Выпускница Пермской школы балета, лауреат международных конкурсов, с 2016 по 2018 год ведущая солистка Екатеринбургского театра оперы и балета, обладатель спец. призов "Надежда России" и Нины Ананиашвили, лучшая балерина Летних Балетных Сезонов 2013 Надежда Иванова
— о том, как полюбить грязную работу у станка, как не уйти из балета после сложных травм и как скрыть опыт в глазах, исполняя партию юной Машеньки, танцующей с куклой на новогоднем празднике.
— Пермская школа балета считается одной из лучших в России. Надежда, каково быть её выпускницей и продолжателем?
Я чувствую огромную ответственность и гордость. Благодаря всем учителям ПГХУ есть уверенность в том, что ты делаешь.
— Вы выпускались у Лидии Григорьевны Улановой, заслуженного учителя и заслуженного деятеля искусств Северной Осетии-Алании. Каково было у неё учиться? Какой самый важный жизненный урок она Вам преподала?
Если ты любишь эту грязную работу у станка, значит ты по-настоящему любишь балет.
Лидия Григорьевна стала для меня родным человеком, она была строгой в работе, но за приделами стен училища была заботливой, более мягкой.
Помню такой случай: я очень похудела, даже не могла работать, а она отправляла меня с урока в буфет съесть конфетку. Конечно, я не ходила в буфет, мне хотелось быть ещё худее, чем уже есть, но она проверяла меня. Потом она поставила условие, что завтракать я хожу к ней домой. Я ела утром овсянку у Лидии Григорьевны.
Лучшим её советом для меня был о том, что нужно любить грязную работу у станка. Балет на сцене танцевать легко, а вот репетировать - это труд, пот, кровь и любовь к работе.
— Однажды на радио Вы упоминали, что партия Авроры из балета "Спящая красавица" - Ваша любимая, так как первая, Вы на ней выросли. Какие эмоции у маленькой Нади вызывала прекрасная принцесса? Соединялись ли в сознании мир сказки и мир сцены?
Партия Авроры и по сей день является моей любимой. Эта партия очень женственная и нежная. В жизни мы не всегда можем себе позволить быть такими.
В начале карьеры передо мной в первую очередь стояла задача технически хорошо исполнять эту сложную хореографию. Но на сцене я чувствовала восторг от того, что могу сделать что-то сложное. К тому же я радовалась, как ребенок, ведь я принцесса, у меня корона и много принцев.
— Как Вы перевоплощаетесь? Как стать юной Машей В "Щелкунчике", обманутой Жизелью, роковой Китри? Что Вам помогает вжиться в образ и при этом держать на высоте исполнение танца?
Как бы хорошо ты ни скрывал свой возраст, опыт в глазах и в теле всё равно будет тебя выдавать.
В Машу мне перевоплощаться достаточно сложно. В этой партии нужно быть маленькой девочкой. Думаю, в первом акте Машу могла бы исполнить совсем юная балерина. Как бы хорошо ты ни скрывал свой возраст, опыт в глазах и в теле всё равно будет тебя выдавать.
С партией Жизели похожая ситуация. С возрастом легче справляться с техникой, ты понимаешь, зачем ты принимаешь ту или иную позу, вкладываешь в них свои эмоции. Самое сложное - оставаться юной и наивной в первом акте. Для этого я иногда добавляю в пластику немного растерянности.
Партия Китри озорная, чтобы её хорошо станцевать, надо быть в отличном настроении. Нужно, чтобы в тебе все время светился какой-то луч, азарт. Эта партия тёплая, не могу сказать, что она дается мне сложно. Для меня она проще, чем Жизель или Одетта-Одиллия, хотя по технике эти балеты одинаково сложны.
Вжиться в образ мне помогает большая работа над собой. Я продумываю каждый шаг, представляю, как это могло бы выглядеть на самом деле, в реальной жизни. Какие могли быть реакции у окружающих именно в условиях прошлых веков, учитываю национальность действующих лиц, их привычки, в целом историю. Жизнь не стоит на месте, потому для нынешнего зрителя приходится добавлять более современные эмоции. Естественно, я изучаю исполнение многих балерин.
— Мы знаем, что однажды во время спектакля "Дон Кихот" Вы получили серьезную травму. Как не потерять желание продолжать заниматься балетом после таких случаев? Как ускорить выздоровление? Вы скучаете по сцене во время пауз?
Да, травма была, но я не потеряла любовь к балету. Думаю, если она есть, её ничем не выбьешь: ни переломанными ногами, ни другими страшилками.
Для более быстрого восстановления нужно прислушиваться к своему телу. Если вам хочется начать заниматься, значит нужно понемногу приступать. Помогают массажи, витамины и сознание: ты должен говорить себе, что всё будет хорошо, представлять свою травму и быстрое восстановление.
Во время пауз я скучаю по балету, но паузы нужны: они дают возможность получить новые эмоции, встретить новых людей, они наполняют, обогащают.
— Случались ли с Вами, наоборот, забавные моменты во время спектаклей? Поделитесь парой историй.
Забавных историй очень много. Однажды мы танцевали с куклами в "Щелкунчике". С нами танцевала девочка, у которой все время что-то приключалось, и на сцене, и в жизни. И во время танца её кукла буквально развалилась на части: руки, ноги и голова куклы раскатились по сцене, было забавно их потом собирать.
— Известно, что сейчас появилось великое множество балетных школ, а качество обучения часто хромает. Каковы, на Ваш взгляд, главные ошибки молодых педагогов? Как не поломать начинающих?
Могу сказать, что частные школы не отбирают, а набирают детей. То есть скорее всего это больше финансовый вопрос, политика "танцевать могут все". Я согласна, танцевать могут все, но для профессии артиста балета нужен более внимательный подход. Нужно, чтобы каждый ребенок проходил конкурс, чтобы его отсматривали педагоги.
— Представляете ли Вы себя в другой профессии? Если не балет, то что?
Я не представляю себя в другой профессии. Но возможно, это было бы что-то творческое. Может быть, я была бы актрисой театра.
— Каким бы был Ваш фильм о балете?
Мой фильм о балете был бы правдивым! Надо преодолевать трудности, но они совершенно не похожи на адский труд, как показывают в других фильмах. Думаю, я показала бы в своём фильме, как видят одну и ту же ситуацию ребёнок (ученик), педагог, родители и зрители. Наверное, мой фильм был бы философским.