ДЕКАБРь 2015 ГОДА
Интервью с балетмейстером
Дарьей Сергиенко
Беседу вела: Ксения Пшеничная
Редактор: Катерина Вендилло
Мы встретились с выпускницей МГАХ, балетмейстером современного танца, хореографом, артисткой балета, обладательницей второго места в категории «Хореографы» и диплома «За достижения в искусстве балета, стремление к совершенству и любовь к танцу» на Международном конкурсе «Молодая Россия Гран-при 2014», в Дарьей Сергиенко в библиотеке Культурного центра ЗИЛ. Здесь (и не только) она работает с 8.00 до 22.00 каждый день, обучая танцу детей и взрослых.

Беседа вилась вокруг основной темы: как раскрыть человека и помочь ему выразить себя, своё нутро и душу в танце, движении.

Почему некоторые маленькие балерины не плачут в ожидании скорой, получив травму, почему обычному взрослому человеку пуанты милее фитнес клуба, зачем преподаватель экспериментирует со своими подопечными, вытаскивая из них самое сокровенное, почему нужно постоянно искать что-то новое, как заставить людей мыслить, и как у нас сейчас обстоят дела с искусством современного танца - об этом и многом другом, с прекрасными фотографиями и видео с выступлений коллективов Дарьи, в нашем интервью!

Мы поздравляем Дарью со второй премией в номинации «Современный танец в музыкальном театре» Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов, который прошел в начале декабря 2015 года в театре САЦ и на котором нашей редакции посчастливилось побывать.
«Мне кажется, сейчас больше потребительского отношения. Я уважительно отношусь к детям, которые приходят ко мне в 8 утра. Это для них подвиг, я говорю: «Спасибо, что вы пришли».
~
— Я знаю, что у тебя балетное прошлое. Расскажи, как ты пришла к балету?
Благодаря маме, она очень хотела, чтобы я занималась танцами. Сначала она отвела меня в самодеятельный коллектив в Подольске, а потом, когда мы поняли, что я хочу в дальнейшем связывать свою жизнь с этой профессией, я перешла уже в более профессиональное хореографическое училище. После окончания училища я работала в Имперском Русском Балете.
— Каково было учиться в Московской государственной академии хореографии?
Я пришла туда после 9 класса, в 15 лет, для профессионального балета это очень поздно. Мне было страшно, казалось, что не смогу наладить отношения со сверстниками и педагогами. К тому же я не отдыхала и занималась все лето, чтобы нагнать других, чтобы было академично и более верно. В октябре я перестаралась и получила травму колена. Минут 40 ждали скорую, я не могла ни лечь, ни сесть, девочки садились мне под спину, помогали, я не уронила ни одной слезинки и не паниковала. После этого я пришла через неделю, пыталась снова встать к станку, мне говорили, что я сумасшедшая, а я не понимала, как я могу это все пропустить, я же пришла и мне надо! У меня была конкретная цель. Слава богу, не было перелома.
— Что сложнее, учиться или работать в труппе?
Когда мы все выпускаемся, мы думаем, что у нас будет замечательное будущее, что мы будем заниматься искусством, творить, танцевать прекрасных лебедей и виллис. А на самом деле, все по-другому. Я неожиданно попала в такую грязь! Всё на поток, постоянные гастроли. Если ты не можешь, тебя убирают, ставят другого. Болеешь — никого не интересует. Не можешь — goodbye. Там чисто рыночные отношения, зарплата очень низкая.

— Как из поточного производства, такого массового балета перейти в искусство?
Мне никто не подсказал, что надо пойти в профессиональное училище, а то поздновато будет.
Будучи ещё в самодеятельном коллективе, я смотрела на нашу руководительницу, которая творила дело. Она была тогда очень молодой, энергичной. Ей было не важно, кто и как танцевал, главное — у всех было желание. Тогда я захотела быть балетмейстером. Но у меня родители далеки от искусства, папа инженер, мама тогда была домохозяйкой, трое детей, я средняя. Старшая сестра — логопед. А брату 21 год, он учится в авиационном. Мне никто не подсказал, что надо пойти в профессиональное училище, а то поздновато будет. Меня очень интересовал мир искусства, театра. Три года я провела в библиотеке ЗИЛа и читала всё о балете, истории театра, музыке.
Культурный Центр "ЗИЛ"
— Что из этого тебе ближе?
Театр, именно драматический, театральная режиссура. Мне интересно работать с пространством, текстурой и музыкой.
— Как с помощью тела и пластики построить драматургию? Должен быть, наверное, конфликт.
А просто взять и построить =) Что касается конфликта, то это необязательно. Главное, чтобы была определенная идея, задача.
— Ты при постановке танца отталкиваешься от человека или от своих идей?
От человека, конечно, от людей. Я пытаюсь вытащить из них то, что, мне кажется, в них есть. А если даже нет, то я пытаюсь это в них засунуть. Я хочу, чтобы в них это было. Я сначала предлагаю музыку, они тоже подключаются. В танце они тоже могут что-то предложить, но чаще выбирают то, к чему ещё не готовы. И я ищу поход к каждому. Вообще, я стараюсь экспериментировать с людьми и с самой собой.
— Как проходит твой обычный день?
Я работаю на трех работах, каждый день начинаю в 8 утра каждый день. Первая работа — это хореографическое училище, Школа классического танца под руководством Г. и Л. Ледях. В ней есть новое направление, студия современного балета, с которой мы заняли второе место на Всероссийском Конкурсе артистов балета и хореографов в номинации «Современный танец в музыкальном театре». Работа идет 4 раза в неделю с 8.00 до 22.00, занимаемся гимнастикой, современным танцем, постановкой индивидуальных и массовых номеров. Я работаю с детьми от 4-х до 18 лет. Вторая работа у меня в Подольске, как раз там, где я сама начинала заниматься, это хореографическая школа «Фантазия». Там я веду классический и современный танец. И с этого года я еще работаю в театре-студии «Балаганчик», ставлю современный танец.
II тур. Квартет Школы классического танца – II премия (Москва)
— Ради чего ты столько работаешь?
Хочется, чтобы другие люди открывали в себе новые грани и могли посредством своего тела затрагивать такие темы, которые они не могли бы даже вслух произнести.
Каждый раз я задаюсь этим вопросом. Мне это в радость. Хочется, чтобы другие люди открывали в себе новые грани и могли посредством своего тела затрагивать такие темы, которые они не могли бы даже вслух произнести. Нужно философствовать в жизни, постоянно искать что-то новое. Хочется заставить людей мыслить. Вот мы сейчас сидим и смотрим на деревья, они бедные и голые, люди по сути такие же. Хочется, чтобы они иногда переключись и умели находить в такие моменты что-то невообразимое, интересное. Например, когда мы работаем с пространством, я говорю: «Вы чувствуете воздух?» И мы делаем определенные упражнения, чтобы его почувствовать. Бесчувственное, диванное состояние для нас привычно. А ведь повседневная вещь, оказывается, может быть очень разнообразной.
— Ты часто повторяешь программу или каждый раз ставишь новую хореографию?
Я против того, чтобы постановки каждый год были одинаковые, но иногда я думаю, что надо некоторые работы повторять, потому через какой-то промежуток времени они будут выглядеть совсем по-другому. У нас есть один такой номер, называется «Время», мы его танцевали на первом курсе и в том году. Дети сами впервые пожелали его повторить. Обычно они хотят новое, а тут попросились, мы его слегка усложнили. Если ставить на других людей или на актеров, тоже будет по-другому. Иногда номер или спектакль должен полежать, насытиться чем-то, теми эмоциями, которые были, людьми, которые исполняли. Один номер у меня попросил другой коллектив, они хотели его переставить, не изменяя хореографию. Он актерский номер, в нем не много хореографии, о том, что для нас в жизни мамы, как они нас ведут, потом они уходят из жизни. Когда я детям рассказывала эту историю, они рыдали и сразу перекладывали ее на своих мам. Одна девочка, когда танцевала, внезапно расплакалась, у нее была истерика прямо на сцене. Она бежала от мысли, что когда-то этого человека не будет с тобой рядом.
"Время"
— Какие существуют приемы для раскрытия человека в танце?
Работа с человеком в танце подразумевает абсолютную откровенность, мы должны это переживать по-настоящему.
Открыться получается не сразу, должно пройти время, пока ты войдешь в это состояние, пока тело поймет, куда что должно двигаться, а в большинстве случаев люди вообще не могут раскрыть себя. Я часто лезу, куда не надо, в подсознание, в мысли, вывожу их на какие-то разговоры, откровенности. Некоторые у нас очень сильно психологически неустойчивые. Работа с человеком в танце подразумевает абсолютную откровенность, мы должны это переживать по-настоящему. Вжиться. Например, когда я стояла в кордебалете, я хотела быть настоящим лебедем, а все остальные не хотели. Потом я поняла, что это бессмысленно, на меня же никто не смотрит! Кордебалет в принципе ни о чем не танцует, он несет функцию картинки, как занавес, кулисы, то есть обрамление. В соло я, конечно, раскрывалась и выкладывалась.
Дарья Сергиенко с учениками
— Был какой-то случай, который тебя поразил? Человек не раскрывался, а потом раскрылся.
Да, был такой. У одной маленькой девочки случился триумф, в начале она даже не поняла, что произошло. У нее после этого целый месяц была депрессия. Ей говорили, что она мало работает, а я дала ей надежду и она собралась, не смотря на то, что на репетициях иногда творила черт знает что.
— А что это был за танец?
Это был танец на пуантах, построенный на неоклассике. Эта девочка училась в 4-м балетном классе, то есть она была достаточно маленькая. Передо мной стояла задача показать образ надменной снежной королевы. Девочка редко улыбалась, вот я и подумала, что ей это должно подойти. Она надела красный хитон, сделали прическу, наклеили ресницы, И, видимо, этот общий настрой перед концертом помог ей поверить в себя. Я продолжаю работать с этой девочкой, но после того успеха она расслабилась. У нас вообще сейчас проблема с активностью, упорством, обучением...
— Почему? Вокруг много информации. Мы вот с тобой сейчас сидим в библиотеке.
Никто этой информацией не пользуется. У нас половина даже не знает, что в ЗИЛе есть такая прекрасная библиотека. Здесь можно посидеть, почитать, сфотографировать что-то, пощупать книгу, понюхать ее.
— А если своим примером показывать, заинтересовывая, рассказывая что-то? Люди тянутся в таком случае?
В первое время да, а потом их опять засасывает то простое состояние, которое для них привычно. Мы ведь часто находимся в удобном для себя состоянии, не пытаемся зайти в чужое, нам страшно и некомфортно. Когда я заставляю людей ползать по полу, они смотрят на себя в зеркало и думают: «Какой ужас». Я им говорю, что стоит задача, просто делать, не важно, как, то, что хочется в данный момент. Сложно потому, что люди не могут контролировать свои эмоции.
— Есть привычное мнение, что человек, который занимается танцами, не совсем разумный, он больше чувствует. Это так?
Дети, с которыми я работаю (а для меня 18 лет — это ещё ребенок), боятся показывать чувства, их надо вытаскивать наружу, говорить, что необходимо выйти из состояния комфорта и отдаться чувствам. Когда их переполняют эмоции, они неадекватны, и если в этом состоянии выйти на сцену, то будет результат. А когда они размышляют над движением, то сами ставят себя в рамки. Голова давит на чувства. А некоторые, наоборот, не справляются с эмоциями. У меня есть одна девочка, которая эмоциями рушит технику.

— В чем разница между классикой и современным танцем?
Классика — это прежде всего каноны, правила, в которых ты обязан работать... А современный танец для меня — это риск.
Классика — это прежде всего каноны, правила, в которых ты обязан работать. Если ты, к примеру, не туда повернешь плечо, то твоя конструкция рухнет и окажется на полу. А современный танец для меня — это риск. Ты можешь экспериментировать, ставить себе такую планку и создавать такое эмоциональное состояние, в котором ты, возможно, не сможешь сейчас отработать, но постепенно ты будешь рисковать и открывать в себе новые качества, технические и эмоциональные. Классика мало кому дается. Если ты в классике работаешь на 5+, то и в современном будет то же самое. Современный танец строится на физическом и, наверное, на ненормальном уровне, то есть нужно по-другому смотреть на мир. Например, в классике я танцую до этой стены, а в современном я могу в эту стену долбануться, даже если это не запланировано в номере, но отвечает поставленной задаче балетмейстера. Классика педантична, а в современном есть импровизация.
— Чем отличаются контемпорари и современный танец?
Это одно и тоже, люди любят придумывать словечки. Только классика стоит отдельно, это святое, а всё остальное — это современный танец.
— Чем тебе нравится классика?
Тем, как идет работа над телом, я пыталась сделать из своего тела красивую, точеную скульптуру.
— То есть хореограф — это человек, который заставляет двигаться скульптуру?
Да! Но я стараюсь двигать людей внутри, работать с их душой. Мне кажется, что иногда ее в человеке нет или он не хочет её развивать: ему так комфортно. Даже, если у человека есть хобби, не факт, что ему оно нравится, это может быть для статуса. На балет для взрослых ходят люди, которые горят балетом, они такое делают, что я поражаюсь. Они борются со своим телом, им по сорок лет. А некоторые просто приходят для инстраграма.
На балет для взрослых ходят люди, которые горят балетом, они такое делают, что я поражаюсь. Они борются со своим телом, им по сорок лет.
— Почему некоторые взрослые люди выбирают балет, а не фитнес клуб?
Они хотят прикоснуться к этому высокому искусству. Танцевать под музыку, быть красивым. Человеку интересно, на что он способен, и он заставляет себя раскрываться. Мной движет любопытство, другими нет, поэтому я двигаю людьми, чтобы понять, на что они способны. Сначала мы греем кости, разминаемся, они начинают понимать термины. Потом уже станок. Тело и мозг не дают отдаться этому сполна. Они не могут скоординировать руки и ноги, чтобы это все работало гармонично, а не просто как дровосек, встал и пошел. Дети смотрятся в зеркало, а взрослые нет, они скромничают, поэтому не могут взять целиком весь образ, следя за положением рук, ног и подобрав животик. Но если человеку хочется, у него при регулярных занятиях получится, вне зависимости от возраста и данных. Мы даем открытые уроки, вы можете прийти посмотреть.
— Люди становятся счастливее после занятий?
Да! Они специально худеют, понимая, что где-то тяжеловато. Им действительно приятно, когда они видят результат. Мне результат виден каждый день, ведь они пришли, хотя потом им бывает трудно, ведь все тело поработало. Они пытаются вырваться из сидячего образа жизни, все понимают, что у каждого человека есть уникальное тело, которое должно работать, а не сидеть и ходить. Они исследуют возможности своего тела. Им не понятно, что можно отдельно двигать ногой, мы ведь ходим, у нас нога двигается вместе с попой. Когда я говорю: «Попу возьмите, а нога отдельно» Они не понимают, удивляются и говорят: «А как это?» Но при этом они оживают благодаря музыке, комбинациям, танцевальным связочкам. Это же не как в фитнесе, где мы, как роботы, прокачиваем ту или иную мышцу.
— Подходили ли к тебе люди и говорили: «Спасибо большое, я даже не ожидал, что так могу»?
Я для них как продукт. Так мало людей, которые ценят, они говорят об этом, но не выражают этого ни телом, ни душой.
Я попросила детей лет через десять написать мне и сказать, нужна я им вообще была или нет, был ли смысл. Не все хотят взвешивать ценность человека, но все требуют. Я для них потребность, они не ставят мне цену. Я им ставлю цену, они для меня ценны, если бы не было их, то не было бы моих вещей, постановок, наблюдений. Они не отдают себе отчет, что я для них делаю. Я для них как продукт. Так мало людей, которые ценят, они говорят об этом, но не выражают этого ни телом, ни душой. Мне кажется, сейчас больше потребительского отношения. Я уважительно отношусь к детям, которые приходят ко мне в 8 утра. Это для них подвиг, я говорю: «Спасибо, что вы пришли». Взрослым я говорю спасибо, что они ходят и занимаются, заставляют себя.
— Говорят, что балетные артисты живут долго, но существуют различные проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Балет — это больше про здоровье или про преодоление себя?
Балет — это не про здоровье, а про мазохизм, мы себя калечим, особенно если нет природных данных. Многие должны постоянно заниматься, даже в отпуске, потому что мышцы нуждаются этой изнурительной работе. Кто-то с этим справляется, а кто-то нет.
— Как соединить голову, музыку и тело?
Это внутреннее ощущение. Нужно заставить себя быть внимательным, сконцентрироваться.
— Этому часто учат книги. Что ты сейчас читаешь?
Я обычно читаю несколько книг одновременно. Сейчас читаю мини-энциклопедию про жесты в живописи. Я использую жесты в танце, и мне кажется, что они для меня понятны. А зритель, если он будет внимательным, призадумается. Ещё начала детскую книгу «Часодеи». Читаю философские книги, Ницше. Но у Ницше, конечно, жуткие мысли. Он всегда удивлял, но там все очень мрачно. Философы говорят умные вещи, но я не сразу все понимаю. Я могла прочитать что-то два года назад и только сейчас понять, что это было верно. Должно пройти время.
Degas, Three Studies of a Dancer (ca. 1880)
— Как ты расслабляешься?
Я не умею расслабляться, это моя беда. В свободную минутку я немного рисую, я рисовала во время переездов на гастролях, когда два года работала в труппе. В Пекине в номере клеила на пластырь свои рисунки и устроила галерею. Сейчас рисую гелевыми ручками, раньше акварельными карандашами и маслом. Сюжеты разные, люди, геометрические фигуры. Я смотрю на рисунки и потом анализирую свое отношение. Если есть свободная минута, я сразу сажусь рисовать. Это меня успокаивает.
— Ты спокойный человек или чаще нервничаешь?
Раньше больше нервничала. Я очень чувствительный человек, все воспринимаю близко к сердцу. В прошлом году было сложно, я заканчивала институт и не хотела быть некачественным продуктом в академии. Хотелось достойно показать свой дипломный спектакль, не подвести своего мастера, Михаила Леонидовича Лавровского. Коллеги мне раскрыли глаза, сказав, что я расстраиваюсь из-за детей, которые вообще не понимают, что с ними делают и что от них требуют. Иногда они что-то не способны сделать, и от этого же огорчаются. Нужно найти людей, которые будут работать на одной ноте, волне, мысли, будут сопереживать, а таких очень мало. Я поняла, что мне повезет, если я встречу хотя бы одного такого человека, и перестала нервничать.
Дарья Сергиенко и М.Л. Лавровский
Фото: Алекс Зосименко
— Как объяснить классику современному молодому человеку, который вообще ничего не имеет общего с балетом? Считается, что это для пожилых, умных и совсем не современных.
Когда мои знакомые, которые не связаны с балетом, спрашивают, на какой балет идти, я сразу советую Дон Кихот.
Мне кажется, люди должны быть внимательными. Выходит ведущая пара, ты видишь: бровки у нее сведены, значит она страдает. То есть ты визуально уже что-то понял. А многие сейчас хотят какого-то экшена, чтобы что-то взрывалось, крутилось и так далее. Люди не хотят мыслить, додумывать, сидеть и вникать. Они хотят, чтобы все было понятно и весело. Поэтому когда мои знакомые, которые не связаны с балетом, спрашивают, на какой балет идти, я сразу советую Дон Кихот. Там весело, испанская музыка. Понимание искусства и желание развиваться дано человеку изначально, а некоторые выбирают себе путь попроще и живут в таком режиме.
— Человек способен на большее?
Да, на многое, если он умеет рисковать. Этому я и учу в современном танце. Иногда даешь право на риск, а человек лажает, потому что сомневается в себе. А надо просто настроить себя, влиться в музыку, в атмосферу, включить эмоции и какую-то отвязность. Но вообще я неадекватно оцениваю свое творчество. За весь период мне понравился только один номер, связка современного и классики. Мы его танцевали с маленькими девочками года три назад, они учились в пятом классе. Назывался номер «Многогранность». Стоял один человек, а из него как бы выходили все девочки, и были все разные. То есть один человек имеет много лиц, много граней.
— Так в каждом человеке?
Я надеюсь, что да. Но это зарыто. Вообще мы все уникальны, когда рождаемся. Дети до двух-трех лет чисты, открыты, непосредственны, безумны. Как раз недавно у меня был спектакль про это. А потом жизнь составляется из каких-то паззлов, они сталкиваются с проблемами, с приятными эмоциями — и тут уже начинает формироваться характер.
— Что тебя вдохновляет? Откуда ты черпаешь силы для работы и открытия людей?
Только из положительных эмоций. Я не могу находиться в депрессивном состоянии, я себя ненавижу за это. Когда солнце появляется, то работать намного легче и интересней. Сейчас небо затянуто, и это откладывает огромный отпечаток и на детей, и на меня. Я люблю наблюдать за людьми, подмечаю движения и жесты, в электричке, в метро, просто на улице, заглядываю в окна, когда иду. Эти заметки включают процесс творчества.
— Есть ли люди в мире искусства, которые на тебя повлияли?
В своих работах я пытаюсь сделать так, чтобы люди на чем-то заострили внимание и провели аналогию от подсказки. Мы же не можем давать объяснения одновременно с танцем.
Нет, я вообще стараюсь поменьше смотреть на других, чтобы не повторяться. Я смотрю качественные, ценные работы, конечно, но мне кажется, что люди, которые вошли в историю искусства, о которых мы говорим, много или мало, они все ценны. Но я не могу обхватить всё сразу. Я еще много чего не знаю. Первый, кто пришел в голову — Шопен. Такая красота! Как вообще такое можно было сотворить? Оно очень сильно влияет на эмоциональное состояние. Но я не скажу, что он позитивный. У него лирика, драматизм, интимная музыка. Меня привлекает все, что связано с барокко: Лакотелли, Вивальди, Гендель, Монтеверди, я делала спектакль на музыку Генделя. В живописи очень много тайных знаков, если их не знать, совсем ничего не понятно. Я даже в своих работах пытаюсь сделать так, чтобы люди на чем-то заострили внимание и провели аналогию от подсказки. Мы же не можем давать объяснения одновременно с танцем. Я люблю природу, в живописи и в фотографии. Я занимаюсь любительской фотографией, снимаю природу, а людей никогда, хоть и работаю с ними.
— У тебя есть любимый архитектурный стиль? Вот сейчас мы сидим в настоящем конструктивизме.
Мне нравится все, что работает с формами, даже вот эта лестница и колонны. Я стараюсь в хореографии и распределении сцены работать с геометрией. Прежде всего должна быть внешняя оболочка и форма. Надо сначала ввести в курс дела внешним, например, светом, который может быть разным: где-то луч, где-то полная заливка.
— На вашем концерте "Акизифокус" сильно запал в душу номер на песню Пелагеи "Колечко". Как он создавался?
Это романс, наложенный на музыку знаменитого Людовика Энауди, который написал музыку к недавнему фильму «1+1». Я называю это музыкой импрессионизма. Когда я ищу музыку для постановок, я скачиваю все подряд. Была зима, и вот в электричке я услышала песню Пелагеи и сразу поняла суть. Я представила, как раньше было на Руси: девушке молодой человек сделал предложение, а потом сбежал, отказался от неё! Это же позор! Меня увлек голос этой певицы, сильный, мощный, в нём всё. Тут надо найти артиста, чтобы он был под стать тембру этого народного голоса. Девочка была хорошая, все сложилось удачно.
Ника Самойлова, танец "Колечко"
— Какая у нас в стране ситуация с современным танцем?
Мы исторически отстаем от запада. Современный танец нам привезла только Айседора Дункан.
В наших условиях работать тяжело, у нас, в отличие от Штатов или Франции, например, мало современных трупп. Мы исторически отстаем по развитию. Они там уже давно прошли, а мы только начинаем, так же и с современным танцем. Нам его привезла только Айседора Дункан, потом уже в дальнейшем другие приезжали. Там они все обрубали и делали новые виды искусства, а мы так не можем, мы все время стоим на базе. К тому же там есть поддержка государства. У нас достаточно современного, все, кому не лень преподают в современных студиях и считают, что они уникальны. На самом деле это не так. Есть «Новый пластический балет», но там мало людей и маленький репертуар. Ещё есть «Балет Москва»... Я была на стажировке за границей, там сейчас все основываются на импровизации артистов. Балетмейстеры дают тебе текст и заставляют работать в нем так, как тебе хочется. Даже без музыки. Я думала, что я забуду, как слушать, как тянуть стопы и как вообще учить чью-то хореографию, это для меня было удивление. Видимо, они пытаются раскрыть артиста, его качества, способности. Либо от незнания балетмейстера. А потом они пишут, балетмейстер такой-то, не будут же они писать, что это коллективная работа труппы или компании. Они думают, что они экспериментируют, но на самом деле это в 20 веке было сделано миллион раз. А надо создавать не новое, а что-то интересное прежде всего для тебя самого. Я еще обратила внимание, что все очень тугие физическим состоянием. Подъемы не тянули, шпагаты были не нужны, пластики, когда прогибаешься, тоже.
— У тебя есть мечта на будущее? Как ты себя видишь?
Конечно, я бы хотела переходить на более высокий уровень, работать с артистами, создавать свое. В академии я хотела хорошо, качественно поставить спектакль, который может идти в театре. Спектакль создался, потом были другие. Я думаю, чем другим я могу заниматься, что я еще могу сделать, помимо танца. Возможно делать театральные костюмы или пойти учиться технике фотографирования.
— Расскажи, чего не хватает современным людям? Чего ты от них ждешь?
Уважения, искренности и полной отдачи в работе и в жизни, я очень требовательный человек. А не так: я с тобой общаюсь, а вторая половина моего мозга думает о другом. Выкладываться во всем, быть честным, но прежде всего не передо мной, а перед самим собой.
Другие интервью, которые могут быть Вам интересны: