Второй случился во время педагогической практики в детском лагере, где я была старшей вожатой. К нам привезли детей из интерната, с психическими расстройствами. Сопровождающие на словах объяснили, кто чем болен, кто как себя ведёт, как с кем нужно обращаться, и уехали, не оставив нам документов на каждого ребенка. Их не снабдили даже элементарными средствами гигиены, не говоря уже о хорошей одежде.
Знаете, что произошло? Они стали нашими любимыми детьми. Они ни на шаг не отходили от вожатых, на доброе слово они отвечали своим искренним интересом, некоторые не хотели уезжать обратно. Эти ребята были удивительными. И тогда нас разрывало чувство восхищения детьми, их чистотой и открытостью, жалости к ним, потому что невозможно было стоять рядом и смотреть, как две крохи держат в руках вафельное полотенце и кусочек хозяйственного мыла один на двоих, потому что им больше ничего не дали.
В тот же момент добавлялось чувство злости, осознание глубокой несправедливости. Появлялось желание окружить их заботой и хоть как-то расшевелить этих ребят. И это заставляло сидеть до ночи и выдумывать для них какие-то особенные мероприятия. Вожатые привозили из дома игрушки, одежду, сладости, раздавали в своих отрядах. Помню, как одной девочке подарили свитер. Она тут же надела его, несмотря на то, что было жарко. Мы её попросили его снять, ведь не холодно, а она сказала: «Нет, я его уже люблю», и погладила себя по ручкам, была так рада простой кофточке.
По-моему, когда дети говорят о чем-то или о ком-то «я люблю», они именно это имеют в виду. Взрослые делают это редко. После окончания смены появилось еще и чувство беспомощности. Потому что ты сделал мало и потому, что понимаешь, что таких интернатов, таких детей очень много.