октябрь 2020
Интервью с оперной певицей Марией Геворгян
Беседу вела Наталья Горшкова
Вёрстка Катерины Вендилло
октябрь 2020
Интервью с оперной певицей Марией Геворгян
Беседу вела Наталья Горшкова
Вёрстка Катерины Вендилло
Мария Геворгян – обладательница лирического сопрано. Проходила стажировку в Центре оперного пения Галины Вишневской. Лауреат международных и всероссийских конкурсов.

Мария исполняла партии в таких оперных постановках, как «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Кармен», «Руслан, и Людмила», «Война и мир», а также роль Принцессы и главную женскую роль (Кристин Даэ) в мюзикле «Призрак оперы». Выступала в Teatro De La Maestranza (Севилья, Испания). Солистка первого в России частного оперного театра: Московского Оперного Дома (МОД), на сцене которого исполняет главные женские партии в иммерсивных постановках «Пиковая Дама» и «Иоланта».
— Мария, как началась ваша любовь к музыке и сцене?
Любовь к музыке и сцене – давняя история. С самого детства я мечтала стать певицей, артисткой, связать судьбу именно со сценой. Когда я была ребёнком, моя мама видела, что я люблю танцевать, петь, интересуюсь музыкой, и поэтому в достаточно раннем возрасте привела меня в детский эстетический центр, где мы пели, танцевали, рисовали, изучали английский. А позже отдала в музыкальную школу, где я стала фундаментально изучать музыку, узнавать этот прекрасный мир и с каждым днем любить его все больше и больше.
— Как близкие относятся к вашей профессии?
Моя семья, мои родные — это моя опора. Мне очень повезло, что они разделяют мою любовь к музыке, всегда рядом, и поддерживают меня в моей профессии. Я очень привязана к семье, и именно там черпаю свою вдохновение, и заряжаюсь энергией.
— Помните ваш первый выход на сцену?
Если честно, сама я его помню с трудом, но зато его отлично помнит моя мама и часто об этом рассказывает. Когда мне было чуть более 4 лет, мы с мамой отдыхали в Болгарии. Одним вечером в развлекательной программе в отеле объявили танцевальный конкурс «Ламбада». Я тут же выбежала танцевать и так старалась, что выиграла подсвечник.

Если же говорить про более осознанный возраст, то это школьные годы. Первый мой выход был с хором, в хоровом конкурсе между музыкальными школами. Помню, как я с трепетом ждала наш выход, для меня всё это было так ответственно и волнительно! А позже уже были и сольные выступления, где я чувствовала себя с каждым разом всё более уверенно.
— Согласны ли с утверждением, что гений - это лишь 5% таланта, а 95% труда?
Да, абсолютно согласна. Чтобы достичь каких-то высот, нужно трудиться, и трудиться много. Талант – это прекрасно, но любой талант нужно развивать. Для проявления и развития таланта требуется высокий уровень работоспособности и самоотдачи, а также умение организовать себя, мотивировать, и где-то даже перебороть.

Гении – это люди, которые стремятся к большему, постоянно поднимают планку, неустанно занимаются самообразованием и не останавливаются в развитии.
— Как вы считаете, возможно ли актеру изобразить на сцене чувства, которые в реальной жизни он никогда сам не испытывал?
Да, и именно это и отличает профессионального актера. Многие актеры, чтобы лучше понять сущность роли, вспоминают случаи из собственной жизни, этот прием еще был открыт великим Станиславским. Он очень широко использовал эффект воспоминаний в своей практике, это написано в его книгах.

Однако, настоящее искусство в том, чтобы настроить себя на ту волну чувств и эмоций, которые на собственном опыте испытывать не доводилось. Работа над ролью – процесс кропотливый и сложный, важная и тщательная работа. Чтобы прочувствовать эмоцию или пережить ситуацию в роли, нужно многократно представить её в своём воображении, проговорить, пройти, пропустить через себя. Пройти до самой сути, не упустить ни одной мелочи, подробно прорисовать, изложить и восстановить тысячу раз в своей памяти случай, который изображен в этой роли. Нафантазировать обстоятельства, про которые захочется рассказать своему зрителю, а на начальном этапе - режиссеру и своим партнерам по сцене.

Я люблю наблюдать за людьми, как они просто проходят мимо, погруженные в свои мысли, или разговаривают по телефону, друг с другом, жестикулируют, спорят, радуются чему-то или целеустремленно куда-то спешат.

Во время дипломного спектакля мне предстояло сыграть слепую героиню Иоланту в одноимённой опере Петра Ильича Чайковского. Когда я работала над ролью, я смотрела фильмы и записи, где актеры играли слепых, вспоминала знакомых из творческой среды, следила за тем, как незрячие люди ходят, как ведут себя и разговаривают. Но это все были люди, которые знают, что они не видят. А моя героиня не знала, что она особенная. Она не знала, что существует иной мир, кроме того, в котором она жила с самого своего рождения. Она жила в темноте, но настолько хорошо знала всё вокруг, что была абсолютно свободна в движениях.

Я тренировалась дома. Завязывала глаза и изучала пространство. Каково это – двигаться, не видя? Чувствовать слухом, обонянием, кожей рук и тела. Долгое время я вживалась в эту роль, тренировала эмоции и ощущения. Это была настоящая борьба на преодоление себя.
— Вы довольны тем временем, в котором родились? Если была бы возможность когда и где хотели бы родиться?
Никогда об этом не задумывалась, но я могу сказать, что я довольна временем, в котором родилась. Я живу настоящим, и в моей жизни меня все устраивает. Наверное, мне повезло и с профессией, и с семьей, и с моими друзьями. Я рада тому, как в моей жизни все складывается, мне все нравится, я научилась ставить правильные цели и достигать их через работу и труд. При этом некоторые мои
знакомые говорили мне, что я родилась не в то время, а вот идеально вписалась бы где-нибудь в 19-й век. Может быть!
— Нередко выбор профессии связан с ее востребованностью и оплатой. Творчеством не всегда можно много заработать. На ваш взгляд, что должно перевешивать: стабильность, благополучие, но занятие нелюбимым делом, или занятие по душе, но нестабильность в материальном плане?
Можно сказать, что тут всё индивидуально. Я бы не смогла работать там, к чему у меня не лежит душа, какие бы большие деньги там не предлагали. Конечно,
при выборе профессии важна зарплата, ведь финансовая стабильность открывает новые степени свободы в творчестве, но для меня душевная составляющая не менее важна.

Мне важно любить то, чем я занимаюсь. Тогда у меня это будет получаться, тогда у меня в руках все будет гореть. В принципе, я бы смогла научиться любому делу, но без любви к нему надолго меня бы не хватило.

Творчество – это не всегда большие деньги. Сюда идут люди, которые горячо любят свою профессию. Без любви в искусство не приходят. Далеко не всем удается зарабатывать большие гонорары, тут нет прямой связи между заработком, и мерой таланта. К тому же, в творческих профессиях вообще не стоит рассчитывать на стабильный доход: сегодня есть проект, свет рампы и софитов, признание и деньги, а завтра будет пауза, поиск и освоение новой роли и отсутствие финансовых поступлений. Приходя в эту профессию, человек должен быть к этому готов и уметь распределять ресурсы.
— Назовите события/произведения/спектакли, которые произвели за последнее время на вас самые яркие впечатления.
Знаковое событие недавних дней - премьера мюзикла «Дон Жуан. Нерассказанная история». Мы долгое время работали над проектом, и это был настоящий праздник – выпустить спектакль на сцену сразу в двух столицах, с
аншлагами и огромным успехом. Подготовка спектакля занимала много времени, и не было возможности ходить в театры, когда их открыли после вынужденного простоя, а из того, что я видела ранее, очень понравился московский мюзикл «Анна Каренина»: интересная постановка, запоминающаяся музыка и тексты, хорошие актёры. А в Санкт-Петербурге запомнились «Джекил и Хайд», «Мастер и Маргарита».
— На ваш взгляд, на каком уровне сейчас находится современное творчество в нашей стране?
Я считаю, что уровень культуры за последние годы вырос. Люди интересуются современным искусством, любят театр, ходят на разные постановки. Возможностей сейчас стало больше. Когда я была маленькая, не было интернет ресурсов, подобных нынешним. И чтобы найти хорошие записи оперных арий великих певцов и певиц, я ходила в библиотеку и переписывала их. Сейчас можно найти прекрасную постановку на YouTube, по телевизору транслируют спектакли и балеты. В период самоизоляции, когда были закрыты театры, предлагали много трансляций спектаклей: от Большого театра до Венской оперы. Сейчас гораздо больше возможностей услышать гениальную музыку.
— Какие у вас творческие планы на ближайший год?
Как я сказала ранее, только недавно прошла премьера мюзикла «Дон Жуан». Уже в ноябре состоится новый блок, снова в двух столицах, планируется прокат в течение года, и гастрольный тур по разным городам России, и за рубежом. Из-за активной подготовки мюзикла, я отложила запись сольного альбома, но сейчас планирую возобновить работу над ним, записать песни, которые давно написаны, и готовить релиз.
— Что было самым сложным в обучении в институте музыки имени А.Г. Шнитке? А в Центре оперного пения Галины Вишневской?
Сложнее всего было совмещать работу и учебу, так как я училась на дневном отделении. При этом нельзя было пропускать занятий, за посещаемостью всегда очень строго следили, поэтому нужно было стараться успевать и посещать лекции, и работать. Безусловно, в студенческий период без помощи родителей было не обойтись, очень благодарна им за их всегда своевременную поддержку.
— У вас есть любимая роль? А любимая партия? Может быть, их несколько? Чем они вам близки?
Могу точно сказать, что каждая роль, которую я исполняла, была для меня по-своему важна. Ко всем своим ролям я отношусь очень трепетно и люблю их. Мне даже сложно было бы выделить какую-то особенно любимую. Зато могу назвать те роли, которые еще не были сыграны и которые я бы хотела сыграть: это Эсмеральда в «Нотр Дам де Пари», Татьяна Ларина в «Евгении Онегине» и особенно Наташа Ростова в «Войне и мире» Прокофьева.

Когда мы ставили отрывки оперы «Война и мир» в институте, режиссер говорил мне, что я как будто сошла со страниц романа. И действительно, когда я учила партию, перечитывала Толстого, во мне отзывалась каждая частичка, я чувствовала, что это моя роль – она мне очень близка. То же самое могу сказать и об образе Татьяны – мечтательная героиня, которая мне всегда нравилась. В школе я с удовольствием учила наизусть «Письмо Татьяны» и уже тогда начала мечтать о том, чтобы исполнить эту партию в опере Чайковского. Пока мне
довелось поучаствовать только в отрывках этих опер. Надеюсь, что когда-нибудь я воплощу эти два самых сильных и прекрасных образа русской литературы на оперной сцене.
— Что вы думаете об иммерсивном театре? Насколько это перспективное направление?
Я считаю, что за иммерсивным театром будущее. Пройдет совсем немного времени, и он начнет конкурировать с классическим театром. К сожалению, в данный момент, в связи с соблюдением мер предосторожности и карантином,
иммерсивные спектакли временно приостановлены.

Про себя я могу без преувеличения сказать, что мне очень нравится работать в подобных проектах – это новые ощущения, новый опыт, это очень интересно. Иммерсивные постановки сочетают в себе классический подход к трактовке самого произведения и современный по отношению к восприятию его зрителем. На мой взгляд, иммерсивный спектакль – это лучший вариант для первого знакомства с оперой.
— Как вы работаете с голосом? Как его сохранить, как его развивать?
Голос – это уникальный инструмент, который требует наиболее деликатного обращения. Если вы начинающий певец, то в первую очередь нужно найти хорошего педагога, которому вы будете абсолютно доверять, будете в нем уверены и будете заниматься под его присмотром.

Мне в этом плане очень повезло – я считаю себя счастливым человеком. Мне всегда везло на педагогов, и по сей день я могу к ним обратиться – они и сегодня со мной. Я очень признательна им за то, чему они меня научили. Сейчас я слежу за своим голосом так же, как и в студенческие годы: утро у меня начинается с дыхательной гимнастики, стараюсь по возможности не пропускать этого
полезного для голоса занятия. Распеваюсь, делаю вокальные упражнения. Только после распевки могу приступить к работе над произведением. Даже сейчас стараюсь быть под присмотром педагога, иногда приезжаю к ним на занятия. Счастлива, что у меня есть такая возможность, что мои педагоги рядом, и я могу с ними заниматься.

Готовясь к новому проекту «Дон Жуан. Нерассказанная история», я с большой пользой занималась с музыкальным руководителем постановки – Еленой Козловой. Она немало помогла мне в перенастройке голоса на новый жанр. Для меня это был новый опыт – эстрадно-роковое исполнение. Очень важно было научиться грамотно петь мюзикловые партии так, чтобы не навредить моему
оперному голосу, и помощь компетентного педагога здесь просто неоценима.
— Какие на данный момент основные проблемы в вашей отрасли? Что бы вам хотелось улучшить, исправить, развить?
Вынуждена констатировать, что сейчас нелёгкие времена для нашей отрасли. Всемирная пандемия подкосила большинство театров, концертных и кинокомпаний, все организации, которые действовали в сфере искусства и развлечений. Глубину наступившего кризиса ещё только предстоит оценить, но уже сейчас понятно, что выживут немногие. Особенно это касается тех, кто не получает бюджетного финансирования.

Несложно догадаться, что артисты, актёры, деятели культуры, не могут работать в условиях карантина или ограничений по проведению мероприятий, вводимых властями. Это значит, что десятки, если не сотни тысяч людей, их семьи, дети, остаются без средств к существованию, им просто не на что жить. К сожалению, наше государство никаким образом не поддерживает эту сферу, наоборот,
максимально ужесточают штрафы, вводят дополнительные ограничения.

Только и слышно отовсюду: закрыть, запретить, наказать. Удивительно, но театры, театральные компании, артисты даже не попадают в число пострадавших от пандемии, на них не распространяется поддержка и льготы.

Я ничего не понимаю сама и вижу растерянность и недоумение своих коллег, почему про нас забыли? Почему под флагом борьбы с распространением инфекции запрещают проведение театральных спектаклей, но принимают непродуманные меры, приводящие то к столпотворениям в метро, то к очередям в аэропортах, закрывают глаза на полное несоблюдение мер безопасности на курортах? О какой социальной дистанции там можно говорить? Какой смысл делать рассадку через два кресла на футбольных матчах, проходящих под открытым небом? Если те же самые люди входят и выходят все вместе по коридорам метро, проходят мимо друг друга, едут в одном вагоне?

Я, как и многие, не нахожу ответов на множество вопросов. Общее мнение артистов, актеров, всех работников искусства, сферы развлечений и досуга понятно: лишение людей возможности обеспечивать своё существование, при отсутствии эффективной государственной политики по поддержке нашей сферы – бóльшая беда, чем сама пандемия.

Невозможно ведь просто взять и всех закрыть на замок. Могу только выразить надежду, что страшное заболевание, поразившее мир, не задержится надолго. Ведь даже в этом случае восстанавливать отрасль из руин будет крайне сложно.
Другие публикации, которые могут быть Вам интересны: