Идея, вопросы, вёрстка: Катерина Вендилло Беседу вела: Ксения Кузнецова Фото: Татьяна Чиченкова, Татьяна Маслова, Елена Юнес, Катерина Орлова
27 ноября на сцене театра С.А.Д. состоялась премьера пластического спектакля «Маркес. Без слов», режиссером выступил артист театра им. Евг. Вахтангова Валерий Ушаков.
Мы пообщались с артистами спектакля об особенностях каждого персонажа, главных вещах в жизни человека и магическом реализме в буднях.
~
— О чём, по-вашему, этот спектакль? В чём его главная идея, в чём другие?
О времени, наверное. О тех мелочах, про которые нельзя забывать и без которых человек перестаёт быть чем-то чудесным. Рассказать историю человека, будь он велик или мал, не трудно: родился, жил, конец. А ради чего её рассказывать? История правителей, полководцев, учёных, гениев искусства сама по себе, как перечень свершений, скучна и бесполезна, мне так кажется. Интереснее и куда важнее сплетение тех мизерных событий и случайностей, которые, на самом деле, и есть основа чего-то великого, неповторимого.
Ян Гахарманов
Исполнитель роли Аурелиано
Лада Чуровская
Исполнительница роли Прекрасной Дамы
Для меня ценность этого спектакля в том, что он без слов, потому что любой твой выход на сцену или любое проделанное движение, жест, да и вообще любое проявление должно быть сверхмотивированно внутри тебя, а точнее должно ЧТО-ТО переполнять, двигать тобой каждую секунду, потому что если это ЧТО-ТО важное уходит, что заставляет меня, допустим, повернуть голову, значит в этот момент я могла заговорить, а не промолчать.
Это ЧТО-ТО, каждую репетицию или спектакль разное.
Пётр Наумович Фоменко говорил, что придут критики и расскажут, о чём наш спектакль. Для меня он о Любви. Всё в нашей жизни о Любви.
Василий Цыганцов
Исполнитель роли Отца
Анастасия Жданова (Лукьянова)
Исполнительница роли Матери Аурелиано
Мне кажется, у нас получился очень тёплый и атмосферный спектакль, без претензии на то, что мы хотим открыть зрителю какую-то прописную истину. Думаю, это спектакль-открытка, он говорит о чём-то важном, из детства, о том, что мы с возрастом начинаем забывать. Если после просмотра вам захочется просто позвонить родителям — значит, цель достигнута!
Спектакль настолько глубокий, что однозначного ответа на этот вопрос не дать. Для меня он, прежде всего, о самом светлом в человеке, которое не угаснет никогда, даже под влиянием профессиональных качеств, формирующих властную и жестокую личность. О внутреннем ребенке, который всегда жив в каждом человеке, только временами очень хорошо прячется. Основная идея, на мой взгляд, донести без слов до зрителя понимание происходящего на сцене, понимание самого Маркеса в разрезе жизненного пути главного героя полковника Аурелиано.
В спектакле всё от начала до конца происходит таким образом, чтобы пробудить в зрителях через их собственные ощущения восприятие всего драматизма, максимально затронуть все струнки души. Побудить сопереживать и задумываться над каждой сценой. Наш режиссёр сочетает в своём спектакле пластику, клоунаду, историческое фехтование для более объемного представления событий, одновременно подчеркивая глубокий смысл каждой эмоции, каждого жеста, каждого движения…
Андрей Вистинь
Исполнитель роли Тёмного Рыцаря
— О чём бы Вы поспорили с Вашим персонажем или с самим Маркесом?
Ян Гахарманов
Исполнитель роли Аурелиано
Я к ним пока только тянусь... Может быть когда-нибудь приближусь к этим чудным людям и смогу с ними поговорить, но спорить — нет. А с Маркесом и подавно. У него можно только попросить совета. Пытаться понять его, чтобы он чуточку поделился с тобой своими мыслями. Думаю, в диалоге актёра с автором истина рождается не в споре.
Для меня «Маркес. Без слов» — это спор с самим собой, а спорить с самим собой можно об очень многом, так и здесь, идущий по воспоминаниям герой заново переосмысливает произошедшее и меняется! Главная идея как раз в этом, движение вперёд по жизни, изменение, перерождение, а как писал Экзюпери: «перерождение не бывает без боли». Каждое событие, произошедшее с нами, оставляет след. Даже вчерашний Я сегодня будет другим. Для меня в основе взаимоотношений Полковника с миром этого спектакля лежит спор, поэтому очевидно, что нет в нём ничего устоявшегося и затвердевшего, а если спорить, то с цинизмом и жёсткостью по отношению ко всему и к себе.
Марк Бурлай
Исполнитель роли Полковника
Василий Цыганцов
Исполнитель роли Отца
С лауреатом Нобелевской премии по литературе я бы не стал спорить. Он пожил и прожил поболее моего. А вот поучиться у него — можно. А зачем спорить с персонажем? У меня с ним противоречий нет.
Поскольку, мой персонаж не совсем имеет литературного сходства с каким-то конкретным героем, моя Мать (которую мы назвали «Урсула» — имя матери из «Ста лет одиночества») скорее собирательный образ по мотивам произведений Маркеса, поэтому я имела некую оговорку на создание своего собственного персонажа. Моя Мать — это отражение меня, то, как я понимаю материнскую жертвенную любовь и нежность. Зачем мне спорить с самой собой?
Анастасия Жданова (Лукьянова)
Исполнительница роли Матери Аурелиано
Андрей Вистинь
Исполнитель роли Тёмного Рыцаря
Моему персонажу я бы предложил бы сразиться с самим Аурелиано и показать, что бороться надо, прежде всего с собой. Бороться ради того, чтобы не утратить настоящие человеческие качества, не позволить штампам и стереотипам поглотить тебя полностью. Бой — это ширма, за которой спрятаны внутренние проблемы и комплексы человека, и иногда только через сражение он может заявить о них и их решить. Спорить со своим персонажем мне не хотелось бы — он искусно владеет всеми навыками борьбы.
Ян Гахарманов
— О чём сцена с нахождением коробок? Что, на Ваш взгляд, находится в третьей, самой чудесной? Почему она так важна для Вашего персонажа?
Это встреча с прошлым. В патовой жизненной ситуации он обращается именно к нему. Мы все так делаем.
— Каково заново повзрослеть в убыстренном темпе? "Вся жизнь пронеслась перед глазами" — это об этом? Что самое сложное технически в этой сцене?
Тут никакого особого моего взгляда нет, там именно то, что видит зритель: там Мама с Папой...
Это одна из немногих сцен, не помещенных в пространство воспоминаний Полковника Аурэлиано. Это взгляд на него со стороны, как бы из внешнего мира на портрет, и, как видно, "снаружи" он ничем не отличается от любого другого. Да, быстро, даже очень, но ведь и у нас всё очень быстро.
Самое сложное – спокойно дышать.
— Как не потеряться в бушующем белом море жизни, особенно современной, постоянно ускоряющейся?
Работать. Служить своему делу "до полной гибели всерьез". И не задаваться вопросом "кому это надо?" Кому-то, да надо.
Марк Бурлай
— Кто Ваш персонаж? Совесть? Внутреннее я? Альтер эго?
Это не альтер эго точно, он не противопоставлен Аурелиано совершенно, он часть Аурелиано, как и Аурелиано часть полковника. Наиболее точным для себя считаю такой взгляд на Полковника: это мысли Аурелиано, Аурелиано зрелого, что-то пережившего и изменившегося! Это как мысли, спорящие друг с другом и не уступающие.
— Что для Вас означает сцена с "собакой"? Зачем Вам коробка счастья? Не у каждого ли она своя?
Сцену с собакой я понимаю как игровую природу всего происходящего вокруг нас. Довольно скучно представление о жизни без этой игры, всепоглощающей, игры всех со всеми. Если говорить про коробочки с воспоминаниями, то, наверное, это единственное не проходящее и остающееся с нами всегда. Воспоминания поддерживают нас, делают нас менее одинокими, помогают разобраться в том, что происходит и что нужно сделать.
— Что Вы вкладываете в сцену с обменом пальто? Пальто как-то определяет главных героев? "Поживи в чужих башмаках, а потом осуждай" - это об этом?
Сцена с обменом пальто, мне кажется, это сцена о дружбе, какой она только может быть, здесь и поддержка, и ироничный взгляд на действия друга, и даже соперничество.
Василий Цыганцов
— Откуда Вы черпаете ту нежность и любовь, с которой появляетесь в жизни Аурелиано? Как Вы думаете, во всех ли родителях живёт безусловная любовь к своим детям?
Когда мы начали репетировать спектакль, у меня родилась дочка. Мне не надо ничего придумывать, я просто думаю о ней. О ней и о любимой супруге.
Про безусловную любовь — не знаю. Порой родители страшные вещи делают, отказываются от своих детей. Вот этого я понять не могу.
— Сцена с супругой, когда Вы в чёрном, - о чём она? Как на Ваш взгляд справиться с вынужденной разлукой с любимым человеком?
О том, что некие непреодолимые обстоятельства, рок вынуждают Отца покинуть семью. Я не знаю, как справляться с этим. Как-то жить дальше и верить, что всё не напрасно, что всё промысел Провидения. Это укрепляет в трудную минуту. И поменьше рефлексировать — жить дальше. Жизнь ведь не закончилась. А разлука (или смерть) — это часть жизни, неотъемлемая её часть… Зато какие стихи рождаются в разлуке с любимыми!
Анастасия Жданова (Лукьянова)
— Какая она для Вас - идеальная мама? Хочет ли Урсула быть таковой для Аурелиано?
Конечно, я думаю о том, какой должна быть мать, какой мамой буду я для своих детей. Стоит ли стремиться к какому-то идеалу? Для меня —нет. Я считаю, что нужно учиться максимально слушать своё сердце и совесть. Истинная любовь — это отдавать, не ожидая чего-то взамен, только тогда твоя любовь будет преумножаться.
— Как, на Ваш взгляд, в современном мире не потерять в себе запас доброты и любви?
Я не очень знаю, как жить в современном мире, честно говоря, я себя чувствую немного из прошлого. Я стараюсь создавать свой мир, окружая себя такими же единомышленниками-динозаврами.
Андрей Вистинь
— Кто Ваш персонаж? Чему он учит противника в бою?
Мой персонаж по сюжету рыцарь, который сочетает в себе доблесть и совершенное владение искусством боя. У которого задача довести до финала бой, но довести его красиво и благородно, оказав противнику достойное сопротивление. Бой поставлен так, что разнообразные элементы сценического фехтования как бы подчеркивают целеустремленность с двух сторон противников. Это как проекция на спор двух людей, каждый из которых пытается блеснуть красноречием, только здесь вместо красноречия и аргументов выступает язык тела и язык владения оружием и конкретными боевыми приёмами.