июль 2018
Интервью с солистами Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко Сергеем Мануйловым
и Александрой Дорофеевой
Беседу вела: Катерина Вендилло
Сергей Мануйлов
— Как в Вашей жизни появился балет? Хотелось танцевать с детства?
Балет в моей жизни появился с 10 лет, как я поступил в МГАХ, до этого я не занимался танцами. Родители водили меня на балет, помню, был на «Спартаке» в большом театре и на «Щелкунчике». С 9 лет начал учиться играть на фортепиано, мой педагог был из академии, и как раз она предложила моим родителям попробовать отдать меня в Академию. Я прошёл все три тура (гимнастика, мед. осмотр, танец), и меня приняли, хотя признаюсь: на третий тур я даже не хотел идти, тогда меня балет не заинтересовал. Но родители меня отвезли, я прошёл и так стал учиться и покорять этот вид искусства. Сейчас не жалею, что попал в этот мир!

— Что было для Вас самым сложным во время обучения классическому танцу?
Учился я не очень гладко и хорошо, у меня были проблемы с весом, ростом и с желанием учиться балету: до 1 курса я был самый маленький в классе, с этим было связано много проблем, но за одно лето быстро вырос, вытянулся, а самое главное, наверное, одумался и начал заниматься своим любимым на данное время делом, появился интерес, в творчестве без него никак!
— Что для Вас сцена? Отличается ли сцена МАМТа от других московских площадок?
Для меня сцена — это вторая жизнь, адреналин, выброс эмоций! Это то, к чему ты идёшь при работе в зале! Каждая сцена уникальна и неповторима, какая бы она ни была, хоть маленькая, хоть большая! Конечно, моя любимая сцена — это Театра Станиславского и Немировича-Данченко. Всегда приятно выступать где-то ещё, но на сцене МАМТ чувствуешь себя, как дома.
Репетиция балета "Щелкунчик"
— Вы участвуете в Летних Балетных Сезонах не в первый раз. Как Вам работается в РАМТе?
Да, правда до этого года участвовал лет пять назад, и то в одном спектакле, «Дон-Кихот». В этом году вышло поучаствовать в 4 спектаклях: «Баядерка» и «Щелкунчик». Мне очень нравится здесь выступать, очень приятная труппа, с которой работаешь, очень тёплый зритель, практически всегда полные залы и горячий приём от зрителей по окончании спектакля, в общем своя непередаваемая атмосфера, которая настраивает на спектакль.
— Как русский балет принимают в тех странах, где Вы гастролируете и выступаете? Отличается ли публика?

Принимает публика по-разному, не то что в странах, даже по-разному в городах России.

Вообще российский Зритель очень эмоционален, в европейских странах он более сдержан, а если уж говорить о Японии или Китае, то они стараются вообще не хлопать во время действия, но правда в конце спектакля раздаётся шквал аплодисментов, просто буря эмоций!

Я часто выезжаю в Киргизию, в Бишкек, там зритель очень эмоциональный, тёплый, и после спектакля зрители выходят на сцену, чтобы сфотографироваться с артистами. Могу сказать, что везде любят балет.
— Расскажите один или несколько курьёзных случаев, которые происходили с Вами на репетициях или спектаклях.
Курьёзы всегда смешно вспоминать после того, как они произошли, спустя какое-то время. Помню «Дон Кихот», я стоял в шестёрке тореро, шёл их первый выход. Помню, бегу и думаю «как сегодня хорошо бегу», и тут спотыкается одна нога, за ней следующая, и я не замечаю, как в одну секунду лечу по полу, как пингвин! Метра три точно пролетел! Вскакиваю быстро и понимаю, что весь костюм от проката на ушах!

Ещё всегда обидно, когда утром прилетаешь куда-нибудь на гастроли, а вечером уже спектакль. И вот уже спектакль на носу, и ты понимаешь, что забыл в отеле чёрные балетки. Бежишь за ними в отель, вбегаешь в номер и вспоминаешь, что они во внутреннем кармане в рюкзаке, в театре!

А ещё страшно бывает, а потом смешно, когда забываешь порядок движений, это может произойти с партиями, которые танцуешь в первый раз, и которые танцуешь много лет. Тут начинается паника, и ты перебираешь все балетные движения в голове, лишь бы вспомнить заветное!
— Отличаются ли для Вас «принцы» в разных балетах — Дезире, Зигфрид, Щелкунчик, Альберт?
Небольшая поправочка: Альберт всё-таки не принц, а граф! Принцы тоже люди, все они разные. Правда принц Щелкунчик — это для меня сказочный персонаж, это любимая Машина игрушка, которая ожила и будет её оберегать, а принцы Зигфрид и Дезире — это люди, которые борются за свою любовь, опять же с фантастической историей.

К сожалению, графа Альберта мне ещё не довелось исполнять, я танцую его оппонента, лесничего Ганса, хотя очень хочется исполнить партию Альберта, может когда-нибудь получится.
— Вы говорили, что Ваш любимый артист — Михаил Барышников. Чем он Вас восхищает?
Меня восхищает его энергетика, эмоциональный посыл к зрителю и музыкальность! Ещё я восхищаюсь танцовщиком Иреком Мухамедовым, очень люблю его исполнение «Баядерки» в редакции Макаровой и «Майерлинг».
Ирек Мухамедов
Михаил Барышников
— Как Вы думаете, как привлечь того зрителя, который совсем не знаком с классикой и «ничего не понимает» в балете?
В первую очередь рекламой, чем лучше и интереснее реклама балета, тем больше людей этим заинтересуется, освещением балета в соц сетях и в прессе, мне кажется, на данный момент это двигатель для зрителей. А когда зритель уже попал на спектакль, завоевывать его сердце чистотой исполнения, эмоциями и красочностью спектакля!
— Есть ли такой вопрос от журналистов и зрителей, который Вам как артисту балета надоел и выводит из себя?
Таких вопросов пока не встречалось на моём творческом пути.
Александра
Дорофеева
— Кем Вы мечтали стать в детстве? Маленькая Аля хотела стать балериной?
В детстве, честно говоря, совсем не хотела стать балериной, мне хотелось стать следователем или гимнасткой. Художественной гимнастикой я занималась с 5 лет и продолжила бы дальше, если бы в общеобразовательной школе наш класс не перевели во вторую смену. Тогда родители решили отдать меня на подготовительное отделение московской государственной академии хореографии, ну а дальше уже обратного пути не было!
— Какая у Вас любимая партия? Почему? А какая даётся сложнее всего?
Каждая партия не простая, где-то много прыжков, где-то вращений, но главное — не бояться.
Самая моя любимая партия — это Эффи в балете «Сильфида» в хореографии Пьера Лакотта. Наверное, это тот случай, когда чего-то очень хочешь и в итоге добиваешься. А любимая она, потому что был очень интересный постановочный процесс этого балета, тяжёлый кастинг, приезжал сам хореограф, репетировал с нами. Приходилось репетировать целый день, одновременно я учила ещё вставное па-де-де в этом спектакле и кордебалет сильфид. Но была мечта, которая осуществилась.
— Что самое важное во время исполнения главной партии в балете?
Я считаю, что самое важное — концентрация, спокойствие и просто чтобы тебе нравилось то, что ты делаешь.
— Чувствуете ли вы контакт со зрителем? Отличается ли РАМТовский зритель от МАМТовского?
Контакт со зрителем, конечно, чувствуется, когда зрители аплодируют, ты чувствуешь энергетику от зала. Мне кажется, что зритель не отличается, балет «Щелкунчик» всегда воспринимается с большим успехом, в первую очередь благодаря музыке П. И. Чайковского.
— Насколько для артиста важно ощущение единства с партнёром? Можно ли, зная партию идеально, станцевать с незнакомым партнёром без репетиций?
Конечно, от партнёра многое зависит, очень важно, когда танцуешь, смотреть в глаза друг другу, ну и конечно важно помогать друг другу в поддержках, вращениях. Станцевать без общих репетиций можно, но это большой риск, потому что без репетиций не будет должного контакта.
— Что для Вас лучший отдых?
Лучший отдых — это когда с мужем и дочкой удаётся поехать в парк погулять, поесть мороженого, покатать дочку на аттракционах. Ну и, конечно, отпуск, путешествие на море, после этого правда очень сложно возвращаться в рабочий ритм.
— Как Вы думаете, почему интерес к классике, такой далёкой от современного искусства, не угасает?
Мне кажется классика, не забудется никогда. Такие балеты как «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Жизель», «Баядерка», «Дон Кихот» будут интересны всегда. Поколения меняются, но залы всегда полные, потому что это балеты с интересной историей, прекрасной музыкой, красивыми костюмами и декорациями.

Люди идут на спектакль и в первую очередь хотят отдохнуть и получить эстетическое удовольствие. Поэтому классический балет будет жив всегда.
Другие публикации, которые могут быть Вам интересны: