ноябрь 2019
Интервью с балериной
Валерией Побединской
Беседа, вёрстка: Катерина Вендилло
Валерия — Лауреат Всероссийского и Международного конкурсов, балерина с пятнадцатилетним стажем работы в государственных театрах Москвы (театр «Кремлевский балет», театр «Новый балет»), ведущая солистка в МГАДМТ им. Н.И.Сац. Этой осенью Валерия основала фонд помощи артистам балета "Изношенные пуанты".

Мы поговорили о том, как создавался фонд, с чего стартует его работа, какие планы на его развитие, каковы главные проблемы работы в сфере благотворительности в России, а также о причинах травм в балете и работе с врачами.

— Лера, фонд зарегистрирован, поздравляю! Расскажи, как пришла в голову идея о его создании? Что стало отправной точкой?
Как же мне всех нас стало жаль в этот момент. Обычно концентрируешься на своей проблеме, своей боли, а тут как-то сразу за всех стало и больно и обидно....
Большое спасибо! Это лишь маленький шаг на большом пути, но очень важный и значимый.

На самом деле идея витала в воздухе, и, как мне со временем стало известно, многие артисты примерно в это же время стали задумываться: «почему же нет ничего такого для нас?! Как бы хотелось, чтобы было некое единое место, куда можно было бы обратиться за помощью в любой момент...»

И это, конечно, крайне интересно. Видимо, как часто бывает, это возрастающее общее желание и мысли сконцентрировались. Просто кто-то чуть раньше реализовывает их, может, если не я, то в ближайшее время это наверняка сделал кто-то ещё.

Моей отправной точкой стала травма, которая случилась этим летом. Восстановление в этот раз было сложным. В какой-то момент я почувствовала, что вряд ли смогу продолжить танцевать, и тут же я подумала:

«Ну почему нам, артистам, приходится метаться в поисках помощи и тратить уйму драгоценного времени на это?! Ведь балет — наше достояние, столько театров, столько артистов, а проблема у всех одна: куда обратиться, если что..?»

В это же время Ксения Шевцова, прима-балерина театра Станиславского, запустила очень важный челендж по утилизации пластика, который является основой пуант Гейнор Минден. Я поддержала этот челендж, и тут мне пришла в голову некая туманная и странная концепция: как это можно преобразовать в коммерцию и почему бы не создать такой фонд помощи для артистов балета, который мог бы на этом жить. И почти сразу же возникли мысли о Центре здоровья.
Хочу сказать, что хоть мы и говорим об артистах балета, но на самом деле это касается всех, кто связан с хореографией, с танцами вообще. Мы не хотим ограничивать себя узконаправленностью, ведь эта проблема касается всех танцующих артистов, будь то народные танцы, модерн и многие другие.
— Чем будет заниматься фонд? Какая помощь в первую очередь нужна артистам балета?
Главная цель, к которой мы идём и подспорьем которой является наш фонд — создание Центра Здоровья.
Мы только-только родились, конечно, сразу же фонд работать не начнёт. Планируется, при условии хорошего бюджета, помогать по любым вопросам, связанным с профессиональным здоровьем артистов. Начиная с операций и заканчивая витаминами.

Но мы прекрасно понимаем, что поначалу, как бы нам ни хотелось иначе, придётся выбирать. Это самое сложное, но я думаю, что нас поймут. И когда фонд заработает, мы начнём с самых сложных и больших проблем. Срочные операции будут у нас в приоритете, а дальше уже по мере возможностей начального бюджета.

Сказать, какая помощь в первую очередь нужна, довольно сложно. Это такая профессия, где многое нужно одновременно в комплексе.
Одним из главных факторов для артиста является моральная поддержка, как бы это ни звучало. Это не значит, что мы скажем: «всё у вас будет хорошо, держитесь», и ничего делать не будем. Нет. Это иное, и поверьте, это правда важно.
— С чего ты планируешь начать? Что для тебя — проблема номер один?
Проблема номер один для всех нас, я считаю — это отсутствие информации, осведомленности. Как о нас, так и для нас.

В связи с этим я уже начала предпринимать первые шаги, выстраивать связь с общественностью, назовём это так. Что касается нашей артистической жизни, условий работы и собственно лечения и восстановления — это всё оказалось абсолютно тёмной стороной луны, не то что для всех людей, но и даже для людей околобалетных, т.е. людей искусства: музыкантов, певцов, художников и др.!
Поднимая проблему в соц.сетях, ища союзников и просто заинтересованных людей, начиная рассказывать, что у нас и как, я столкнулась с тем, что люди округляют глаза и ушам своим не верят. Мне так и говорили: «Да неужели правда? Как же так может быть?» И что касается разнообразия наших травм и проблем со здоровьем, то же самое: оказалось, что дальше синяков и пресловутых мозолей люди даже и подумать не могли.
Первое для нас — это большой резонанс и освещение проблемы, вынос её на обозрение общественности.
Многое для поддержания и восстановления нашего рабочего инструмента, т.е тела, давно уже продумано и действует за границей, но мы об этом не знаем. У нас, в основном, существуют какие-то старинные методы по подсказкам педагогов или коллег.

Артисты, в этом плане — люди, смотрящие на всё новое с опаской, их трудно убедить что-то попробовать. Каждый находит для себя что-то, что более-менее помогает, и боится изменений и экспериментов. Просто потому что вдруг станет хуже, и что тогда?

Поэтому на своих страницах в инстаграме и в фейсбуке мы стараемся рассказывать как можно подробнее о новых или неизвестных у нас вспомогательных средствах. Разные виды гимнастик, тейпирования, о новых подходах и методиках с точки зрения анатомии человека. Мы только начали, и я стараюсь искать что-то важное и интересное для всех нас. Надеюсь, это получается и кому-то поможет.
— Кто твои главные помощники? Артисты, люди других профессий, организации? Ты собираешь свой «клуб»?
Добрых людей гораздо больше, чем кажется, и поэтому главных тут нет. Скажем просто: мои помощники — это прежде всего ЛЮДИ.
Я бы не назвала это клубом, это скорее люди, которым небезразлично, которые хотят помогать, при этом не ища какую-либо выгоду. Помощники тут все, любое слово поддержки, о том, что это нужно и важно, помогает. И это действительно говорят разные люди и артисты, а также люди других профессий.

Что касается организаций, мы будем налаживать партнёрство, есть планы, ведутся переговоры, но пока не буду говорить наперёд. Когда будет всё точно, тогда мы обязательно расскажем обо всех и обо всём. В плане информации мы будем стараться быть максимально открытыми.
— Что ты думаешь в целом о работе благотворительных фондов в нашей стране? Сложно ли помогать в России? Есть ли фонд, кому хочется подражать?
Ответить на этот вопрос я смогу, начав непосредственно работу с фондом в полной мере. Судя по количеству фондов и их активности, мне кажется, что главное — желание помогать, а ресурсы всегда найдутся. Наверняка есть свои сложности, но не непреодолимые. Я знаю, что выделяется бюджет, даются гранты, находятся меценаты. Еще раз повторюсь: добрых людей в мире много.

В данном контексте вряд ли может идти речь о подражании. Наш фонд по тематике, пожалуй, не похож ни на какие другие, хоть и связан со здоровьем. Просто скажу, что фонд Константина Хабенского и фонд «Подари жизнь» Чулпан Хаматовой для меня являются неким примером. Но на самом деле все, кто занимается помощью другим, достоин внимания и уважения.
— Что думают о твоей инициативе коллеги? Твоё решение было для них неожиданным или ожидаемым?
Пока что все отзывы исключительно положительные. Говорят, что и такой фонд, и конечно же единый центр здоровья всем нам нужен.

Для всех решение было неожиданным, но давно желаемым, как я уже говорила, эта идея витала в воздухе.
— Правильно ли я понимаю, что главные люди в работе фонда — это врачи? Много ли врачей готовы помогать? Много ли действительно хороших специалистов по балетным травмам?
В работе фонда главную роль скорее будут занимать те, кто помогает финансово. А вот когда появится возможность осуществить открытие центра здоровья, тогда специалисты будут играть одну из важнейших ролей.
Сам фонд, в основном, направлен на финансовую помощь: оплата операций, реабилитации и т.п., но конечно, если будут предложения, например, предоставить партию хороших ортезов или медикаментов, которые у нас не купить, то мы не откажемся. Мы и сами будем со временем стараться делать такие закупки для предоставления нужных вещей и лекарств артистам.

Вообще понятия «специалист по балетным травмам» практически нет. Мы это говорим, но такого специального медицинского направления нет. Есть балетно-спортивная травматология в ЦИТО и может ещё где-то, но это лишь название, все равно нет яркой направленности: этот специалист больше занимается спортсменами, а этот артистами балета. А я и многие другие артисты, мы все же считаем, что разница тут есть.

Как много хороших специалистов сейчас, я точно сказать не могу. У каждого артиста есть свой секретный врач, который чудесным образом помогает почти во всех ситуациях, и все по мере возможности делятся друг с другом их контактами. Думаю, их не так много, но в основном, конечно же, они помогают с готовностью и с пониманием дела.
Сейчас появляются заинтересованные именно нашим направлением молодые специалисты, некоторые даже сами бывшие артисты балета, как например Дмитрий Болтунов-Потоцкий, о котором мы рассказывали на своей странице. Все они стараются в своей практике учитывать именно балетную специфику, кто-то даже разрабатывает методику обучения, развития и восстановления балетного организма на основе анатомии и балетных знаний. Надеюсь, со временем это получит большее развитие. Ведь есть такая фраза: спрос рождает предложение. Будем надеяться.
— Что делать, чтобы избежать травм? Есть ли правила, рекомендации? Или это всегда случайность?
Конечно, случайности в травматизме артистов бывают, но в основном травмы получают в некотором смысле ожидаемо. Долго болит, артист терпит, работает, становится все хуже и хуже, и в какой-то момент организм не выдерживает. Где тонко, там и рвётся.

Можно сказать, что нужно правильное распределение нагрузки, если болит, идите на больничный, сделайте перерыв и тому подобное, но как уже неоднократно говорилось, у артистов нет времени.
Наш рабочий век короток, и выходить из формы и входить обратно отбирает его достаточно, да и много других факторов, вплоть до денежного. А про распределение нагрузки так и вовсе бессмысленно говорить, этого добиться крайне сложно.
Но можно поддерживать свое тело в хорошем рабочем тонусе и не давать возможности изнашиваться раньше времени и сильно. Для этого много чего необходимо: нужно знать, что делать после нагрузок, как восстанавливаться и снимать перегрузку с мышц, какие гимнастики нужны, какие массажи, витамины и добавки для здоровых костей, связок и всего организма в целом.

Чтобы всё это применять, потребуется немало ресурсов: финансы, время, т.к в одном месте ты занимаешься восстанавливающей гимнастикой, в другом у тебя массаж и ещё много всего.

Поэтому мы и видим необходимость и ставим цель открыть единый центр здоровья во главе всего.
— Планируешь ли ты привлекать в фонд людей со стороны, никак не связанных с балетом или даже с искусством, популяризировать фонд в массы?
Популяризацией нашего фонда и нашей проблемы мы уже занимаемся через соц.сети, через новые знакомства и общение лично, через наш сайт.
Пока в планах привлечение людей, связанных с искусством, если говорить именно о работе и сотрудничестве с фондом, то есть люди из других сфер деятельности, которые интересуются нашим делом. Если будут хотеть принимать участие, помогать, то мы никогда не откажемся от этого, из какой сферы ни был бы человек.
— Есть ли аналоги таких фондов в России? Или ты первопроходец?
Насколько мне известно, аналогов нет. Существуют фонды, занимающиеся молодыми дарованиями и их развитием, сохранением культурного наследия, фонды для пенсионеров и инвалидов. Это я говорю именно о балетной сфере. Но фонда, помогающего именно действующим артистам балета по направлению поддержания и восстановления здоровья, нет.
— Какие события-встречи-спектакли планируются? Что-то уже окончательно решено?
В ближайшее время планируется моё участие в качестве специального гостя на моноспектакле Георгия Мигунова, создавшего проект Сарказмбалет, что тоже является новаторством в сфере балета, т.к. это будет не танцевальный спектакль, а какой — можете узнать, придя на него 19-го ноября в 19.00 (подробности в мероприятии).

На этом спектакле я презентую наш фонд, так сказать, на «живого» зрителя. Возможно, буду отвечать на вопросы.

Что касается встреч, их запланировано довольно много, но это всё касается внутренней работы и налаживания партнёрства. Основное большое мероприятие в поддержку фонда стоит у нас в планах, но пока ещё не решено, где оно будет проходить.

Детали раскрывать пока, думаю, не стоит, но если сказать вкратце, то мы хотим посвятить этому мероприятию целый день, который будет включать в себя всевозможные акции, мастер-классы наших партнеров от искусства, работу со СМИ, приглашенных медийных личностей из разных сфер искусства. Конечно, центральным событием дня должен стать специально поставленный к данному мероприятию спектакль с участием артистов разных танцевальных жанров, в котором также будет затронута наша основная тема, как и во всём, что будет происходить в этот день.

Уже есть название спектакля и некоторые разработки, есть хореограф и варианты музыки, но это пока останется неразглашенным. Как только мы определимся с местом, уже можно будет говорить о деталях.
Другие публикации, которые могут быть Вам интересны: