МАРТ 2017
Интервью с религиоведом Константином Михайловым
Беседу вела: Катерина Вендилло
С гордостью представляем новое интервью: с религиоведом, историком и лектором Константином Михайловым.

Об Исаакиевском соборе и оскорблении чувств верующих, о пастафарианстве, магии, суевериях, первобытных культурах, буддизме, атеизме, главных уроках истории и многом другом - интеллигентно и со знанием дела.
«Современное общество богаче, здоровее и свободнее, чем когда бы то ни было. Огорчает то, что люди стремятся при этом жить так, как будто на дворе все еще XX век, а для некоторых и вовсе XIX. Это и протесты против новых технологий вроде интернета или ГМО, и ненависть ко всему непохожему от иностранцев и иноверцев до гомосексуалов и атеистов, и тяга вернуться к «старым добрым временам», когда женщинам положено было сидеть дома, а обществом управлял вождь. Зачем все эти реликты сейчас? Это так же странно, как ратовать за возвращение крепостного права.»
~
— Константин, расскажите, почему Вы выбрали для себя именно эту область знаний, профессию историка? И почему именно религии, тема верований интересовала Вас с детства?
Я действительно скорее религиовед, чем историк, но не могу сказать, что интересовался религией с детства. Скорее даже наоборот — я вырос в атеистической семье и о религии знал очень мало. Только в старших классах школы я понял, что это может быть чем-то очень интересным для изучения. Думаю, отчасти это было связано с хорошими школьными учителями, а отчасти — с книгами, которые вовремя попались мне в руки.
— Какие книги тогда произвели на Вас наибольшее впечатление?
Я думаю, прежде всего две: лет в 13-14 я прочитал «Золотую ветвь» Фрэзера и «Сына человеческого» Меня. Первая — классика религиоведения, посвящена развитию религии в примитивных, первобытных племенах. Вторая — по сути дела религиозная работа, но с большой исторической составляющей — про исторического Иисуса. Ни той, ни другой темой профессионально я заниматься не стал, но интерес к ним сохраняю и сейчас.

— Где Вы учились? Что было для Вас самым сложным в учёбе, а что, наоборот, лёгким?
Я закончил Центр изучения религий РГГУ. По-моему, это лучшее место на Земле, я его всем рекомендую. Сложного, конечно, было много: философские и богословские дисциплины никому не даются совсем уж легко. С историей религии мне, конечно, было гораздо проще. Но, наверное, это зависит от индивидуальных предпочтений. Прежде всего, конечно, из-за прекрасных преподавателей. Не только знающие специалисты, но и просто умные, интересные и, что всегда важно, очень порядочные люди. Словом, образец для подражания.
А если говорить в целом, то мне кажется, что религиоведение — хорошее образование для того, кто хочет разобраться немного во всём. Там и история, и философия, и психология, и социология — только занимайся, как следует, и выйдешь из университета со знаниями и широкими, и глубокими.
— Кое-где говорится, что Вы не только лектор, но и преподаватель. Где Вы ведёте занятия? Вам бы хотелось работать, к примеру, в школе или в ВУЗе?
Я какое-то время и работал в ВУЗе. Это интересное дело, но, честно скажу, мне больше нравится читать публичные лекции. Взрослые слушатели всегда с мотивацией, их волнует то, что им рассказываешь. А студента часто нужно как-то убеждать в том, что религия ему нужна. В общем, со слушателем публичных лекций говоришь, а со студентом занимаешься. Это разные подходы, и первый мне куда больше по сердцу. Что до школы, то я никогда не имел дело с маленькими детьми и, боюсь, это не моя сильная сторона.
— Как давно Вы читаете лекции, как подбираете темы? Есть ли у Вас любимый исторический период, любимая тема?
Заставили меня задуматься — я сам не считал. Читаю с 2011 года, выходит, летом будет уже 6 лет? Мне самому казалось, что меньше. Думаю, именно потому и казалось, что я всегда старался подбирать темы так, чтоб это было интересно мне и моим слушателям. И тут ограничиваться какой-то одной темой или сюжетом, конечно, нельзя. Мы говорили за эти шесть лет обо всем на свете — от верований австралийских племен до истории современного католицизма. Сам я, пожалуй, больше всего люблю вопросы, связанные с современным православием (об этом я и диссертацию защитил) и историей раннего Нового времени — XVII–XVIII веком.
Неинтересных исторических периодов и тем более неинтересных религий не бывает.
— Как магические ритуалы переросли в религии? Где это впервые произошло? Возможно назвать древнейшую религию?
Я думаю, что все-таки нельзя противопоставлять религию магии: магия — это в некотором смысле часть религии, и даже очень важная. Мы понимаем, что какие-то ритуалы — магически-религиозные, если угодно, — были уже у ранних кроманьонцев, то есть это что-то, что свойственно нашему виду с самого началa его существования. Естественно, мы почти ничего не знаем об этих ранних представлениях, только то немногое, что нашли археологи. Так что, увы, о самой древней религии рассказать что-то сложно. Сколько-то подробные сведения можно получить только тогда, когда появляется письменность. А это значит Шумер и Египет, древнейшие письменные цивилизации, и, соответственно, древнейшие известные нам в деталях религиозные традиции.
— Так ли много отличий в религиях современных и древних? Например, культ мученичества существовал с самых древних времён или это более позднее явление?
Отличия, конечно, гигантские — просто потому, что современное общество совсем не такое, как общество древности. Но есть и мостики между ними, а религия — как раз один из таких мостиков: большинство жителей нашей страны, скажем, связывают себя с религией, которая возникла во времена Древнего Рима. Если вдуматься, это ведь довольно странно. Тот же культ мучеников возникает в начале нашей эры (эту историю, совершенно удивительную, замечательно показывает Питер Браун в «Культе святых», одной из лучших религиоведческих работ, какие мне случалось читать), но существует и поныне.
— Как так получилось, что небольшое течение переросло в главную религию запада? В чём было преимущество раннего христианства?
О, об этом вопросе споры ведутся столетиями, и вряд ли мы с вами сможем его быстро решить. Но есть какие-то очевидные соображения: христианство — это и яркая новая философия, и обнадеживающий культ спасения, а кроме того ещё и религия с развитым миссионерством, относительно высокой (по меркам античности, конечно) ролью женщины в общине и семье, и принципами, которые позволяли пережить сколь угодно жестокие и сильные гонения. Более того, гонения укрепляли христиан в их вере, а мужество гонимых, в свою очередь, не могло не привлекать внимания окружающих, тоже превращаясь в род невольного миссионерства. Причин много, и, конечно, дело не только в христианстве, но и в том, что старая античная религиозность переживала кризис.
Христианство — это и яркая новая философия, и обнадеживающий культ спасения, а кроме того ещё и религия с развитым миссионерством, высокой ролью женщины в общине и семье, и принципами, которые позволяли пережить сколь угодно жестокие и сильные гонения. К тому же старая античная религиозность переживала кризис.
— Есть ли в мире чистые религии, а не гибриды? (например, православие+язычество, майянские верования + католицизм и тд).
Практически любая религия до какой-то степени синкретична. Невозможно, наверное, существовать рядом с другими учениями и вовсе ничего у них не взять. На христианство повлиял не только иудаизм, но и античные философские и религиозные течения. На буддизм в зависимости от региона — и индуизм, и даосизм, и бон, и синтоизм, и множество других религий. Из более современных течений можно вспомнить, скажем, афрокарибские культы — например, вуду, о котором все слышали в кино. Идеальный гибрид: культы жителей западной Африки из-за работорговли попали на Карибы, где смешались с культами индейцев, католицизмом, а в XIX веке еще и спиритизмом. И вышла очень интересная смесь. А уж для современных религий, для того, что называется New Age, синкретизм — просто норма вещей.
— Очень интересно! А вот всегда ли религия связана с искусством? Можно ли воспринимать языческое или средневековое искусство в отрыве от культа? Когда произошло разделение?
Я думаю, что века до XVI вообще ничего нельзя воспринимать в отрыве от религии. Вплоть до эпохи раннего Нового времени люди были с сегодняшней точки зрения исключительно религиозны. Религия была не просто их убеждениями, это была совершенно необходимая часть их жизни, без нее они себя не мыслили. И неважно, делал ли ты сапоги или рисовал картины, всё равно вера определяла твою жизнь и твою работу. А с XVI–XVII века ситуация постепенно начинает меняться. В XVII веке мы уже видим первых настоящих атеистов, да и в целом религия начинает терять свои позиции. В том числе, конечно, и в искусстве.
— У Вас есть серия лекций о каждой из крупнейших религий, конечно, хочется поговорить обо всём и сразу, но все-таки спрошу очень кратко: почему буддизм считается религией, хотя там нет бога? Что такое современны атеизм? Почему коммунизм — не религия? В чём основная разница?
Попробую так же коротко. Буддизм, как правило, все-таки считают религией, потому что, хотя бога в монотеистическом смысле там и нет, объектов поклонения хватает: это могут быть и будды, и бодхисаттвы, и даже местные божества в некоторых регионах. Словом, буддисты верят в сверхъестественное, совершают ритуалы в честь него: чем не религия? Коммунизм же, напротив, не религия, потому что ничего сверхъестественного не содержит — хотя в смысле ритуалов мог и может быть иногда на религию в чем-то похож. Тут, правда, много пограничных моментов: скажем, культ Кимов в современной Северной Корее. Формально он связан с коммунизмом, но в то же время имеет почти религиозный характер.
Что до атеизма, то он переживает сейчас очень хорошие времена. В развитых странах позиции его становятся всё активней, а число приверженцев растет. Впрочем, может быть в этом отношении я сам немного предвзят.
— Реально ли быть религиоведом и при этом истинно верующим?
Религиоведу сложно судить о том, кто истинно верующий, а кто нет: в чужую голову не залезешь. Да и критерии истинности не так просто установить. Но быть исследователем и при этом искренне исповедовать какое-то из религиозных учений, конечно, можно. Сам я атеист, но, например, моя научная руководительница, Анна Ильинична Шмаина-Великанова, не только замечательный ученый, но при этом (надеюсь, она простит меня за вторжение в эту личную сферу) и глубоко верующий человек. Правда, для религиоведа важно, мне кажется, сохранять некоторое стремление к объективности, так что нехорошо изучать ту религию, к которой сам принадлежишь. Впрочем, всё зависит от человека, и если хватает сил сохранять некоторую отвлечённость, то почему бы нет?
— Скажите, какие самые яркие примеры современных суеверий, пришедших к нам из древних времён? Знаю, что об том тоже есть лекция, невероятно интересная тема!
Примеров очень много, но мой любимый связан с младенцами (может быть, потому, что мне нравятся младенцы?). Как вы, наверное, не раз слышали, новорожденных детей часто не показывают посторонним — иногда месяц или два. Я очень люблю спрашивать людей, почему они это делают. Чаще всего мне отвечают, что это необходимо из-за слабого иммунитета ребенка. Но в действительности это одно из древнейших в мире магических представлений: так делают племена по всему миру, в том числе и те, которые ни о каком иммунитете никогда не слышали. Маленький ребенок с их точки зрения уязвим для злых сил.
— А может, «злые силы» — это и есть первые представления древних об иммунитете?
Может быть, отчасти, и так: то, что древние объясняли магией, сегодня иногда можно объяснить и научно. Но врачи, с которыми я специально советовался по этому поводу, говорят, что у младенцев иммунитет очень даже неплох.
Не стоит преувеличивать мудрость первобытных культур. По-человечески они были, конечно, не глупее нас с вами, но информации и методов им не хватало.
— Как Вы думаете, связаны ли каким-то образом выбор религии и достаток, благополучие общества?
Существует мнение, что чем благополучнее общество в смысле финансов и безопасности, тем менее религиозны будут его члены. Но выбор религии конкретным человеком чаще, как мне кажется, происходит совершенно по другим соображениям. Чаще всего, конечно, просто по традиционным: если ты русский, то идешь в православие, если поляк — в католицизм и так далее. А уж если человек отступает от окружающей его традиции и тянется куда-то ещё, то это связано не столько с его достатком, сколько с образованием, личными взглядами, поиском себя.
— Как Вы считаете, какой образ у современного православия? О чём говорит, к примеру, событие с Исаакиевским собором с точки зрения хода истории? А о чём — установка памятника князю Владимиру?
Думаю, что довольно очевиден рост влияния православия на политическом уровне. Конечно, и установка памятника Владимиру у Кремля (как, кстати, и появление там памятника патриарху Гермогену или изображения полулегендарной встречи Александра I с Серафимом Саровским), и идея передачи Исаакиевского собора Церкви — это ясные свидетельства того, что патриархия наладила тесные отношения с государственной властью. Но на жизнь простых верующих это оказывает, как ни странно, не такое уж большое влияние.
— Что Вы думаете об «оскорблении чувств верующих», почему эта тема стала так популярна в последнее время?
Мне кажется, что тут складываются три самостоятельных составляющих. С одной стороны это отсутствие культуры диалога: там, где вполне можно было бы обойтись дискуссией, люди бегут в суд жаловаться. Не потому, что они такие злые, а просто потому, что не знают, как доказать свою правоту. С другой стороны это, конечно, давление крупных религиозных групп, прежде всего Русской православной церкви, которой на руку закон об оскорблении чувств. Поскольку закон применяется избирательно, он стал дубинкой в руках больших течений. Между тем об оскорблении чувств пятидесятников или, скажем, Свидетелей Иеговы мы ничего не слышим, хотя в прессе их постоянно поливают грязью. Наконец, третья сторона — это желание властей контролировать ситуацию. На худой конец по принципу «разделяй и властвуй»: пока верующие и неверующие спорят друг с другом, власть оказывается в положении арбитра, к которому они вынуждены обращаться. Это хорошо видно в той же ситуации с Исаакиевским собором.
Поскольку закон об оскорблении чувств верующих применяется избирательно, он стал дубинкой в руках больших течений. Между тем об оскорблении чувств пятидесятников или, скажем, Свидетелей Иеговы мы ничего не слышим, хотя в прессе их постоянно поливают грязью.
— Как Вы думаете, можно ли трактовать современную ситуацию войны на ближнем востоке как конфликт запада и востока в идеологическом смысле?
Ну мне кажется, этот вопрос уже выходит за компетенцию религиоведа или, во всяком случае, одними религиоведами тут не обойтись. Признаться, я не очень люблю такие масштабные противопоставления. Запад и восток — слишком обширные понятия, чтоб их можно было в киплинговском духе противопоставлять друг другу. Что такого уж общего между Ираном и Саудовской Аравией? И то, и другое мы в обиходе называем Востоком, но в действительности между ними сильное противостояние, кстати, отчасти имеющее религиозный характер. А так ли много общего между Италией, Швецией и, скажем, Соединенным Штатами? А ведь всё это мы назвали бы Западом. Противостоят друг другу конкретные силы и конкретные люди, а не цивилизации, если цивилизации вообще существуют, что само по себе вопрос спорный.
— Спасибо! Тогда чуть конкретнее: что Вы думаете о брендах и бренд-религиях? Перейдут ли нашим потомкам потребительство и культ денег?
Ну, как и коммунизм, который мы с вами уже вспоминали, бренды — все-таки не совсем религия. Хотя, конечно, иногда становятся на неё похожи. О будущем судить сложно, но общество потребления никуда не исчезнет. Впрочем, так ли это плохо? Конечно, есть вещи поважнее хорошей одежды и двадцати сортов колбасы, но все-таки мы живём в самом сытом и благополучном обществе за всё существование человеческой истории — и общество потребления в этом здорово помогает. Не говоря уже о том, что потребление даёт человеку возможность выстроить собственную идентичность — и это может быть потребление не только одежды или еды, но и книг (они ведь тоже товар — и благодаря обществу потребления мы можем купить их больше и проще, чем когда бы то ни было раньше) и даже той же религии. Выбирая между брендами, мы часто делаем выбор, похожий на религиозной. Но и выбирая между религиями, мы нередко выбираем знакомые бренды и логотипы.
— А вот что Вы думаете о пастафарианстве? Достаточно зарегистрировать — и уже религия? Если это стёб, то зачем?
Пастафарианство (да простит меня его макароннейшее величие) — это, конечно шутка. Никто всерьёз не верит в Летающего макаронного монстра, подтасовывающего результаты радиоуглеродных исследований и помогающего пиратам раздавать детям конфеты. Это шутка — и шутка вполне определённого, атеистического характера. Способ показать абсурдные и забавные стороны религиозной жизни. Насмешка над религией существует если и не столько же, сколько сама религия, то немногим меньше: уже древние римляне позволяли себе шутки над своими жрецами. Или вспомним Боккаччо, Рабле, Чосера. Пастафарианство хорошо тем, что это шутка добродушная, симпатичная, а не жесткое бичевание в духе советских «воинствующих безбожников».
— Тогда логично вытекает вопрос о том, есть ли место религиям в современном обществе? Не нужна ли новая, основанная, например, на научном подходе, а не на древних книгах? Кажется, что устаревшие представления себя исчерпали... Не вредят ли они современному человеку, не мешают ли развитию?
Я думаю, что на этот вопрос отвечает сама реальность. Когда что-то перестаёт быть нужно людям, оно само собой уходит. Мы не поклоняемся Зевсу или Осирису, потому что более новые религии вытеснили эти старые и отжившие своё культы. Конечно, может быть, для развития медицины или физики, а может даже и политики было бы неплохо, если бы все люди стали атеистами. Но это повлекло бы за собой множество других проблем и бед: прежде всего, многие люди стали бы несчастны. Раз люди верят в высшие силы — а подавляющее большинство жителей планеты это делает, — значит это зачем-то им нужно. И дело не только в том, что они необразованны и бедны. Будто нет образованных и богатых верующих? Дело в том, что религия нужна им для решения своих психологических и социальных проблем. И мне кажется, что не дело посторонних вмешиваться в их личные взгляды.
Атеист и верующий могут спорить друг с другом, убежать друг друга, даже ругать, если им так хочется. Но если одна из сторон начинает навязывать свою позицию, то выходит инквизиция или сталинский террор.
— Скажите, какие у Вас планы на ближайшее и более далекое будущее? Чего хотелось бы сделать, достичь, познать?
Уверен в одном: мне бы не хотелось сменить работу. Мои слушатели — в «Читалке», «Leveлl One» и любых других местах — убеждают меня в том, что люди любознательны, умны и восприимчивы. И это, конечно, даёт мне ощущение, что моя работа имеет смысл. Но хочется не останавливаться. На лекциях мне не раз случалось рассказывать о местах, о которых я только читал. Здорово было бы увидеть их своими глазами. Многие темы явно требуют расширения — и я надеюсь превратить их из лекций в циклы, а может быть и в научно-популярные книжки.
Если получится, благодаря всему этому я буду всё время узнавать и понимать что-то новое. А это, мне кажется, самое большое удовольствие на свете.
— Как раз есть немного времени на пару философских вопросов, которыми мы обычно заканчиваем интервью. Есть версия, что религии возникли из-за страха человека перед смертью. А если бы его не было, то мы бы не знали религий?
Вопрос очень хороший, но ответить на него, как и положено в таких случаях, сложно. Думаю, что дело было все-таки не только в страхе. Отчасти религиозность людей связана, по мнению некоторых исследователей, непосредственно с устройством нашего мышления. Отчасти — с эволюционным выживанием. В первобытном мире человек, который верил, что в кустах сидит злой дух, выживал чаще, чем тот, который не верил: духа в кустах не было, а вот тигр — очень даже мог быть. Отчасти религия позволяла и позволяет выразить переживания и эмоции, которые сложно высказать иначе.
Религия — это не только спасение от страха. И если бы её не было, наше общество было бы устроено настолько иначе, что сложно даже вообразить себе, как.
— В чём, на Ваш взгляд, основные уроки истории? О чём не следует забывать, каких повторов действительно стоит избегать?
Насилие — никогда не решение. Счастливое общество покоится на уважении к мнению окружающих.
Олдос Хаксли как-то сказал, что величайший урок истории в том, что она никогда и никого ничему не научила. Увы, люди, принимающие решения, которые стоят жизней и счастья других, часто смотрят на историю избирательно: внимательно читают про гром побед и невнимательно — сноски с числом человеческих жертв. Но если история может чему-то научить, то было бы здорово, чтоб мы зазубрили две вещи. Первая — то, о чем писал Оден: «Тот, кому зло причиняют, зло причинит в ответ». Насилие — никогда не решение. Вторая — то, что лежит в основе демократии. Счастливое общество покоится на уважении к мнению окружающих. Как видите, обе мысли самые банальные, но хорошо бы разобраться с азами, а потом уже переходить к сложным вопросам.
— Как верно! Скажите, что Вас лично радует в современном обществе, а что, наоборот, расстраивает?
Я думаю, что современное общество в принципе самое лучшее из всех, какие существовали в истории. Мы богаче, здоровее и, главное, свободнее, чем когда бы то ни было. Конечно, это банально, но не радоваться этому было бы странно. Огорчает, соответственно, то, что люди стремятся при этом жить так, как будто на дворе все ещё XX век, а для некоторых и вовсе XIX. Это и протесты против новых технологий вроде интернета или ГМО, и ненависть ко всему непохожему от иностранцев и иноверцев до гомосексуалов и атеистов, и тяга вернуться к «старым добрым временам», когда женщинам положено было сидеть дома, а обществом управлял вождь. Зачем все эти реликты сейчас? Это так же странно, как ратовать за возвращение крепостного права. Ну и, конечно, огорчает избыток серьёзности — хотя бы даже и в этом моем вам ответе.
— Последний вопрос — наиболее философский и наиболее краткий. Как по-Вашему, кто такой историк?
Хочется ответить цитатой из Антуана Про: «История — это то, что делают историки». И, соответственно, наоборот. Но в сущности историк — это просто человек с избирательным любопытством. То, что было раньше, ему интересней, чем то, что есть сейчас, и даже чем то, что будет. Именно поэтому, наверное, действительно хороших историков мало. Сам вот я тоже не могу отрешиться от настоящего, и поэтому занимаюсь не столько историей, сколько религией, которая хотя и связана с прошлым, но вечно актуальна. Что до истории, то, не будучи исследователем, я могу помочь ей только тем, что делаю: популяризировать её для широкой публики. Уже несколько моих молодых слушателей пошли на исторические факультеты хороших университетов — и я этим очень горжусь. Очень скоро они лучше меня смогут ответить на ваш вопрос.

Другие интервью, которые могут быть Вам интересны: