обычно я вдохновляюсь книгами, фильмами, люблю обсудить новые веяния в искусстве с мужем.
— То есть сейчас мы живём в таком времени, когда приходится закрываться от обилия информации?
Да, мне это мешает, я думаю, что информационный шум — это глобальная проблема. Иногда чувствую, что устала, и не понимаю, от чего. Телевизор мы не включаем, я не представляю, как можно смотреть все эти новости.
— Ты снимаешь балетную красоту. Как ты считаешь, как она эволюционировала в балете?
Когда я показываю на своих лекциях, как эволюционировала балетная фотография, и пытаюсь акцентировать внимание на том, как изменялся сам балет: то, что было 100 лет назад, практически не имеет ничего общего с современностью. Сейчас я читаю мемуары Кшесинской, где как раз отмечаю для себя моменты «эволюции», которыми смогу потом дополнить лекцию.

«
Физическая форма, стандарты балета изменились полностью, единственное, что осталось общим — это школа и работа над образом.

»
— В чём разница между Анной Павловой и Дианой Вишневой?
Анна Павлова и Диана Вишнева — это две разные балерины, их сложно сравнивать. Я думаю, что людей вообще не особо нужно сравнивать — у каждого своя судьба, свой путь и время. Время покажет, кто останется в истории. Павлова — это балетное наследие, образец новаторства в балете, в культуру вошли её гастроли с Дягилевым, лебедь Фокина. Диана Вишнёва — замечательная современная балерина, её знают по всему миру, она никому не уступает в своем таланте и работоспособности, я восхищаюсь ее красотой, она для меня личность, которых не так много.
— Что для тебя является главным критерием в искусстве — и в балете, и в фотографии, — ведь что-то становится искусством, а что-то нет?
Это очень сложный вопрос, я не могу однозначно ответить. Но если всё-таки объединить все жанры, виды и прочее, то общим будет эмоция, которую ты испытываешь. Например, в драматический театр я стараюсь идти опустошённая и знаю, что театр меня наполнит. Многие фильмы, музыка и книги приводят человека к другим мыслям, к ответам на свои вопросы.
Смысл искусства в том, чтобы наполнить человека, отвлечь от бытовой жизни, вознести на другой уровень восприятия, возможно, помочь ему в сложный период его жизни.
— Давай вернёмся к фотографии. Твои чёрно-белые снимки — это аналоговая фотосъёмка?
Не всегда. Я вообще начинала с плёнки, а сейчас снимаю цифровой камерой.
— Какая у тебя была плёночная камера?
Была узкая плёнка Cannon 1000, а сейчас у меня стоит средний формат — Yashiсa Mat 124g. Сейчас я мало снимаю на плёнку, времени стало меньше, цифра выручает, когда речь идет о рабочих съёмках для проектов, заказчиков, которые не ждут 12 дней, пока ты проявишь и напечатаешь.
— Сама не печатаешь?
Муж печатает. У него был свой даркрум в Хабаровске. Я тоже пробовала, но самостоятельно я боюсь неправильно развести всю эту химию, где-то ошибиться, я совсем не технический человек.
— Аналоговые отпечатки для тебя более живые, чем цифровые?
Плёнка в принципе отличается своей материальностью. Она обязывает тебя понимать, что ты делаешь и зачем. Сейчас мы печатаем и оформляем мои фотографии для продажи, и когда выходит большой отпечаток на бумаге музейного качества, то приятно одинаково. Мой отпечаток размером метр на метр меня будоражит. Конечно, ручная печать ценнее, ведь всё что делается руками — единично, но я за любые нововведения. Почему нет?
— Скажи, как ты делала кадры в мастерской? У тебя есть ряд фотографий с балетными артистами и скульптурами.
Это академия Штиглица на Фонтанке. Я давно хотела сделать что-то подобное. Мне очень нравятся скульптуры в Эрмитаже, например Амур и Психея, которую я взяла за основу. Я хотела поразмыслить над этой темой с фотоаппаратом в руках. Пригласила ребят, договорилась с академией, меня пустили в цех, где люди изучают ремесло ваяния. Было очень интересно поглазеть на все это изнутри, это очень атмосферное место, ребята, которых я привела, были в восторге, как и я. В итоге все были вдохновлены и настроены на работу.

«
Я делала акцент на том, что рядом много глины и скульптур. Они сохнут, закрытые газетами, поэтому на снимках забавно получились только контуры. И это сыграло на руку — скульптуры из глины или другого материала закрыты, а человеческое тело открыто.

»
— Там был естественный свет или ты выставляешь свет специально?
Я практически не снимаю с искусственным светом, стараюсь больше работать с естественным.
— Каковы основные ошибки в балетной съёмке? Те, через которые ты прошла сама.
Первые грабли — люди работают без знания дела. И сейчас я прихожу к тому, что мало быть фотографом, чтобы снимать балет, но мало быть и балериной, чтобы работать в этой сфере. Я видела много хороших фотографий, которые могли бы быть еще лучше, если бы балета на них не было, потому что ловятся «странные позы». В то же время я видела, как снимают многие балетные, тут тоже недостаточно просто взять фотоаппарат и нащёлкать кадров, которые выдраны из контекста. Поэтому основная ошибка у фотографов, которые снимают балет — неверно выбранные ракурсы, которые не про балет, а про обычную жизнь. Я часто встречаю фотографии, на которых артист замечательный, но фотограф его изуродовал, как мог. Мои собственные ошибки были в том, что я не понимала, что делаю, пыталась снять похоже на тех фотографов, которые мне нравились. Когда я поняла, зачем я это делаю, то поезд тронулся и всё встало на свои места.
— А зачем ты это делаешь?
Я рассказываю свою историю. Раньше хотела просто делать фотографии, запечатлеть друзей, между моей камерой и человеком не было ничего общего, а потом я начала работать с солистами и примами, с которыми никогда бы не познакомилась, если бы была обычным артистом и просто ходила бы в театр. Сейчас я приглашаю, например, приму-балерину, и у меня есть конкретное видение результата, я знаю, зачем я снимаю. Многие фотографы не могут ответить себе на этот вопрос, и, как говорит мой муж, замыкаются или уходят снимать лес и цветочки. Этакий фотографический кризис в 35 лет. Многие из тех, на кого я равнялась, ушли из фотографии, так как им показалось, что они не развиваются.

«
Для фотографа очень важно иметь свой узнаваемый почерк и стиль, сейчас меня многие узнают, и это безумно приятно. Когда возникло правильное ощущение наличия творческого пути и перспективы, я начала избегать глупых ошибок.

»
— Ты говоришь, что тебе нравится рассказывать в кадрах истории. А какая история у кадров, на которых ты сама?
У меня есть несколько папок автопортретов, которые мне было очень важно снимать в определённые моменты жизни. Когда меня снимают другие люди, это уже их история, она, конечно, косвенно связана со мной, но она не моя.
— Не страшно говорить примам про их мозоли?
Сейчас уже нет. Не то чтобы я стала очень уверенной в себе, но когда ты чётко понимаешь, что и зачем ты делаешь, эти ограничения в голове стираются. Ты можешь пригласить человека на съёмку, и тебе не будет стыдно за материалы, которые ты ему отдашь. Когда ты можешь показать человеку другую сторону его прекрасного тела, которую до сих пор кто-то не показывал или показывал, но не так — не должно быть страшно.
— Как ты выбираешь удавшиеся кадры?
Я храню все кадры со всех съёмок, а иногда, по прошествии двух лет, я возвращаюсь в старые архивы и начинаю снова их перебирать. Делаю выборку, прислушиваясь только к себе. Но есть ещё и объективные критерии: я знаю чёткую позу, которую хотела бы, чтобы балерина повторила или интерпретировала. Иногда на съёмке я прошу повторить 10 или 20 раз одну и ту же позу, а потом выбираю лучший кадр, где мы вместе передали и позу, и состояние.
— Есть ли любимые кадры, которые продолжают нравиться, хотя проходит время?
Не могу выбрать, они все для меня любимы и дороги по-своему. Возможно, я ещё не сделала тот самый кадр, время покажет.
— Скажи, что для тебя момент? Ты ведь ловишь момент, и благодаря ему рассказываешь историю в кадре.
В балете я ловлю момент, когда есть кульминация движения, законченная поза. Со мной случилась однажды такая история на гастролях. Был спектакль «Спящая красавица». У нас был очень зелёный пол, потому что сыпались новые декорации. Все балетки, пуанты и трико были в этой зелёной краске. Это было неожиданно, у нас не было с собой запасных, поэтому кто-то покупал вещи на месте, а некоторые спасались зубным порошком, припудривая трико и балетки. Я увидела момент, который не смогла поймать, так как фотоаппарат был в гримёрке: лежат балетки солиста, щётка и зубной порошок, которым он только что их начищал, а рядом знак опасности «молния». Я побежала за фотоаппаратом и ждала, пока включится свет на сцене, чтобы это запечатлеть. Включили свет, подошёл солист, взял балетки и ушёл переодеваться. Вот он, упущенный момент, о котором я жалею.

«
Иногда я мечтаю иметь фотоаппарат в глазах, хотела бы я показать балет во время спектакля, так, как я это вижу. Я люблю фотографию, она может остановить время. В книге у Сюзен Зонтаг сказано, что когда ты снимаешь, ты присваиваешь себе изображение. Наверное я хочу ловить такие моменты и показывать их людям, потому что их невозможно увидеть обычному человеку, который сидит в зале по ту сторону занавеса.

»
— Последний философский вопрос: зачем человеку вообще творить?
Я иногда ловлю себя на физическом желании идти и что-то делать. Творчество, наверное, нужно людям как еда, сон или отдых. Для меня это не самый лёгкий путь, ведь на нём мы прощупываем себя. Мне оно необходимо для того, чтобы жить, почти как воздух. В своих работах мы рассказываем параллельную историю своей жизни, всё ведь взаимосвязано, а то, что мы испытываем перед выходом на сцену, вообще ни с чем не сравнимо, это такой наркотик, от которого невозможно отказаться. Голова выключается, адреналин зашкаливает и работают внутренние моторчики, в тебе всё трепещет. И вот ты на сцене, тебя отпускает, ты в свободном падении и тебе хорошо. Фотография — это новый виток творчества, в котором я могу рассказывать о своей профессии с особой стороны, раньше я могла говорить только телом, а теперь я могу ещё и говорить глазами, и я бы не хотела на этом останавливаться. Я жадная до творчества, и мне бы хотелось ещё чем-то проявлять себя.
Другие интервью, которые могут быть Вам интересны: