ноябрь 2018
Интервью с баянистом, автором-исполнителем Сергеем Войтенко
Беседу вела Мария Ицкова
Вёрстка Катерины Вендилло





ноябрь 2018
Интервью с баянистом, автором-исполнителем Сергеем Войтенко
Беседу вела Мария Ицкова
Вёрстка Катерины Вендилло
Сергей Войтенко — композитор, создатель дуэта «Баян-Микс», лауреат премий «Шансон года», «Звезда Дорожного Радио», «Золотой Граммофон».

Его песни вошли в репертуар Льва Лещенко, Дениса Майданова, Марины Девятовой, Юты, Глеба Матвейчука и многих других российских исполнителей.

Что лучше, баян или рояль, существует ли «крючок», чтобы заинтересовать юных музыкантов, что делает человека сцены гением, каков в общении Ростропович — об этом и многом другом в нашей беседе.
— Сергей, в одном из интервью Вы сказали, что выбрали баян, так как он оказался меньше рояля. Были ли какие-то другие причины по выбору инструмента? Или всё было настолько просто?
Помните фильм «Когда деревья были большими»? Когда ты маленький, мир кажется большим. Вот такая же история. Рояль в детстве казался огромным инструментом, а баян был маленький, и я думал, что на нём легче играть. Но оказалось, что это не так. К тому же баян приходится за собой везде возить, у пианистов нет такой проблемы. Если бы я выбрал рояль, я бы меньше напрягал
спину и позвоночник, не таская ничего тяжелого!
— Как-то Вы упоминали, что ребёнку в детстве нужен «крючок», чтобы продолжить заниматься музыкой и не бросить это нелегкое дело. Не могли бы Вы поделиться универсальным «крючком», способным заинтересовать юных баянистов?
Сразу скажу: универсального крючка нет. Есть индивидуальный подход к каждому, индивидуальный ключик. И задача – его подобрать. Главное условие – этого должны хотеть все стороны: педагог, ученик, родители. Тогда мы ищем индивидуальные способности, разбираемся в характере, что ребёнку интересно, что его цепляет, боец ли он. Или, например, он любит быть на вторых ролях. Такое тоже возможно.
Музыкант, мечтающий о вторых ролях, — это замечательный аккомпаниатор, замечательный ансамблист, оркестрант. Не солист, но классный музыкант для коллективной работы.
— Вы неоднократно говорили, что всего добились благодаря своему трудолюбию и упорству. Как Вам кажется, насколько важно для музыканта пройти, так сказать, путь «через тернии к звездам»? Считаете ли Вы, что такая моральная закваска необходима творческому человеку?
Однозначно. Такая моральная закваска необходима. Не только творческому человеку, но и любому человеку, стремящемуся добиться каких-то высот. Только пройдя через какие-то препятствия, только на своей шкуре испытав какие-то трудности, преодолев их и победив себя, мы становимся сильнее и добиваемся больших успехов.
Вот рецепт достижения цели: идти, не сдаваться, преодолевать препятствия, преодолевать себя и побеждать. И так всю жизнь.
— Нашим читателям было бы очень интересно услышать от Вас, первоклассного баяниста, держащего высоченную планку уже более десяти лет, о критериях, по которым оценивается игра на баяне. Что именно делает одного баяниста гением, а другого просто любителем?
Уже более 30 лет. Ничто не делает музыканта гением, ничто не делает его любителем, кроме его собственного трудолюбия. Гениями не рождаются, гениями становятся. Только работоспособность, практика и планомерные и неустанные занятия над собой делают из человека эксперта своего дела. Любой гений – это, прежде всего, трудяга.
— Какой тандем со звездой Вам кажется наиболее успешным?
Ростропович был человек настолько же простой, насколько и глобальный, человек мира. Он был выдающимся музыкантом, почетным гражданином множества государств, большим благотворителем.
И при этом был прост и доступен в общении.
Я бы начал с тандема с Мстиславом Леопольдовичем Ростроповичем. Когда я был еще студентом Самарского музыкального училища, он у нас два месяца жил, ставил оперу Слонимского «Иван Грозный». У нас не было тандема, но два месяца я практически через день с ним общался, потому что у меня был свободный доступ в оперный театр, где он репетировал. Мы периодически вместе обедали и общались. Он был человек настолько же простой, насколько и глобальный, человек мира. Он был выдающимся музыкантом, почетным гражданином множества государств, большим благотворителем. И при этом был прост и доступен в общении. Он очень многое мне рассказал о себе, подсказал. Это общение мне очень многое дало.

Что касается творческих проектов, то наиболее успешный — дуэт и песня с Денисом Майдановым «Мы с тобой одной крови». Песня, с которой началась моя вокальная карьера. А остальные тандемы возникают сами собой.

Был дуэт с Львом Лещенко, дуэт довольно успешный, и впоследствии я сочинил для него песню «Моя последняя любовь». Она не только вошла в его недавний альбом «Моя последняя любовь», но и стала в ней заглавной. Сейчас я написал
несколько дуэтов. Для Марины Девятовой и Глеба Матвейчука, он называется «Атакую». Потом следом для себя и Сергея Куприка — «Тройка» на стихи Евгения Муравьева, потом также на стихи Муравьева мы с Сергеем Куренковым записали песню «Молодо-зелено». А буквально на днях выходит дуэтная песня на стихи Ивана Овчинникова «Встречай меня, мой Питер» с Александром Ягъя.
— Планируете ли Вы продолжать свое развитие не только как музыкант, но и как актер?
Я с удовольствием приму участие в съёмках в качестве актера, но считаю, что все-таки каждый должен заниматься своим делом. Актёры – это актёры. Сергей Безруков, Константин Хабенский или, скажем, старая плеяда – Евгений Леонов, Андрей Миронов, Анатолий Папанов. А я прежде всего музыкант.
— Видите ли Вы в данный момент своего преемника из молодежи по части игры на баяне?
Есть два человека, которые заменили меня и моего бывшего партнера по дуэту «Баян-Микс». Это Сергей Котков и Ринат Демаев. Вот эти ребята – наши преемники.
— Есть ли у Вас амбиция полномасштабно выйти на зарубежную эстраду после успеха на свадьбе министра иностранных дел Австрии Карин Кнайсль и бизнесмена Вольфганга Майлингерома?
У меня такие амбиции давно есть, не только после этой свадьбы. Я давно мечтаю сделать Accordions World Show, большое баянное шоу, которое мы бы повезли по всему миру. Но оно у меня пока в голове, но уверен, что и этот проект я осуществлю. И, думаю, сделаю это в ближайшие несколько лет.
— Какую песню Вы считаете своим апогеем как автора-исполнителя, или, возможно, такая песня еще не написана и не спета?
«Моя радость» — это песня про маму. Она пробирает до мурашек и до слез и меня, когда я её исполняю, и всех зрителей, сидящих в зале.
Это песня «Мы с тобой одной крови». Я не считаю её своим апогеем, просто хороший крепкий хит получился. У меня много песен, которые мне теребят душу и нравятся, которые я для себя считаю достижением. Например, моя новая песня «Моя радость». Это песня про маму, она вошла в новый альбом «Я буду любить тебя». Она пробирает до мурашек и до слез и меня, когда я ее исполняю, и всех зрителей, сидящих в зале. Песни «Голубое небо» и «Фронтовые письма» на стихи Евгения Муравьева. У нас с ним сложился замечательный творческий тандем. Его песни очень совпадают с моей музыкой, доходят до сердца зрителя.
— Все-таки в каком амплуа Вы чувствуете себя наиболее комфортно – как автор-исполнитель или все-таки баянист?
Я не разделяю эти два понятия, потому что я как автор-исполнитель на сцене всё равно нахожусь с баяном. 80 процентов моих песен проникнуты звуками баяна. Так что я автор-исполнитель и баянист в одном лице.
— Кажется ли Вам, что русский зритель соскучился по народному звучанию? Может именно с этой тягой ко всему родному и связан колоссальный успех всех ваших проектов?
Я с вами абсолютно согласен. Зритель соскучился по народному звучанию, это и тянет к родному, близкому, знакомому. К тому, что находит отклик в душе. Мы не делали это специально, это получилось естественно.
Я человек, который любит свою страну. Я люблю русский народ, я люблю все, что связано с русскими традициями, я играю на русском инструменте. Я пропагандирую этот русский инструмент, и поэтому, наверное, из-за того, что это идет от души, и приходит успех к моим проектам.
— Вы часто говорите, что открыты к любым экспериментам и начинаниям. Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас в данный момент какая-то абсолютно бесшабашная задумка, план или проект?
У меня сейчас несколько проектов, которые я веду. Если я запустил в космос какую-то мысль, то по своему характеру я обязательно должен всё довести до конца. Какой бы бесшабашной или невыполнимой ни была эта идея.

Один из проектов – это творческая школа, которую мы открыли при десятой музыкальной школе в Самаре. Это эксперимент, и будем смотреть, как у нас это
получится. Баянисты в нашей школе будут заниматься по индивидуальной программе, это то, о чем мы говорили вначале. Чтобы к каждому найти подход и ключик.

Следующий проект, который я запустил, — производство баянов под собственной маркой. Баяны мы начали производить в Италии, в дальнейшем производство перенесем в Россию.
Следующий бесшабашный проект, на который уходит много моих нервов, — это установка памятника баяну в Самаре. Себестоимость этого памятника, поскольку это будет такой арт-объект, который будет реагировать на прикосновение и станет одним из символов молодой Самары, — 4 миллиона, из которых я собрал пока 500 тысяч.
— В своем инстаграм-аккаунте Вы часто делитесь фотографиями своей семьи. Какое будущее Вы видите для своего сына Саввы?
Что выберет, то и выберет. У нас со старшим сыном Святославом тоже были различные эксперименты: мы предоставляли ему свободу выбора. И сейчас он является одним из перспективных молодых радиоведущих. И, возможно, в перспективе он станет телеведущим. Савве мы тоже будем давать все возможности для творческой самореализации. А в том, что он будет творческим человеком, я не сомневаюсь.
— Каков Ваш творческий девиз, который Вы несете через всю жизнь?
Кто весел, тот смеется, кто хочет, тот добьется, кто ищет, тот всегда найдет!
Другие публикации, которые могут быть Вам интересны: