Интервью с дирижером театра «Новая опера», лауреатом международных конкурсов Юрием Медяником
Беседу вела Екатерина Чекунаева Вёрстка Катерины Вендилло
июнь 2020
Интервью с дирижером театра «Новая опера», лауреатом международных конкурсов Юрием Медяником
Беседу вела Екатерина Чекунаева Вёрстка Катерины Вендилло
Дирижёр театра «Новая Опера» и теле-шоу «Синяя птица», мультиинструменталист, посол Фонда «Будь Человеком» — о силе человеческой мечты, страсти к профессии, современной музыке, «игре» на оркестре и будущем культуры после карантина.
— Юрий Владимирович, Вы — первый в России исполнитель на бандонеоне. Почему Вы выбрали именно этот музыкальный инструмент?
Я не выбирал бандонеон, а долго к нему стремился. Вернее, именно к его звучанию, к звуку. В течение нескольких лет я играл музыку танго на баяне (за неимением в нашей стране бандонеона вообще) и путём выбора соответствующих регистров баяна пытался приблизиться к аутентичному звучанию бандонеона. Но это были только старания, которые не могли материализовать в моих руках настоящий инструмент.
Сила человеческой мечты колоссальна — после моего обучения в Бельгии я вернулся в Россию и твёрдо решил, что бандонеон каким-то образом окажется в моих руках, хотя совершенно никаких предпосылок этому не было. И так и произошло — сейчас он в моих руках, и я счастлив!
— Ваш коллектив Emotion Orchestra исполняет, в основном, танго. Откуда такая страсть к этой музыке?
Суть самого танго — это страсть. Поэтому играть танго без страсти — бессмысленно.
Коллектив создавался не для исполнения танго, конечно. Я предполагал, что коллектив будет универсальным как по составу инструментов, так и по жанровому разнообразию. Но так уж получилось, что именно танго было в тот момент, а прошло уже более 10 лет, особенно мне близко. Поэтому и первые программы были составлены, в основном, из музыки этого жанра.
Конечно, представлению о том, что Emotion Orchestra играет в основном танго, способствует и наш ставший очень популярным альбом «VIvaldi. Seasons of Tango», вышедший на лейбле «Мелодия», который является первым в мире пересочинённым и переосмысленным вариантом знаменитого цикла «Времена года» Вивальди в жанре танго.
Однако, мы не останавливаемся в наших экспериментах: в другой концертной программе «Мусоргский. Картинки» мы играем музыку Мусоргского и в жанре Klezmer, и даже в стиле бразильской муракату.
— Какое Ваше любимое направление в танго?
Направлений внутри жанра много, и их прелесть в том, что они постоянно видоизменяются, вбирают в себя много современных элементов. Но наиболее близкий мне — милонга в стиле Tango Nuevo, я люблю помечтать!
— Ваш второй коллектив Pluri_Art Orchestra работает в другом направлении?
Это струнный оркестр, который может расширяться путём добавления соответствующих групп музыкантов до масштабов большого симфонического оркестра. Мы играем совершенно разнообразную музыку. Он мобилен, видоизменяем.
Неизменно одно — это отношение моих музыкантов к своей работе. Процесс отбора музыкантов очень сложный и, если можно сказать, «мучительный» для меня.
Если я вижу, что для музыканта исполнение произведений в составе оркестра — рутина, ремесло, не приносящее ему удовольствия, я не приглашаю к совместному музицированию. Для по-настоящему качественной, увлечённой, энергетически наполненной игры необходимо, чтобы все эти качества были у самого музыканта.
И такие музыканты существуют, я нахожу их среди сотен других. С моим оркестром я не позиционирую себя руководителем, дирижёром, тираном — мы все в одной упряжке, я партнёр, друг, коллега. Возможно, именно благодаря особому отношению каждого из музыкантов Pluri Art Orchestra, мы делаем по-настоящему качественные и заметные проекты. Один из недавних — запись саунд-трека к нашумевшей кино-картине «Лёд — 2».
— Слушаете ли Вы современных исполнителей?
Да, безусловно. Для того, чтобы шагать не на шаг позади, а хотя бы в одном ряду с миром, необходимо следить за тем, что происходит вокруг. Музыку современных исполнителей я слушаю, не всегда с большим удовольствием, но часто ради ознакомления.
— Юрий Владимирович, Вы – блестящий музыкант. Почему решили перейти в дирижирование?
Благодарю. Я не решил перейти. Дирижирование — это логичное и предсказуемое продолжение пути, к которому меня готовили с детства. Когда мне было 5 лет, моим развлечением было прослушивание симфоний и опер на пластинках, но я всегда следил за музыкой либо по партитуре, либо по клавиру.
С трёх лет я пел на эстраде, играл на инструментах. Но реализация широкого кругозора требует широкой платформы. Поэтому оркестр — это мой самый большой инструмент, который я когда-либо «держал» в руках и категориями которого я мыслю. Сейчас «я играю» на этом инструменте.
— Можно ли назвать дирижера своеобразным диктатором?
Да, только так! Но искусство дирижера и заключается в том, чтобы, оставаясь диктатором, о нём думали, что он милашка.
— Случалось ли Вам импровизировать во время выступления?
Любое исполнение произведения — это импровизация. Вопрос в её масштабах. Академическая музыка не подразумевает импровизацию в нотах, зато позволяет импровизацию в оттенках, в работе со временем, отчасти с темпами.
Ни одно произведение невозможно сыграть совершенно одинаково даже одним и тем же исполнителем. Даже исполнения произведения дважды в одном концерте подряд уже будут разными, причём, разительно отличающимися друг от друга!
— Есть ли произведение, которое Вы однажды играли, но больше не сыграете никогда?
Не задумывался над этим. И я предпочитаю не употреблять слово «никогда» в своей жизни. По известным причинам.
— Юрий Владимирович, Вы еще и общественный деятель, занимаетесь благотворительностью, поддерживаете молодые таланты. Есть ли у Вас подопечные?
Несколько последних лет я не занимаюсь педагогикой постоянно, только время от времени, на мастер-классах. Но должен сказать, что с развитием технологий у меня появилось достаточное количество учеников онлайн. Добавляет интереса и работа моей онлайн-школы.
— Какое будущее ждет культурную индустрию после окончания карантина? Будут ли люди ходить на концерты?
Люди ходить на концерты будут — невозможно представить себе полноценного человека без единения с музыкой именно в концертом зале или театре.
Ведь встреча с прекрасным — это акт, это подготовка, как психологическая (нужно узнать о той музыке, которую предстоит услышать, желательно погрузиться в эпоху или ознакомиться в общих чертах с историей создания), так и физическая — нужно торжественно одеться, потратить время на дорогу до места проведения концерта, в конце концов, выключить свой мобильный телефон на спектакле — а это для многих действия почти героические!
Никакие онлайн-концерты или виртуальные выставки не могут заменить обмен энергетикой исполнителей и слушателей, находящихся в одном пространстве.
А экран, плед, домашние тапочки и чашка чая могут предоставить только самих себя — экран, плед, тапки — но не мистику акта встречи с искусством.