май 2020
Интервью с Яной Исаевой, специалистом отдела реализации программ федерального центра поддержки гастрольной деятельности
Беседу вела Катерина Вендилло
Театр, судьба, организация гастролей по всему миру, юмор и много стёба над стереотипами в популярном журнале «Никак».

Ты «либерал», «разведёнка», «еврей»? Ты «на джипе — значит, наворовал», у тебя «депрессия, потому что у тебя просто много времени», тебе уже «пора рожать» или, не дай бог, «ты украинец»? Эта беседа явно для тебя.
— Яна, как ты себя определяешь? Как бы ты сама себя описала?
Театральный менеджер? Автор смешных историй в инстаграме? Кстати, у тебя получился хороший психологический тест из одного вопроса: я сейчас поняла, что вопрос был совсем необязательно про род деятельности, но, видимо, это уже мое приоритетное самоопределение.
— Как в твоей жизни появился театр, почему он?
Да абсолютно случайно появился! Я вот после таких вещей в судьбу начинаю верить! У меня нетеатральная семья: папа — военный, мама — медик во втором поколении. И как-то не особенно много театра было в моем детстве — не потому что неинтересно, а вектор был другой что ли?
Мы всегда много читали, одна из любимых картин детства: папа с мамой валяются на кровати, он читает ей вслух и они смеются над книжкой.
Все довольно творческие и с чувством юмора: у меня есть фантастический младший брат, который выбрал ИНЯЗ и связи с общественностью, но способен рассмешить любого за пять секунд, не меняя при этом выражения лица.

Мама писала со мной сочинения, но не так чтобы ЗА меня, а именно рассуждая, спрашивая, проговаривая разные мнения, точки зрения и формулировки, словно разгоняла меня до нужного уровня вдохновения и отпускала писать. Мне кажется, это лучшая родительская помощь, которая может быть, и я сейчас не только о сочинениях. Так вот к театру мы не имели никакого отношения, я закончила школу, поступила на юрфак и искала работу, которую можно будет совмещать с заочкой.
И вот тут произошло то, что я называю судьбой: моя бабушка возвращала моей маме банки из-под солений и заворачивала их в газету с вкладкой «объявления». А мама дома разворачивая, зачиталась и нашла объявление о наборе билетеров в РАМТ. И сказала мне — позвони, поговори?
Я была очень удивлена: мне, в театр? Да меня наверняка не возьмут из-за оранжевого лака на ногтях! Но меня взяли. Первые две недели мне не нравилось: работа чересчур лёгкая, платят мало, а возвращаться в Подмосковье к часу ночи после окончания вечернего спектакля не так уж и весело.
По совету мамы решила, что отработаю месяц целиком и уйду. Так я и сделала: поработала и уволилась. Через одиннадцать лет.
В конце первого месяца я так втянулась в этот мир, словно он меня и ждал: как будто там было специальное место только для меня, словно пазл.

За эти 11 лет я поработала в театре билетером, администратором зала, продавщицей мороженого в зрительском буфете и секретарём, часто совмещая по паре должностей и имея ещё работу «на стороне». Но самыми важными для меня были 5 лет в должности старшего администратора, это была самая классная жизненная, театральная, профессиональная, эмоциональная и психологическая школа. Думаю, нам понадобиться несколько месяцев, чтобы я вкратце рассказала все истории, накопленные за тот период.
Так что на вопрос «Как появился театр?» Я отвечаю: судьбоносно.
А с юрфака я ушла.
— Не хотелось сменить сферу деятельности, уйти во что-то совершенно новое?
Был такой период. Кризисный. Мы всем отделом ушли из театра, когда поняли, что наши общие и частные истории там подошли к концу. Осталась невероятная любовь к театру, как дому, и любовь к каждому человеку в нем, но работать вместе уже не представлялось возможным.
Тогда у меня случился ступор. Я всегда очень много работала и занимала самые разные должности: от упаковщицы на заводе и менеджера по продажам одежды для собак до администратора проекта и даже няни. Было время, когда у меня было одновременно три работы, но чтобы ни одной — никогда, и это сбивало с толку.
О другом театре даже речи не было — мне не представлялось возможным после «разрыва» так быстро войти в «новые отношения». И вот тут я задумалась, что же я умею и люблю. Это было время поиска и — совсем немножко — паники. Как в твоём первом вопросе: как я себя определяю? Кто я?

Вот тогда я даже на собеседование риелтором сходила. Но это скорее из любопытства, не всерьёз. А потом пришло приглашение на собеседование в «Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности», который все знают как «Большие гастроли».

И почти сразу стало понятно, что я могу тут остаться. Главное — хочу. За восемь месяцев работы я понимаю, какой творческий, прекрасный и деятельный коллектив сложился в «Больших Гастролях». И мне радостно, что я его часть — надеюсь, под стать.
— Что в твоей сфере доставляет тебе кайф и радует, а что, наоборот, раздражает и расстраивает? В чем главные сложности работы с гастролями театров по всему СНГ?
Я вожу театры по стране и за рубеж! Тут все кайф! Хотя, конечно, я бы сократила работу с бумагами. Не могу сказать, что их много, но ездить в командировки мне, безусловно, нравится больше.
Ты знаешь, все же отмечу то, что знаю ещё со времён работы в театре: выезжать и смотреть, как проходят те гастроли, которые ты сама организовала, в разы приятнее, чем просто поездка с театром. Тут есть и созидание, и полное включение, и невероятный адреналин в процессе, и страшная гордость, когда получилось.

Однажды моя начальница и друг (я считаю, очень важно, чтобы ты мог это сказать об одном человеке), стоя со мной за последним рядом в зале на поклонах спектакля, видя, как зрители аплодируют стоя, артисты прижимают к себе цветы и получают заслуженное восхищение, удовлетворенно сказала, сложив руки на груди: вот ради этого мы и работаем.

Так и есть. Так что бумажки тоже оставьте, они — моё созидание.
— У тебя есть любимые театры — режиссеры — актёры?
Во-первых, мой муж Илья Исаев — актёр, и, как нескромно можно и нужно заявить — очень (и самый) талантливый! Это я знала ещё до личного с ним знакомства, так что считаю своё мнение объективным.
Когда отвечаешь на такие вопросы, все время боишься кого-нибудь незаслуженно забыть.

Среди театров, конечно, не могу не упомянуть РАМТ, так как видела и чувствовала, на какой самоотдаче, честном стремлении к театральному волшебству и вдохновении делается всё в этом месте. С одной стороны, я вижу в этом нечто абсолютно исключительное, а с другой — верю, что в других театрах точно так же, просто я не видела их так близко.

Ещё я восхищаюсь невероятной Юлией Пересильд, уже не помню, сколько раз я смотрела «Варшавскую мелодию» Сергея Голомазова — и каждый раз спектакль трогает меня до глубины души. При этом Юлия — ещё и осознанный, неравнодушный благотворитель и удивительной красоты женщина — вот это сочетание!

Хочется отметить Тимофея Трибунцева, который делает что-то невероятное и на сцене, и на экране.

«Театр вкуса» во главе с Юрием Макеевым создаёт совершенно ни на что не похожие спектакли, некоторые вообще без слов — и в это искусство вложена душа, это ценно. Карбаускис и Маяковка, Вахтанговцы...
А есть же ещё иностранные мастера — есть неподражаемая Мерил Стрип, на которую можно смотреть вечно, как на огонь и воду. Есть Натали Портман, Джек Николсон, Эмма Стоун, Камбербэтч... Останови меня, я же могу не замолчать никогда! Все равно, когда я буду перечитывать уже опубликованный текст, придёт осознание, что я не упомянула ещё человек сто пятьдесят.
— Как появился журнал "Никак"? Откуда тебе приходят все эти прекрасные шутки? Над чем хочется смеяться больше всего?
Я всегда со смехом отвечаю на отзывы: это выстраданная правда. Большинство шуток — это не то что бы прям про меня, но, скажем так, рядом. Хотя конечно я задумываюсь о такой гипотетической читательнице журнала — что ее волнует? Какая шутка заставит произнести: «дааааааа, это точно!»?

Хочется смеяться над всем. Юмор прекрасен любой, если он в данный момент никого не обижает. Я уважаю и люблю как творчество и чёрный юмор, и нецензурный, и пошлый — какой угодно! Но понимание уместности едва ли не важнее самого чувства юмора.

Повторюсь, хочется смеяться надо всем: смех — это снятие стресса, гормоны счастья и переключение угла зрения.
Вот есть тревожащие обстоятельства: меня очень пугает история с пандемией. Но если я буду думать только о скорости распространения вируса и о том, сколько сегодня умерло людей — я сойду с ума. А вот посмеяться над всеобщим стремительным набором веса на карантине и бесконечным винишком по вечерам — милое дело, мне становится легче.
— У тебя есть "любимые" и любимые стереотипы? О женщинах и мужчинах, лени, работе-отдыхе и тд?
О, да! Вообще, в первую очередь мне хотелось бы отметить, что сейчас наступило такое время или появилось такое поколение, что очень много людей прикладывает колоссальное количество сил к тому, чтобы стереотипы ломать. Не могу сказать, большинство их или нет, но то что они есть — это прекрасно.

Вообще я против стереотипов о людях в принципе. Мне бы в равной степени не хотелось слышать в свой адрес: «Ты же девочка!» и в адрес любого мужчины «Не плачь, ты же мужик!».
Обобщения любого рода меня расстраивают: если я слышу от симпатичного мне человека что-то вроде: «ну ей уже пора рожать» или «ну конечно, он же украинец», я прямо падаю духом. Это даже не злость, а такое внутреннее «Ну как же так?!» с разочарованием.
Я могу долго рассуждать и спорить на эту тему. «Либерал!», «разведёнка», «еврей», «на джипе — значит, наворовал», «депрессия — для тех, у кого много времени».
Как просто и легко живётся людям, у которых всё по полочкам: тут у нас женщины, все подряд любящие готовить, торчащие в ванной по три часа и умиляющиеся каждому ребёнку, мечтающие о «замуж», стремящиеся туда, как на землю обетованную; а тут у нас мужчины — добытчики, любящие работать руками; такие — косая сажень в плечах, любо-дорого посмотреть, не плачут, не жалеют, взглядом гнут рельсы. А вот евреи — с ними просто не надо иметь дело — и всё, делов — то.

Очень простой черно-белый мир. Как у трёхлетнего ребёнка.
— Какие стереотипы наиболее мешают в нашей жизни?
Все, все стереотипы мешают жить, если они касаются людей. Наверное, стереотипы движения экономики в схожих политических ситуациях или поведения общества в целом в ответ на одни и те же события, можно брать во внимание, но стереотипы, определяющие поведение и качества каждого человека в группе за счёт обобщения — ограниченность.

Посмотри, какие мы все разные! И, кстати, лично я люблю готовить. Но это не потому, что я девочка.
— Как сохранить позитивный взгляд на жизнь? Как ты справляешься с плохим настроением?
Мне как раз недавно задали тот же вопрос в соцсетях. Так вот отвечаю так же: во-первых, я очень стараюсь, а во-вторых, я не справляюсь.

Я тревожная, я волнуюсь за всех членов семьи, за своих друзей, за знакомых своих друзей, за человечество в целом, за то, куда катится этот мир и куда качусь я лично. Это до завтрака. Потом это все растёт, как снежный ком.

Я вспыльчивая — тут вообще без комментариев.

Но в моменты тревоги или недовольства собой или обстоятельствами, близкими или работой я стараюсь дать себе прожить эту реакцию — позлиться или поплакать, выплеснуть раздражение или страх, но стараюсь не давать себе принимать решений в состоянии аффекта.

Если в обиде начать выяснять отношения — диалога не выйдет, выйдет ссора. А если сначала успокоиться и понять, что именно ты хочешь от этого разговора получить —извинений, устранения последствий, обещания «больше никогда!» или просто внимания — есть смысл обсуждать.

Но это я беру за образец — не то чтобы я прямо такая молодец всегда.
Ну и вообще: дыхание, осознанность, вера в лучшее, и, как говорит мой муж, потрясающий ни на чем не основанный оптимизм.

Хотя, скажу тебе по секрету, ни на чем не основанный — тяжелей всего даётся.
— Ты — министр культуры РФ. Твои первые указы и реформы?
Ой. Ну, прежде всего, спасибо за оказанное доверие и давайте поднимем зарплаты работникам культуры.

А вообще — сложно ответить. Когда я работала билетёром в театре, я точно знала, как надо работать администрации и дирекции, чтобы всем жилось хорошо. После перехода работать в администрацию пыла во мне поубавилось, я поняла, что не знала огромного количества обстоятельств и нюансов, которые — не заставляют тебя работать так, нет! — но обуславливают именно такую концепцию работы. Не могу сказать, что я согласна со всем, но понимаю, почему.

Так же получилось и с Гастрольным центром — когда ты знаешь внутреннее устройство работы, то понимаешь, почему нельзя вот так просто «отправить нас на гастроли в Севастополь, мы же давно просим».

Я не сторонница теории «сперва добейся!», мне кажется, есть вещи бесспорные — такие как несправедливость по отношению к человеку, обман, — которые позволяют нам говорить: «Вот если бы я...!».

Но тут мне сложно сказать, что я бы поменяла, будучи на этом посту. Надо сначала попробовать посидеть в этом кресле.

Но зарплаты все же давайте поднимем.
Другие публикации, которые могут быть Вам интересны: