ИЮНЬ 2015 ГОДА
Интервью с балериной Екатериной Шаляпиной
Беседу вела: Катерина Вендилло
Снова голос сильного, грациозного, воздушного русского балета звучит на страницах нашего журнала, а именно: замечательной, целеустремленной балерины, лауреата конкурса «Арабеск», солистки Театра Балета Классической Хореографии Екатерины Шаляпиной!

Как утереть всем нос и за короткое время прийти к своей мечте, превратившись из зрительницы
в приму, как перевоплотиться в сумасшедшую, в девочку или в принцессу, не потеряв себя, что сложнее, кордебалет или сольные партии, чем сложна «спящая красавица», ведь она же спящая -
об этом и многом другом в нашем интервью.
~
Каким был Ваш путь к профессии солистки балета?
Путь был очень долгим. Я начала заниматься танцами в три года, когда бабушка привела меня во дворец пионеров в моем родном городе Братске. Я целыми днями посещала разные кружки, занималась всем понемножку. Потом мы с семьей переехали в Усть-Илимск, мама привела меня в музыкальную школу, а я услышала красивую музыку, пошла на неё и оказалась в балетной студии. В ней занимались взрослые девочки, а педагоги были бывшими артистами балета. Танец меня очаровал! Я сказала, что хочу только сюда и больше ничем заниматься не буду. Педагог сказал, что девочка маленькая. Я и правда выглядела младше своих лет, но я так просила, что меня взяли. Мой первый педагог, прививший мне любовь к балету, Елена Петровна Орлова, сейчас работает в московской академии, у неё очень много учениц. Я продолжала заниматься в кружке, закончила школу и поступила в хореографическое училище.
— В своем городе?
Нет, в Улан-Удэ. Занималась с удовольствием, на втором курсе началась практика в театре, мы танцевали в кордебалете, к третьему я уже станцевала все, что можно, в том числе Машеньку в «Щелкунчике». К нам приезжал Генрих Александрович Майоров, ставил балет «Чиполлино», в котором я первым составом танцевала партию Редиски. После окончания учебы меня приняли на работу в театр, причем сразу на сольную ставку. На открытии сезона я танцевала свою первую серьезную партию в балете «Бахчисарайский фонтан». После двух лет в театре я решила поехать на балетный конкурс среди профессионалов. На конкурсе «Арабеск» в Перми я взяла третье место, и меня стали приглашать в разные труппы. После конкурса вернулась в театр, станцевала свою последнюю «Жизель» и поехала в Москву расти дальше. Там я попала в Русский национальный балетный театр под руководством Евгения Амосова. С этой труппой я участвовала в самых первых Летних Балетных Сезонах. А через несколько лет я перешла в Театр балета Классической Хореографии под руководством Элика Меликова.
— А что вы танцевали на конкурсе?
Три па-де-де, из балета «Корсар», Баланчина на музыку Чайковского и из балета «Жизель», плюс один современный номер.
— Как родители отнеслись к Вашему настойчивому желанию стать балериной?
Я же мечтала об этом с детства, хотя родители были против. Я говорила маме, что не знаю как, но буду балериной. Мама сначала отговаривала, но уже давно поменяла свое мнение, папа долго был против, но сейчас он счастлив.
— Вас всегда привлекала именно классика? Не было желания попробовать себя в других видах танца?
Да, именно классика. Я пробовала заниматься модерном, у Амосова, например, ставились современные балеты на музыку Шварца. Но классика мне ближе. Сейчас, по прошествии времени, я понимаю, что интересно было бы попробовать себя в современном танце, но, думаю, что это будет очень тяжело, ведь там всё совсем по-другому. Хотя и то, и другое — тяжело. В детстве был период, когда я занималась народными танцами. Но классика есть классика, она взяла верх.
— Какой у Вас самый любимый балет?
Я очень люблю балет «Спящая красавица» за ощущение сказки и детства. Мне нравится в нём практически все: потрясающая музыка, вальс и адажио с кавалерами, финальное свадебное адажио. «Щелкунчик» очень люблю, это тоже сказка, к тому же новогодняя, она ассоциируется с чудом. И в нём нужно перевоплощаться, играть, потому что важно показать переход от маленькой девочки к девушке и её первой любви.
— А «Лебединое озеро»?
Тоже, но с ним как-то у меня не сложилось. Я пришла к мнению, что Лебединое должны танцевать девочки с красивыми линиями, ногами и руками, нужны данные. Это все-таки лебедь.
— Что для вас балет «Ромео и Джульетта»?
«Ромео и Джульетта» — это вообще спектакль номер один, в нем важен не только танец, но ещё и драматическая игра. Зритель, который не разбирается в балете, не заметит, сколько ты сделала пируэтов или насколько выворотно ты встала. Прежде всего зритель видит твои эмоции, и если он уходит из театра со слезами на глазах, тогда я понимаю, что мне удалось. Когда я готовилась к «Ромео и Джульетте», я смотрела разные фильмы, постановки, спектакли, исполнение разных балерин и очень много читала, я пыталась это пропустить через себя. С первого такта до последней ноты ты проживаешь жизнь своего персонажа на сцене. Я говорю своим партнерам, что этот спектакль — целая жизнь, его нельзя станцевать, как положено. Его нужно прожить. И перед спектаклем я не знаю, как он пойдет, каждый получается уникальным. Это становится понятно в первые секунды на сцене.
— Как передать образ маленькой девочки, например, Маши в «Щелкунчике»?
Я очень люблю детей, часто наблюдаю за ними. Наверное я до сих пор сама ещё в душе ребенок, поэтому это для меня не сложно, а иногда и, наоборот, интересно.
— Как Вам работается с партнерами?
Партнер очень помогает, но нужно прислушиваться друг к другу и работать в связке. В основном я танцую с Сергеем Купцовым, у нас с ним сложился хороший дуэт, мы прекрасно чувствуем и дополняем друг друга. Когда я пришла, мне помогал Дмитрий Смирнов, вводил меня во все спектакли, я ему очень благодарна. В «Щелкунчике», например, мне было очень удобно танцевать партии детей в паре с Георгием Мигуновым, кажется, у нас сложилось. Я стараюсь не быть одинаковой, иначе это быстро надоест, к тому же сложно эмоционально, морально и физически. Вообще никого не интересует, устал ты или нет. Даже когда вообще нет сил, то на сцене они все равно появляются.
— От зала?
Да, часто от зала, иногда только от него.
— Как Вам дается сцена сумасшествия в «Жизели»? Можно ли как-то к ней подготовиться?
Очень тяжело это передать, но если у тебя не получится, то спектакля не будет. Я всегда думаю над ролью как над драмой в том числе, мне хочется именно сыграть. Когда я готовилась к «Жизели», я смотрела фильмы о сумасшедших, замечала, как они себя ведут. Но опять же с годами всё меняется, «Жизель» в раннем возрасте совсем не такая, чем через несколько лет, потому что набирается опыт. Но и по-другому нельзя, только через себя.
— Какой для Вас самый сложный спектакль?
Спящая. Он сложен своей классичностью, в нем ты не имеешь права делать ошибки. Должны быть чистота исполнения и четкость.
— Вам хотелось бы пойти ещё дальше, к Мариинскому или Большому театру?
Конечно, я всегда мечтала о работе в одном театре, то есть в здании, стационарно. В театре другой дух, это второй дом, у артистов гастролирующего театра ситуация иная. Но я часто бываю в Большом, хожу туда на классы, пусть и не работая в нем.
— Какой Ваш любимый спектакль в Большом?
Я люблю все спектакли, которые идут в театре. «Спартак», «Дама с камелиями», «Евгений Онегин». Это не совсем модерн, это классика, но осовремененная. Мне нравятся спектакли, в которых есть развитие сюжета, а не просто ничего не выражающая гимнастика.
— А где может цениться именно техника, без игры?
Наверное, на конкурсах, там соревнуются именно в технике. Сейчас игра понемногу ушла на второй план, а я считаю, что это неразделимо. Должна быть и техника, и игра, то есть эмоция.
— Каково оно, бремя солиста?
Солист — это огромная ответственность, хотя кордебалет тоже очень непрост. Когда я восстанавливалась после травмы, я встала в кордебалет, и очень волновалась, даже больше, чем за ведущие партии. Сложность в том, что ты должен не выделяться, четко держать линии, делать движения одинаково со всеми или долго стоять без движения. В сольном танце ты отвечаешь сам за себя, а в кордебалете ты в команде, если ошибаешься, то ругают всех. Ты понимаешь, что ты испортил впечатление от спектакля. Но когда я пришла в училище, я сама себе сказала — либо я стою в центре, либо я не стою нигде.
— Профессия как-то влияет на обычную жизнь?
Нет, работа отдельно, жизнь отдельно. Если ты будешь жить, как в театре, мне кажется, можно сойти с ума. Нужно отдыхать от работы, отвлекаться.
— И как Вы отдыхаете?
Я очень люблю ездить на море, обожаю плавать и гулять. Даже на гастролях, когда есть время, я ухожу гулять. С годами мне хочется гулять все больше и больше. Голова должна отдыхать. Я могу целый день просидеть на лавочке, глядя на волны.
— Музеи, кино, книги?
На посещение музеев не хватает времени, но иногда выбираюсь. К кино я отношусь спокойно, не люблю смотреть психологические фильмы, потому что это меня выносит на эмоции, я начинаю нервничать, я человек очень восприимчивый. Смотрю комедии, мелодрамы, очень люблю смотреть мультики и наши старые сказки. Обожаю сказку «Морозко». И люблю наши старые фильмы, «С легким паром», «Служебный роман». Стала много читать в последнее время, в основном нашу классику. Сейчас читаю «Войну и мир», безумно нравится. «Идиот» Достоевского впечатлил. Могу читать даже в автобусе на гастролях во время переездов. Очень люблю «Мастера и Маргариту», перечитывала её несколько раз. Меня всегда особенно привлекала темная линия этой истории.
— Вы верующий человек?
Я из верующей семьи. Сама верю, но может быть не настолько сильно. Я знаю, что в жизни мне кто-тоочень сильно помогает, и я благодарна, всегда говорю спасибо. Наверное, это мой ангел-хранитель.
— Различается ли публика в разных странах?
Да. Допустим, в Англии публика немного холодная, они очень долго раскачиваются. После вариаций хлопают тяжело, но всегда хлопают в конце спектакля. Мы приезжаем в одни и те же театры, я знаю, что к нам ходят некоторые люди, которые нас уже несколько раз видели. У нас есть одна поклонница, которая уже 20 лет за нами ездит, она видела множество составов. В Италии народ более избалован балетом, они хорошо принимают, но если им спектакль не нравится, это чувствуется, могут быть скудные аплодисменты и тому подобное. В Австралии и Новой Зеландии очень хорошо принимают. Открывается занавес — сразу аплодисменты. Это безумно приятно. Но приятнее всего принимают в России, дома. Наш зритель отлично разбирается в балете, знает спектакли, и принимает очень тепло.
— Жертвует ли чем-нибудь женщина, посвящая свою жизнь балетной профессии?
Я думаю, что раньше многие балерины жертвовали своей личной жизнью ради карьеры, сейчас, мне кажется, все проще, например, та же известная на весь мир Светлана Захарова имеет мужа и ребенка, это ей не помешало продолжать свою карьеру. Сейчас несложно совмещать профессию и жизнь. Главное все сделать вовремя.
— Какие у Вас планы на будущее?
Прежде всего — отыграть спектакли в РАМТе на Летних Балетных Сезонах, 15-го июня мы начинаем репетировать и готовиться. А вообще нам, артистам гастрольного театра, приходится заканчивать свою деятельность раньше, чем артистам стационарных театров. Мы сильнее изнашиваем свое тело. Я не знаю, когда это произойдет в моем случае, но мне кажется, что это уже не так далеко. Мне хотелось бы попробовать себя в роли педагога. Посмотрим, как пойдет.
— Как Вы думаете, зачем вообще обществу нужна классика, классический балет, и в особенности современному обществу?
Искусство — это неотъемлемая часть жизни, не смотря на то, что жизнь идет вперед и все развивается. Наше прошлое поколение было воспитано на классике, в частности, на балете, на драматических спектаклях, было модно ходить в театры. Нашей современной молодежи это не понятно, сейчас в ходу компьютеры. Молодые проводят время в интернете и много чего не знают. Я считаю, что искусство, не только балет, а любые виды, призвано просвещать молодежь. Кажется, в последнее время молодежь потянулась к этому знанию, сейчас множество новых музеев, выставок и прочего. Я считаю, что это очень важно.
Некоторые из выступлений Екатерины
Другие интервью, которые могут быть Вам интересны: