«Мне было очень хорошо и комфортно на карантине»
Интервью с певицей Натальей Сидорцовой
Беседу вела Мариам Агаджанян
Вёрстка Катерины Вендилло
Ноябрь 2020
Наталья — российская певица, актриса и вокальный продюсер, звезда мюзиклов «Анна Каренина», «Граф Орлов», «Ромео и Джульетта», участница шоу Первого канала «Голос». Обладательница редкого диапазона голоса в 4,5 октавы.

Поговорили о проекте «Голос», источнике вдохновения, совмещении семьи и карьеры, тик-токе, а также о том, что важнее: быть популярной или услышанной?
— Многие вокалисты избегают подобных вокальных конкурсов. Как вы решились на участие в проекте «Голос»?
Я тоже долго отказывалась от участия в подобных конкурсах. Говорила: «Я уже переросла этот этап, отсоревновалась. Мне уже 30+ лет, я уже успешная и состоявшаяся». Но на самом деле, многие, как и я, избегают таких конкурсов, потому что в глубине души боятся соревновательного аспекта.

Мы все понимаем, что потенциальная возможность эфира на Первом канале – это путь к новой аудитории, путь к новым возможностям раскрытия своего потенциала.
Я решилась, когда перестала бояться этого соревнования. Прокачала свою психологическую сторону до такого уровня, что поняла: я иду побеждать, но возможный проигрыш меня уже не ранит. Тогда появилась решимость участвовать, и я успешно прошла кастинг.
— Чего вы ожидали от проекта? Как изменилась ваша жизнь после участия в «Голосе» ?
Безусловно, я ожидала возможности разговаривать с гораздо большей аудиторией посредством творчества. И это мне удалось.

Мы собрали аншлаг на моем концерте в Аптекарском огороде, где людей было в 2-3 раза больше, чем на прежних концертах. Мы собрали бы солд-аут в КЗ «Мир» на презентации альбома, если бы не ввели карантин и запрет на массовые мероприятия. А в более маленьком клубе мы способны сделать солд-аут за 5 дней. Это происходит благодаря тому, что обо мне узнала новая аудитория – та, которая не ходит на мюзиклы и в джаз-клубы.

Жизнь поменялась не столько в связи с проектом, сколько с началом «темных времен» пандемии. Когда концертные площадки и театры закрыли, артистам пришлось искать другие источники дохода. И, конечно, участники «Голоса» были лишены той степени творческой активности, которая могла возникнуть после шоу. Хотя, безусловно, людям стало интересно мое творчество в гораздо большем объеме.
— Где вы черпаете вдохновение? Кто пишет вам песни?
Вдохновение черпаю из жизненных впечатлений, творческих экспериментов, из ресурсного общения с классными, умными людьми. Внутренние ресурсы, силы черпаю из удовольствий. И, безусловно, из любви. И на этой волне я сама пишу песни.

Также я пишу песни на стихи других поэтов. У меня есть песни на стихи Катарины Султановой, Лины Сальниковой. Думаю, будут и новые варианты совместных работ. Мне пишет песни Таня Балакирская – очень интересный, чудесный автор большого таланта.

У меня в альбоме есть достаточно давно написанная песня «Небо» Романа Игнатьева, хотя он театральный, а не песенный композитор.

Происходит много вещей, которые вдохновляют и которые приводят ко мне либо песни, либо тех, кто их напишет.
— Я знаю, что у вас несколько высших образований. В 2018 году вы окончили Московский институт психоанализа. Все специальности творческие, при этом разные. Почему вы выбрали их ? Может, что-то привело, подвигло вас к тому, чтобы вы учились снова и снова? Может быть, вы в поиске себя? Что ближе вам из 4 специальностей?
В 2018 году я в Московский институт психоанализа только поступила. А заканчиваю его сейчас. Соответственно, у меня образования в следующих областях: вокальное, театральное (я драматическая актриса), журфак МГУ и психология.

Разумеется, я нахожусь в постоянном поиске новых форм творчества. Мне кажется, что синергичность и синкретичность творчества, которые есть в современном мире – это очень круто. Прошли те времена, когда артист в 22 года окончил институт, и все – работает по профессии, в филармонии или театре, и больше ничему не учится.

Искусство не стоит на месте. В древности или еще несколько сотен лет назад искусство развивалось достаточно медленно, и техникам живописи, музыки, вокала требовалось по 50-100 лет, чтоб выходить на новые уровни и направления.
Сейчас, и особенно в XX веке, это развитие происходит очень быстро. И нельзя не учитывать эти особенности, эти изменения, нельзя не впитывать в себя новое. Я продолжаю учиться постоянно. Весь карантин я училась, нарабатывала новые знания и возможности, в том числе, в области вокала и маркетинга.
— Ваша дочь Карина очень похожа на вас. Какие у нее цели? Может быть, хочет идти по стопам матери? Как ваша дочь относится к вашему творчеству?
Дочь очень любит меня как певицу и актрису. Она – мой главный поклонник. На определенном этапе это мешало. Такая постановка меня на пьедестал не давала ей идти в творческие эксперименты, она боялась, что все равно никогда не сможет петь, как мама. Слава богу, мы это преодолели. Я глубоко убеждена, что дочь талантливее меня, в каких-то аспектах точно. Она настолько самобытна – ей сам бог велел заниматься творчеством.

Она могла бы проявить себя в совершенно разных сферах. Сейчас она собирается пойти по театральной стезе, а не по музыкальной. И мне кажется, у нее получится.

Ее актерская природа проявлялась с детства. Она – артист. Лет в семь она выходила на сцену в мюзикле «Монте-Кристо» как маленькая Валентина. Небольшая роль, всего два выхода. Но как она выходила на поклон – это нужно было видеть. Такие реверансы, воздушные поцелуи в зал…как будто она в главной роли весь спектакль отработала. И в этом проявляется артист. Каждый раз, выходя на сцену, она получает огромное удовольствие.

Также дочь поет и увлекается психологией. Но пока на повестке дня – театральное училище, потом – посмотрим.
— Посоветуйте, как совмещать семью и карьеру?
Честно говоря, не знаю. У меня как-то само получается. Наверное, нужно быть искренней в том, что ты делаешь. И определить, что для тебя самое важное. Для меня семья – не самый важный аспект. Для меня важна моя дочь, но я воспринимаю ее как отдельную личность и понимаю свои материнские задачи. Я должна вырастить, в первую очередь, психологически здорового и счастливого человека. Но к любой матери у ребенка все равно будут претензии: и к гиперопекающей, и много работающей.

А как совмещать отношения в браке и карьеру – не знаю, я разведена. Моя личная жизнь идет все-таки вторым планом относительно карьеры. Для меня Мерил Стрип – образец совмещения семьи и карьеры. Я хочу так же. Думаю, она всегда была очень честна с собой. Она всегда знала, чего хочет от себя, от своего предназначения, и понимала, как распределять свои ресурсы.
Нужно обязательно осознавать свой ресурс. Нужно понять, что тебе нужно, и сколько ты реально можешь выдержать. Вот мне нужна сцена, я без нее не могу и никогда в жизни с нее не уйду. Если встанет вопрос – выбирать семью или сцену, я однозначно выберу второе.
— В период пандемии отменили массовые мероприятия разного рода. Многие впали в депрессию, особенно творческие люди. Чем вы занимались? Соблюдали ли вы изоляцию?
В основном, я проводила время за городом. Было несколько совместных онлайн-концертов, помимо моих собственных. Я очень много училась, вела онлайн мастер-классы, развивала свою школу вокала.

Рискую вызвать недовольство коллег-артистов этим заявлением, но я не впала в депрессию. Мне было очень хорошо и комфортно на карантине. Эти 2-3 месяца были очень ресурсными. Организм получил долгожданный отдых. И, наверное, я бы еще долго не смогла посвятить такое количество времени себе, дочери, быту. Конечно, продлись карантин дольше, мне бы это тоже надоело.
— Многие артисты вели онлайн-концерты, прямые эфиры. Как вы относитесь к социальным сетям?
Я считаю, социальные сети – прекрасный ресурс, который нужно с умом использовать.
Как сказал великий алхимик и врач Парацельс: "всё может быть и ядом, и лекарством, в зависимости от дозы и от меры". Соцсети – это прекрасный механизм коммуникации, выражения своих мыслей, знакомства аудитории со своим творчеством и получения фидбэка, в случае, если аудитория адекватна.
Но мы живем в мире, когда физическая и виртуальная реальность настолько слиты, что границы между ними почти нет. Поэтому очень важно фильтровать поток информации и воспитывать в себе критическое мышление. Тогда соцсети станут отличным ресурсом.
— Сейчас через тик-ток не все, но многие знаменитости из российского шоу-бизнеса снимают и продвигаются, вы слышали о нем? И как вы к этому относитесь?
Конечно, слышала. Но на данный момент он мне не нравится. Возможно, когда-нибудь я поменяю свое мнение. Наверное, это было бы правильно – начать осваивать тик-ток и быть в мейнстриме. Я подумаю над этим. Может, стоит найти консультанта по тик-току, который поможет проникнуться возможностями этой соцсети.
— Ваш дебютный альбом называется «Несвободные», он, я так понимаю, автобиографический? Расскажите о нем? Как создавался?
Альбом «Несвободные» создавался достаточно долго. Сама идея выпустить альбом вынашивалась около года. Но туда вошли песни, созданные сильно раньше. Паре песен вообще 10 лет, некоторые совсем свежие. Но так случилось, что все они объединились в такую крутую концепцию «Шести историй любви», которыми мне было важно поделиться.
«Несвободные» – это метафора всей нашей чувственной сферы. Все мы очень не свободны. Мы не умеем свободно любить, выражать свои чувства. Мы не умеем дышать полной грудью в отношениях. Этот альбом – про попытку внутреннего освобождения. Про освобождение чувств и своей некой внутренней правды.
— Что для вас важнее – быть популярной или быть услышанной?
Для меня нет противоречия в этих двух пунктах, ведь чем больше популярности, тем больше услышанности. Другой вопрос – качество твоего слушателя. Конечно, чем на более массовую аудиторию выходишь, тем может быть больше людей, которые тебя услышать не смогут и агрессивно тебя не примут.
Я стараюсь балансировать: чтобы мое искусство было, с одной стороны, понятным, а с другой – не было низкопробным. Потому что качество массовой аудитории очень разное.
Конечно, мне бы хотелось получать аудиторию мыслящую, творческую, анализирующую, чувствующую, развитую. Но очевидно, что если выходить на миллионную аудиторию, то далеко не весь миллион будет таким. С другой стороны, я понимаю, что если из 10 тысяч людей будет 5000 троллей, но, при этом, 5000 меня услышат, примут и поймут, – это будет лучше, чем, если у меня будет 500 человек, из которых 250 троллей и 250 тех, кто меня услышит. В любом случае, для меня нет конфликта между этими двумя частями.
Другие публикации, которые могут быть Вам интересны: